Это цитата сообщения
Чтобы_помнили Оригинальное сообщениеПоследнее "жаркое лето 1987..." актёра - Анатолий Папанов!

[показать]

Анатолий Дмитриевич Папанов
31.10.1922 г - 5.08. 1987 г
Советский актёр театра и кино, педагог.
Народный артист СССР (1973).
Лауреат Государственной премии СССР
(1989 - посмертно).
Участник Великой Отечественной войны.
Анатолий Папанов родился в Вязьме (ныне - в Смоленской области).
Отец - Дмитрий Филиппович Папанов (1897-1982) был военным.
Мать - полька Елена Болеславовна Росковская (1901-1973), модистка.
Юный Папанов обожал родителей, в особенности строгого, но внимательного отца, и стремился быть на него похожим.
Любовь к театральному искусству Папанов-младший тоже перенял от родителей.
Отец будущего актёра участвовал в театральной самодеятельности: играл в труппе, организатором которой был Николай Сергеевич Плотников, а руководителем - бывшая актриса императорских театров Лучезарская (жена командира вяземского гарнизона).
Как вспоминал Анатолий Дмитриевич, Лучезарская выделяла актёрские способности его отца.
К этому времени и относятся первые появления юного Папанова на сцене, его (как и сестру), вводили в спектакль, если по сюжету там были нужны дети.
В 1930 году вместе с родителями он переехал в Москву, где семья поселилась на улице Малые Кочки (ныне улица Доватора), работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода (литейщиком), одновременно занимался в популярной театральной студии при заводе «Каучук».
Анатолий Папанов в детстве.

Этим полупрофессиональным театральным коллективом руководили в то время актёры Театра им. Вахтангова во главе с Василием Кузой - его Анатолий Папанов и считал своим первым учителем.
[показать]
В 1937 году впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме
«Ленин в Октябре».

С первых дней войны находился на фронте.
Анатолий Папанов в 1941 году.
Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии.
Был случай, когда в июне 1942 года под Харьковым, большая часть роты, состоящей из таких же юнцов, как и Папанов, погибла под обстрелом.
Сам Анатолий чудом выбрался живым, хотя и раненым, провел в госпитале несколько месяцев, юноше пришлось ампутировать 2 пальца на ноге.

Нормально ходить после этого Папанов не мог, а потому был демобилизован, инвалидом третьей группы в 21 год.
Впрочем, домой молодой человек поехал далеко не сразу.
Несколько месяцев Папанов в составе собранного им творческого коллектива колесил по фронтовым госпиталям, поддерживая собратьев по несчастью песнями, стихами и импровизированными выступлениями, которые неизменно имели успех.
Вернувшись в Москву, поступил на актёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую артистов МХАТа Марии Орловой и Василия Орлова.
Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, сыграв молодого Константина в «Детях Ванюшина» Сергея Найдёнова и глубокого старика в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль - Зелёные Штаны».

После окончания ГИТИСа получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но вместе со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр.
С 1946 года был актёром Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева.
В 1948 году по предложению режиссёра Андрея Гончарова перешёл в Театр Сатиры в Москве.

Всего в этом театре Анатолий Дмитриевич за 40 лет создал 50 образов.

Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Давида Тухманова.

фильм "Композитор Глинка" -1952г
(Папанов крайний справа)

В 1955 году Эльдар Рязанов предложил Папанову попробоваться на роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», однако пробы прошли неудачно, и на роль Огурцова был утвержден Игорь Ильинский.
На спектакле Театра сатиры «Домоклов меч» писатель Константин Симонов был настолько поражен игрой Папанова, что предложил кинорежиссеру А. Столперу, который в 1963 году решил экранизировать его роман
«Живые и мертвые»,

взять этого актера на роль генерала Федора Серпилина. Поначалу Столпер сомневался.
Он знал Папанова как исполнителя, в основном, комедийных ролей.
Здесь же предстояло сыграть роль героическую.
Долго сомневался в своих способностях сыграть героя и сам Папанов.
Жена актера Надежда Каратаева вспоминала: «У нас в общежитии был длинный коридор, и в нем стоял общий телефон.
Мужу несколько раз звонили, уговаривали, а мы стояли и слушали, как он отказывался:
"Ну какой я генерал?
Да нет, ну что вы, я не могу".

А уже после выхода картины, после ее грандиозного успеха он меня часто спрашивал: "Что это все восторгаются?
Чего там особенного я сыграл?"».
С выходом фильма на широкий экран к Папанову пришла всесоюзная слава, и спрос на артиста возрос неимоверно.
На «Ленфильме» были запущены в производство десять картин, и в восемь (!) из них пригласили Анатолия Папанова.
В ответ он принял все предложения и был утвержден на все восемь ролей одновременно.

А позднее, через дирекцию театра, дал всем вежливый отказ: мол, не могу, занят в спектаклях.
В 60-70-е годы он много снимается в самых разных ролях и жанрах.
Снялся в фильмах: "Человек ниоткуда" (1961),

"Родная кровь" (1963),

«Приходите завтра» (1963),

"Мать и мачеха" (1964),

«Дети Дон-Кихота» (1965),

«Дайте жалобную книгу» (1965),

"Наш дом" (1965),

«Берегись автомобиля» (1966),
«Бриллиантовая рука» (1968),

"12 стульев" (1976),

"Инкогнито из Петербурга" (1978),
"Таблетку под язык" (1979),

"Пена" (1979),

"Время желаний" (1984)

и много других.
Кроме огромного количества ролей в кинолентах озвучивал мультфильмы.
Так, именно его голосом говорит Волк из мультсериала «Ну, погоди!».
О своем герое говорил:
«По-моему, он совсем не страшный.
Если сначала Волк действительно что-то замышлял против Зайца, то сейчас в нем появилось некоторое благородство.
Посмотрите, что вытворяет этот Заяц, как он издевается над Волком! Волку ничего такого и в голову бы не пришло».
На озвучивания мульфильма "Ну,погоди!" с Кларой Румяновой.

