https://www.liveinternet.ru/users/vadik15/post339986463/
Арендс
Альфред Карлович
(04.10.1893 — 20.06.1977)
Известный ученый-востоковед, иранист, переводчик, исследователь истории и культуры народов Средней Азии. Доктор филологических наук (1963).Заслуженный деятель науки Уз ССР (1970).
Родился 4 октября 1893 года в Санкт-Петербурге.
С 1902 по 1905гг. учился в знаменитой школе К.Мая в Санкт-Петербурге. В 1905—1911 гг. учился в немецком Екатерининском училище. Участник первой мировой войны, до 1923 г. служил в Красной армии
Уже студентом ЛИЖВЯ (1923—1926) проявил лингвистические способности и сам преподавал персидский язык в Военно-технической школе ВВС РККА.
В 1926—1929 аспирант, в 1926—1930 преподаватель (ассистент) ЛИЖВЯ/ЛВИ. Первоначально занимался персидской научно-технической терминологией, затем все более широкими областями персидской лексикографии. Позже обратился к изучению истории Ирана, Средней Азии, Афганистана, публиковал источники по истории этих стран.
В 1930—1936 гг. доцент и заведующий персидским отделением ЛВИ; вместе с Н. А. Белгородским и А. А. Ромаскевичем занимался подготовкой персидско-русского терминологического словаря; писал «Исторический очерк экономических отношений Персии с Западной Европой до начала XIX в.».
С 1936 г. научный сотрудник ИВ АН СССР, ученый специалист Иранского кабинета. В 1938 г. присвоена ученая степень кандидата филологических наук без защиты диссертации.
В марте 1942 г., как и другие ещё остававшиеся к этому моменту в городе петербургские немцы, выслан из Ленинграда. До 1947 г. на положении ссыльного «спецпереселенца», в крайне тяжелых условиях в Нижнем Тагиле. Затем перебрался в Ташкент, где возглавил кафедру иранской филологии САГУ. С 1952 г. и до выхода на пенсию в 1974 г. заведующий сектором исследования и публикации рукописных памятников ИВ им. Абу Райхана Беруни АН УзССР.
Продолжал публикацию переводов письменных источников по истории Средней Азии и сопредельных стран. Много занимался историей традиционной восточной науки, прежде всего наследием Абу Али ибн Сины (Авиценны) и Абу Райхана Беруни (Бируни).
В 1963 г. защитил докторскую диссертацию по опубликованной монографии («История Мас’уда»). Автор ещё более 40 научных трудов. Награждён государственными наградами
Альфред Карлович Арендс скончался 20 июня 1977 года в Ташкенте. Место захоронения: Кл.№2 (Домбрабад). Карта№7, № могилы 587.
26.06.1826 года, Бремен, Германия- 02.02.1905 , Порт-оф-Спей (остров Тринидад)
Немецкий этнограф. Изучал юриспруденцию в Гейдельберге, а затем медицину и естественные науки в Берлине, Йене и Вюрцбурге.
Совершил много экспедиций во все части света, собрал огромные этнографические материалы. Основал Берлинский музей народоведения (1868). Интересовался главным образом духовной культурой исследуемых народов, считал психологию «наукой будущего». Его идея о единстве человеческой психики, обусловливающей единство культуры всех народов, была прогрессивной. Однако многие построения Б. отличались идеализмом и путаницей.
К. Маркс в письме к Ф. Энгельсу осудил сделанную им попытку «...естественнонаучного объяснения психологии и психологического объяснения истории...»
В 1889-1891 годы он побывал в Средней Азии и собрал значительный этнографический материал. Являясь одним из крупных представителей эволюционистской школы в Германии, Адольф Бастиан изложил в своей работе передовые для того времени идеи: единство человеческого рода, единообразие человеческого сознания, умственный прогресс, зависимость его от условий среды и др.
Многие историки и этнографы, вдохновляясь успехами естествознания, распространяли идею эволюции на развитие человеческого общества, применяли методы и принципы естественных наук в изучении истории и культуры народов. В этой связи внимание исследователей заслуживает работа Адольфа Бастиана «Человек в истории».
Источники: Большая Советская Энциклопедия.
Словари и энциклопедии на Академике: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/10063/Бастиан
1840 – 24 окт.1888
Востоковед, арабист, тюрколог, ориенталист.
Родился в семье учителя, на то время коллежского асессора. По происхождению метис: отец - прусак из Мемеля, мать - армянка из Тавриза.
Окончил гимназию в Ставропольской губернии.
В 1865 - факультет восточных языков Петербургского ун-та со степенью кандидата по арабско-персидско-турецкому разряду. Его студенческое сочинение на тему "Обозрение Алкорана в религиозном и юридико-политическом отношениях" было удостоено почетного отзыва.
