Обезличивание книги через электронную читалку неизбежно, особенно для людей с визуальным мышлением, когда помнится примерное расположение заинтересовавшего отрывка текста на странице. И как же без тоски по иллюстрациям в книжках из детства, когда именно «картинки» определяли выбор? С взрослением, правда, начинаешь оценивать качественные иллюстрации как нечто самоценное в книге, что добавляет ей плюсов. Может, в нынешние времена настоящая книга, не важно, с твердым или мягким переплётом, торопится стать роскошью?
Тем более приятно было бы держать в руках экземпляр с иллюстрациями Габриэля Пачеко — одного из мексиканских иллюстраторов. На русском языке с его оформлением вышла одна детская трогательная книга «Водяной человек и его фонтан». Мне очень понравилось, как написала о его работах Мария Скаф (возможно, он сам о себе так не написал бы) (полностью читать здесь):
«Пачеко относится к сказочной реальности со вполне ощутимой тревогой и печалью. Это не тот случай, когда иллюстратор идет за сюжетом: положим, в „Русалочке“ или „Отверженных“ и впрямь мало что может воодушевить, но ведь и вполне позитивные „Бременские музыканты“ не вызывают у художника радости. Речь, скорее, об изначальном недоверии к сказке — двойственная материя которой достаточно вещественна, чтобы увлечь, захватить, очаровать, но недостаточно реальна, чтобы позволить читателю наказать морскую ведьму или присоединиться к мохнато-пернатому квартету братьев Гримм. В результате Пачеко берется иллюстрировать каждую новую книгу с неким чувством обреченности, с осознанием, что воплощенный им мир так и не сможет воплотиться до конца. Подобная эмоция вовсе не редкость, однако, кажется, именно для современной российской культуры она становится определяющей. Пачеко вызывает такое четкое ощущение узнавания потому, что его герои — статичные или в мнимом движении, непропорциональные, находящиеся в неестественных позах — отчетливо напоминают грустных клоунов, которые в нашей стране всегда были любимы. Кажется даже, что самый главный грустный клоун — Слава Полунин — вместе со всем своим „Кораблем дураков“ незримо присутствует на картинах Пачеко. Случайно это совпадение или нет — но если и случайно, то явно не из тех случайных совпадений, что можно проигнорировать».
Иллюстрации к «Лебединому озеру».
Иллюстрации к книге Анны Кастаньоли «Удивительное путешествие».
Иллюстрация к книге Гонзало Тренора «Человек, который вошел в окно».
Иллюстрация к сказке братьев Гримм «Бременские музыканты».
Иллюстрации к «Сказкам графа Луканора».