• Авторизация


Драгоценные тиары и диадемы европейских королевских домов.Часть 1.Дом Романовых 24-01-2019 13:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Драгоценные тиары и диадемы европейских королевских домов.Часть 1.Дом Романовых

Диадемы и тиары Дома Романовых

Портрет императрицы Александры Фёдоровны в парадном платье и Большой бриллиантовой диадеме

Под драгоценностями Дома Романовых обычно подразумеваются украшения и драгоценности, созданные по заказу представителей императорского дома. Большинство известных диадем и тиар Романовых были изготовлены в XIX — начале XX века русскими придворными ювелирами (Братья Дюваль, К.Э. Болин и К. Фаберже) для императриц или великих княжон. После Революции 1917 года большинство этих изделий были проданы или вывезены за границу и сегодня либо считаются утраченными, либо находятся во владении европейских монархических семей, либо в частных коллекциях. Диадемы рода Романовых не просто произведения высокого ювелирного искусства, они являются историческими памятниками, которые видели торжество и гибель великих династий, мужество, благородство и стойкость носивших их дам, они- свидетели двух непростых и бурных веков европейской истории.

Из 18 диадем и корон в Алмазном фонде  сегодня хранятся только две короны и две диадемы, некогда принадлежавшие дому Романовых. Представленные в посте диадемы либо утрачены,либо находятся не в России.

Диадема и ее разновидность — тиара — как специфическое женское парадное украшение вошли в моду в 1790-е годы, в эпоху ампира, и оставались вплоть до Первой мировой войны. На женских портретах XVII—XVIII веков также можно встретить небольшие незамкнутые головные украшения, напоминающие тиары, крепящиеся к высоким прическам, однако они имели иной вид, нежели диадемы XIX века, и иной порядок ношения.

Портрет императрицы Екатерины I, 1717

Расцвет именно классических диадем, когда это украшение становится практически обязательном в высшем свете и на любом официальном мероприятии, наступает в первые десятилетия XIX века. Ампирная мода стремилась подражать античности, но на собственный лад. Диадемы первой трети XIX века по форме имели мало общего с золотыми диадемами-венцами Древней Греции и Рима, но включали в себя античные мотивы, такие как: греческий узор меандр, колосья, виноградные лозы, лавровые листья и так далее. Во многих украшениях вместо бриллиантов использовались более свойственные древности материалы: коралл, бирюза, сердолик, резные геммы и камеи.

В русском костюме известен головной убор – очелье – и работа Болина отдаленно напоминает его. Сегодня эта диадема находится в собственности И.Маркос.
Аристократия в России, помимо общеевропейских модный тенденций, ориентировалась и на традиционную русскую культуру; при императорском дворе со времен Екатерины II дамы периодически носили русское платье, дополняемое традиционным кокошником. В 1834 году по указу императора Николая I «платье на русский манер» становится официальным и обязательным при дворе, а качестве головного убора придворные дамы обязаны были носить кокошники с вуалью или же ювелирные украшения, напоминающие их по форме. Большинство диадем Романовых, изготовленные в первой половине XIX века, имеют форму кокошника или хотя бы отдаленно напоминают его. Диадемы в виде множества бриллиантовых лучей, которые часто можно видеть на портретах российских императриц, на западе называли tiare russe — «русская тиара».

[показать]

Императрица Александра Федоровна в этой тиаре, 1910-е годы.Императрица Мария Федоровна.Диадема с розовым бриллиантом

[показать]

Бриллиантовая диадема в форме кокошника, вероятно, начало XIX века. Принадлежала императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Диадема имеет характерную для стиля ампир форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Бриолеты, удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно, таким образом, чтобы дрожать и мерцать, когда владелица поворачивает голову. Центральный камень композиции — редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата (упоминается как «красный бриллиант»)..Во второй половине XIX века диадема была частью «венчального набора» невест императорского дома и надевалась вместе с императорской венчальной короной. В настоящее время хранится в Алмазном фонде.

[показать]

Бриллиантовая тиара в стиле «кокошник». Начало 19 века. Изначально принадлежала императрице Елизавете Алексеевне, жене императора Александра I. Ниже на фото: императрица Александра Федоровна в этой тиаре, 1910-е годы.

Единственная из диадем царской семьи, которая сохранидась в России. Богато украшенная бриллиантами, с подвесами-бриолетами, которые сверкали и искрились при каждом повороте головы владелицы, с центральным редким нежно-розовым бриллиантом в 13,35 карата, первоначально принадлежала вдовствующей императрице императора Павла I. В ней она изображена на нескольких ее портретах. Позднее использовалась как подвенечный убор великих княгинь. Хранится в Алмазном фрнде.

