• Авторизация


ПЕМА ЧОДРОН: "УЛЫБАЯСЬ СТРАХУ" 18-07-2012 11:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[307x400]

Несмотря на те мысли, которые занимают наши головы и то, что нам показывают в новостях, мы все хотели бы быть здоровыми и добродетельными. Наше желание здоровья и добра можно не только принять, но и поместить в гораздо более широкий контекст. Мы можем расширить его до желания помочь другим людям, помочь всему миру. Однако начинать следует с малого. Мы просто не в состоянии начать сразу со всего мира. Но можем с непосредственной работы с теми людьми, которые входят в нашу жизнь - нашей семьи, родственников, соседей и сотрудников на работе. Конечно, можно постараться приобрести такую профессию, которая позволит расходовать свои время и энергию на общенациональном или мировом уровне. Но, даже в этом случае, если мы с открытым сердцем будем трудиться над всемирным благом и справедливостью, нам необходимо работать над тем, что пребывает с нами всегда. Нам нужно работать над самими собой.

И эта самая работа над собой может помещаться в более широкий контекст нашего общества, нации и всего мира. И очень важно рассматривать ее из этого более широкого контекста. Я не хочу показаться резкой, но должна сказать, что очень многие люди относятся к так называемой духовной практике несколько эгоистично. Их духовный путь зачастую состоит только из заботы о самих себе. При этом они даже не замечают, что все их удобство и комфорт обеспечиваются за счет других людей. Мы все знаем подобных людей, не так ли?

Если мы начинаем искать источник боли и страданий, и того, что с ними можно сделать, то обнаруживаем их далеко за пределами своего личного самочувствия. В буддизме это называют идеалом бодхисаттвы. В учении Шамбхалы мы говорим о пути воина или, вернее сказать, о пути духовного воина. По самой своей сути он означает работу над самими собой, развитии мужества и бесстрашия, развитии нашей способности любить и заботиться о других людях. Включается и забота о самих себе, но, чтобы мы ни делали, помещается в более широкий контекст помощи.

Когда мы обращаем свое внимание на мир вокруг нас - как на наше непосредственное окружение, так и на то, что находится за его пределами, то обнаруживаем много трудностей и проблем. Те новости, которые мы слышим, это в основном - плохие новости. Они заставляют нас бояться. Это может обескураживать. Но от всех новостей мы можем черпать вдохновение на нашем пути духовного воина, на пути бодхисаттв. необходимо воспринять и признать тот факт, что мы необходимы миру.

Кто такие "мы"? Я и Ты, любой из нас - каждый из нас на этой Земле необходим прямо в данный момент.

Почему мы нужны и каким образом?

Мы нужны поскольку сотни тысяч живых существ страдают.

И даже если только некоторые из нас возьмут на себя благо помощи своим семьям, своим соседям, своим городам, да и самой Земле, то начнет происходить нечто хорошее.

Если мы придем к пониманию того, что мы нужны, и возьмем на себя обязательство заботиться как о своей собственной боли, так и боли вокруг нас, мы обнаружим себя на ПУТИ. Воин всегда в странствии. А основная черта этого странствия - страх. И этот страх не является чем-то на что можно посетовать, избежать или победить. Это то, что необходимо исследовать. То, с чем нужно вступить в отношения.

Страх - очень актуальная тема. Поскольку он буквально ощутим и витает в воздухе. Вы можете почувствовать его вокруг себя. Поляризация, фундаментализм, агрессия, насилие, жестокость и недоброжелательность встречаются по всей планете, заставляя чувствовать зыбкость почвы под нашими ногами.

Правда состоит в том, что эта почва всегда была зыбкой. Но в те времена, когда страх преобладает, это более очевидно. Весь окружающий нас страх может производить впечатление одной плохой новости, но на самом деле эта новость - хорошая. Страх подобен точке, возникающей в пространстве перед нами и захватывающей наше внимание. Это - как ВРАТА, через которые нам предстоит пройти, не зная того, куда они ведут. Обычно, когда мы боимся, запускается своего рода цепная реакция. Мы уходим внутрь и начинаем вооружаться, стараясь защитить себя от того, что может нам навредить. Но, попытки защититься не уменьшают страх. Совсем наоборот. На самом деле страх только усиливается. Вместо того, чтобы освободиться от страха, мы только ожесточаемся. Когда наш страх уходит внутрь, он сковывает нас, ограничивая в выборе пути.

