Туркестан - колыбель индогерманских народов
Во второй половине XIX в. возникла нужда разобраться в системе географических координат. Тут и обозначилось противостояние астрономических обсерваторий: на Пулковских высотах под Петербургом и в предместье Лондона Гринвиче. Не находили общего языка Большая тригонометрическая служба Великобритании и Русское императорское географическое общество. Исторически сложилось так, что в России утверждалась в противовес британской – германская школа.
19 декабря 1871г. было утверждено представление о постройке Ташкентской астрономической обсерватории, а в апреле следующего года был утверждён проект зданий для обсерватории и дома для астронома. Первыми астрономами обсерватории стали К.В. Шарнгорст и с 1873г. А.Р. Бонсдорф. Еще через год Бонсдорф выехал в Гамбург для приёма астрономических инструментов. Вместе с Бонсфордом в Ташкент приехал выпускник Мюнхенского университета, баварский подданный Франц Ксавье фон Шварц (1847-1903), приглашённый для организации метеорологических работ.
31 декабря 1878г. Франц фон Шварц был назначен помощником заведующего Ташкентской астрономической обсерваторией по метеорологической части, а позднее и руководителем обсерватории. В 1879-1880гг. он возглавлял хронометрическую экспедицию в Кульджинский край, осуществляя астрономические, магнитные и барометрические наблюдения.
Помимо астрономических исследований немецкого астронома Франца фон Шварца интересовало далёкое прошлое Средней Азии.
И он посвятил этой теме свою опубликованную в Германии на немецком языке и до сих пор не переведенную ни на русский, ни на узбекский языки, книгу «Туркестан, колыбель индогерманских народов». Проживший в Туркестанском крае более 15 лет, Шварц помимо астрономии глубоко интересовался жизнью, традициями и культурой народов этого региона. Он объездил край вдоль и поперёк, тщательно изучил всю имевшуюся тогда на русском языке литературу по древней, средневековой, новой истории проживших там народов. Вернувшись в Германию, Шварц продолжил изучение истории Туркестана, опираясь на крупнейшую коллекцию книг о Туркестане, хранившуюся в Государственной библиотеке Мюнхена. На родине ему удалось исправить, дополнить и окончательно завершить свой труд.
Согласно концепции Франца фон Шварца Туркестан является исторической прародиной для европейцев. На его территории, по убеждению Шварца, в глубокой древности происходило формирование индогерманских племен и именно отсюда в течение многих веков шла миграция арийского населения в направлении Европы, Ближнего Востока и Северной Индии. Шварц считал, что Центральная Азия также является колыбелью древней культуры германцев, кельтов, славян и других народов. «Именно здесь в образе жизни, обычаях и традициях, – указывал Франц фон Шварц, – можно найти много отголосков из библейских сюжетов и сочинений Гомера». Только в Туркестане, как писал он в своём главном труде – «Туркестан, колыбель индогерманских народов», ему удалось больше проникнуться содержанием Библии и гомеровского эпоса, лучше их понять и по достоинству оценить. В книге «Великий потоп и великое переселение людей» Франц фон Шварц (Штутгарт, 1894) аргументировал, что на самом деле всемирный потоп был явлением совершенно локальным.
А именно разлитие моря существовавшего ранее на территории нынешней пустыне Гоби в среду прежнего обитания индоевропейцев – Туркестан. Впоследствии эта теория Шварца разошлась по миру и за исключением некоторых геологических пробелов не противоречит современной науке. Более того, в России раскопали Аркаим лишь севернее того места, где по Шварцу была прародина индоевропейцев.
Франц фон Шварц принимал участие не только в ряде экспедиций и важно, что именно его исследования впоследствии стимулировали в Германии и во всём мире интерес учёных к этому региону мира.
Очарованный Францем фон Шварцем выдающийся немецкий исследователь Вилли Рикмер Рикмерс (1873-1965) стоял у истоков снаряжения грандиозных экспедиций в русский Туркестан и на Памир. В 1913г. в восточной части хребта Петра Великого в Дарвазе, работала большая немецкая экспедиция, организованная Германским и Австрийским альпийским обществом; во главе её стояли В. Рикмер Рик-мерс, Х.фон Фикер и Р.Клебелсберг. Предполагалось, что она положит начало систематических исследований Памира, которые должны были продолжаться в следующие годы. Однако, Первая мировая война, а затем революция 1917г. в России помешали осуществлению этих планов.
