После возвращения из второй ссылки в Ташкент (весной 1934 г.) Войно-Ясенецкий некоторое время находился в разъездах.
Согласно его личному листку от 1 ноября 1934 г., Валентин Феликсович на тот период работал заведующим хирургическим отделением в той же первой городской больнице, где работал в 1917-1923 гг. (чуть позднее она будет реорганизована в Институт неотложной помощи) и проживал в служебной квартире по адресу: ул. Свердлова, 5 (бывшая Лахтинская, ныне Махатмы Ганди). Кстати, на той же улице в доме № 50 проживала и дочь епископа – Елена Жукова-Войно. В настоящее время на этом месте построено современное здание.
До приобретения собственного дома (в конце 1936 г.) семья Войно-Ясенецкого еще какое-то время снимала квартиру на ул. Пишпекской (в районе Дархана). По сообщению Г.А. Боряева, его родители и многочисленные родственники проживали по адресу Пишпекская 9, а семья Войно-Ясенецких квартировала совсем рядом – «помнится в доме № 7, но за точность теперь не ручаюсь». В 60-е годы на этой территории были возведены многоэтажные здания. От былых времен до нас дошли две высокие ели и орешина.
Лишь в декабре 1936 г. Войно-Ясенецкий на гонорар, полученный от издания монографии «Очерки гнойной хирургии», смог приобрести для своей семьи (няни Софьи Сергеевны, среднего сына Алексея и младшего Валентина) собственный домик с тремя комнатами и флигелем в 2 комнаты по адресу: проулок Воровского, 23. В этом доме 23 июля 1937 г. он был арестован в очередной раз.
В наши дни бывшая улица Воровского сильно реконструирована. Та ее часть, которая ведет к строению, где проживала семья Войно-Ясенецкого, теперь носит название Бештерак. Дом расположен на берегу Салара, недалеко от римско-католического костела, на одной линии с ТашМИ (в 15 минутах ходьбы). Ныне он разделен на два хозяина и имеет новую нумерацию.
В доме № 40 проживает с семьей сын родной сестры жены Валентина Валентиновича Евгений Юрьевич Сальвицкий. Сохранилась часть исторического фасада с характерными элементами жилой архитектуры 20-30-х годов. Во второй половине прошлого века к нему были сделаны дополнения жилого и хозяйственного назначения.
Сохранился почти в первозданном виде и флигель (ныне имеются частичные переделки в замене четырех оконных рам, пристройки кухни и крыльца), но он уже отгорожен забором и принадлежит новому домовладельцу.
В 1961 г. флигель (дом 41) купила А.С. Горковенко. Из воспоминаний хозяйки Анфисы Сергеевны:
«Домишко мы купили в 1961 г. Денег особых у нас не было – только что приехали из Сибири, а домишко в две небольшие комнатки шел под снос, и поэтому продавался дешево. Хозяйка показала нам просторный подвал, вход в который находится прямо в комнате. Валентин Феликсович хранил здесь медикаменты и разный медицинский инвентарь. В светлых помещениях флигеля проводился прием больных».
Известна и другая версия:
«В саду стоял флигелек, в нем жила Софья Сергеевна Велицкая, сестры-монахини вели хозяйство».22
В то время семья Горковенко ничего о Войно-Ясенецком не знала, хотя с соседями поддерживала хорошие отношения. Сын Анатолий вместе с Евгением в 1990 г. был в Одессе и целую неделю гостил в семье Валентина Войно-Ясенецкого. Тому тогда было 76 лет. Больше всего запомнилось, что «в доме почти не было мебели, всюду книги, книги, книги и – большой портрет архиепископа Луки на стене».
Другая соседка (дом № 41), А.И. Сорокина, поделилась с нами воспоминаниями своего мужа.
«Почему-то больные ходили на прием к Валентину Феликсовичу через их двор. На чердаке дома епископ хранил религиозную литературу. Соседям давал читать Библию».
По словам Е.Ю. Сальвицкого, на чердаке хранились и медицинские атласы и другая специальная литература, но все это во время ремонта затерялось.
В этом доме бывали дочь и внучка Елены Войно-Жуковой (эпидемиолога) – Ирина, психиатр.
До настоящего времени уцелело несколько корпусов на территории старого ТашМИ, где читал лекции, выступал с докладами или принимал больных профессор В.Ф.Войно-Ясенецкий. В главном корпусе старого ТашМИ имеется музей, но он не хранит память об этом великом хирурге и ученом, стоявшим у истоков создания главного медицинского вуза Республики Узбекистан. Подобное же сравнимо лишь с поступком сына, забывшего родную мать, вскормившую его грудным молоком.
