Каракалпакское изобразительное искусство
Открытие музея в Нукусе сыграло важную роль в развитии и сохранении каракалпакского изобразительного искусства и культуры. Музей поддерживает художников морально и материально, выполняя также просветительскую роль, необходимую для творческого роста. Многие каракалпакские художники и скульпторы - Ж. Куттымуратов, Д. Турениязов, Б. Серекеев, А. Утегенов, Э. Жолдасов и другие - считают себя учениками Савицкого.
Один из первых профессиональных каракалпакских художников К. Саипов - признанный мастер пейзажа, отображающего своеобразие Каракалпакстана. Замечательно талантлив самодеятельный художник А. Утегенов, чьи пейзажи полны непринужденной легкости и быстроты передачи натуры. Издавна у каракалпаков была развита резьба по дереву, традиции ее легли в основу современной каракалпакской деревянной скульптуры. Д. Турениязов создал из дерева полные очарования образы навеянные фольклором. Фантазийные, роскошно орнаментированные декоративные двери, колонны, музыкальные инструменты, маски скульптора А. Атабаева создают ощущение праздника. Женским образам посвящает свои работы Ж. Куттымуратов.
В собрание музея вошли лучшие произведения каракалпакских художников и скульпторов, показывающие общую картину зарождения и развития изобразительного искусства региона.
Именно народно-прикладное искусство каракалпаков стало первопричиной открытия музея в 1966 г. Если бы Савицкий не начал коллекционировать в 1950-х годах, то другие его коллекции, а в частности русское и узбекское авангардное искусство, скорее всего не были бы собраны. Более того, благодаря его тесным взаимоотношениям с местными властями, подкрепленным упорным собирательством каракалпакского искусства, местные власти закрывали глаза на его приобретение авангардного искусства, которое советские власти в Москве практически объявили вне закона.
В коллекцию каракалпакского народно-прикладного искусства входит около 70 тысяч экспонатов, включая ворсовые ковры, узорное ткачество, вышивку, аппликацию, тиснение и вышивку по коже, резьбу и инкрустацию по дереву, ювелирные украшения, изделия из металла, ткани ручной выделки.
Аппликация исполнялась преимущественно на шанаш – длинных трапециевидных мешочках из кожи для муки, крупы, жареного проса. Для изготовления мешков, умельцы также использовали и белое и чёрное сукно. Орнамент обычно был геометрическим или рогообразным. Тиснение на коже применялось в подкладках под стремена – тебенгах. Они оттискивались в форме или гравировались и обрабатывались небольшими штампами. Резьба и инкрустация по дереву были широко использованы на дверях юрт, шкафчиках и сундуках. Инкрустация обычно делалась красным сукном и костью. Кость покрывалась тонкой геометрической гравировкой, в то время как дерево чаще всего красилось в тёмно-коричневый или чёрный цвета.
В музее также имеется собранная юрта – традиционное переносное жилище каракалпаков сделанное из дерева, кожи, шерсти, войлока и камыша. Юрта дополняет коллекцию музея, позволяя посетителям более основательно ознакомиться с традиционной каракалпакской культурой.
Galiy Abdurakhmanova (1956-)
В юрте. 1979
Картон, масло 37 х 26,8
Окончила художественное училище им. Ш.Руставели в Ашхабаде и Ташкентский театрально-художественные институт. Большинство картин художницы можно отнести к бытовому жанру, но острая манера письма, яркость колорита придают ее произведениям особый смысл. Сюжет является только поводом для создания мажорного, радостного мира, где все ослепительно красиво. В работах художницы можно уловить созвучность древней восточной миниатюре, переданную посредством колорита, тонкостью письма.
Mikhail Antonov (1956-)
Восточный базар. 1985
Холст, масло 97,5 х 78,3
Окончил Республиканское художественное училище им.П.Бенькова. Художник творчески развивался неотрывно от музея, так как несколько лет был его сотрудником. Для творчества Антонова характерны поиски новых форм, символизм, декоративность композиционных решений произведений.