Осенью 1925г. во время празднования 200-летия Российской Академии наук, в Москве была высказана мысль о пользе совместных с немцами экспедиций на территории СССР. В числе возможных объектов исследований немецкий метеоролог, профессор Х.фон Фикер назвал Западный Памир. В конце июня 1926 г. в Берлине состоялось первое собеседование немецкой группы с представителями АН СССР, после чего Фикер составил предварительный план «Русско-германской экспедиции в области Трансалая и Сельтау» на Памире. Весной 1927 г. этот план поступил в Президиум АН СССР.
Общее руководство всей экспедицией ВКП(б) возложила на Николая Петровича Горбунова (1892-1937) – одного из выдающихся организаторов науки, который в 1918-1919гг. провел большую работу по организации и координации работы РАН и других российских научных, впоследствии стал академиком и непременным секретарем АН СССР и был репрессирован. Его заместителем по экспедиции назначили другого незаурядного человека – Дмитрия Ивановича Щербакова (1893-1966), впоследствии также академика, возглавлявшего Отделение геолого-географических наук АН СССР. Его научные труды оказали огромное влияние на развитие современной минералогии, геохимии и петрографии. Во главе немецкой группы по назначению Общества стоял Вилли Рикмер Рикмерс, а старшим группы германских альпинистов являлся Ф.Борхерс. В научный совет экспедиции входили крупнейшие ученые того времени, занимавшиеся Центральной Азией: академик С.Ф.Ольденбург, академик В.В.Бартольд, академик В.Л.Комаров, академик А.Е.Ферсман, профессор Н.Л.Корженевский, а также Н.П.Горбунов, Д.И.Щербаков, Х.фон Фикер и другие.
Непостижим до сего времени феномен Советско-германской экспедиции 1928 г. и на её основе последовавшей затем многолетней Таджикско-Памирской экспедиции (немцев в нее приглашать, впрочем, перестали), развернувшей свои работы на территории всей Средней Азии. «Основной задачей экспедиции, – писал Ефим Россельс, имея в виду Советско-германскую экспедицию, – являлось составление точной географической карты и обследование «белого пятна», которое и занимает значительную часть намеченной области и вокруг которого местные жители сложили множество легенд о том, что в недосягаемых ущельях Танымасса живёт какое-то таинственное племя, которое бережно охраняет подступы к своим владениям. Легенды говорят, что много много лет назад какое-то древнее племя, спасаясь от своих поработителей, ушло через таинственные перевалы — Кашаль-Аяк и Танымасс — пропало без вести». Впоследствии, после ареста и расстрела Н.П.Горбунова многое из материалов той экспедиции было безвозвратно утрачено или предано забвению.
Стоит лишь отметить еще одно удивительное обстоятельство: даже когда исследователи стирали одно за другим «белые пятна» на карте Памира и он изучался всё шире и глубже, сакральная география и сакральная история этого удивительного района мира оставались вне научного поиска, а на сведения, добытые первыми экспедициями, больше никто внимания не обращал.
Лишь в 1958г. Академия наук СССР организует масштабную экспедицию в Памиро-Алайский регион с участием учёных различных специальностей для комплексного исследования слабо изученной территории. В район недоступного Танымасса новая экспедиция так и не дошла, но получила прекрасные результаты по географии, флоре, фауне, этнографии неисследованного ранее региона. В её составе был профессор Б.Ф.Поршнев, которого, как историка, в первую очередь интересовало происхождение человека мыслящего. Он считал, что наши предки стали собственно людьми в социальном смысле в ходе взаимоотношений с представителями таинственного племени, описанного экспедицией 1928г. По результатам экспедиции в Памиро-Алай в 1963г. Б.Ф.Поршнев издаёт работу «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах».
Продолжение исследований о таинственном древнем Танымасском племени под влиянием трудов Франца фон Шварца было начато в 1988г. известным узбекским учёным Виктором Арведовичем Ивониным, который будучи немцем и владея немецким языком тщательно изучил творческое наследие немецкого астронома. Он входит в состав нескольких Памиро-Алайских экспедиций опытного горовосходителя мастера спорта Владимира Даниловича Кулешова, в поисках танымасских гомотангов, впервые названных фон Шварцем термином «шнееманн (снежный человек)». Однако в условиях распада СССР научный интерес к этой проблеме иссяк и В.А. Ивонин использует единственно возможную в то время форму публикации результатов в виде художественных приключенческих рассказов, представляющих собой удивительный симбиоз реальных фактов деятельности экспедиций, местных легенд и исконно немецкого романтизма. В такой необычной форме протянулась длинная историческая цепочка от замечательных трудов Франца фон Шварца до современных проживающих в Узбекистане немцев, – последователей его легендарных идей.
http://sklyarevskiy.livejournal.com/2460144.html
К Востоку от Востока или – Восточнее Востока?..