В 1866 определен столоначалышком канцелярии оренбургского ген.-губ., а в ноябре 1867 направлен в распоряжение туркестанского ген.-губурнатора «для этнографо-статистического изучения края и постановки учебного дела».
Приехав в Ташкент, начал ревностно изучать туземный быт. И В 1868 в Самарканде икал знаменитую библиотеку (Тимура) Тамерлана, хотя безуспешно.
Затем получил задание собрать и поверить все сведения и предания, касающиеся знаменитого Корана Османа. Коран этот был написан на коже газели и некогда принадлежал калифу Осману, который бал убит во время чтения этого Корана – на Коране осталась кровь калифа.
С августа 1868 года - в распоряжение начальника Зарафшанского округа "для этнографических, статистических и исторических ученых исследований".
Один из первых исследовал ягнобцев и их языка.
В 1870 выдвинул положение о том, что ягнобцы - потомки согдийцев. В Восточном отделе научной библиотеки им. Горького при ЛГУ хранятся рукописи Куна: "Сведения о ягнаубском народе" и "Материалы для исследования ягнаубского языка", учтенные К. Залеманом в его "Ягнобских этюдах".
В 1871-72 участвовал в Искандеркульской экспед. А.П. Федченко, изучая быт и языки узбеков и таджиков Зеравшана.
В 1871 составил "Описание местоположения старого Ходжекента, называемого туземцами также Арал (остров).
В 1873 - участник хивинской военной кампании К.П. фон-Кауфмана.
В июне-августе 1873 вместе с М.Н. Богдановым, И.И. Краузе, Мирзой Абдурахманом совершил поездку по маршруту: Кунград - Куня-Ургенч - Ходжейли с окрестностями - Нукус и др.
В 1875 участвовал в Кокандском походе. При осмотре ханского дворца им было собрано 300 книг восточных поэтов (периода 1820-60-х) 20 авторов (в т.ч. Муниса и Агехи), в 30 томах, юридически-богословских 40 сочинений в 50 томах.
Кроме этого, было собрано до 18 коранов и 50 учебников.
В Хиве собрал обширную коллекцию восточных рукописей и документов и 200 экземпляров «штамбов, служивших хивинским ханам для чеканки монет», связку печатей хивинских ханов, трон хивинских ханов, 172 экземпляров джучидских монет. Найденный им архив хивинских ханов– документы о налогах, повинностях, этническом, социальном составе ханства и др. был переслан в Публичную библиотеку Петербурга, «где их обнаружили спустя 60 с лишним лет» (П.П. Иванов в 1936 году).
Содействовал составлению карт новопокоренных земель.
Все 70-е годы Александр Людвигович также очень добросовестноработал над обширным "Туркестанским альбомом", состоявшем из четырех частей: этнографической, археологической, исторической и промыслово-технической с панорамой культуры Сыр-Дарьинской обл. Заравшанского округа, по отзыву книговеда Н. В. Дмитровского, "величайшей художественной редкостью, которою могут похвалиться только три библиотеки в России - императорская Публичная, АН и Туркестана".
В 1874 году Кун - чиновник особых поручений при учебной части Туркестанского генерал -губернаторства (в том же году в Лондоне избран чл.-корреспондентом Институтата живых восточных языков).
Активно знакомится с туземцами, обращал внимание на народные школы.
А.Л. постоянно писал в «Туркестанских ведомостях» статьи о народном образовании, что мало кто делал до и после него.
Ему было поручено составить проект устройства учебной части в крае. Результат: две гимназии, учительская семинария, городские училища, уездные начальные школы – все эти учебные заведения возникли в том числе и благодаря неутомимой деятельности Куна.
С его именем связано также создание отдела "восточных книг и рукописей" Туркестанской публичной библиотеки.
Во время работы в Туркестане много путешествовал и написал немало статей.
Будучи в Хиве, посетил ряд местностей, населенных туркменами и другими народами, и по каждой из них оставил заметки, характеризующие родовой и племенной состав туркмен, род их занятий, жилище и т.д.
В те времена в Туркестане было неспокойно. Подвергался большому риску и чиновник, казалось бы, такой мирной профессии. Так, Кун поехал в командировку в Андижан, и там разразилось восстание. Александр Людвигович был захвачен в плен и спасся лишь благодаря помощи балыкчинского бека, проведшего его окольными путями в Наманган к генералу Кауфману. 80 с лишнем верст они с беком проехали в одну ночь, едва не утонули при переправе в брод ночью через Кара-Дарью.
…С марта 1876 - действительный член РАО.
В 1876-1882 главный инспектор училищ Туркестанского края.
После смерти фон-Кауфмана, с 1882 года, жил и работал в Вильно (помощником попечителя Виленского учебного округа).
Умер Александр Людвигович Кун в Вильно 24 окт. 1888 года. Ему было всего 48 лет.
