Музейная коллекция узбекского искусства является яркой и наиболее полной иллюстрацией периода создания в 1920-30-е годы сильнейшей школы изобразительного искусства и представляет собой широкое разнообразие существовавших направлений, от реализма (П. Беньков, З. Ковалевская) до авангардных поисков (В.Уфимцев, В.Лысенко и др.). Состав школы был многонациональным – большинство молодых художников приехало в Узбекистан из России.
Исторически на общественно-культурное развитие Центральной Азии значительно повлиял ислам, исключавший станковые формы искусства. С другой стороны, на художественную жизнь Узбекистана 20-х годов также влияли богатые древние традиции архитектуры, декоративно-прикладного искусства, искусства книжной миниатюры. Сплав различных культур и традиций вносил в художественную жизнь Узбекистана яркость и эмоциональность.
Работы таких художников, как А. Волков и Н. Карахан, довольно характерны для того периода: отвержение старого и строительство нового мира. Полотна Е. Коровай, Н. Кашиной, П. Бенькова, З. Ковалевской пристально изучают Восток, донося до зрителя марево жаркого солнца и неспешную размеренную жизнь древних городов. Ориентализм самым причудливым образом сочетается с приемами итальянских живописцев и русской иконографии в творчестве А. Николаева (Усто Мумин). В яркой самобытной манере восприятия традиций импрессионизма и постимпрессионизма выполнены работы У. Тансыкбаева: элегантная упрощенность изображения, звучность чистых красочных пятен; в то время как В.Уфимцев приехал в Узбекистан футуристом, став сторонником этого движения после лекции Давида Бурлюка.
В последующие годы искусство многих художников оказалось забытым. Заново открытые Савицким в 1960-е годы полотна и рисунки были спрятаны в мастерских, квартирах, кладовках художников и наследников. Многое безвозвратно погибло. Но даже сохранившиеся произведения поразительны высочайшим мастерством исполнения и разнообразием творческих решений.
Именно в 1960-е годы Савицким была избрана собственная тактика формирования собрания - по возможности монографический сбор творений каждого заинтересовавшего музей художника, демонстрируя таким образом его интеллектуальное развитие. По такому же принципу формируется каждый отдел музея. Савицкий отмечал: "Исчерпывающе показать данное явление - вот основной наш девиз и мы стараемся его выполнять…"
Павел Беньков
Minaret Kalya. Oil on canvas. 118 x 97cm
Pavel Benkov(1879-1949)
Беньков учился вХудожественной школе в Казани (Татарстан, Россия) на рубеже 19-20-го веков, продолжив образование в Санкт-Петербургской Академии художеств (1901-1908). Затем учился в студии Д. Kardovskiy и И. Е. Репина, а также в Академии Жюльена в Париже (1909), после чего вернулся в художественном училище Казани. Переехал в Узбекистан в 1929 году, где принимал участие в творческой и педагогической деятельности. Будучи авангардистом русского реалистического искусства, создал работы, посвященные Бухаре, Хиве и Самарканду.
Alexander Volkov(1886-1957)
Живописец, график, художник, театральный художник, Волков писал жанровые и тематические картины, портреты, натюрморты, пейзажи и абстрактныхе композиции. Он является одним из основателей узбекской школы искусств. Учился на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете (1906-1908), в частной студии в Санкт-Петербурге, а затем - в Высшем художественном училище при Академии художеств (1908-1911), в частной школе Берштейн (1910-1912), где его учителями были Н. Рерих и И. Шервуд; также закончил в Киеве художественную школу (1912-1916) - учитель Ф. Кричевский.
Волков участвовал в выставках в 1920 году и являлся членом Ассоциации художников революционной России (АХРР) и Ассоциации русских художников(AKHR) (с 1927), "Мастер Нового Востока» (с 1928). Он организовал "бригадуВолкова", в котором приняли участие молодые художники Узбекистана. В 1919 году он был директором Государственного музея искусств Центральной Азии, а с 1922 году - глава "Пролеткульта - Театра". Он дополнительно работал преподавателем в Ташкентском колледжей искусства. В большинстве своих работ Волкова придерживается примитивизма, стремится к простым, но твердым и выразительным композициям.
Николай Карахан
Constructing A Road – 1932. Oil on canvas. 250 x83cm
Nikolay Karakhan (1900-1970)
В детстве Карахан переехал в Туркестан из Нагорного Карабаха (Азербайджан сегодня) вместе с родителями. Ещё в школе он пристрастился к живописи, которая привела его в Ташкентскую школу искусств (1918-1921). В 1921 году он был призван в Красную Армию, где написал значительную часть своих картин. После демобилизации Карахан преподавал живопись сначала в туркменском профессиональном педагогическом техникуме (1925-1934), затем в Ташкентв в Школе искусств (1934-1941). Многие из его картин и эскизов представляют собой несколько необычный хронику развития молодого художника в Узбекистане. Яркие стилизованные изображения, ритмические композиции и декоративность - отличительные черты ранних работ Карахана.