Aman Atabaev (1925-1986)
Резная дверь на темы народного эпоса. 1986
Дерево 200 х 91 х 6,5
Аман Атабаев продолжил лучшие традиции декоративно-прикладного искусства каракалпаков. Знакомство с богатейшим народным искусством побудило художника заняться работой по дереву. Произведения его отличаются ярко выраженной декоративностью, часто это предметы быта, украшенные резьбой. И все они, будь то резные двери, украшенные фольклорным мотивом, скульптурные портреты, маски, отличаются богатой фантазией, мастерством, богатством изобразительных средств.
Sarsen Baybosinov (1957-)
Натюрморт с сиреневым джингилом. 1990
Холст, масло 66 х 91
Живописец, один из одаренных художников молодого поколения. Окончил училище искусств им. Дж. Шамуратова в Нукусе. Творчеству Байбосинова характерны жанровые работы, в которых ведущим лейтмотивом является цветовая тональность. Несколько пастельные тона с преобладанием серебристо-сиреневого, красновато-коричневые гаммы создают цвет и свет, воздушность, чувствуется материальность предметов, контуры не четкие, почти слиты с фоном.
[375x509]
JollibayIzentaev(1943-)
Натюрморт с крупорушкой. 1982
Холст, масло 100 х 75,5
Окончил Ташкентское Республиканское художественное училище им.П.Бенькова, в 1972 году- Ташкентский театрально-художественный институт, отделение станковой живописи. Излюбленными жанрами художника являются натюрморт и портрет. В своих натюрмортах художник обращается к элементам традиционного каракалпакского быта, к его колористике. Натюрморты даны во взаимосвязи с натурными решениями композиции, в несколько экспрессивной трактовке образов . Изентаев является председателем Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана, академик Академии Художеств Узбекистана.
[233x700]
Zholdasbek Kuttimuratov (1934 - )
Росток. 1969
Дерево 193 х 58 х 47,5
Окончил Ташкентское Республиканское художественное училище. Работа реставратором в музее искусств и поддержка И.В.Савицкого сыграли значительную роль в становлении и творческом росте Куттымуратова. Со второй половины 60-х годов Ж.Куттымуратов - участник всех республиканских выставок. Главной темой его творчества является воспевание женской красоты. В музее собраны лучшие ранние работы скульптора: “Росток”, “Келин”, “Арыслан”, “Амударья”, “Зулхарнай” и др. “Росток отличается простотой форм и гармоничностью образа.
В последние годы Ж.Куттымуратов обращается к выполнению своих произведений в твердом материале - мраморе, известняке, граните. Небольшие работы из камня полны лиричности, символичности и декоративности композиционного решения тематики.
[375x279]
Jengis Lepesov (1945-)
Золотая осень
Холст, масло 76 х 56
Ж.Лепесов является одним из ведущих современных художников Каракалпакстана. В 1966 году он поступил в Алма-атинское художественное училище. Ж.Лепесов учился секретам композиционного построения, свободного письма яркими красками у Т.Тогысбаева, М.Исмаилова, графика – В.Крушина, Б.Пака Б.Табиева, С.Айтбаева
В 1970 году Ж.Лепесов возвращается в Нукус и начинает свой трудовой путь художником-оформителем в Нукусской художественно-производственной мастерской. Лепесов работает в различных жанрах, но предпочтение отдает пейзажу и натюрморту. Произведения Ж.Лепесова отличают декоративность, колористическая насыщенность. Творчество его занимает определенное место в изобразительной школе Каракалпакстана и привлекает своей декоративностью и использованием национальных мотивов в сюжетах и образах. Произведения Лепесова находятся в собрании музея и частных коллекциях стран мира: России, США, Корее, Японии, Швеции и т.д.
[375x218]
Faim Madgazin (1930-1991)
По Аму-Дарье. 1967
Холст, масло 120 х 70
Окончил Ташкентское художественное училище им.П.Бенькова. Один из первых профессиональных художников Каракалпакии. Излюбленный жанр Мадгазина – пейзаж. Неброская красота природы Каракалпакии гармонично передана художником. Многие полотна посвящены Амударье и Аральскому морю. Сегодня эти произведения являются иллюстрацией былой мощи полноводной и своенравной Амударьи.