Через 4 дня, не выдержав смерти мужа, умерла его супруга Елизавета Николаевна, а 30 октября – сын Георгий. Вот такой трагической оказалась судьба этого человека и его семьи. Человека большой совести, исключительной порядочности и огромной трудоспособности.
В Спасо-Преображенском соборе Ташкента по нему была отслужена панихида.
Библ.: Кун А. Л. Заметки о Хивиснком ханстве. Туркестанские ведомости, 1873, № 40;
его же. Поездка по Хивинскому ханству в 1873. Известия ИРГО, 1874, т. 10, № 1; его же Доходы Хивинского ханства. Туркестанские ведомости, 1873, № 32;
его же. Порядок взымания податей в Хивинском ханстве. Туркестанские ведомости 1873, № 33;
его же. Культурный оазис Хивинского ханства. Туркестанские ведомости, 1874, № 2, 3, 6, 9, 11, 12, 14;
Андрианов Б. В. Архив А.Л. Куна. СЭ, 1951, № 4. С. 149-155;
Лунин Б.В. Историография общественных наук в Узбекистане: Библиографические очерки. Ташкент, 1974. С. 203-208;
Андрианов Б.В. Архив А.Л. Куна. СЭ, 1951, № 4. С. 149-155;
Жданко Т. А. Каракалпаки в научных исследованиях, 2001. С. 5-34.
Труды:
Кун А. Л. [От Хивы до Кунграда]. В кн.: Материалы для статистики Туркестанского края. Вып. 4. Спб., 1876, с. 203-222.
Кун Александр Людвигович (1840-1888), востоковед. 1873. Движение вместе с войсками Оренбургского отряда. Характер местности. Реки и каналы: Даудан, Дарьялык, Аму-Дарья, Куня-Дарья. Плотины Города, крепости и селения Газават, Ходжейли, Ильялы, Куня-Ургенч, Кунград. Занятия местных жителей. Памятники древности.
Составил неизданное "Обозрение Алькорана в религиозном и юридическо-политическом отношении"; напечатал "Вакуфы" ("Турк. Губернские Ведомости", 1872, № 21), "Очерк Кокандского ханства" (СПб., 1876) и статьи в "Материалах для статистики Туркестанского края", выпуск IV.
Источники:
Составлено по данным: Васильева П. История этнографического изучения туркменского, 2003. С. 44-45. Историография общественных наук в Узбекистане. Био-библиографические очерки. Сост. Б. В. Лунин. Т., "Фан". 1974.
Цит. по: Шохрат Кадыров. Российско-туркестанский исторический словарь. Том 2. Осло, 2004 (Рукопись).
Биографический словарь.http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/7661
ЦентрАзия. http://www.centrasia.ru/person2.php?&st=1094746385
"Туркестанский альбом»: Сто сорок лет спустя" — в цифровом и доступном виде
Это издание — не просто «библиографическая редкость». Его тираж, отпечатанный сто сорок лет назад, неизвестен, а полный комплект всех томов и частей этой книги хранится сегодня только в трех собраниях: в Национальной библиотеке Узбекистана в Ташкенте, в Государственной Библиотеке имени В.Ленина в Москве и в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. Это - «Туркестанский альбом», изданный в 1872 году по повелению первого ташкентского генерал-губернатора Константина Петровича фон Кауфмана и включающий в себя более тысячи двухсот уникальных фотографий с описаниями. По сути, это самая ранняя визуальная панорама в истории Центральной Азии, наглядно повествующая нам об этнографии, общественной жизни, архитектуре и политике того времени. И сегодня все это изобразительное богатство середины XIX века доступно практически каждому человеку, имеющему выход в Интернет.
Обложка одного из томов «Туркестанского альбома»
«Туркестанский альбом» был создан по распоряжению первого генерал-губернатора Российского Туркестана Константина Петровича Фон Кауфмана. Сбор материалов для многотомного издания более двух лет осуществлялся в военно-топографическом отделе Ташкента, где были напечатаны литографские части каждой пластины. Издан альбом был в Санкт-Петербурге в 1872 году. Он включал четыре части: археологическую (два тома), этнографическую (два тома), ремесел народов Средней Азии (промысловую) и историческую часть.
Как говорилось в приказе по канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства от 22 мая 1871 года, уникальный альбом, собравший в себя документальные свидетельства о ранее малоизученном регионе, издавался «с целью охарактеризовать бытовую жизнь оседлого и кочевого населения Туркестанского края». Составление альбома поручили известному ученому-ориенталисту А.Л.Куну, которому предписывалось делать снимки «на улицах, базарах и площадях городов, аулах и кочевьях, в окрестностях оных».
Каждый из шести томов «Туркестанского альбома» представляет собой огромный фолиант, обитый зеленой кожей, размером 45 на 60 сантиметров. На каждой странице издания размещено от одной до восьми фотографий, исполненных по технологии альбуминовой печати (на основе яичного белка).
