Человек научился летать как птица!
Банальный джойстик от приставки и акселерометр из разобранного«гуглофона» послужили голландскому инженеру Ярносу Сметцу средствамиуправления для его киберкрыльев. Наброски Леонардо да Винчи иискусственные мышцы по типу робопротезов довершили остальное, наконец-топозволив человеку полететь по-птичьи.
Чтобы решить эту проблему, 31-летний нидерландский изобретатель Ярнос Сметцпотратил восемь месяцев на создание не просто крыльев, а киберкрыльев.По его расчётам, для полёта при собственном весе в 80 кг и весекиберкрыльев в 20 кг необходимы 2 кВт номинальной мощности (почти 3 л.с.), из которых его руки могли выдать не больше 5% (человек способенразвить до 13 л. с., но лишь на весьма короткое время и только лучшиеобразцы). Оттого он сразу исключил их из рассмотрения, полагая что рукамдóлжно скорее направлять (через джойстик), чем махать. Всё остальноебыло отдано на откуп моторам, в основе которых — обычные серийныемеханизмы, добытые из... робопротезов.
«Я всегда мечтал об этом!» — восклицает пионер машущегокибервоздухоплавания. И это правда: ещё отец Ярноса пытался сделатьаппарат, приводимый в движение мускульной силой. К счастью, сам г-нСметц пошёл другим путём, прекрасно понимая, что силы не толькочеловеческих, но и мышц вообще для такого полёта недостаточно. Дажесамые массивные из когда-либо существовавших летающих птиц — охотившиесяна моа и уносившие, согласно легендам маори, человеческих детей — весилине больше 15 кг. С человеческой массой летать так можно либо в плотнойатмосфере, либо при гравитации в 0,3g и менее (как на Титане).
Поэтому Ярно обратился к помощи Берта Оттена, специалиста внейромеханике, вместе с которым продумал размещение в своих крыльяхдвигателей общей мощностью в 2 кВт. По форме киберкрылья быливдохновлены, по признанию изобретателя, эскизами человека смеханическими крыльями, приписываемыми Леонардо.
Они выполнены из ткани на жёстком каркасе; каждое весит всегокилограмм, несмотря на довольно большую несущую поверхность. На ихизготовление пошла ткань с дельтаплана Slingshot Fuel площадью около 17м². Верхняя часть крыла выполнена со значительным изгибом, поэтомупрофиль выглядит «толстым». Как отмечает изобретатель, это былединственный способ обеспечить приемлемую подъёмную силу. Более того, вовремя полёта ему пришлось привязать дополнительный кусок ткани междуног, на манер «хвостового крыла».
Но, несмотря на все неудобства, после окончания минутного полёта(аккумуляторы!) он с полным правом сказал: «Волшебный момент. Лучшеечувство, которое я когда-либо испытывал в жизни».
О предыдущей, увы, не столь удачной попытке героя заметки взлететь птицей можно почитать здесь.