• Авторизация


Палецкий Владимир Августинович 30-06-2016 12:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

Палецкий Владимир Августинович 

Ученый-лесовод. Специалист по фитомелиорации и искусственному лесоразведению.

Выпускник Санкт-Петербургского лесного института. Был приглашен в Закаспийскую губернию, а затем работал в Средней Азии.

4474615_V_A__Paleckii (501x700, 76Kb)

Постройка железной дороги через пустыни Каракумы и Кызылкум считалась раньше безумием — ведь при малейшем дуновении ветра путь сразу засыпали пески.
В. А. Палецкий сделал первые шаги в изучении сыпучих песков и закреплении их кустарниками-песколюбами; первым начал практическую борьбу с песчаными заносами на железных дорогах Средней Азии, мешавшими железнодорожному движению,  и ведал этимде­лом в течение сорока лет.

В 1888 году В. А. Палецкий заложил первый песчаный лесопитомник на станции Фараб площадью полгектара  (теперь Фарабский лесопитомник разросся до ста с лишним гектаров, еще в Эне-Кулиевском питомнике — сорок гектаров, в Зергерском — столько же).

Засаживались и изучались растения, могущие жить почти  без воды и, можно сказать, без земли - кандым, саксаул, черкез (черкезы Палецкого - крупный древовидный кустарник, достигающий 5-6 м в высоту и 30 см в диаметре. Рекомендуются для посадок на барханах. При засыпании песком сильно кустятся, давая дополнительные побеги. Черкезы растут и на песках с хлоридным засолением).

Практические  пескоукрепительные работы  вдоль ж/д полотна В. А. Палецким были начаты в 1896 году. Производилось засаживание растений от ст. Давлет-Ходжа и на перегоне Фараб – Давлет-Ходжа. Использовался и механический способ – заградительные щиты. Заносы прекратились,  поезда стали ходить регулярно.

Дистанция защитных лесонасаждений — это такое железнодорожное предприятие, которому поручено защищать путь от разгула стихии. Дорога идет на открытом воздухе: и снег, и ветер, и дождь, и пыльные бури — ее враги. Однако стены бетонные вдоль дороги не построишь и крышей ее не накроешь...

Лесные полосы (узкие полосы из нескольких рядов деревьев и кустарников, протянувшихся по обеим сторонам железной дороги) — это не просто посадки, а инженерные сооружения, заложенные на базе точного расчета. И обслуживают их особые люди - гибриды лесоводов с инженерами-путейцами.

Как строится лесная полоса? Со стороны поля посадки разрежены, а со стороны пути они плотнее. Если будет сплошь густая посадка, снег отложится высоким валом, а его «шлейф» выйдет на рельсы. Если же полевая опушка разрежена, снего-ветровой поток, наткнувшись на посадку, теряет свою скорость постепенно, и снег из него откладывается на землю равномерно в пределах всего насаждения...

На поле посадки тоже влияют. Ветер сдерживают, увлажнение почвы увеличивают. Ученые высчитали, что каждый километр лесопосадок дает экономический эффект на прилегающих полях около восьмидесяти рублей (в ценах 1980-х годов). А на железной дороге лесополосы дополнительно уменьшают сопротивление движению поездов от встречного и бокового ветра — экономится электроэнергия, предотвращаются обрывы проводов связи...

 


Инициировал в Чарджоу строительство мужской и женской гимназий.
В 1898 году основал при ст. Фараб музей местной природы.
Предложил способы получения пресной воды на территории современного Каракалпакстана, создал опреснительные установки.
Полученные им награды:
Большая золотая медаль за исследование приспособляемости растений к условиям песчаных пустынь – на Всероссийской выставке садоводства, плодоводства и огородничества в 1908 году.
Почетный диплом за выдающиеся работы по укреплению и облесению сыпучих песков на выставке 25-летия Туркестанского общества сельского хозяйства и Среднеазиатской железной дороги.
К революции 1917 был в чине действительного статского советника.
Участник многочисленных научных экспедиций по Туркестанскому краю.
В 1930 году возглавил комиссию по обследованию строящихся дорог.
Получил звание Герой Труда. В последние годы жизни служил в чине старшего ревизора управления пути.


Была издана книга его избранных трудов.


Он заслуженно носил почетное звание «пионера современных методов закрепления движущихся песков»


Его ценила и царская,  и советская власть
Эмир бухарский не раз встречался с ним  и подарил именную золотую звезду с выгравированным именем ученого.

 

4474615_V_centre_v_belom_kitele__V_A__Paleckii__Cherez_odnogo_ot_nego__Emir_byharskii_Abdylahadja_ (700x507, 118Kb)

В центре, в белом кителе - В.А. Палецкий. Через одного от него - Эмир бухарский Абдулла-ходжа

 

4474615_Vtoroi_sprava_v_pervom_ryady__V_A__Paleckii_ (700x464, 125Kb)

Второй справа в первом ряду - В.А. Палецкий

4474615_Domashnii_teatr__V_A__Paleckii_v_centre_verhnego_ryada_ (700x501, 121Kb)

Домашний театр. В.А. Палецкий в центре верхнего ряда


У него было 7 детей, все выросли людьми достойными. Среди его потомков - химики ирригаторы, инженеры, военные, дефектологи, логопеды.

 

ВЛАДИМИР АВГУСТИНОВИЧ ПАЛЕЦКИЙ. Из семейного архива Л.В. Палецкой.

По материалам статьи: Н. Петрачкова. Крепкий дом на зыбком песке. Газета Правда Востока от 23 сентября 2004 г.

https://www.facebook.com/groups/244559379055898/#

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3315/ 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Палецкий Владимир Августинович | vadik15 - Дневник vadik15 | Лента друзей vadik15 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»