И сегодня, спустя почти полтора века после выхода в свет, «Туркестанский альбом» имеет грандиозное научно-историческое и художественное значение, так как содержит материал об историко-архитектурных сооружениях Средней Азии, о народностях бывшего Туркестанского края, их жизни и быта. Наряду с уникальными снимками Сергея Михайловича Прокудина-Горского «Туркестанский альбом» составляет поистине «золотой фонд» среднеазиатской документальной фотографии.
Однако немногие знают о том, что еще в 2007 году Национальная Библиотека Конгресса США завершила полную оцифровку всех страниц «Туркестанского альбома». И сегодня эти материалы в высоком разрешении находятся в открытом доступе для всех желающих. Для того, чтобы просмотреть весь альбом и даже скачать любую фотографию на свой компьютер, заходите на эту страницу Библиотеки Конгресса: loc.gov/rr/print/coll/287_turkestan.html.
Высокое разрешение сканов, исполненных в Библиотеке Конгресса США, позволяет зрителю рассмотреть довольно мелкие детали одежды, пейзажей, архитектурных строений и предметов утвари. Следует также отметить, что никаких ограничений на использование данных фотографий, связанных с авторскими правами, нет.
(3 (15) ноября 1869, С-Петербург – 19 августа 1930, Ленинград)
Российский и советский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, архивист, филолог; один из основателей российской школы востоковедения. Академик Санкт-Петербургской Академии наук, член Императорского Православного Палестинского Общества.
Родился Василий Владимирович в Санкт-Петербурге в семье обрусевших немцев; предки отца были родом из Прибалтики; прадед матери, лютеранский пастор, переселился в Россию из Гамбурга, отец его был биржевым маклером.
Как отмечал В.В. Бартольд в автобиографии, состояние отца впоследствии не сохранилось, и после революции 1917 г. «никто из детей отца не сделался эмигрантом». Однако материальное положение семьи позволило Василию Бартольду получить разностороннее гуманитарное образование – изучать древние классические и основные западноевропейские языки, а затем избрать для себя специальность – историю.
В 1887 г. Василий Бартольд поступил на факультет восточных языков по арабско-персидско-турецко-татарскому разряду Петербургского университета, где слушал лекции видных востоковедов того времени: Н.И. Веселовского, В.А. Жуковского, К.П. Патканова, В.Д. Смирнова, В.Р. Розена и других.
«Из школы В.Р. Розена В.В. Бартольд вынес... глубоко плодотворную концепцию (которой придерживался в течение всей своей жизни), что без истории Востока не построить всемирной истории, не вскрыть полностью закономерности исторического развития человечества... Как и другие ученики Розена, В.В. Бартольд высоко ценил культурные достижения народов Востока, признавал их влияние на европейскую культуру в древности и Средневековье и старался это показать на фактах гражданской истории, а также в изобразительном искусстве, архитектуре и других сторонах культурной жизни».
В неопубликованных рукописях лекций 1900 г. для студентов, получивших университетское образование, о их научных задачах в Туркестане В.В. Бартольд отмечал: «От большинства других стран научное значение востоковедения отличается тем, что оно не может удовлетвориться работой специалистов из крупных научных центров, где сосредоточены необходимые для них пособия и источники и которые только изредка могут совершать более или менее продолжительные поездки для непосредственного изучения жизни восточных народов. Оттого они не могут обойтись без услуг представителей европейской образованности, имеющих возможность на месте, иногда в течение долгих лет, изучать восточную жизнь, конечно, с большей полнотой, чем это возможно при каких бы то ни было научных командировках».
В 1891 г. Василий Бартольд окончил университет с дипломом первой степени и был оставлен при Санкт-Петербургском университете для подготовки к профессорскому званию на кафедре истории Востока. В 1896 г. он получил звание приват-доцента. Лекции, прочитанные им, были впоследствии изданы и до сих пор служат образцом деятельности педагога-подвижника.
Одновременно В.В. Бартольд ведет гигантскую работу над множеством первоисточников, которая завершилась капитальным трудом «Туркестан в эпоху монгольского нашествия», изданным в 1898–1900 гг. Этот труд даёт сжатый обзор всей истории Средней Азии от VII до XII в. н.э.
В 1900 г. он представил свой труд на соискание ученой степени магистра; однако после защиты В.В. Бартольд был удостоен университетом высшей степени – доктора истории Востока.
В предисловии к английскому изданию «Туркестана…» в 1928 году Э.Д. Росс отметил: «Перед нами труд, открывший новую эпоху в изучении Средней Азии».
Благодаря выходу в свет «Туркестана в эпоху монгольского нашествия» и многих других бартольдовских публикаций по истории монголов XI–XIII столетий пальма первенства в изучении этой большой проблемы в конце XIX–начале ХХ в. перешла к российской науке.
