• Авторизация


Фильм "Пустыня запрещенного искусства" 11-02-2012 11:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Как американцы «спасли» русскую коллекцию музея в Нукусе

 

Пустыня запрещенного искусства

(Pustynya zaprshchennogo iskusstva)

 

«Чайка» 16 марта 2011 г.

 

Александр Сиротин

Нью-Йорк

Номер 6 (185)

Из фильма/4474615_1 (150x110, 6Kb)

 

Документальный фильм "Пустыня запрещённого искусства" рассказывает невероятную историю о том, как при советской власти, в годы репрессий, была создана уникальная сокровищница отвергнутого властью искусства, не отвечающая идеологическим требования социалистического реализма.

 Были в те времена художники, остававшиеся духовно и творчески свободными, несмотря на угрозу ареста, ссылки и смерти. Нашелся тогда один человек, который покупал у них, а потом у их детей картины на деньги, выделенные советской же властью. Правда, выделены они были на покупку одобренной властями живописи, но этот человек, рискуя свободой, собирал картины запрещенных художников советского авангарда. Об этом человеке, Игоре Савицком, о его музее, спрятавшемся в песках Каракалпакстана, и о времени, в которое все это происходило, рассказывает документальный кинофильм "Пустыня запрещенного искусства".

В документальном фильме "Пустыня запрещенного искусства" интервью с членами их семей, с искусствоведами и работниками музеев звучат по-русски и сопровождаются английскими субтитрами. Рассказ о музее иллюстрируется редкой кинохроникой сталинского времени. Только с началом Перестройки подвиг Савицкого был оценен, а Каракалпакский государственный музей искусств стал музеем имени Савицкого. Но судьба музея и коллекции Савицкого стоимостью в десятки миллионов долларов сейчас под вопросом (?!!!). Савицкий сумел обвести вокруг пальца КГБ, партийные органы Узбекистана и Советского Союза…

 

Режиссёр(ы) : Чавдар ГЕОРГИЕВ (Chavdar GEORGIEV), Аманда ПОУП (Amanda POPE)

Сценарист(ы) : Чавдар ГЕОРГИЕВ (Chavdar GEORGIEV), Аманда ПОУП (Amanda POPE)

Оператор(ы) : Геннадий БАЛИЦКИЙ (Gennadi BALITSKY), Александр ДОЛГИН (Aleksandr DOLGIN)

Музыка : Мириам КАТЛЕР (Miriam KATLER)

Продюсёр(ы) : Чавдар ГЕОРГИЕВ (Chavdar GEORGIEV), Аманда ПОУП (Amanda POPE)

Дата выхода в России : 6 février 2010

 

Языкanglais

Сайты: desertofforbiddenart.com/desertofforbiddenart.com/design/dofa_press_kit.pdf


Аннотация

Фильм посвящен истории Государственного музея искусств, находящегося в городе Нукус, столице Каракалпакского края Узбекистана. Музей был основан русским художником, археологом и коллекционером Игорем Савицким. Невероятными усилиями ему удалось спасти от уничтожения сорок тысяч (!) произведений живописи советского периода. В результате в мало кому известном Нукусе была собрана вторая в мире коллекция советского авангарда. Письма и высказывания Савицкого и других художников озвучивают Бен Кингсли, Эд Аснер, Салли Филд. Чавдар Георгиев - аспирант киношколы Южнокалифорнийского университета. Степень бакалавра получил в Чикагском институте искусств.

 


Отобран на фестивалях :

Европа вокруг Европы, Париж (Франция), 2011

Международный кинофестиваль в Кливленде, Кливленд (США), 2010

Международный кинофестиваль в Ванкувере, Ванкувер (Канада), 2010.

 

 …Теперь существованию музея угрожают, с одной стороны, исламский фундаментализм (с этим можно спорить!), а с другой - богатые дельцы от искусства.Озабоченные этим авторы фильма профессор факультета киноискусства Университета Южной Калифорнии Аманда Поуп и продюсер Чавдар Георгиев используют любую возможность для придания кинокартине большего веса. В частности, они привлекли к работе над фильмом таких звезд мирового кино, как Бен Кингсли, Салли Филд и Эд Эснер, голоса которых звучат за кадром.

Аманда Поуп и Чавдар Георгиев дали мне экслюзивное интервью.

На вопрос, какую цель они перед собой ставили, начиная работу над фильмом, Аманда Поуп ответила:

- У нас были разные цели - у меня как профессора американского университета цель была пробудить у публики интерес к малоизвестным сокровищам мировой культуры. То, что было в России, в Советском Союзе, мы в Америке до сих пор мало знаем. Да и в самой России имена художников-авангардистов, о которых мы рассказали, почти неизвестны, как неизвестен и музей в Нукусе.