Последние два года перед третьим арестом профессор преподавал в институте усовершенствования врачей. Об этом периоде напоминает снимок 1936 г., где Валентин Феликсович сфотографирован с группой преподавателей и курсантов в составе 38 человек.
Местонахождение института до сих пор не изменилось – улица Паркентская 51. Для учебного корпуса выстроено новое здание, а в старом трехэтажном строении ныне располагается Международный фонд Авиценны.
На территории же бывшей городской больницы по улице Садыка Азимова (бывшей Жуковской), где существовал целый комплекс медицинских зданий, здание терапевтического отделения, увы, снесено, исчез и дом главного врача.
К счастью, продолжает существовать и действовать хирургическое отделение. Именно в его одноэтажном корпусе начал свою трудовую деятельность в Ташкенте сорокалетний земский доктор Войно-Ясенецкий. Здесь он практиковал и в 1934-37 годах. Ныне здание используется под учебный и лечебный корпус медицинского института. Основные помещения корпуса (операционная и др.) эксплуатируются по своему первоначальному назначению.
Все сохранившиеся дореволюционные здания вкупе с новыми корпусами относятся к Первой Республиканской клинической больнице. И именно здесь, на фасаде старинного здания, занятого под хирургическое отделение, можно было бы установить мемориальную доску в память о великолепном хирурге и большом ученом В.Ф. Войно-Ясенецком. Это было бы справедливо.
В центре территории больницы размещалась часовня (1898 г.), представлявшая собой многогранное в плане сооружение. Основные элементы архитектурного декора – полуциркульные формы дверных и оконных завершений. Эта часовня нам особенно дорога тем, что связана с самыми трудными периодами в жизни В.Ф. Войно-Ясенецкого.
Из воспоминаний врача-гинеколога А.А. Шорохова, записанных Марком Поповским в 1971 г.:
« …жена Войно-Ясенецкого заразилась где-то туберкулезом и сгорела за один месяц, как тогда нередко бывало с молодыми людьми. Была Анна Васильевна религиозна и, пока болела, просила мужа читать ей Евангелие. Этот месяц, пока он ежевечернее читал ей Новый Завет, и решил его судьбу. Он стал религиозным. Уверовав, сжег свои картины и начал писать иконы, которыми украсил больничную часовню».23
В настоящее время часовня видоизменена – снесена верхняя часть, убраны некоторые архитектурные детали. Используется, как подсобное помещение столовой.
Обо всем этом подчас трудно говорить без душевной боли… Но немного утешает тот факт, что представители старой гвардии врачей хирургического отделения всем вновь прибывшим студентам рассказывают о духовном и научном подвиге доктора В.Ф. Войно-Ясенецкого. Кстати, с подобных же бесед о нем традиционно начинаются первые сентябрьские лекции для первокурсников почти всех медицинских вузов Ташкента.
Об этом нам поведала кандидат медицинских наук Людмила Якубовна Туляганова.
Говоря о памятных местах в Узбекистане, связанных человеком-легендой ХХ в., нельзя умолчать о Боткинском кладбище.
В 1931 г. красивейшую церковь Сергия Радонежского, где читал проповеди о. Войно-Ясенецкий, варварски взорвали. Но по-прежнему действует кладбищенская церковь Александра Невского и часовня «Всех скорбящих Радость», в которых по воскресным дням служил епископ Лука.
В 1919 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий неподалеку от храма Александра Невского похоронил жену – А.В. Ланскую. На первоначально установленном кресте были начертаны слова: «Чистая сердцем, алчущая и жаждущая правды».
В 1931 г. рядом с ее могилой похоронили маленькую девочку из их рода, а через 53 года – единственную дочь Анны Васильевны.
В настоящее время здесь установлены два скромных надгробия из искусственного камня.
На первом начертано «ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКАЯ АННА ВАСИЛЬЕВНА. 1881-1919».
На втором – «ЖУКОВА-ВОЙНО ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА. 29.9.1908–19.12.1972.» «Наташенька. 1928-1931».
21 год Валентин Феликсович жил вдали от тех мест, где покоится прах любимой женщины, где остались жить его дети, внуки, правнуки, друзья и – безмерно благодарные бывшие пациенты. Однако, несомненно, мысленно и в своих молитвах он всегда был с ними.
В наши дни все кровные родные Войно-Ясенецкого живут за пределами Узбекистана.