На сегодняшний день имеется три издания «Туркестана…» на английском языке – в 1928, 1958, 1968 гг., на узбекском языке – 1931 г., в переводе Фатиха Каримова, переиздание на русском языке в 1963 г. в первом томе сочинений В.В. Бартольда.
От «Туркестана в эпоху монгольского нашествия» потянутся нити к другим замечательным трудам ученого по истории Ближнего и Среднего Востока, и прежде всего Центральной Азии.
Кроме этого, опубликовал другие результаты своих исследований, в том числе работы по Средней Азии: «О христианстве в Средней Азии», «История изучения Востока в Европе и России», «История культурной жизни Туркестана».
С туркестанской тематики и началась востоковедческая деятельность В.В. Бартольда.
К 1903 г. В.В. Бартольду удалось изучить по очень немногим первоисточникам только историю мусульманской части Средней Азии до Тимура включительно. И они определили доминанту его будущих научных интересов. В архивах обнаружены заверения самого ученого: «Буду и дальше, пока жив, заниматься... историей Средней Азии, ее городов в частности».
В 1910 г. его избирают членом-корреспондентом Академии наук, а в 1913 г. – академиком. Вся научная жизнь теперь была связана с Востоком. В 1905–1912 гг. – он секретарь Восточного отделения Русского археологического общества и (с 1908 г.) – редактор «Записок Восточного отделения Русского археологического общества» (ЗВОРАО), создателем и руководителем которого был В.Р. Розен.
Сотрудничал также в Русском географическом обществе, был одним из инициаторов создания и редактором научного журнала по исламоведению «Мир ислама» (издание Общества востоковедения). В 1903 г. был организован Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии. В.В. Бартольд являлся одним из двух его секретарей.
Ученый постоянно находился в поисках материалов для своих трудов либо в рукописных хранилищах, либо в археологических экспедициях: от С-Петербургского университета и Академии наук в 1893–1894 гг. в Среднюю Азию; в 1902–1904 гг., а также в 1916 г. – от Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии с целью раскопок в Самарканде.
Несмотря на активную преподавательскую деятельность и сотрудничество с научными обществами, приоритетной он считал научную работу. Изучая историю Ирана, Закавказья, арабских стран, тюркских народов и монголов, исламоведения, особенно много работ написал по истории Средней Азии. Продолжая традицию изучения истории края, начатую В.В. Григорьевым и Н.И. Веселовским, он поддерживал связи с краеведами, участвуя в работе Туркестанского кружка любителей археологии (1895–1917 гг.), сотрудничал в «Туркестанских ведомостях», «Окраине», «Русском Туркестане» и других. До 1913 г. было опубликовано более 150 его трудов, не считая статей в энциклопедиях.
После революции 1917 года активно участвовал в работе по организации кафедр истории Востока, научных библиотек, рукописных хранилищ и музеев в республиках Советского Востока, он продолжает профессорскую деятельность во вновь созданном Ленинградском институте живых восточных языков (ЛИЖВЯ), а также и в других высших учебных заведениях Ленинграда.
В 1920, 1927, 1928 годах В.В. Бартольд по приглашению местных научных и государственных организаций предпринимает научные поездки в Среднюю Азию для чтения лекций в университетах Баку (1924 г.), Ташкента (1925 и 1927 гг.); Бухаре, Хиве (1925 г.).
В это же время он интенсивно занимается научно-публицистической, исследовательской работой: «Улугбек и его время» (1918 г.), «Мир-Али-Шир и политическая жизнь» (1928 г. в сб. «Мир-Али-Шир»). Кроме капитальных научных трудов, он подготовил несколько научно-популярных: «Ислам», «Культура мусульманства» (1918 г.), «История Туркестана» (1922 г.), «История культурной жизни Туркестана» (1927 г.), а также очерки по истории таджиков (1925), киргизов (1927), туркмен (1929), открывшие новый этап в изучении истории этих народов, в то время почти не разработанной.
В течение 1892–1930 гг. из печати вышло более 400 научных его исследований. Многие из них переведены на иностранные языки (турецкий, персидский и арабский) и изданы за границей. В «Энциклопедии ислама» помещены 246 статей В.В. Бартольда.
Все научное наследие В.В. Бартольда свидетельствует о том, что, начиная со времени его первой поездки в Среднюю Азию в 1893 г. и до конца своей жизни, он не переставал живо и глубоко, не исключая даже мельчайших деталей, интересоваться состоянием, нуждами и запросами историко-краеведческой работы в только что присоединенных к России регионах Средней Азии. Практически он являлся организатором научных исследований в этом крае и одним из основателей русской школы востоковедения.
После революции возглавил Коллегию востоковедов, созданную в 1921 при Азиатском музее, и её печатный орган "Записки коллегии востоковедов" (1925—30), вёл большую педагогическую работу, участвовал в комиссии по переводу алфавитов многих народов СССР с арабской основы на латинскую, выполнял поручения Советского правительства по организации Среднеазиатского университета (1918), созданию востоковедческих библиотек и собиранию восточных рукописей.
