Как-то так вышло, что давно не смотрела трогательных фильмов о безусловной любви — мелодрам. И вот время подвело меня к «Джейн Эйр». Чего можно ожидать от фильма, сюжет которого знаешь наизусть? Нового его прочтения, неожиданного воплощения?
Критики о фильме говорят следующее: что «невнятно показано становление характера и воли Джейн», что «самопознание Джейн Эйр кинематографу практически не поддается», что «из книги опять получилась слащавая мелодрама о пользе смирения». Другие, напротив, хвалят: скромно — «картина молодого режиссёра выглядит абсолютно качественной», двусмысленно — «это практически безупречная британская экранизация: что касается визуального ряда, костюмов и природы, здесь все даже как-то слишком хорошо», скучно — «изложение этой истории Фукунагой было лаконичным и достаточно увлекательным», восхищенно — «блестящая экранизация классического произведения в новой обертке».
Критикуя фильм, я бы помнила о том, что кино всё-таки искусство визуального восприятия, и не может сравниваться с книгой, где удовольствие и прочие сопутствующие прочтению чувства доставляет не картинка и звук, а слог и ритм авторской речи, литературные способы передачи мыслей героев и состояний природы, линия построения сюжета, который, на мой взгляд, единственный из перечисленного не может быть ущемлён в фильме.
И потому, просматривая экранизацию Кэри Фукунаги, я получила удовольствие. Нет, даже — Удовольствие! С прописной буквы и с восклицательным знаком. Я получила эстетическое визуально-слуховое наслаждение от выбранной цветовой гаммы, пейзажей, декораций, выбранных костюмов, музыкального сопровождения. И вот единственный отзыв (автор Елена Тихонова — Film.ru), с которым я безоговорочно согласна: «Берясь за классический роман, Фукунага понимал, что его экранизация станет уже двадцать какой-то по счету, и сохранить остроту интриги удастся едва ли. Именно поэтому к поставленной задаче он подошел с оружием, которым, в принципе, владеет лучше всего: сделал красиво. Начинавший кинокарьеру как оператор, Фукунага продолжил ее теперь как режиссер, в чьем фильме нет ни одного случайного кадра и, в общем, не важно, как смотрят друг на друга герои, важно — как смотрит на них камера». Он позволил рассмотреть и услышать всё самое главное. А чего ещё можно желать?