Чавдар Георгиев продолжил:

- Мы не ставили задачу показать кошмары сталинизма, ужасы Гулага. Мы хотели рассказать о картинах мало известных, но прекрасных художников, работы которых собрал и сохранил Савицкий, причем, не как частный коллекционер, а как директор государственного музея и на государственные деньги. В этом уникальность. А помогали ему сохранить целый пласт русской культуры разные люди, преодолевая страх перед наказанием, увольнением, арестом.

- Как вам удалось заполучить Бена Кингсли?

- Это было трудно, - говорит Аманда Поуп. - Сурбен - это его полное и настоящее имя - очень любит изобразительное искусство. Я это знала. Но актеры такого уровня отгорожены от простых смертных менеджерами, агентами, которые совершенно не заинтересованы, чтобы их подопечный работал над документальными фильмами, на которых никто ничего не заработает. Однако я нашла знакомых его знакомых и через личные контакты сумела выйти на него самого. Он загорелся этой работой и озвучил Савицкого по-английски, но не с американским, а с легким европейским произношением.

- У зрителя после просмотра возникает желание как-то помочь музею, терпящему нужду. Вызвать такое чувство - тоже одна из ваших задач?

- Совершенно верно, - говорит профессор Поуп. - Существует организация "Друзья нукусского музея". Ее адрес можно найти на Интернете. Но она еще не получила "прописку" в Америке, как некоммерческая организация. Поэтому помощь можно оказывать, непосредственно связавшись с музеем.

- Я до вашего фильма не знал о существовании музея в Нукусе и не знал многих из художников, картины которых там собраны...

...Здесь Чавдар Георгиев, родившийся в Одессе еврей с болгарской фамилией, унаследованной от деда по отцовской линии, перешел на русский:

- Для нас это был совершенно новый мир. Мы никогда не слышали об этих художниках. Мы снимали другой фильм в Узбекистане. Аманда была режиссером, а я продюсером фильма о новых реформистских лидерах стран бывшего Советского Союза. Мы работали по заказу Евразийского фонда в Вашингтоне. В Узбекистане мы услышали о коллекции Савицкого. И когда мы увидели картины, мы сначала онемели, а потом загорелись идеей создания документального фильма о Савицком. И через семь лет после этого выпустили фильм. Это уникальное стечение обстоятельств в русском искусстве 20 века, что художники из Москвы и Петербурга решили участвовать в строительстве советского Узбекистана и принесли с собой русский авангард и европейский модернизм. Центральная Азия стала для них как Таити для Гогена. Там все было такое красивое, яркое, необычное по сравнению с Россией. В своих полотнах они соединили то, чему научились в Европе, с Исламом, со Средней Азией, с суфизмом, и получилось нечто уникальное. На шелковом пути слились Восток и Запад, Россия и Ислам. Такого не существует нигде в мире, вот в чем уникальность нукусской коллекции.

Создатели фильма опасаются, что нынешние экономические и политические проблемы Узбекистана и всего центрально-азиатского региона угрожают самому существованию коллекции Савицкого. Они надеются, что их фильм привлечет внимание сильных мира сего к проблеме музея в Нукусе и всё же удастся сохранить уникальное собрание живописи и графики русского авангарда. Политизированность фильма никоим образом не задевает  чувств, и даже скорее вызвает  иронический смешок: когда голос за кадром объясняет, что "Игорь Савицкий, этот «Шиндлер русского искусства», в разгар сталинских репрессий и в последующие годы вывез из Москвы и других городов Союза свыше 44 тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего советского авангарда". Интересно, что напишут про годы, прошедшие с развала Союза, когда было не до художников и культуры вообще, а хваткие дельцы от живописи прошлись чёсом по Узбекистану, за гроши скупая у дряхлеющих художников уже такого направления как "соц.реализм", или у их вдов картины, которыми через 2-3 десятка лет будут гордиться галереи и музеи мира…

Документальный фильм «Пустыня запрещенного искусства» принес режиссеру и продюсеру из Лос-Анджелеса мировую славу. Это фильм-откровение, фильм-потрясение.

Фильм, снимавшийся 7 лет, с успехом прошел более чем в 70 странах мира и за два года побывал на разных кинофестивалях.

В Нью-Йорке  кинофильм был показан 3 и 11 марта 2011 года, 18 марта - в Лос-Анжелесском мюзик-холле, а 5 апреля - на канале Общественного телевидения PBS.

В кинотеатре Splendid Palace («Рига») 10 ноября 2011 прошел единственный показ этого документального фильма (показ был бесплатным).

В Ташкенте фильм "Пустыня запрещённого искусства" был показан  в галерее "GranArt" 7 февраля  2012 года.

 

Превью Кадр из фильма (431x288, 33Kb)Превью Чавдар Георгиев и Аманда Поуп  (431x288, 23Kb)Превью Savitsky-3 (490x700, 41Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фильм "Пустыня запрещенного искусства" | vadik15 - Дневник vadik15 | Лента друзей vadik15 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»