Опубликованные рукописные отчеты В.В. Бартольда о поездках в Среднюю Азию в 1920, 1925, 1927 и 1928 годах дают единственную по полноте, разносторонности и высокой компетенции картину состояния, проблем и путей развития востоковедения в Средней Азии в первой четверти 20 в.
За два месяца до своей кончины – 14 июня 1930 г. – Василий Владимирович в письме к Л.В. Ошанину спрашивает: «А что нового в Ташкенте? Пополняется ли собрание восточных рукописей, что (Среднеазиатская государственная) библиотека?... как с вниманием к ней и музею?».
Личная жизнь Василия Владимировича была неразрывно связана с его супругой Марией Алексеевной Жуковской – младшей сестрой известного русского ираниста проф. В.А. Жуковского. Последние годы его жизни были омрачены внезапной ее кончиной в мае 1928 г., но и он ненадолго пережил жену.
В августе 1930 г. В.В. Бартольд скончался на шестьдесят первом году жизни и был похоронен в одной могиле с женой.
Источники:
Автобиография проф. В.В. Бартольда. – «Огонек». – 1927. – № 40 (236). – С. 14 // Лунин Б.В. Жизнь и деятельность академика В.В. Бартольда. Средняя Азия в отечественном востоковедении.
Жизнь и деятельность академика В.В. Бартольда. Лунин Б.В. – Ташкент, 1981.
Проблема социальной истории народов Востока в трудах академика В.В. Бартольда . Якубовский А.Ю. Вестник Ленинградского университета. – 1947. – № 12.
http://www.time.kg/index.php?newsid=3194
12 марта (ст. ст.) 1871 года, Астрахань - 9 авг. 1939 года, Ташкент
Русский и Советский арабист и исламовед.
Родился в Астрахани в семье военного врача. Его отец был потомственным дворянином из обрусевших немцев.
Окончил арабско-персидско- турецкое отделение Санкт-Петербургского университета (1894). Ученик выдающегося востоковеда Виктора Романовича Розена.
Имея блестящие способности к изучению языков он прекрасно знал многие европейские, восточные и древние языки: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, голландский, латинский, греческий, древнееврейский и новоеврейский, арабский, персидский, турецкий и узбекский языки, и со студенческих лет проявлял склонности к научно-исследовательской работе.
Доцент восточного факультета Санкт-Петербургского университета (1898-1907).Библиотекарь, помощник директора Российской Публичной библиотеки Санкт-Петербурга(1907-1920).Профессор, декан историко-филологического факультета Петербургского университета(1919-20).
Этап жизни профессора А.Э. Шмидта в Ташкенте начался 10 апреля 1920 года, когда в Ташкент прибыл военно-санитарный поезд №159, отправившийся из Москвы еще 19 февраля. Поезд привёз первую группу преподавателей для Туркестанского Государственного университетав Ташкенте (взамен Туркестанского народного университета, созданного в Ташкенте в начале 1918 года Обществом ревнителей высшего образования).
Пассажиры «поезда науки». Февр.1920 г.
Ещё в Москве, кроме подбора преподавателей, А.Э.Шмидт занимался комплектованием библиотеки для будущего Университета.
По его предложению оргкомитет выделил «для приобретения собрания русских классиков 10 тыс. рублей», в дополнение к большому фонду научной литературы, безвозмездно предоставленному научно-библиотечным отделом Наркомпроса.
В Ташкенте в конце 1920 года А.Э. Шмидта назначили деканом и профессором историко-филологического факультета Туркестанского университета. Эти должности он исполнял до середины 1921 года.
Сразу же после приезда Шмидт был вовлечен в процесс становления другого ташкентского вуза – Восточного института, который создавался практически параллельно с университетом, то есть номинально был открыт в 1918 году. В апреле 1920 года А.Э. Шмидт был избран профессором этого института, а в декабре стал его ректором. В институте он читал лекции по Исламоведению, мусульманскому праву, мусульманской догматике, истории, арабской литературе, арабскому языку. Среди его студентов, ставших впоследствии известными учеными, был и Е.К. Бетгер.
В середине 20-х годов А. Э. Шмидт участвовал в исследовательских экспедициях в Киргизию и Туркмению.Его большой заслугой явилось совместное с другими востоковедами участие в 20-е годы в работе, «имевшей важнейшее государственное значение – реформе письменности узбекского, таджикского и других народов Средней Азии…».
В сентябре 1924 года Восточный институт объединили с Университетом (в июле 1923 года получившем новое название – Среднеазиатский госуниверситет – САГУ), в структуре которого был создан восточный факультет. А.Э. Шмидта назначили его деканом. Эту должность он исполнял до 1926 года, когда был назначен проректором университета по учебной работе.
