• Авторизация


Французская художница Элизабет Луиз Виже-Лебрён 21-08-2012 21:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Элизабет Луиз Виже-Лебрён

[722x1000]

Ей была предопределена интереснейшая судьба: дружба с монархами, восхищение поклонников и многолетние странствия. Во многом благодаря её талантливой кисти мы знаем в лицо тех, кто вершил на рубеже XVIII и XIX веков историю и в бурлящей революциями Европе, и в далекой России.
А началось все 16 апреля 1755 года, когда в семье скромного парижского художника Луи Виже родилась дочь, получившая красивое имя Луиза-Элизабет. У неё было обычное детство девочки из обеспеченной, но не богатой городской семьи. Правда, была одна особенность: кукол ей заменяли карандаши, краски и кисти, вызывая недовольство монахинь монастыря, в котором она воспитывалась с десяти лет. Но отец потакал увлечению дочери. Мог ли Луи предполагать, что его имя останется в истории только благодаря таланту девочки, которую он всячески баловал.

[800x933]

В 13 лет для Луизы началась новая жизнь. После трагической смерти отца, его друзья определили девочку в мастерскую исторического живописца Г. Бриара. Об этом периоде своей жизни Луиза всегда вспоминала с умилением: она была окружена заботой талантливых художников, относившихся к ней, как к дочери. Вскоре она превратилась в стройную и обворожительную девушку, делавшую несомненные успехи в живописи.
По настоянию матери Луизу в 1776 году выдали замуж за посредственного художника и торговца картинами Ж. Лебрена. Семейная жизнь, к сожалению, не сложилась. Муж оказался посредственностью не только в живописи, живя за счет жены, чьи портреты стали пользоваться популярностью. Правда, в личную жизнь супруги он не вникал, поговаривали даже, что и отцом дочери Жюли, родившейся у Луизы, был совсем не он.

[800x1027]

Мария-Антуанетта Лоррейн-Хабсбург, Королева Франции, и её дети.

В 1779 году в жизни Луизы произошло событие, круто изменившее её жизнь. Художницу пригласили в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты. Нет ничего удивительного, что две талантливые женщины, да к тому же ровесницы, сдружились. Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе, и, кроме титула первой портретистки, Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки.Луиза стала придворной художницей, на неё буквально «посыпались» заказы. В среде французской аристократии стало престижно иметь портреты, написанные Луизой Виже-Лебрен. Стоит отметить, что кисть её была легка, а портреты изящны и эффектны.

[800x954]

(Мария-Антуанетта Австрии (1783).)

Любопытно, что Академия художеств приняла её в свои члены только в 1783 году, причем не за портреты сановников и дам высшего света, а за автопортрет, с которого так и брызжет молодость и лукавство.

[800x1000]

Автопортрет с палитрой, 1790 Галерея Уффици, Флоренция



12 февраля 1780 года Виже-Лебрен родила дочь, которую назвали Жанна Джули Луис (Jeanne Julie Louise), сама Луиза называла дочку Джулией.

[800x1020]



Все изменилось летом 1789 года. Восставший Париж штурмом взял Бастилию, на площадях столицы под восторженные вопли толпы начали свою кровавую работу гильотины. К тому моменту, когда голова Марии-Антуанетты скатилась к ногам палача, Луиза с дочерью уже была далеко от бурлящего Парижа. Для неё начался долгий двенадцатилетний путь эмигрантки по европейским столицам.



Слава бежала впереди прекрасной художницы и просто обворожительной женщины, которую с удовольствием принимали и в королевских дворцах, и в аристократических салонах. Объехав многие страны Европы, в 1795 году Виже-Лебрен добралась до Петербурга, в котором задержалась почти на 7 лет. Здесь вышла замуж её дочь, здесь были написаны более 50 портретов, ставших украшением лучших российских музеев, здесь она стала почетным вольным общником Императорской Академии художеств.

[800x1092]

автопортрет с дочерью

Но не все было так прекрасно, как хотелось бы. Не сложились отношения с Екатериной II. Императрица не всегда заслуженно критиковала работы художницы, а про портрет своих внучек, великих княжон, даже сказала, что они похожи на мопсов, греющихся на солнце. Похоже, стареющая императрица просто испытывала небольшую ревность: элегантная француженка постоянно окружена толпами поклонников, а на её полотнах женщины всегда прекрасны. По-человечески Екатерину можно понять, даже волшебная кисть художницы не в состоянии вернуть молодость, а быть красивой хочется в любом возрасте, тем более, что последнему фавориту всего двадцать с небольшим лет.

Брюзжание императрицы не сказалось на отношении к художнице столичной богемы. А с Елизаветой Алексеевной, супругой великого князя Александра Павловича, будущего императора, у Луизы отношения стали почти близкими. Она написала несколько её портретов и даже разработала для великой княгини новые модели платьев.