Большинство самых болезненных мировых проблем изначально вызваны страхом. Фундаментализм, к примеру, возникает тогда, когда нам требуется нечто определенное и прочное, чтобы защитить себя от тех, кто от нас отличается. Он возникает из страха утратить контроль. Сходным образом, наши привязанности вытекают из попытки смягчения того дискомфорта. который мы ощущаем внутри самих себя. Того, что все выйдет из под нашего контроля, что безопасная почва уйдет из под наших ног. Какую бы форму не принимал страх, он нарастает и приводит к действиям, наносящим огромный ущерб. Выливаясь в войны и беспорядки. Переростая в насилие и жестокость. Создавая тот уродливый мир, который порождает еще больше страха.

При этом всем, сам грубый, первоначальный страх возникает как некая точка в пространстве, как врата, через которые можно пойти в любую сторону. Если мы обратим свое внимание на реальный опыт страха, не важно какой - простое тошнотворное чувство в желудке или настоящий ужас, тонкий уровень неудобства или дурман драматической тревожности, мы можем им улыбнуться, верите вы этому или нет. Это может быть как настоящая улыбка, так и метафорическая. Они нужны для того, чтобы приблизится к страху, обратиться к нему и соприкоснуться с ним. В этом случае страх не запустит цепную реакцию, в которой ищется защита себя, а превратится в источник нежности. Мы переживем свою уязвимость, но не почувствуем ожесточения и защиты в ответ. И это позволит помочь как самим себе, так и другим людям.

Мы все хорошо знакомы с опытом нарастания страха и бегством от него. Но, разве мы по настоящему соприкасались с ним? Присутствовали в нем? Переживали его полностью? Знаем ли мы, что такое улыбнуться страху?

Около года назад я путешествовала на самолете, а мой сосед, закончив читать журнал Тайм, предложил и мне ознакомиться с его содержанием. Я начала читать и встретила статью о страхе. В ней говорилось о том, что люди гораздо сильнее боятся неопределенности, чем физической боли. Ой, подумала я, это очень созвучно тому о чем говорю я сама. О целой цепи событий, которая ведет нас к саморазрушению и другим деструктивным привычкам. О целой цепи событий, возникающей из нашего страха неопределенности, не знания того, что происходит в мире и что может произойти. И все это возникает из нашего желания получить безопасность, комфорт и удобства.

Я очень много наблюдаю за собой, друзьями и другими людьми, стараясь понять, как эта нервозность в отношении неопределенности происходит с нами и к чему ведет. Очень интересно исследовать то, что происходит с нашими телами, речью, умом. И я придумала очень удобный, безопасный, хотя и несколько краткий ответ. Я поняла и больше не боюсь. Хотя, конечно же, этот мой ответ работает несколько иначе. В смысле того, что в нем не идет речь о поиске безопасности.

Я обратила внимание на то, что есть две основные реакции на страх неопределенности. По крайней мере первоначально. В первом случае мы активизируемся, а во втором становимся очень ленивыми ...


Однажды в своем маленьком ритритном домике я ощутила неопределенность и беспокойство. Стала всматриваться в эти переживания. Все было похоже на мячик от пинг-понга, прыгающий туда-сюда. В домике было всего две комнатки и я прыгала и металась из одной в другую, иногда останавливаясь на полпути и возвращаясь обратно. Я находилась в уединении одна, но впечатление было такое, что я заполняла собой все пространство. Когда я обсудила подобные переживания с другими людьми, то многие поделились своим схожим опытом. О том, как беспокойство задавало им такое ускорение, что они метались в своих собственных домах из комнаты в комнату, перепрыгивали с одной задачи на другую, не были в состоянии успокоиться чем-либо. Люди рассказывали о том, как они строчили писама по электронной почте или звонили своим друзьям по телефону, болтая бесконечно долго. Они начинали проекты, которые в лучшем случае доводили до половины, брались за сотни дел одновременно, постоянно жалуясь на то, что у них постоянно не хватает времени, как они ничего не успевают. Но, на самом деле, самым угрожающим для них было - не делать ничего.

