Музей им.И.В.Савицкого в Нукусе
В Музее искусств Республики Каракалпакстан им И.В. Савицкого располагается вторая по величине коллекция русского авангарда (после Русского музея в Санкт-Петербурге), а также одна из крупнейших коллекций прикладного и древнего искусств народов Центральной Азии.
Документальный фильм «Пустыня запрещенного искусства» - это рассказ о том, как один человек на государственные деньги (!) открыл музей по собственному видению и собрал в него картины, рисунки и графику русских художников-нонконформистов и диссидентов, чье творчество не было признано в советские годы. Имя этого энтузиаста Игорь Савицкий. Он умер в 1984 году, но собранная им коллекция, а это 44 тысячи (!) работ, хранится в созданном им же музее. Он вызволил из подполья, изгнания, лагерей и забвения работы художников школы поставангарда: Алексея Рыбникова, Александра Волкова, раннего Урала Тансыкбаева, Надежды Боровой, Елены Коровай, Михаила Курзина... Не удивительно, что о таком сокровище, ценность которого сегодня измеряется многими миллионами, мировая общественность долгое время не знала. Музей русского запрещенного искусства находится в богом забытом месте - в городе Нукус, столице Каракалпакии, автономной республики в составе Узбекистана. В пустыне. И существует уже с 1966 года.
Режиссёр, сценарист и продюсер фильма Чавдар Георгиев говорит:
- 97 процентов картин в этом музее нуждаются в реставрации. Из-за ухудшения климата и высыхания Аральского моря зима в Каракалпакии стала очень суровой, как в Сибири. А летом жара доходит до 50 градусов по Цельсию. Условия хранения картин ниже нормы. Поэтому мы своим фильмом действительно хотели бы привлечь международное внимание к плачевному положению картин и самого музея. Мы показали фильм на 70 кинофестивалях в разных странах. Получили немало престижных премий. Наконец, фильм теперь можно посмотреть и в Америке. К великому сожалению, директору музея Маринике Бабаназаровой правительство Узбекистана не разрешило выехать в Вашингтон на премьеру. Ей сказали, что "это не целесообразно". А потом мы узнали, что два здания, принадлежавших музею (в одном из них находилось 60 процентов коллекции), были закрыты, опечатаны, а картины было приказано вывезти. Здания будут снесены и на их месте построят Министерство юстиции и банк. У музея еще одно здание, но оно плохо приспособлено для хранения полотен. Вывезенные картины скопились в фойе. Мы надеемся, что до ума правительства Узбекистана все же дойдет, какими сокровищами мирового уровня эта страна обладает.
А вот противоположное мнение - Тамары, блоггера из Ташкента (14 ноября 2011):
Вчера обсуждали … статью на встрече блогерского клуба «Лангар» с Министром по делам культуры и спорта Турсунали Каримовичем Кузиевым, который одним из первых прочел этот текст и буквально цитировал ее.
Он совсем недавно побывал в Нукусе. И коллекция на месте, и условия — далеко не всякий музей такие имеет. К тому же, чтобы расширить экспозицию, принято решение построить еще, кажется, даже два новых корпуса.
Я и сама была в музее имени Савицкого в 2004 году. Впечатление ошеломляющее. Коллекция настолько уникальна, что потрясает своим богатством. Картины Усто Мумина, Кашиной, Фалька, Волкова, Бенькова — не стану перечислять всех, но то, что есть в Ташкенте — крохи, в сравнении с коллекцией музея в Нукусе.А еще керамика и расписной фаянс начала века, интересная коллекция каракалпакского народного искусства, словом — богатейший музей.
Его директор музея, Мариника Бабаназарова, недавно была в Ташкенте на Биеннале современного искусства. Государственный музей имени Савицкого не раз проводил выставки в Ташкенте и за рубежом — в Германии, Франции, в 2010 году — в Гронингенском музее в Голландии; проводилась слайдовая презентация музея в Италии. Это только то, о чем сама слышала…
Понятно, что и мысли, и слова, и съёмки фильма американцем направлены на одно – привлечь общественное мнение к якобы плачевному состоянию музея с тем, чтобы, возможно, таким способом завладеть экспонатами, раз уж ни директор музея Мариника Бабаназарова, ни правительство Узбекистана не соглашаются их продавать. Кстати, сам хозяин экспонатов и основатель музея Игорь Витальевич Савицкий не только не продавал картины, но хотел, чтобы музей находился именно в Нукусе – иначе непременно сам перевёз бы коллекцию хотя бы в Ташкент.
|
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан был основан 15 февраля 1966 года в городе Нукусе. Сначала он представлял собой две маленькие комнатки, одна штатная единица.