[600x230]
Kdyrbay Saipov (1939-1972)
Вечер на Аму-Дарье
Холст, масло 41 х 100
Учился в Ташкентском Республиканском художественном училище им.П.Бенькова на отделении живописи (1952-1957). По окончании с 1957 года начал работать в Гостеатре музыкальной драмы и комедии им.К.Станиславского (г.Нукус) художником-постановщиком, с 1958 года - главным художником. Работу в театре Саипов начинает с оформления спектакля“Бахыт” на историческую тему (конец 1957). В последующие годы им был оформлен спектакль К.Винникова и Ю.Оскарова “Белый лотос” (1959) по мотивам древне-индийской легенды. Эскизы к спектаклю были приобретены в театральный музей им.Бахрушина (Москва). За короткий срок художником оформлено более 50 спектаклей. Являясь одним из первых художников-профессионалов, несмотря на короткую жизнь, К.Саипов оказал значительное влияние на развитие каракалпакского изобразительного искусства.
[500x496]
Bazarbay Serekeev (1942-)
Маленький дутарист
Холст, масло 82 х 82
Окончил Республиканское художественное училище им. П.Бенькова (1962-1969). Творчеству Серекеева характерно стремление выработать собственный художественный почерк, желание по-своему раскрыть тему. Основное место в творчестве художника занимает тематическая картина. Люди с их повседневными заботами являются героями его картин. Часто бытовой и пейзажный жанры в этих работах сливаются воедино, взаимообогащая и дополняя друг друга. На сегодняшний день это один из самых активных художников, работающих с натуры. Особенно привлекает художника сельская тематика, тема труда. Во всех его произведениях цвет, фактура мазка несут большую эмоциональную нагрузку.
[500x601]
Daribay Toreniyazov (1928-2003)
Старик в большой шугурме. 1975
Дерево 72 х 56 х 48
Д.Турениязов не имел художественного образования, но его работы раскрывают незаурядность таланта скульптора и самобытность его дарования. В творчестве Д.Турениязова чувствуются глубокие народные традиции. Он, по своему используя эти традиции, в несколько условно-обобщенном виде, обыгрывая фактуру дерева, создает характерные образы. В каждом куске дерева он чувствует и видит скульптурные решения. Тематика произведений Турениязова разнообразная. Рядом с фантастическими образами, такие произведения, в которых скульптор воплотил черты характера народного, национального. Скульптор много работал в мелкой пластике из дерева, иногда пытался применять инкрустацию костью.
Амангельды Утегенов
[375x243]
Amangeldy Utegenov (1951-)
Осень в Шайхамане. 1976
Холст, масло 52,5 х 79,5
Живописец без специального образования, самобытный, одаренный природным талантом.. Музей и И.В.Савицкий способствовали развитию таланта художника. В собрании музея находятся десятки его произведений. В пейзажах Утегенова, удивительных по красоте коричнево-золотистого колорита, соединение непринужденной легкости и быстроты обостренного, яркого впечатления от натуры с простотой и логической ясностью обобщения. Эмоциональное восприятие природы определяет ее живописное воплощение художником на полотнах. Художник умело передает различное состояние природы, обыгрывая нюансы цвета и света.
[375x537]
Alvin Shpade (31.01.1935-)
Натюрморт со стулом
Холст, масло 90 х 62,5
Среднее художественное образование Шпаде получила в Ашхабадском художественном училище им. Ш.Руставели. Проработав два года учителем рисования и черчения в школе г.Байрам-Али, а затем картографом в геологической экспедиции, она переезжает в Каракалпакию в 1960 году, где знакомится с И.В.Савицким. Работает в Художественном фонде Каракалпакской АССР и по совместительству в секторе искусствознания Каракалпакского филиала АН УзССР, куда ее приглашает Савицкий. Эти годы во многом определили не только весь дальнейший жизненный путь, но и круг интересов художницы. На эти же годы приходится бурный рост каракалпакской интеллигенции. А.Шпаде становится участником многих интереснейших дел, событий. Не порывая связей с Каракалпакией, постоянно их поддерживая прежде всего с Игорем Витальевичем Савицким, Альвина Шпаде продолжает учебу. С 1962 года она учится в Ташкентском театрально-художественном институте, а затем в Московском текстильном институте, по специальности «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности». В начале 1970-х годов А.Шпаде серьезно заявляет о себе как живописец Декоративность прочно закрепляется в манере А.Шпаде и является одной из особенностей ее художественного языка.
http://www.savitskycollection.org/Russian/Karakalpak_Gallery_R.html
http://museum.kr.uz/Karakalpak_arts