Лень - это другая реакция. Она противоположна бурной деятельности. Хотя эти две реакции кажутся противоположностями, на самом деле они весьма схожи: это уход от присутствия в страхе неопределенности. В случае лени вы - полностью парализованы. Вы не в состоянии заставить себя что-либо делать, поскольку нервозность и неопределенность велики настолько, что вы полностью "отмораживаетесь". Вы - неподвижны. Вы превращаетесь в овощ, который часами может лежать на диване или сидеть за компьютером, только бы отвлечь себя, стараясь не чувствовать того, что происходит внутри. Не соприкасаться с неопределенностью и беспокойством. И это при том, что в фоновом режиме они господствуют.

То, чему учил Чогьям Трунгпа Римпоче как о базовой фундаментальной неопределенности - а научные тесты сейчас доказали, что она пугает нас сильнее физической боли - основа самого страха это сомнения в себе, не доверие к самим себе. А можно сказать, что не любовь себя, не уважение себя.

Поэтому самый первый шаг, возможно самый трудный, безусловная дружба с самим собой.

Развитие безусловной дружбы означает самый страшный этап в знакомстве с собой. Это готовность взглянуть на себя со всей ясностью и открытостью, даже в те моменты, от которых хочется закрыться. Это означает сохранение открытости сердца в те моменты, когда то, что вы видите: отвратительно, пугающе, неловко или слишком больно.

Отличительной чертой этого обучения духовному воинству, пути бодхисаттвы, является развитие храбрости. С подобной храбростью вы готовы отправится куда-угодно лишь бы помочь другим людям, поскольку вы от них не закрыты. Но первый шаг на этом пути - посмотреть на самих себя с чувством нежности и доброты. Сделать это не так уж и легко. Если вы уже пробовали, то знаете насколько трудно остаться в присутствии, в здесь-и-сейчас, когда вы начинаете бояться того, что видите.

Если вы в состоянии оставаться в присутствии с тем, что вы видите, когда вы снова и снова всматриваетесь в себя, то начинает развиваться более глубокая дружба с самим собой. Это - полная дружба, поскольку вы не оставляете за ее пределами те свои части, которые вам трудно выносить. Это подобно совершенной дружбе с другим человеком. Вы принимаете все, что в нем есть. При развитии этой совершенной дружбы с самим собой, те части, которые вас смущают и те, которыми вы гордитесь проявляются как подлинные и аутентичные. Аутентичный человек - это человек, который ничего не скрывает, который не воюет сам с собой. Аутентичный человек не носит маски и защиты.

Мы все знаем, что означает смотреть на человека и не видеть его самого, а видеть маску. Не видеть не его сердца, ни его разума. Чрезмерная активность или лень тоже бывают подобными масками.
Однако, когда кто-либо присутствует со всеми своими неопределенностями, со всеми своими внутренними страхами, он становится настоящим, а все маски, все персоны спадают. Вы чувствуете, что можете доверять подобному человеку. Он - не воюет сам с собой, а следовательно не будет строить козни и против вас.
Аутентичность проявляется в умении увидеть все в отношении себя. Это не означает, что его более не смущает или не ставит в неловкое положение то, что он в себе увидел, главное, что он от этого не бежит.

Когда мы отгораживаемся стеной от неопределенности и страха, то у нас появляется то, что Чогьям Трунгпа назвал "железным сердцем". Но, когда развивается дружба с самим собой, это железное сердце начинает смягчаться, превращаясь в нечто иное. В уязвимое сердце, в нежное сердце. Сердце с легкой грустью, поскольку ему пришлось соприкоснуться с болью и сохранить свое присутствие.

Вы можете думать, что духовное воинство состоит в том, чтобы отправиться в горячие точки планеты, подобные аду с тем, чтобы помочь людям. И это правда. Духовный воин отправился бы туда, если был бы призван. Но, начало не там. Оно начинается с полного и совершенного познания самого себя. Такого, что не остается тайной комнаты, закоулка или чуланчика, который остался бы тайным и неизведанным. Нельзя стать воином, помогающим другим, не совершив этого самостоятельного путешествия. Путешествие нельзя ни начать, ни завершить, если для начала не встретится на этом пути со своим страхом.

взято с http://atraita.livejournal.com/157637.html 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПЕМА ЧОДРОН: "УЛЫБАЯСЬ СТРАХУ" | plastica - Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца | Лента друзей plastica / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»