Многогранная научная и педагогическая деятельность А.Э. получила достойное признание – в 1926 году его избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР - единственным ученым из Узбекистана в те годы.
В сентябре 1928 года Шмидт был освобожден от обязанностей проректора САГУ. Университет возбудил ходатайство о назначении ему персональной, «академической» пенсии – в знак признательности за большой вклад в дело становления вуза. Такую пенсию ученому определил союзный наркомат финансов в августе 1929 года. Однако А.Э. Шмидт продолжал трудиться в университете на преподавательском поприще. Правда, это длилось недолго.
В 1930 году восточный факультет САГУ закрыли, в марте 1931 года было отменено изучение арабского языка. Крупный учёный, талантливый преподаватель оказался невостребованным.
Но почивать на «академических» лаврах было не в духе Шмидта. В его жизни начался новый этап, на котором и в новом качестве ученый смог внести достойный вклад в науку. Впрочем, очередная сфера деятельности Шмидта не была для него абсолютно новой. Выше уже упоминалось о его сотрудничестве в библиотеке в Петербурге.
В апреле 1933 года постановлением правительства УзССР «Об объединении республиканских рукописных фондов» Государственная публичная библиотека в Ташкенте была объявлена Центральным рукописехранилищем». В эту библиотеку (ее преемницей является нынешняя Национальная библиотека Узбекистана им. А. Навои) стал поступать большой поток рукописей из библиотек и учреждений других городов республики.
Для организации хранения и изучения рукописей в библиотеку были приняты на работу в качестве сотрудников крупные востоковеды – проф. А.А. Молчанов (с мая 1933 г.), проф. А.Э. Шмидт (с июня 1934 г.) и проф. А.А. Семенов (с мая 1936 г.). Итогом сотрудничества этих ученых, а также местного знатока старинных манускриптов И. Адылова, явился подготовленный к изданию первый том Каталога восточных рукописей, что послужило фундаментом для последующей работы по их описанию.
И.Ю. Крачковский писал об этом этапе деятельности А.Э.Шмидта, что именно «его инициативе в значительной мере обязана своим началом планомерная подготовка каталогов большого собрания рукописей Ташкентской библиотеки…; в этом отношении Узбекистан далеко опередил другие республики…».
А.Э. Шмидт составил также «Описание рукописей Авиценны в собрании ГПБ Узбекистана». В последние годы жизни он по инициативе Института востоковедения бывшей союзной Академии наук занимался критическим комментированным переводом важного источника по социально-экономической истории Арабского халифата VIII – IX веков – «Книги о налоге» Абу Юсуфа, судьи в эпоху Харуна ар-Рашида.
Участвовал в доставке Корана Османа из Уфы в Ташкент.
Александр Эдуардович работал в библиотеке вплоть до своей смерти.
Два раза арестовывался для выяснения обстоятельств, умер в камере 9 августа 1939 года.
Похоронен в Ташкенте на Боткинском кладбище.
http://sklyarevskiy.livejournal.com/1062144.html
Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шмидт,_Александр_Эдуардович
(1872 (4-?) - май 1936)
Учёный, член географического общества.
Из дворянского рода в Лифляндии.
Сын Александра Фёдоровича Риттиха https://ru.wikipedia.org/wiki/Риттих,_Александр_Фёдорович
Окончил Пажеский корпус, выпущен в лейб-гвардии Егерский полк; к 1917 — полковник гвардии.
До революции — участник экспедиции в Персию и Белуджистан.
С 1905 — секретарь Туркестанского отдела Императорского общества востоковедения; с 1909 — редактор "Сборника".
В 1920-х — служил старшим физиком в Главной Аэрологической обсерватории Академии наук; действительный член Государственного географического общества; написал ряд научных работ по географии, метеорологии, аэрологии (около 150); член Международной облачной комиссии.
В 1928 — уволен из обсерватории по болезни, получил персональную пенсию «за научные и революционные заслуги». Работал секретарем областной комиссии Главной географической обсерватории; позднее — старший библиограф комиссии.
В марте 1935 — выслан с женой из Ленинграда в Казань на 5 лет (по выбору); с ноября лишен пенсии, после чего попал в клинику с психическим расстройством. За его освобождение из ссылки ходатайствовало Государственное географическое общество. С апреля 1936 — находился в психиатрической больнице в ужасающей обстановке; в мае 1936 — скончался там в страшных мучениях.
Женат на Инне Константиновне Риттих-Полежаевой. Проживала с мужем в Ленинграде, занималась домашним хозяйством. В марте 1935 — выслана с мужем из Ленинграда в Казань на 5 лет, с мая 1936 — вдова. В апреле 1937 — просила ходатайства Помполита о пересмотре дела и своем освобождении как высланной по делу мужа.
http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/Re.html
ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1: Д. 1393. С. 84-85; Д. 1519. С. 145-50; Д. 1609. С. 22-23, 26-27.