Надежда Кашина
By Shir-Dor. 1928. Oil on canvas. 87.3 x 79.5cm
Nadezhda Kashina (1896-1977)
Кашина родилась в Перми (Россия), в семье художников, занимающихся настенной иконописью. Она училась в Пермской государственной школе искусств (1920) под руководством А.Каплан, затем в Москве в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) - ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) (1921-1927) под руководством Фалька и Герасимова. Она была членом-учредителем художественного объединения "Рост" (1928-1929) и член "Группы-13" (1929). Кашина начала выставлять свои работы в 1928 году, на персональных выставках в Ташкенте(1957, 1973), Москве (1971 г.) и Перми (1973). С 1930 года она жила в Самарканде (Узбекистан), а затем в Ташкенте (1932). Кашина передала в своих работах страсть к экспрессионизму яркими цветами Узбекистана.
Oil on canvas. 67 x 79cm
Елена Коровай
In the Former Ghetto, Bukhara. 1932. Oil on canvas.72.5 x 71.5cm
Elena Korovay (1901-1974)
Коровай провела свое детство в Харбине, где ее отец был начальником железнодорожной станции, а мать - актрисой. Во время Первой мировой войны она училась в Санкт-Петербурге в школе поощрения искусств под управлением К. Рериха и И. Наумов. В 1917 году она переехала в дом своих родителей в Барнауле, где присоединилась к левой группе художников, которые искали и внедряли новые формы искусства (М. Курзин, В. Гуляев, а затем В. Маркова). Она работала учителем в школе-студии отдела Алтайского Art Studios. В 1920-1923 Коровай училась в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) и много путешествовала по всей стране.
В 1920 году она поселилась в Средней Азии, сначала в Ташкенте, затем в Самарканде. Работала художником в театрах и в Самаркандской студии изобразительных искусств. Она написала и иллюстрировала книги для детей, в том числе «Лягушка и молоко", "Два брата", "Детский сад" и сыграли большую роль в создании Самаркандского отделения Союза художников. В 1946 году по приглашению В. Фаворского она переехала в Москву, где сначала работала на игрушечной фабрике. В 1950 году она помогла Фаворскому в работате над мозаичным панно для здания советского посольства в Варшаве (до 1955). В конце 1950-х она вернулась к станковой живописи. В 1969 году присоединилась к МОСХа (Московске общество советских художников). Ее работы «В бывшем гетто, Бухара» и «Dyers" является частью цикла работ Коровай, посвященных бухарским евреям.
Zinaida Kovalevskaya (1902-1979)
Ковалевская учился в Казанской художественной школе (1922-1927) у П. П.Бенькова. В 1943 году она экстерном закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. С 1930 года в Узбекистане. Ковалевская работала учителем в школе искусств Самарканде.
Михаил Курзин
Capital. Paperoncarton, gouache. 42 x 67cm
Mikhail Kurzin(1888-1951)
Курзин учился в Казанской художественной школе с 1904 по 1907 год, в 1908 году перешёл в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1910 по 1912 год учился в частной студии М. Бернштейна в Санкт-Петербурге.После визита в Китай Курзин стал преподавателем в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В 1922 году он переехал в Крым (г. Симферополь) с Е. Коровай, а в 1923 - в Ташкент.
В Ташкенте работал в Театре оперы и балета, в газетах и в качестве преподавателя. В 1927 году Курзин был одним из основателей группы художников под названием "Мастера Нового Востока". Художник был арестован в 1936 году и приговорен к пяти годам лишения свободы и трем годам ссылки по обвинению во враждебном отношении к Советской власти, в высказываниях о террористических намерениях против Сталина и антисоветскую пропаганду.
В 1930-х годов критики отклонили работы Курзин как "формальные" и утверждали, что они искажают советскую действительность, что художник сознательно изображал советского человека так уродливо.Художник отбывал срок на Колыме. В конце 1945 года Курзин переехал в Бухару. В 1948 году он был вновь арестован за несанкционированный приезд в Ташкент и снова обвинен в антисоветской деятельности и приговорен к ссылке в Красноярский край. Он умер в 1951 году.
Vladimir Lysenko(1903-1950)
По имеющейся информации из Государственного музея искусств и архивов, Лысенко жил в Ташкенте с 1918 года (возможно, с 1919). В 1930 он принял участие в первой республиканской выставке изобразительного искусства Узбекистана, представив большое количество картин. В 1935 году Лысенко был арестован. Во второй половине 1940-х годов он участвовал в выставках, проводимых в Новороссийске и Краснодаре. В 1951 году он вновь прибыл в Ташкент, и был реабилитирован в 1953 году.
Valentina Markova (1907-1941)
В 1920-х годов, Маркова училась в частной художественной школе художницы Надольской в Барнауле, где она встретилась с М. Курзиным и Е.Коровай. В 1926 году, как и многие другие художники, она уехала в Среднюю Азию, где она жила в течение десяти лет. Присоединилась к группе «Мастера Нового Востока". В своих картинах Маркова часто ссылалась на работы старых мастеров итальянского Возрождения, французского, немецкого и английского романтизма. Она умерла осенью 1941 года в Ленинграде.