[800x988]

Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, Эрмитаж

Неспешная петербургская жизнь нравилась художнице. В конце жизни она написала любопытные мемуары «Воспоминания о моей жизни», в которых много страниц посвящено петербургскому периоду. Её наблюдения, особенно высшего света, точны, а описания подробны и правдивы, пока не касаются тех сторон жизни, которые она могла видеть только мельком. Когда их читаешь, даже кажется что Луиза немного идеализирует российскую действительность. Её заявления, что в Петербурге не увидишь пьяных, а простой народ трудолюбив, мягок нравом и не склонен к воровству, наверное, не совсем объективны, но приятны, так как исходят из уст иностранки. Буквально восторг у неё вызывает открытость и хлебосольность русского дворянства, возможность месяцами пользоваться радушным гостеприимством, не тратя собственных средств.

[800x1002]

Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, Эрмитаж

Недавно «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг.» переизданы, почитайте, не пожалеете. Воспоминания написаны изящно и увлекательно, в Европе они не менее популярны, чем её полотна. Особенно любопытен взгляд со стороны на российских императоров и императриц, высших сановников и придворных дам, великосветские балы и салоны, российских художников и прекрасный Петербург, который Луиза искренне полюбила. Тем более, что отдельные моменты, удивлявшие иностранку, наши мемуаристы не упоминают, так как для них они были заурядной обыденностью. В качестве приложения в книге опубликованы письма Виже-Лебрен к княгине Куракиной, в которых подробно отражена жизнь художницы во Франции до эмиграции.

[800x1056]

Портрет Элизабет Виже-Лебрен с ученицей. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

В 1802 году Луиза вернулась в Париж, но пробыла там недолго, снова отправившись путешествовать по европейским столицам. Только в 1810 году она окончательно вернулась во Францию. Виже-Лебрен еще долго писала портреты, но постепенно стала отказываться от заказов, а потом и вовсе отошла от живописи, благо средств для безбедной жизни хватало. Писала мемуары и просто наслаждалась покоем, которого ей так не хватало раньше.

Умерла Луиза-Элизабет Виже-Лебрен в Париже 30 марта 1842 года, но остались её прекрасные полотна, с которых на нас смотрят люди давно ушедшего времени, и увлекательные воспоминания, позволяющие лучше понять ту удивительную эпоху.

По собственному списку Виже-Лебрен, она стала автором 662 портретов, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей.
Стиль художницы принято характеризовать как изящный и очень добротный рисунок, с приятным и очень гармоничным колоритом и свободным приемом письма.
Очень известным полотном Виже-Лебрен стал ее автопортрет, названный 'Автопортрет с палитрой' 1790 года. Сегодня эта картина находится в Галерее Уффици во Флоренции. На этой картине художница изображена с кистью в руке перед холстом, а работает она как раз над одним из тех портретов, которые сделали ее знаменитой. Известно, кстати, что была Луиза женщиной незаурядной красоты со спокойным взглядом и просто обворожительной улыбкой.
Другие известные работы кисти художницы – 'Мария-Антуанетта, королева Франции', 1786; 'Юбер Робер', 1788; 'Принц Генрих Любомирский в образе Гения', 1789; 'Мадам де Сталь', 1809.

[800x1114]
Мари Элизабет Виже-Лебрён и Аделаида Лабий-Гийяр.

[800x1101]
портрет дочери Джули Лебрен, как Флора - 1799

[800x1086]
Портрет Этьена Виже (брата художницы)

[800x889]
Мадам де Сталь, 1809, Музей искусства и истории, Женева

[800x1000]
Принц Генрих Любомирский в образе Гения, 1789, Галерея Берлин-Далем

[800x975]
Юбер Робер, 1788 Музей Лувр, Париж

[800x798]
Портрет дочерей императора Павла I, Эрмитаж

[800x1108]
Мадам Giuseppina Грассини

[800x1197]
Портрет графини Ekaterinы Skavronskoй.1790

[800x1085]
Мария-Антуанетта - 1783

[800x952]
Портрет девушки

[800x1029]
Портрет князя Александра Борисовича Куракина, Эрмитаж

[800x1184]
Портрет мадам Мол Raymond.

[783x1000]
Madame Perregaux WGA

[800x1018]
Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз - Портрет графа Григория Ивановича Чернышева

[800x1062]
.Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз — Гений Александра I, Эрмитаж

[801x985]
Портрет княгини Белозерский, 1798.

[800x1002]
Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз — Женский портрет, Эрмитаж

[800x1012]

[800x1125]
Элизабет-Луиз — Портрет Анны Питт в виде Гебы, Эрмитаж

[800x907]
Шарль-Александр де Calonne

[700x557]
Маркиза Пеже и маркиза Руа с двумя детьми Вашингтон Национальная галерея

[604x812]
Портрет императрицы Марии Фёдоровны

88288161_cooltext692364773 (164x75, 11Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
ulakisa 22-08-2012-05:43 удалить
Замечательные работы! Спасибо!
очаровательные работы Леночка!
rosavetrov 04-09-2013-19:52 удалить
Спасибо! Пост замечательный! Очень понравился рассказ о талантливой художнице, а её работы великолепны.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Французская художница Элизабет Луиз Виже-Лебрён | Елена-колючка - Дневник Елена-колючка | Лента друзей Елена-колючка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»