• Авторизация


СКАЗКОТЕРАПИЯ 02-07-2015 16:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lusiie Оригинальное сообщение

СКАЗКОТЕРАПИЯ В ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДЕ

СКАЗКОТЕРАПИЯ В ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДЕ
Колобовникова А. С., г. Киев

      Данная статья представляет авторский метод гештальт-терапевтической работы с клиентской сказкой.
Почему именно со сказкой ?
Многие авторы, работающие со сказками, обоснованно сравнивают их со сновидениями. Сновидение предлагает некий срез содержания бессознательного человека, также и сказка.

Когда нам приснился «дурной сон», мы всячески стараемся «забыть», «зачурать», рассказать сон (чтобы не сбылся), осмыслить его или готовимся встретить неприятные события, то есть пытаемся что-то сделать с полученной информацией. Этот факт подтверждает, что события сновидений связаны с событиями нашей жизни. Еще одно подтверждение тому – существование трактователей сновидений и сонников с давних времён. Когда человеку приснился «хороший» сон, - это позитивно влияет на настроение человека уже с момента пробуждения.


Содержание сна, как часть бессознательного, представлено в виде символов. Давайте вообразим, что нам удается видеть сны «по заказу», в которых мы оперируем символами по своему желанию: выбираем события и персонажей, достигаем поставленных целей, но также символично, как во сне. Именно такие возможности открывает метод работы с клиентской сказкой.

Зачастую одного написания терапевтической сказки, без осмысления, бывает достаточно для того, чтобы изменения наступили в жизни человека, будто мы посмотрели «нужный» сон. Было замечено, что срок действия в этом случае наблюдается с момента написания такой сказки до 0.5 – 1 года. Осмысление сказочных символов и осознанное претворение результатов в жизнь – то, что предлагает гештальт-подход – ускоряет достижение поставленных целей.

______________________
* О том, чем отличается терапевтическая сказка от других, речь пойдёт ниже.

Возможности сказкотерапии. Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и прогностическую. Соответственно можно выделить одноименные группы сказок.

