Посмотрела-таки фильм Авдотьи Смирновой «Кококо».
Понравилось: изначальное настроение взаимной поддержки незнакомых и совершенно разных людей. Кажется, по-русски как-то — вопреки обстоятельствам.
Не понравилось: искусственная поляризация социальных типов. Хабалка так из провинции, интеллигентка так из Питера. Но в кино часто применяют метод концентрации и усугубления с целью представить определённый типаж общества. Но, надо заметить, характеры героинь плоскими как раз не получились по типу плохой/хороший.
В любом визуальном восприятии большое значения для меня играет картинка. Здесь я в полном восторге от квартиры-мастерской Лизы — непочатый край работы для пытливого глаза; и свет, идущий откуда-то сверху, но не бьющий, а рассеивающийся, придаёт ещё больше заманчивой загадочности вещам —обитателям мастерской.
Я не буду пересказывать содержание фильма, скажу своё мнение о том, как я его поняла.
Фильм о нас, о современной России на примерах двух социальных типов. Интеллигенция инициативна, собирая подписи в защиту, участвуя в открытых политических акциях, в то же время при явной несамостоятельности постоять за себя в противостоянии своячеству и коррупции, так же нерешительна в вопросах личной жизни. В противовес интеллигентке Лизе Вика — хабалка из Ё-бурга, живая, способная выйти из любой житейской проблемы, но не имеющая будущего. Жизнь порой не делит свои задачи, исходя из социального положения, она ставит их перед каждым, и всякий по-своему их разрешает. По фильму в проигрыше оба «лагеря». Они не понимают друг друга, даже не видят проявления заботы и любви по отношению друг к другу, словно родились на разных планетах. Явная симпатия оборачивается тотальным непониманием. Почему?
Фильм я посмотрела некоторое время назад, но отзыв не сразу написала, мне бывает нужно, чтобы мнение об увиденном отстоялось.
Во время нестабильной экономической и политической жизни общество России чудовищно разрознено. Отсюда, из провинции, это особенно заметно. А активная часть населения столиц частенько «обижается» на провинцию за пассивность. Возможно, обоснованно, а, возможно, и нет. Иногда, проезжая некоторые районы города, я с тоской думаю: «О чем может мечтать человек, живущий в этих трущобах? Что может двигать его по жизни? — Жажда мести за несправедливое своё положение или искреннее желание жить лучше, видеть больше, через потребность быть лучше самому?» И мне в связи с этим приятно желание главной героини Лизы помочь провинциалке Вике. Да, необразованной. Да, невоспитанной. Но имеющей незлобливую душу, вопреки её жизненному опыту. Да, думаю, и в столицах таких Вик немало найдётся.
Судя по финалу, авторы фильма пока не видят вариантов взаимодействия слоёв общества, но хорошо, что они задумались над проблемой взаимодействия.
Размышляя над этим, я мысленно провожу параллель с жизнью, творчеством и деятельностью Антона Павловича Чехова. Именно деятельностью, поскольку он некоторое время жил в селе, где оказывал медицинскую помощь крестьянам, вместе с сестрой (тут Дмитрий Прохоров на ум пришёл) предпринял постройку трех школ на средства, полученные за литературную работу и от продажи фруктов из собственного сада. И это вовсе не выглядит как пиар, разовые подачки или, как нынче называют, акции помощи, сопровождающиеся выписыванием чека в некий благотворительный фонд, где сложно отследить целевое назначение поступления средств.
Я не хочу вменить интеллигенции в обязанность воспитание человека «из народа», мне радостно видеть, что в фильме затронута тема общества с позиции не конфронтации, но попытки услышать друг друга. И ещё, думается мне, что возрождение России, о котором так пафосно и много говорят не столько в слепом поклонении какому-либо Богу и следованию правилам религии, сколько в образовании.