|
![]() |
![]() |
Колобовникова А. С., г. Киев
Данная статья представляет авторский метод гештальт-терапевтической работы с клиентской сказкой. Почему именно со сказкой ? Многие авторы, работающие со сказками, обоснованно сравнивают их со сновидениями. Сновидение предлагает некий срез содержания бессознательного человека, также и сказка. Когда нам приснился «дурной сон», мы всячески стараемся «забыть», «зачурать», рассказать сон (чтобы не сбылся), осмыслить его или готовимся встретить неприятные события, то есть пытаемся что-то сделать с полученной информацией. Этот факт подтверждает, что события сновидений связаны с событиями нашей жизни. Еще одно подтверждение тому – существование трактователей сновидений и сонников с давних времён. Когда человеку приснился «хороший» сон, - это позитивно влияет на настроение человека уже с момента пробуждения. Содержание сна, как часть бессознательного, представлено в виде символов. Давайте вообразим, что нам удается видеть сны «по заказу», в которых мы оперируем символами по своему желанию: выбираем события и персонажей, достигаем поставленных целей, но также символично, как во сне. Именно такие возможности открывает метод работы с клиентской сказкой. Зачастую одного написания терапевтической сказки, без осмысления, бывает достаточно для того, чтобы изменения наступили в жизни человека, будто мы посмотрели «нужный» сон. Было замечено, что срок действия в этом случае наблюдается с момента написания такой сказки до 0.5 – 1 года. Осмысление сказочных символов и осознанное претворение результатов в жизнь – то, что предлагает гештальт-подход – ускоряет достижение поставленных целей. ______________________ * О том, чем отличается терапевтическая сказка от других, речь пойдёт ниже. Возможности сказкотерапии. Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и прогностическую. Соответственно можно выделить одноименные группы сказок. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения человека. Инструкции, которые предъявляются клиенту в данном случае такие: «Напишите сказку о себе», «Напишите любую сказку», «Напишите две сказки: о неудачливом человеке и об удачливом человеке». После написания сказки, следует гештальт-сессия по работе с диагностической сказкой. В результате такой работы вскрывается базовый жизненный сценарий клиента, профессиональный, семейный, сексуальный сценарии. Важно отметить, что темы сказок выбираются согласно запросу клиента. Таким образом, возможно проводить работу как с базовым сценарием личности, так и со сказками, написанными по отдельным проблемам. Если выявление базового сценария изначально выбрано целью, то рекомендуемая инструкция может быть следующей: «Выберите сказочный персонаж, с которым Вы себя наиболее ассоциируете. Нарисуйте его. Напишите сказку, из которой он пришёл». Прогностическая функция реализуется в той части сценарной сказки, которая повествует о будущем героя. Существуют два цикла реализации сказки в жизни человека – большой и малый. Так, в малом цикле, человек наверняка сталкивался с рядом повторяющихся ситуаций, одну из которых он узнает в написанной сказке. Следует отметить, что не всегда сказка дописана до конца, тогда во время гештальт-сессии задаются вопросы, позволяющие клиенту осознать события будущего: «Чем дело закончится?», «Что случится после смерти Василисы?» Тема и название сказки. Тема диагностической сказки отражает существующую проблему (жалобу клиента), а название выбирается сказочное, уточняющее, о чём пойдет речь в сказке. Клиент может дать название уже после написания сказки. Сказки по отдельным жизненным проблемам можно «усилить» названием: «Сказка о принцессе Елене и ее суженом принце Иване», «Как солдат службу служил»,Тема терапевтической сказки отражает запрос клиента. Название терапевтической сказки на символическом уровне описывает достижение желаемой цели: «Как Ивану Царевичу встретить Василису Прекрасную», «Как Ивану из волка серого снова в королевича превратиться», «Как богатырю Илье обрести Силу-Сильную». Алгоритм работы со сказкой. После написания сказки клиенту предлагается:
ГЕШТАЛЬТ-МЕТОД В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ 1. Уточнение запроса. Задание 1. Написание сказки (диагностическая сказка). Инструкция: (пример: напишите сказку о себе) Задание 2. Интерпретация сказки. Вопросы для интерпретации:
|
---|