Круковские
Круковский Михаил Антонович
(1865, г.Режице -1956, Ташкент)
Русский писатель, переводчик, географ и этнограф.
Родился в г. Режице Витебской губернии в семье мелкого служащего, рано ушел из дома, стал жить самостоятельным трудом. В начале 1890-х годов, работая писарем в волостном управлении Псковской губернии, он повстречался с учительницей Софией Карловной Бурэ, передовой идейной девушкой, которая, закончив два высших учебных заведения, уехала в глушь, "чтобы отдать свои знания народу".
Поженившись, они затем переехали в Петербург, жили на Васильевском острове, - 15 линия д. 38. Здесь литературные способности талантливого самоучки определили дальнейший жизненный путь семьи. В 1899 году, заняв необходимые средства, молодые супруги начали издавать ежемесячный иллюстрированный журнал для детей школьного возраста "Товарищ". Редактором-издателем журнала числилась С.К. Круковская, которая, как географ, составляла для журнала географические очерки. Сам Круковский, как основной литературный работник, писал детские повести и рассказы. Мало того, овладев фотографическим искусством и организовав кустарную цинкографическую мастерскую, он своими руками изготавливал клише и тем самым обеспечивал иллюстративную сторону издания. Это позволяло издателям кроме самого журнала выпустить в 1903 году в качестве приложения состоящий из восьми выпусков альбом "Россия в картинах".
Журнал выходил до 1904 года, когда он был закрыт цензурой.
М.А. Круковский всю свою дореволюционную жизнь был человеком "свободной профессии" и лишь в 1905-1906 году работал переселенческим агентом в Семипалатинской области. Характер его жизни определялся профессией его второй жены - она была земским врачом, работала в деревне: с 1907 по 1916 г. в селе Хотимль Ковровского уезда Владимирской губернии и с 1916 по 1918 г. - селе Усе-Степановке Бирского уезда Уфимской губернии. М.А. Круковский в эти годы занимался огородничеством и фотографической работой и написал большую часть своих книг, которые издавались А.Ф. Девриеном, М.О. Волфом, И.Д. Сытиным и другими издателями того времени.
Согласно справке, выданной Гос. Публичной библиотекой им. Ленина, перу М.А. Круковского принадлежат 24 названия изданных и переизданных книг. Значительную их часть представляют детские повести и рассказы - книги о бедных детях, детях труда, детях в борьбе с природой.
С расчетом на юных читателей им подготовлен и выпущен и ряд более фундаментальных географических изданий, а именно:
1. Мир чудес. Географ. Хрестоматия. М., И.Д. Сытин, 1905, 364 стр., с илл., переиздавалась вторично.
2. Родная жизнь. Рассказы по родиноведению, СПБ., А.Ф.Девриен, 1910, 244 стр., с илл.
3. По родному северу. Рассказы по родиноведению, М., И.Д. Сытин, 1914, 200 стр., с илл.
Они в большинстве случаев иллюстрированы его собственными фотографиями.
Кроме этих работ общегеографического характера, М.А. Круковским написаны два монографических труда, посвященных отдельным окраинам России. Обычно им предшествовали поездки. Первая из них в Олонецкий край была совершена по предложению Академии Наук и имела своим результатом не только книгу "Олонецкий край. Путевые очерки." [СПБ., Петербургский учебный магазин., 1904, 260 стр., с илл.], но и богатую фотографическую коллекцию, поступившую в Академию Наук. Впоследствии, с ее разрешения, Круковский дублировал многие фотографии для ряда немецких музеев.
"Олонецкий край" получил положительную оценку в рецензии журнала "Землеведение" за 1906 г., [том 13, кн. I-II, стр. 201.]. Эта книга стала одним из основополагающих источников при изучении советскими исследователями народного искусства Карелии.
Посетив местный исторический музей, и отдав должное коллекции предметов каменного века, Михаил Антонович обратил внимание, что этнографическая коллекция состоит большей частью из новеньких, чистеньких вещей и далеко не полна. "Пройдет несколько лет, исчезнут жемчужные кокошники и серьги, вместе с лесом исчезнут следы промыслов, изменится вместе с природой даже самый тип человека, и ничего не останется увековеченным, записанным в книгу жизни народов. В музее нет даже хороших современных фотографий".
Самостоятельно овладев искусством фотографии, Михаил Антонович из всех своих поездок привозил богатую коллекцию фотографий. В фондах РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ хранится архив фотографий М. А. Круковского.
Результатом второй поездки явилась книга "Южный Урал. Путевые очерки" (с 140 фотографиями) , [М., К.И. Тихомиров, 1909, 311 стр., с илл.], а также богатый фотографический материал. Журнал "Землеведение" за 1909 г., [т. 16, кн. IV, стр. 79] дал ей также положительную оценку.
Фотографии М.А. Круковского использовались и в других изданиях. Так, ряд их приведен в томе III, посвященному "Озерному краю", многотомного издания "Россия", под редакцией Семенова-Тяньшанского.
Вероятно, М.А. Круковский использовал для публикации своих работ и журналы того времени, но эти работы его не учтены. Сохранились лишь сведения о том, что в журнале "Вокруг света" за 1913 год в № 45 помещен его краеведческий очерк "Клады княжества Ряполовского" (археологические находки в с. Ряполово Владимирской губ.).
В 1919 году М.А. Круковский переехал в Сибирь, где сначала заведовал Барнаульским краеведческим музеем, а затем, обосновавшись в Камне на Оби, ряд лет заведовал Каменским краеведческим музеем. В этой работе широко проявились его научные знания, тонкий этнографический вкус, а также его разносторонние технические способности - умение фотографировать, рисовать, мастерить, делать чучела, муляжи и т.п. Б. Семенов в статье о Каменском музее, помещенной в журнале "Сибирские огни", справедливо отметил "большую роль М.А. Круковского в укомплектовании музея".