Alexander Nikolayev (1897-1957)
В 1908-1916,Александр Николаев учился в Сумской военной школе под Полтавjq, а затем в школе улан в Твери. В 1918 году он принял участие в арт-студии А. Buchkuri в Воронеже. В следующем году он начал заниматься во второй государственной Free Studio искусства в Москве у К. Малевича, но был призван на фронт. После демобилизации в 1920 году Николаев был отправлен в Ташкент с Комиссией Турк ЦИК (Туркестанский Центральный Исполнительный Комитет) для развития и совершенствования культуры и искусства в этом регионе.
Николаев был очарован Востоком и изучил все аспекты его культуры. Традиции Узбекистана, образ жизни, ремесла и природа вдохновляли художника на протяжении всей его жизни и повлияли на его творчество. После обращения в ислам художник получил новое имя Усто-Мумин, что означает Верный Master. Во время работы в качестве арт-директора Узбекского павильона на ВДНХ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) в Москве в 1938 году Николаев был неожиданно арестован и заключен в тюрьму. Первоначально в тюрьме ему не было позволено рисовать – это явилось причиной огромных страданий для художника. Тем не менее, в 1943 году Николаев получил диплом от Центрального исполнительного комитета Узбекской ССР за активную работу в создании уйгурского театра. Оставшуюся часть своей жизни Николаев посвятил себя творческой и общественной деятельности.
Alexey Podkovyrov (1889-1957)
В 1918 году Подковыров окончил учительскую семинарию в Актюбинске, Казахстан. Художественное образование он получил в изостудии Розанова в Ташкенте (1924-1927), продолжил его в школе искусств Пензы, где его учителем был И.Горюшкин-Сорокопудов (1927-1929). Его дружба с молодыми узбекскими художниками, такими как Н. Карахан, У. Тансыкбаев и старшим и более опытным из них А. Волковым, О. Татевосяном сыграла важную роль в формировании эстетических взглядов Алексея. Подковыров принимал участие во многих выставках в Ташкенте, Москве, а после 1947 года -в Алмаате.
Урал Тансыкбаев
Crimson Autumn. 1931. Oil on canvas. 118 x 105.4cm
Ural Tansykbayev (1904-1974)
Тансыкбаев учился в Art Studio Н. Розанова при Ташкентском музее искусств ( 1924-1928), затем в Пензенской Профессиональное училище искусств и педагогики, где он был принят непосредственно в выпускной класс. Он участвовал во многих выставках в Узбекистане, Москве, а также за рубежом и получил многочисленные награды правительства. Он установил очень тесные связи с музеем, который получил многие из его ранних работ с конца 1920-х и начала 1930-х (коллекция музея рассматривается многими как лучшая коллекция живописи и графики того периода). Тансыкбаев умер в Нукусе, при организации персональной выставки.
Оганес Татевосьян
Fruit tents. Oil on canvas. 60 x 80cm
Oganes Tatevosyan (1889-1974)
В 1908 году Татевосян поступил в художественное училище Тбилиси. В 1910-1917учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. Коровина, затем в 1921-1927 гг. - в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские. С этого времени он жил в Самарканде, сблизился с А. Николаевым, В. Уфимцевым. Он был членом-основателем "Самаркандской коммунистической школs@ (1918) и Училищfживописи и ваяния в Ереване, Армения (1921). В 1918-1919 участвовал в оформлении Самарканда в честь революционных праздников. С 1932 Татевосян жил в Ташкенте, 1937 года работал в качестве художественного руководителя узбекского павильона на Всесоюзной выставке в Москве. В 1966 Татевосян переехал в Москву.
Victor Ufimtsev (1899-1964)
Виктор Уфимцев является одним из многих русских художников, для которыхУзбекистан стал творческим домом. Он родился в деревне Барневка на Южном Урале, живописи и рисунку учился в Омске (1916-1919). В 1918 году во время участия в Арт-студии А. Клементьева ему довелось присутствовать на лекции Давида Бурлюка о футуризме. Он стал футуристом с творческим кредо: "Новые произведениям нужны новые формы".
В 1923 году в поисках нового он уехал в Туркестан. Сначала он ему представился как один большой карнавал: яркие цвета, необычная архитектура, люди в экзотических одеждах. Он встречался со многими художниками, проживающими в Узбекистане в то время, в том числе А. Исупововым, А. Николаевым (Усто-Мумин), А.Волковым, Л. Буре, М. Курзиным, Е. Коровай. Художник дополняет свои работы коллажами методом использования различных материалов: модели из бумаги,ткани, войлок, тростник. Его работа «В поезде" объединила самые смелые эксперименты молодого художника: перспективы, формы и смешанная техника.
http://www.savitskycollection.org/Russian/Galleries/Uzbeks/Ufimtsev_Gallery_R.html