П р и м е ч а н и я :
1 Ныне – Национальный университет республики Узбекистан имени Мирзо Улугбека.
2 Версия действительно апокрифическая, ничего не говорящая о больших духовных исканиях молодого Валентина Феликсовича, будущего епископа Луки, и не имеющая места на самом деле…
Брак с Анной Васильевной Ланской состоялся в 1905 году, но на медицинский факультет Киевского университета Валентин Феликсович поступил еще в 1898 году. Жена скончалась в 1919 году, священнический же сан он примет в 1921-м. И только 31 мая 1923 года («отказавшись от соблазнов мирской жизни») рукоположен в сан епископа.
При чтении данного материала следует помнить, что и некоторые другие, приводимые автором (и впервые обнародованные в воспоминаниях) цифры, факты, даты, имена и фамилии, возможно, также нуждаются в дальнейших фактографических уточнениях. Ведь большая, полная, академическая биография святителя Луки еще до сих пор никем не написана. (Прим. ред.)
3 За значительный вклад в практическую и теоретическую медицину В.Ф. Войно-Ясенецкий был удостоен Сталинской премии 1 степени. К декабрю 1945 года, когда это произошло, вышла первая часть его знаменитой монографии «Очерки гнойной хирургии».
С 1946 по 1961 год был правящим архиереем на кафедре Симферопольской и Крымской. (Прим. ред.)
4 Поповский М.А. «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого – епископа и хирурга», «Октябрь». 1990, № 2, с. 50.
5 В.Ф. Войно-Ясенецкий. Личное дело. ЦГА Республики Узбекистан. Ф. 837-22. дело 34. л.197.
6 «К истории христианства в Средней Азии» (XIX-XX вв.). Ташкент. Изд. «Узбекистон». 1998 г.
7 Опубликовано также в журнале «Восток Свыше». Выпуск VII.
8 Греков А.Д. «50 лет врача в Средней Азии», рукопись, 1949, СС. 145-146.
9 Кафе-шантан (театр-варьете) «Буфф» находился на углу двух улиц – Карла Маркса 42 (ныне ул. Мусаханова) и 1 мая (ныне ул. Шахрисябзская). – Л.Ж.
10 Статья направлена против опытов В.Ф. Войно-Ясенецкого с катаплазмами.
11 «Правда Востока» от 9 апреля 1935 г.
12 «Правда Востока» от 10 июля 1936 г. В сборнике документов «Крестный путь святителя Луки (подлинные документы из архивов КГБ)», подготовленном В.А. Лисичкиным, даты публикации этих статей взяты неизвестно откуда. Мне пришлось просмотреть 8 газетных подшивок, чтобы уточнить их. – Л.Ж.
13 Махкамов Э.У. Рукопись. 1986. Музей здравоохранения Узбекистана. Архив. Папка 118.
14 Священник Петр Богородицкий (умер в 1918 г.) являлся настоятелем Спасо-Преображенского собора с 1893 по 1918 годы. По духовным и моральным качествам он был очень близок к Войно-Ясенецкому. Это был старейший местный священник, «редкой честности и бескорыстия человек», жизнь и деятельность которого могла бы послужить примером для многих служителей церкви. «Покойный оставил большую семью без всяких средств, что редко можно видеть среди духовенства» – писала в некрологе о нем «Наша газета» от 23 июня 1918 года.
Кстати, теплые товарищеские и деловые отношения связывали Войно-Ясенецкого и с младшим братом протоирея Петра Богородицкого отцом Константином (умер в 1922 г.), занявшим место настоятеля городской приходской церкви после его смерти. Они оба являлись членами Епархиальной комиссии, созданной в 1918 г., в состав которой входил и Войно-Ясенецкий.
15 Лисичкин В.А.«Крестный путь Святителя Луки». Издательство Московской патриархии. 2001 г., с. 268.
16 Письмо ФСБ от 10. 2263 от 18 август 2003 г. на имя главы Римско-католического прихода в г. Ташкенте Кшиштофа Куколки.
17 Бабаян А.Б., Израилевич Л.П. «Иван Иванович Орлов». Ташкент,1985, с.15.
18 Строки этих воспоминаний для нас особенно интересны тем, что подвергают сомнениям утверждения некоторых авторов книг и статей о Войно-Ясенецком, что после третьего ареста семья два года ничего не знала о судьбе профессора.(Л. Ж.)
19 Газета «Народный Университет» от 16 августа 1918 г.