Верующие в Евангелие должны судить по тому,
что в нем ниспослал Бог:
те, которые не судят по тому, что ниспослал Бог,
те – нечестивы.
Коран: V. 52.
Во Вселенной существуют точки,
где следствие наступает раньше, чем причина.
Будущее опережает прошлое.
Альберт Эйнштейн.
Общие святыни христиан и мусульман в Средней Азии привлекали внимание с давних пор. Так, германский астроном Франц фон Шварц, написавший книгу «Туркестан, колыбель индогерманских народов»1, был приглашен в Туркестан еще генерал-губернатором К.П. фон Кауфманом для основания Ташкентской обсерватории. Проживая в Туркестане более 15 лет, Франц фон Шварц помимо астрономии глубоко интересовался ориенталистикой – жизнью, традициями и культурой народов Средней Азии. Объездил вдоль и поперек Туркестанский край, тщательно изучил всю имевшуюся тогда на русском языке литературу по древней, средневековой, новой истории среднеазиатских народов.
1 Schwarz, F. Turkestan, die Viege der indogermanischen Volker. Freiburg, 1900.
Как астроном Франц фон Шварц впервые точно определил географическую широту и долготу Ташкента, то есть – и в астрономии и в географии был реалистом, хорошо знающим, где Восток и где Запад…
Как астроном он пришел с Запада.
Но – как историк он «потерял ориентиры», став человеком, с точки зрения европейских ученых, уже строго не знающим – где Запад, а где Восток…
Конечно, все это – не в вульгарном понимании... Просто погрузившись в историю Средней Азии, он поневоле, интуитивно сделался в некотором роде ученым сюрреалистом.
И – сделался ближе к Богу. Что, впрочем, понятно. Ведь и Библию невозможно постигнуть только умом, поскольку сокровенный дар Бога во всей своей полноте непостижим человеческому разуму, как не постижимы до конца мироздание, космос…
Однако и пути пророков, святых, всех многочисленных библейских сюжетов, перемещавшихся во времени и пространстве, оставивших многочисленные следы своего пребывания одновременно в разных местах ойкумены поистине неисповедимы…
Согласно концепции Франца фон Шварца Туркестан является исторической прародиной для европейцев, поскольку на его территории в глубокой древности происходило формирование индогерманских народов, и именно отсюда в течение веков шла миграция арийского населения в направлении Европы, Ближнего Востока и Северной Индии.
Франц фон Шварц считал, что Средняя Азия также является колыбелью древней культуры германцев, кельтов, славян и других народов. Именно здесь в образе жизни, обычаях и традициях, – указывал Франц фон Шварц, – можно найти много отголосков и библейских сюжетов, и сочинений самого Гомера.
Именно в Туркестане Францу фон Шварцу удалось более глубоко проникнуться содержанием Библии, произведений Гомера: лучше их понять и по достоинству оценить2.
2 Там же. S.XX.
Колыбелью древней культуры Среднюю Азию можно считать по праву.
Еще академик С.П. Толстов выявил связи Хорезма с царством Шумера и Аккада, корневой цивилизацией человечества, из которой вышел Авраам (Ибрахим). Одни и те же библейские и мусульманские святые, носящие одни те же имена, восприняли функции предков-покровителей в среднеазиатских городах и ремесленной среде. Таковы Нух (Ной) – пир деревообделочников и судостроителей, Дауд (Давид) – особенно популярен среди профессий, связанных с металлом – кузнецов, медников, ювелиров.
При знакомстве с рисоля – писаными уставами тех или иных ремесленников, обращаешь внимание на то, что в рассказах о происхождение ремесла в качестве его основателей фигурируют Джабраил, то есть архангел Гавриил, а также библейские предшественники Мухаммеда Муса (Моисей), Илья (Илия), Иса (Иисус).