В 1933 году М.А. Круковский переехал с семьей в Ташкент, где в 1936 году умер.
Будучи демократом и просветителем, М.А. Круковский показал своей жизнью и творчеством глубокую любовь и родине, интерес к жизни простого народа, стремление передать свои знания молодому поколению.
Перечень произведений М.А. Круковского, значащихся по каталогу библиотеки:
C 1925-1992 библиотека именовалась- Государственная библиотека СССР имени В.И.Ленина … У Михаила Антоновича было три сына и дочь.
Также написала много рассказов для детей. Умерла в Ташкенте. Детей не имела.
(данные прошлого десятилетия).
Круковская Софья Михайловна (1896 -1984, Ташкент) Была искусствоведом. Работала в Ташкенте. Написала несколько книг об искусстве народов Узбекистана и много рассказов для детей.
Софья Михайловна Круковская ( 1896-1984) с племянницей Еленой (1932) Написала множество искусствоведческих статей для разных изданий, например: «Выставка книжной графики Узбекистана. [Сост. М. В. Мюнц. Вступ. статья С. М. Круковской]. Ташкент, 1950. (Союз советских художников Узбекистана. Узбекское отделение Художественного фонда СССР. Государственная библиотека имени А. Навои. Узбекполиграфиздат)».
Составила Путеводитель по Музею искусств Узбекской ССР (Ташкент): Написала работу «В мире сокровищ» (Т.1964) (где в характеристиках художественного фонда Ташкентского Музея искусств не акцентировалась на первоначальном составе коллекции Великого Князя Николая Константиновича).
… Сама же Круковская объясняла этот факт словами: «К сожалению, точно выяснить состав княжеской коллекции пока не удалось, так как ни в Павловске, ни в Государственном Архиве Ленинграда, ни в Ташкентском архиве не сохранилось её описи». Круковская была не единственным советским исследователем, лишенным возможности иметь полное представление о составе коллекции художественных ценностей Великого Князя Николая Константиновича.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА, Составленная дочерью Михаила Антоновича Круковского - Софией Михаиловной Круковской.
Михаил Антонович Круковский (1865-1956) - детский писатель, географ, этнограф. Он родился в г. Режице Витебской губернии в семье мелкого служащего, рано ушел из дома, стал жить самостоятельным трудом. В начале 1890-х годов, работая писарем в волостном управлении Псковской губернии, он повстречался с учительницей Софией Карловной Бурэ, передовой идейной девушкой, которая, закончив два высших учебных заведения, уехала в глушь, "чтобы отдать свои знания народу". Поженившись, они затем переехали в Петербург, где литературные способности талантливого самоучки определили дальнейший жизненный путь семьи. В 1899 году, заняв необходимые средства, молодые супруги начали издавать ежемесячный иллюстрированный журнал для детей школьного возраста "Товарищ". Редактором-издателем журнала числилась С.К. Круковская, которая, как географ, составляла для журнала географические очерки. Сам Круковский, как основной литературный работник, писал детские повести и рассказы. Мало того, овладев фотографическим искусством и организовав кустарную цинкографическую мастерскую, он своими руками изготавливал клише и тем самым обеспечивал иллюстративную сторону издания. Это позволяло издателям кроме самого журнала выпустить в 1903 году в качестве приложения состоящий из восьми выпусков альбом "Россия в картинах".
Кроме этих работ общегеографического характера, М.А. Круковским написаны два монографических труда, посвященных отдельным окраинам России. Обычно им предшествовали поездки. Первая из них в Олонецкий край была совершена по предложению Академии Наук и имела своим результатом не только книгу "Олонецкий край. Путевые очерки." [СПБ., Петербургский учебный магазин., 1904, 260 стр., с илл.], но и богатую фотографическую коллекцию, поступившую в Академию Наук. Впоследствии, с ее разрешения, Круковский дублировал многие фотографии для ряда немецких музеев.
Дочь М.А. Круковского Справка.
К № 4353/пГосударственная ордена Ленина библиотека имени В.И. Ленина
Пишет Владимир Фетисов:
«Уже лет десять читая книги в электронном виде, я редко заглядывал в свою домашнюю библиотеку. И вот на днях что то меня потянуло к книжным полкам. Зарылся часа на два, находя книги, о которых уже подзабыл. Книга называется “В мире сокровищ”, автор Софья Михайловна Круковская и посвящена она Государственному музею искусств Узбекистана. Книга написана очень интересно, с цветными иллюстрациями и подробным рассказом о самых значимых экспонатах.
Занимательна глава о знаменитой картине Беллоли “Купальщица“. Наверное, самая известная картина в коллекции музея. Популярности способствовали различного рода легенды, самая известная из которых, что картина эта для спасения от предстоящей национализации была замурована в одной из комнат дворца и только случайно её обнаружили рабочие производившие ремонт. На самом деле, всё было совсем не так.
Основой коллекции музея, как известно, послужили произведения искусства, украшавшие дворец Великого князя Николая Константиновича Романова. Есть глава и о собирателе живописи Евгении Михайловиче Шляхтине, большая часть коллекции картин которого вошла в фонд музея. Евгений Михайлович, профессор ТашМИ и один из основателей медицинского института, был страстным коллекционером картин русских художников и после его кончины в 1939 году, большая часть картин перешла в музей…»/
http://mytashkent.uz/2013/06/26/dve-knigi-o-tashkente/ http://www.petergen.com/krukowski/m_a_krukovski.html
|