Диагностическая сказка
предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения человека. Инструкции, которые предъявляются клиенту в данном случае такие: «Напишите сказку о себе», «Напишите любую сказку», «Напишите две сказки: о неудачливом человеке и об удачливом человеке». После написания сказки, следует гештальт-сессия по работе с диагностической сказкой. В результате такой работы вскрывается базовый жизненный сценарий клиента, профессиональный, семейный, сексуальный сценарии. Важно отметить, что темы сказок выбираются согласно запросу клиента. Таким образом, возможно проводить работу как с базовым сценарием личности, так и со сказками, написанными по отдельным проблемам. Если выявление базового сценария изначально выбрано целью, то рекомендуемая инструкция может быть следующей: «Выберите сказочный персонаж, с которым Вы себя наиболее ассоциируете. Нарисуйте его. Напишите сказку, из которой он пришёл».
Прогностическая функция
реализуется в той части сценарной сказки, которая повествует о будущем героя. Существуют два цикла реализации сказки в жизни человека – большой и малый. Так, в малом цикле, человек наверняка сталкивался с рядом повторяющихся ситуаций, одну из которых он узнает в написанной сказке. Следует отметить, что не всегда сказка дописана до конца, тогда во время гештальт-сессии задаются вопросы, позволяющие клиенту осознать события будущего: «Чем дело закончится?», «Что случится после смерти Василисы?»
Тема и название сказки.
Тема диагностической сказки отражает существующую проблему (жалобу клиента), а название выбирается сказочное, уточняющее, о чём пойдет речь в сказке. Клиент может дать название уже после написания сказки. Сказки по отдельным жизненным проблемам можно «усилить» названием: «Сказка о принцессе Елене и ее суженом принце Иване», «Как солдат службу служил»,Тема терапевтической сказки отражает запрос клиента. Название терапевтической сказки на символическом уровне описывает достижение желаемой цели: «Как Ивану Царевичу встретить Василису Прекрасную», «Как Ивану из волка серого снова в королевича превратиться», «Как богатырю Илье обрести Силу-Сильную».
Алгоритм работы со сказкой.
 После написания сказки клиенту предлагается:
  • Подчеркнуть всех персонажей сказки, в том числе неживые предметы.
  • Соотнести себя с одним или несколькими героями сказки, а впоследствии со всеми.
  • Отметить (жирной точкой) то место сказки, где он (герой) находится сейчас.
И это тот вопрос, который позволяет клиенту осознанноразделить сказку на прошлое, настоящее и будущее.Удивительным образом клиент точно может отметить точку, в которой он находится в настоящий момент. Эту точку предлагается назвать «точкой настоящего».
  • Определить, о чем эта сказка, о каких жизненных событиях она повествует, кто герои сказки в реальной жизни, достигают ли они поставленных целей, действуют активно или пассивно выжидают. *
  • Определить, устраивает ли клиента представленный ход событий, что он хочет изменить в своей сказке и как этих изменений можно достичь. Для этого предлагается написать терапевтическую сказку.
Терапевтическая сказка повествует о том, как достичь клиенту желаемого будущего, а в некоторых случаях и о том, какое вообще будущее является желательным, исходя из сложившихся обстоятельств.Пишется терапевтическая сказка к самому неясному (для клиента) месту сказки. Неясный момент или пробел следует чаще всего сразу за «точкой настоящего». Это некие события, действия, изменения, которые приводят героя к желаемому будущему. Пример: пишет девушка сказку о том, что встречается ей Тот Самый Принц на Белом самолете, а в жизни все не принцы. Точка настоящего находится в начале сказки, где Принцесса по дорогам ходит – ищет.Неясные моменты: как встретить Принца, как узнать его среди непринцев, как ускорить ожидаемую встречу, но главное – как поверить в эту встречу. И написание терапевтической сказки с последующей интерпретацией дает ответы на поставленные вопросы. Формат метода. Таким образом, сказкотерапевтическая сессия включает в себя – написание сказки и последующую интерпретацию сказки согласно теории и принципам гештальт-метода. Обычно сказкотерапевтических сессий может быть несколько. Сказки будто матрешка в матрешке раскрывают суть и особенности жизненного сценария человека. Их написание и осознание помогает произвести желательные изменения в жизни. Так реализуется психотерапевтическая роль сказки.

ГЕШТАЛЬТ-МЕТОД В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ 1. Уточнение запроса. Задание 1. Написание сказки (диагностическая сказка). Инструкция: (пример: напишите сказку о себе) Задание 2. Интерпретация сказки. Вопросы для интерпретации:
  • Что Вы поняли о себе из написанной сказки?
  • Что Вы можете сказать о главном герое (героях)? Идентифицируйте себя с ним(и).
  • Где Вы сейчас в своей сказке?
  • О каком времени рассказывается в сказке – прошлое, настоящее, будущее?
  • Дайте характеристику сказочной среды. Применительно к жизни – о какой сфере рассказывает сказка?
  • Персонажи сказки – кто они? Соотнесите их с частями личности (субличностями). Какие характерологические черты этих персонажей, свойственны ли они Вам? Насколько? Можете ли Вы в реальной жизни узнать героев Вашей сказки? Кто они? Проанализируйте отношения между героями.
  • Перечислите символы сказки (в т. ч. волшебные предметы). Интерпретируйте: о чём, по-Вашему, идёт речь?
  • Сделайте выводы: о чём эта сказка.
  • Достигает ли Герой желаемой цели?
  • Активен он или пассивен?
  • Что Вам хочется изменить в этой сказке?
  • Найдите самый неясный момент сказки (обычно после точки, где Герой находится сейчас).
  • Каким может быть продолжение сказки? Рассмотрите разные варианты.
Задание 3. Написание новой сказки (терапевтическая сказка). Инструкция: напишите сказку: как достичь желаемых изменений. (Пример: «Как Ивану-царевичу обрести Силу-сильную») Задание 4. Интерпретация терапевтической сказки. * О том, чем отличается терапевтическая сказка от других, речь пойдёт ниже. * В конце статьи приводятся приблизительные вопросы для интерпретации, применяемые в ходе гештальт-сессии.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СКАЗКОТЕРАПИЯ | plastica - Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца | Лента друзей plastica / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»