20 Например, митрофорный протоиерей о. Пахомий (Лай), преподаватель Ташкентской Духовной семинарии Р. Дорофеев, филолог и краевед Н. Завадовский и др.).
21 Цит. по рукописи самиздата, с. 48.
22 Там же, с. 56.
23 Поповский М.А. Ук. соч., с.53.
Эти воспоминания в немалой степени также должны относиться к первой, апокрифической части нашего рассказа о святителе Луке. (Прим. ред.)
Комментариев: 4
Мне нравится этот материал, хотя Жукова уже «подбирала крошки» информации. Но появились живые лица, живые голоса зазвучали. Слава Богу, названы точно адреса, по которым жили Войно-Ясенецкие. А то каждый автор давал приблизительные координаты. Сейчас ещё есть шанс хоть что-то сфотографировать, хотя бы деревья.
Читала раньше, случайно обнаружила в сети, когда искала что-нибудь по Грекову, но и второй раз интересно перечесть. Мемориальной доски, увы, нет. И не только Войно-Ясенецкому, хотя он ни с кем не сравнится. Все равно в Ташкенте память об этом великом человеке живет и передается из поколения в поколение. И это правда, что в мед. институтах о нем рассказывают на лекциях. И нам говорили на кафедре хирургии, в бывшей неотложке, специально приводили в операционную, где оперировал, и остатки больничной часовни показывали, только тогда в ней морг был. Наша преподавательница училась у Войно-Ясеецкого и начинала работать с ним. Рассказывала, как хорошо он рисовал и на память мог в точности воспроизвести подробнейшую топографию самых мелких сосудов и нервов. И никогда ни больным, ни студентам или коллегам не навязывал своих философских взглядов. Только с желающими беседовал. Войно-Ясенецкому одно время разрешали принимать участие в публичных диспутах на философские и религиозные темы, залы были переполнены, стояли в дверях, пересказывали друг другу его доводы. Среди тех, кто меня окружал, сколько помню, не было ни одного человека, кто б хоть что-то не рассказал о Войно-Ясенецком, вспоминая старый Ташкент. Мне кажется, что такая популярность сыграла свою роковую роль, власти боялись авторитета Войно. В 37-м по воле судьбы, дед мой оказался в одной камере с Войно-Ясенецким. Заключенные относились к нему с исключительным уважением, а он беседовал с ними на санитарно-просветительные темы, целые лекции читал. Но осбенно Войно-Ясенецкий дружил с муллой, как говорил дед. После допросов мулла за ним ухаживал. Только спустя десятки лет я в Этническом атласе Узбекистана прочитала, что это был не мулла, а афганский принц. Он был очень верующим мусульманином, молился часто, вот дед и посчитал его муллой.
Дорогая Доктор Вавилова,
Мы уже заочно знаем друг друга, не так ли? Вы — умница и молодец!
Пришлите, пожалуйста, свой емайл и телефон, если можно,на ziskanderova@itlinc.com -
буду рада пообщаться!
С уважением Зелина Искандерова (Мачевская)
Всем добрый день!
Занимаюсь сейчас сбором материалов для биобиблиографии В.Ф. Войно-Ясенецкого. Публикации Л.А. Жуковой очень заинтересовали, но не смогла найти возможность к ней обратиться лично. Подскажите, пожалуйста, как можно связаться с автором. Буду благодарна и за совет к кому из библиографов библиотек Ташкента можно обратиться, чтобы уточнить некоторые данные по изданиям Узбекистана.
В свою очередь могу предоставить отсканированные статьи о пребывании святителя Луки в ссылке в г. Архангельске (1930-1933 гг. — после Ташкента и до Ташкента), если данная тема кого-то интересует.
Очень надеюсь на ответ.
http://mytashkent.uz/2012/02/18/film-o-velikom-tashkenttse/#more-28698
Фильм о великом ташкентце Tашкентцы История
Суббота, 18 Фев 2012 (330 дней назад) | Опубликовал: EC | 7 просм.
Б. Голендер Кино Св. Лука
Борис Анатольевич Голендер сообщил интересную новость. Российские и украинские киностудии намереваются снять фильм о нашем знаменитом соотечественника хирурге и священнике Валентине Федоровичс Войно-Ясенецком. К нему обращались предварительно за консультациями, но подробности пока неизвестны. Есть лишь буклет о будущем фильме, из него можно что-то узнать… Будем ждать съёмок и фильма. Спросил Б. А. пользуясь случаем, где жил хирург? Он жил в двух местах, сначала недалеко о музея Есенина, потом напротив ТашМИ, оба постройки не сохранились.