Искандеров А. А. Закат империи. М.: "Вопросы истории", 2001. С. 184.
(1890-1957)
Советский иранист, тюрколог. Родился в СПб., в дворянской семье. Получил высшее музыкальное и юридическое образование, в 1920 году закончил Восточный факультет СПбГУ , кафедра иранской филологии).
Переводчик издательства "Всемирная литература" (1918-20).
С 1924 преподавал в ЛГУ (с 1928 - профессор).
В 1920-е возглавлял один из петроградских антропософских кружков.
Важнейшей темой его научных занятий в этот период было изучение основного мистического течения в исламе - суфизма.
Занимался исследованием истории персидской литературы с древнейших времен, привлекая в качестве источников, наряду с новоперсидской классикой, Авесту, а также памятники среднеперсидской, парфянской и согдийской письменности.
В 1925 арестован, против него фабриковалось дело о "шпионаже в пользу Франции". После ходатайств академической общественности освобожден, но оставался, по-видимому, под контролем и психологическим давлением со стороны ГПУ/НКВД. Позднее принужден к сотрудничеству с органами внутренних дел, сыграл неблаговидную роль в арестах некоторых востоковедов (например, А. Н. Генко, Г. Г. Гульбина).
С конца 1920-х резко меняет тематику своих научных занятий, все более подчиняя их партийно-пропагандистским задачам.
Обращается к проблемам таджикской советской литературы, языковой политики в Средней Азии.
Доказывал необходимость отказа от арабской графики в мусульманских республикахках СССР.
Его исследования персидско-таджикской, а также узбекской, туркменской, азербайджанской классических литератур становятся марксистски тенденциозными.
В 1939 избран чл.-корр. АН СССР.
19 сент. 1941 арестован. Обвинен по ст. 58-4, 8, 10, ч. 2 УК РСФСР; однако постановлением начальника УНКВД ЛО от 12 ноября 1941 из-под стражи освобожден и дело против него прекращено.
Во время ВОВ работал в Средней Азии (1942-46): научный сотрудник ИЯЛ УзФАН СССР, профессор САГУ.
После войны переехал в Москву. Лауреат Сталинской премии 2-й степени (1948) - за научно-критический текст «Шараф-наме» Низами Гянджеви» (1947); награжден орденами Ленина и Трудового Красного знамени; медалью.
Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991). Изд. подготовили Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. 496 с. (Социальная история отечественной науки о Востоке).
(25 января 1892,С-Петербург - 11 ноября 1974,Ленинград)
Русский и Советский историк и искусствовед, член-корреспондент АН СССР с 1943 года. Автор исследований по истории, культуре и искусству Средней Азии, Закавказья и Ирана.
Родилась в Санкт-Петербурге, в 1907 году закончила известную немецкую школу St.Petri-Schule
Далее поступила на историческое отделение Бестужевских курсов, где проучилась до 1914 года у всемирно известных преподавателей, таких как профессор Ф. Ф. Зелинский, профессор И. М. Гревс и других, которые не только читали лекции, но и совершали со своим студентами знаменитые путешествия в Крым, Бухару, Педжент и по другим местам имеющим яркое историческое прошлое.
С 1913 она уже работала в Археологической комиссии, занимаясь изучением и описанием ольвийских древностей.
В 1914 году Тревер экстерном сдала гос. экзамены за курс историко-философского факультета Петербургского университета. С 1919 года Тревер стала работать ассистентом Российской Академии истории материальной культуры. В том же году поступила на работу в Эрмитаж и до 1926 года работала хранителем Строгановского дворца, который являлся филиалом Эрмитажа.
С 1922 Тревер начала заниматься историей и искусством Востока, прослушала курсы лекций В. В. Бартольда, И. А. Орбели, С. Ф. Ольденбурга, А. А. Фреймана.
В 1926 Тревер стала доцентом кафедры иранистики ЛГУ, а в 1928 — ассистентом профессора И. А. Орбели по превращению отдела Востока Эрмитажа в крупнейший центр востоковедения.
Прекрасное образование, владение европейскими, классическими и восточными языками и широкая эрудиция вовлекли Тревер в круг интересов античного мира и древнего Востока.
Тревер написала более ста науч. статей и книг по античной истории, литературе, истории культуры Востока; по археологии, истории и искусству Кавказа, Средней Азии и Ирана. Она исследовала проблему взаимодействия и взаимовлияния эллинской и восточной культур.
В 1939 Тревер присвоена степень доктора исторических наук.
Во время Великой Отечественной войны Тревер работала в Ташкенте в Институте языков, литературы и искусства. Затем в Узбекском филиале АН СССР (1941—1943), и в Ереване в Институте истории АН Армянской ССР (1943—1945).
В 1943 году К. В. Тревер была избрана членом-корреспондентом АН СССР.
http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Тревер,_Камилла_Васильевна