Со Средней Азией связано и имя другого ветхозаветного праведника – Иова, который является общим святым как для христиан, так и для мусульман. Мусульманам он известен как Айюб. Судя по упоминаниям в ветхозаветной книге Иезекииля имя Иова было наряду с именами Ноя и Даниила обозначением образцового праведника (Иез. 14. 14 и 20)3.
3 Мифы народов мира, т.1, М., «Советская энциклопедия», 1991, с.553-554.
Средневековый путешественник Макдиси (Х в.) описывает мечеть и могилу Айюба в Бухаре. Целительные источники в Джалалабаде по мнению местных жителей обладают чудодейственной силой благодаря Хызрату Айюбу.
У мусульман он является одним из пророков «терпеливцев». Согласно Корану, шайтан подверг Айюба страданиям, но Аллах, к милости которого воззвал Айюб, исцелил его и вернул ему потерянную семью. В этой связи упоминается источник, водой которого исцелился Айюб. В дальнейшем мусульманские авторы, знакомые с библейскими текстами, дополнили краткие и туманные упоминания Корана. При этом особо выделялся мотив о том, как шайтан при помощи жены Айюба пытался его искусить. По мусульманскому преданию, Айюб в день Страшного суда будет находиться во главе стойко терпевших, как назидание тем, кто оправдывает свое нерадение в вере болезнями и страданиями4.
4 Там же, с.52.
Существует и другое предание, что могила Иова (Айюба) давно исчезла с лица земли вместе с городом Гургандж (Ургенч), затопленным по приказу Чингисхана водами Амударьи. Но жива память людская, которая до сих пор связывает с его именем «родники Иова» или «чашма Айюб», бьющие из-под земли.
Нельзя забывать и про пророка Даниила (Данияра). Самаркандцам, а также гостям этого живописного города, раскинувшегося рядом с холмом Афрасиаб, хорошо известно его захоронение. Оно расположено на этом самом холме.
Даниил известен как праведник и пророк-мудрец, приключения и видения которого описаны в библейской книге, канонически носящей его имя («Книга пророка Даниила»). Он называется в числе отроков знатного происхождения, здоровых, «красивых видом и понятливых для всякой науки», доставленных в Вавилон по повелению царя Навуходоносора после занятия им Иерусалима и оставленных при дворе.
Молва людская сохранила предание и о том, что великий предок узбекского народа Амир Темур перевез к холму Афрасиаб часть его останков (мощи) из Месопотамии, которые по высочайшему приказу нашли последнее пристанище на древних склонах.
Знаменательно, что позже, уже в конце ХХ века, перед посещением этого захоронения Патриархом Московским и Всея Руси Алексеем II, к святому месту была проведена удобная дорога, позволившая облегчить паломничество. И паломничество сразу оживилось; почтить память общего пророка устремились и мусульмане, и христиане.
В Хорезме особенно много святых мест, связанных с библейскими именами Дауд (Давид), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон).
Весьма популярен среди жителей Ферганы культ Сулеймана (Соломона). Перстень Сулеймана с печатью, имевшей форму шестиконечной звезды, считался у мусульман Средней Азии чудодейственным талисманом-оберегом. Увлечение символом можно проследить в изощренных узорах большинства многочисленных шедевров среднеазиатского зодчества.
Гора Сулеймана в городе Ош издавна почиталась мусульманами. По мусульманскому преданию здесь похоронен пророк Сулейман. Гора, доныне хранящая отпечатки его ног и колен, обладает чудодейственной силой. Вера в эту силу настолько велика, что паломники из самых отдаленных мест стекаются к этой святыне, почитая ее как вторую Мекку5.
5 Табышалиева Анара. Вера в Туркестане (очерк истории религий Средней Азии и Казахстана). Бишкек: Коммерческо-издательская фирма «АЗ-МАК», 1993. 162 с. с илл.
Наличие общих святынь на территории Средней Азии служит всему человечеству напоминанием об общих корнях почитающих Единого Бога обеих мировых религий, способствующих их взаимопониманию и толерантному сосуществованию.
Астроном и историк Франц фон Шварц, географически оказавшись много дальше, много восточнее европейского Востока, и в своих исследованиях словно бы переместил некий центр культуры много дальше востока Европы – на Восток Востока. Да и, наверно, был прав.
Светлана Асанова, Валерий Германов
(Германов Валерий Александрович, профессор Международной ассоциации искусств народов мира – Art of the Peoples Of the World)