Преподавал актер и в ГИТИСе, выпустил диск как исполнитель песен.

Личная жизнь Анатолия Папанова:
С 20 июня 1945 года Анатолий Папанов был женат на актрисе Надежде Юрьевне Каратаевой
(1924 г.р.).
Они познакомились в ГИТИСе.
"Когда немцев отогнали от Москвы, начались занятия в ГИТИСе.
Я стала учиться на втором курсе.
В разгар учебы у нас появился новенький студент.
Это был высокий молодой человек в линялой гимнастерке, в военной форме.

Он был раненый, сильно хромал и ходил с палочкой.
Студента звали Толя Папанов.
Он вернулся с фронта", - рассказывала Надежда Юрьевна.
Она тоже была бывшей фронтовичкой, многое повидала за годы войны, которую прошла медсестрой.
Они прожили вместе более четырех десятков лет, и за это время практически не ссорились.
Они умели выходить из конфликтов без громких сцен и выяснений отношений, в их семье царили любовь и уважение до самой смерти супруга.
В этом браке в 1954 году родилась дочь -
Елена Папанова,

она окончила ГИТИС, стала актрисой Театра им. Ермоловой, снимается в кино.


Дочь подарила родителям двух внучек – Марию и Надежду, которые сейчас воспитывают трех правнуков
Анатолия Папанова.
Дети дочери Папанова Елены не пошли по родительским стопам.
Так, Мария училась в Институте стран Азии и Африки.
Она блестяще знает корейский язык.
В свое время Мария вместе с супругом организовала свою фирму, которая до сих пор существует.
Кстати, ее муж является гражданином Израиля.
Надежда окончила экономический факультет Московского университета печати.
Она трудится в составе руководства одного из банков.
Последние роли и смерть актёра.
Последняя роль Анатолия Папанова в театре - Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» Театра Сатиры.
Последняя кинороль - «Холодное лето пятьдесят третьего...».
В 1980 годы Папанов практически не снимался, но продолжал много работать в театре.
В 1986 году актера пригласили на роль Копалыча в фильме Александра Прошкина
«Холодное лето пятьдесят третьего».

Друзья отговаривали Папанова от съемок, считая, что тот и без того сверх меры загружен в театре и в ГИТИСе.
Но он сказал: «Меня эта тема волнует».
Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне, расположенной на полуострове.
Почти закончив съемки, режиссер просил актера остаться в деревне и отдохнуть.
У них было еще два дня.
Но Папанов настаивал на перелете в Москву:
«Нет-нет-нет! Я обязан туда вырваться.
Через месяц начинаются занятия моего курса в ГИТИСе.
Надо пробивать общежитие и всякое такое...
Чтобы ребятам нормально жилось!».
Его работа в фильме осталась незавершенной.
Роль А. Папанова озвучивал другой актер.

Не сбылась и сокровенная мечта артиста: он, наконец-то, уговорил главного режиссера Театра сатиры В. Плучека дать ему возможность поставить спектакль.
В качестве материала для своей первой режиссерской работы Папанов выбрал пьесу М. Горького «Последние».

Умер актёр 5 августа 1987 года в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ (в это время в доме была отключена горячая вода).
В момент смерти никого не оказалось рядом.
Тело актера было обнаружено спустя несколько дней.
Жена Надежда Каратаева рассказывала:
"Он умер в ванной, принимая душ.
Меня в это время дома не было, я была на гастролях в Риге.
Муж приехал в Москву из Петрозаводска, где закончил сниматься в фильме «Холодное лето 53-го».
Сначала он хотел сразу поехать в Ригу, но потом передумал.
Решил на денек заехать в Москву.

Он хотел посмотреть, как устроили в общежитии его студентов.
Толя же начал преподавать в ГИТИСе, первый раз набрал себе курс.
Беспокоился, как разместились ребята.
Когда он приехал в Москву, то, естественно, захотел принять душ.
Но в доме была отключена горячая вода.
Он полез под холодную.
И сосуды не выдержали.
Врачи поставили диагноз: сердечно-сосудистая недостаточность.
Толя не приехал в условленный день в Ригу.
Я забеспокоилась, позвонила дочери и зятю.
Зять полез через соседскую лоджию в нашу квартиру.
И обнаружил Толю сидящим в ванной, его голова была уронена на колени, из душа лилась вода... Зять позвонил в милицию.
Приехали милиционеры, врач, санитары.
Толю вынесли на простынях.
Почему-то на носилках не стали выносить".

Хоронили артиста в закрытом гробу.
Похоронен Анатолий Папанов в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
В 1992 году на могиле установлен памятник (скульптор Д. И. Народицкий, архитектор Ю. Н. Воскресенский).
За время работы в кино и театре артист удостоился множества наград, отмечающих его заслуги, а в 1976 году советский астроном Людмила Чёрных назвала в честь актера открытый ею астероид №2480.
В 2012-м, через 25 лет после смерти артиста, Анатолию Дмитриевичу поставили памятник на малой родине
– в городе Вязьме.


Текст от: http://stuki-druki.com/