История создания и развития музея уникальна, так же, как и его собрание. Коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени была собрана за беспрецедентно короткий срок, превратившись в многочисленное собрание. Подобный факт не имеет аналога в практике мирового музейного собирательства. Само же появление в Нукусе музея искусств связано с самоотверженной собирательской и организаторской деятельностью московского художника Игоря Витальевича Савицкого (1915-1984 гг.), чье имя сегодня носит музей.
На сегодняшний день собрание музея насчитывает 85 138 экспонатов.
Музейные собрания хранятся и экспонируются в 3 зданиях общей площадью 6923,6 кв. м.: новая экспозиция, где представлены все коллекции, находится по улице К. Рзаева; за музеем закреплена старая экспозиция, находящаяся по адресу: улица Каракалпакстан, дом 2; фондохранилища и реставрационные мастерские находятся по адресу проспект Дослык Гузары, дом 127.
В музее функционируют 6 отделов:
1. Отдел изобразительного искусства;
2. Отдел археологии;
3. Массово-просветительский отдел;
4. Отдел народно-прикладного искусства;
5. Отдел реставрации;
7. Сектор учета и хранения.
Нукусский музей искусств – это сокровищница, дающая представление о культурном отрезке, начиная с III века до нашей эры (предметы материальной и художественной культуры древнего и средневекового Хорезма – археологические находки Топрак-калы, Ток-калы, Миздахкана и т. д.). Народно-прикладное искусство каракалпаков (генофонд каракалпакского народа – немногочисленной в прошлом полукочевой этнической группы, проживающей на северо-западе Узбекистана, и имеющей древнейшую историю, самобытную культуру) представлено уникальными предметами ювелирного искусства, текстилем, ковроткачеством. Отдел изобразительного искусства музея – это крупнейшее художественное открытие. В нем сосредоточена национальная художественная школа Каракалпакстана: К. Саипов, А. Еримбетов, Ж. Изентаев, Ж. Куттымуратов, Д. Трениязов, М. Ищанов, А. Утегенов, творения основоположников живописной культуры Узбекистана – многонационального коллектива художников, работавших в Средней Азии в начале ХХ века: А. Волкова, У. Тансыкбаева, М. Курзина, Н. Кашиной, Н. Карахан, Е. Коровай и др. По оценке специалистов, значимость и масштабность Нукусского собрания русского авангарда уступает лишь всемирно известной коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. В его состав входят не только художники, известные широкому кругу зрителей (Л. Попова, Д. Бурлюк, А. Шевченко, Р. Фальк, В. Пестель, М. Ле-Дантю и др.), но и забытые временем имена и неизвестные художники (А. Осмеркин, М. Соколов, П. Соколов, Н. Боровая, Н. Тарасов и др.).
О Нукусском музее искусств сегодня знает весь мир - благодаря вниманию ведущих СМИ европейских стран, США, Японии, Австралии, а также выставкам его произведений в Германии (1995 г.), Франции (1998 г.), Италии (2001 г.), США (2003 г.). Сегодня усиливается интерес к музейным собраниям. Музей стал местом паломничества для специалистов и просто интересующихся культурой и историей Средней Азии.
На сегодняшний день музей искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого является наиболее посещаемым объектом туризма в республике. Ежегодно музей посещают около 70 000 человек, из которых – более 3000 являются иностранцами, причем главной целью их визита является именно музей.
Каждый музей имеет свою категорию, их всего пять. В 1991 году музей им.Савицкого получил первую категорию. Эта категория присваивается музеям с мировой известностью и посещаемостью свыше 300.000 человек в год. Хотя такой посещаемости здесь никогда не было, для нукусского музея было сделано исключение из-за его экспонатов. Тем самым он был поставлен в один рядсТретьяковской галереей, Русским музеем и Эрмитажем.
«Один из лучших музеев мира» — назвали его Ф.Миттеран и А.Гор.
Наследие Савицкого составляют 7.452 произведения живописи; 25.223 графики; 1.322 скульптуры; 7.562 произведения народно-прикладного искусства; 1.902 монеты; 8.618 находок археологических исследований.
Мариника Бабаназарова — нынешний директор Государственного музея искусств Каракалпакской АССР имени И. В. Савицкого — училась в Ташкентском университете,в Ташкентском театрально-художественном институте. Тема ее диплома: «Игорь Савицкий — создатель музея, художник, этнограф, археолог».
На фото она выглядит строгой, а в жизни это очень милая очаровательная женщина, всёй душой болеющая за сохранение этого удивительного "музея в пустыне", который несомненно является одним из Чудес Света.
Экскурсионные залы музея выглядят так:
Официальный сайт музея - http://museum.kr.uz/russian