Многие ювелирные тенденции, господствовавшие на западе, мало отражались на ювелирном искусстве Российской империи — например, крайне мало представлены неоготический стиль, популярный во второй половине XIX века, и модерн, вошедший в моду на рубеже XIX — XX веков.Типичным для крупных ювелирных украшений второй половины XIX века, в том числе и русских, была предусмотренная при создании возможность разбирать их на несколько украшений, или носить в разных качествах (например, диадема-трансформер, превращающаяся в колье), или заменять отдельные детали. Это негативно повлияло на сохранность подобных составных украшений — предполагается, что многие исторические драгоценности, в том числе диадемы Романовых, были разобраны и проданы по частям..

Диадема с колосьями

Бриллиантовая диадема, изготовленная в форме колосьев и лавровых листьев в стиле, характерном для рубежа XVIII — XIX века. Была изготовлена для вдовствующей императрицы Марии Федоровны мастерской братьев Дюваль. В центре диадема украшена лейкосапфиром (бесцветный сапфир, похожий на бриллиант). После смерти Марии Федоровны, согласно ее завещанию, диадема была причислена к числу коронных драгоценностей.

Востановленная в СССР ДИАДЕМА «РУССКОЕ ПОЛЕ»
Золото, серебро, бриллианты, розы
Мастер В. Николаев. 70-е годы ХХ века

Большая сапфировая диадема

Диадема в стиле ампира и классицизма, вероятно, конец XVIII века. Как и диадема с колосьями того же периода, сапфировая диадема имеет орнамент в виде лавровых листьев. Украшена пятью сапфирами, одним крупным бриллиантом над центральным сапфиром и россыпью более мелких. Предположительно, работа братьев Дюваль, так как известна похожая по стилю диадема их авторства, доставшаяся королеве Нидерландов Софии Вюртембергской от матери, Екатерины Павловны. Сапфировая диадема, вероятно, была частью приданого Александры Павловны, выданной замуж в 1799 году и скончавшейся годом позже. После смерти владелицы сапфировая диадема вернулась в Россию. Судьба диадемы после 1922 года неизвестна; наиболее вероятно, она была продана.

Большая бриллиантовая диадема 1831 (1833) г.с 113 жемчужинами. 

Диадема в т.н. стиле «Lovers knot», мода на которые началась со второй четверти XIX века. Изготовлена для императрицы Александры, жены Николая I, вероятно, в начале 1830-х годов. Предположительный автор — Готтлиб Эрнст Ян. Диадема изготовлена из бриллиантов и 113 жемчужин разных форм и размеров. По стилю напоминает более позднюю диадему Русская красавица, также изготовленную для императрицы Александры. Большую бриллиантовую диадему надевала жена Николая II, императрица Александра Федоровна, на церемонию открытия I-й Государственной Думы. Ее также можно видеть на нескольких портретах и фотографиях Александры Федоровны.

Подобные диадемы “Lovers knot” (узелки любви), мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. У супруги Николая I императрицы Александры Федоровны было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot, но без самих бриллиантовых узелков. Первая – большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. Все следы диадемы после инвентаризации 1922г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г

Портрета Александры Федоровны кисти Бодаревского (1907)

Сапфировая тиара Романовых

История кокошника с сапфирами напоминает сюжет голливудского фильм.
В 1825 году русский император Николай I подарил тиару с сапфирами своей супруге Александре Федоровне в честь их восшествия на Российский престол. Следующим владельцем кокошника стал внук Александры Федоровны, третий сын Александра II, дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович. Кокошник стал подарком супруге великого князя – великой княгине Марии Павловне, урожденной принцессе Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской, при дворе ее сравнивали с Екатериной II. 

Портрет Марии Павловны работы Кустодиева
После октябрьской революции 1917 года почти все великокняжеские дворцы, да и просто богатые особняки были разграблены. Владимирскому дворцу повезло, он был отдан Ленинградскому дому ученых. Это и помогло сохранить и сам дворец, и его уникальные интерьеры.
У Марии Павловны были колоссальные связи с дипломатами и иностранными представительствами в Санкт-Петербурге. Одним из близких друзей княгини был агент британской разведки Альберт (Берти) Стопфорд.
Летом 1917 года в одежде рабочего Альберт Стопфорд проник во Владимирский дворец. Апартаменты великой княгини находились на втором этаже: гостиная в стиле Людовика XVI, кабинет, будуар в мавританском стиле, опочивальня и еще четыре помещения.

Лично от Марии Павловны в Кисловодске Берти получил точные инструкции о двери, ведущей в тайную комнату – будуар княгини, где и находились драгоценности – настоящий клад из 244 предметов ювелирной работы отменного качества, стоимостью в несколько десятков миллионов фунтов стерлингов. И среди них историческая сапфировая тиара. Благодаря всё тем же связям в дипломатических кругах драгоценности удалось тайно вывезти из советской России во Францию, где они и воссоединились с княгиней.

Для поддержания достойной жизни в эмиграции Мария Павловна вынуждена продать часть драгоценностей, среди которых была и сапфировая тиара. И новой владелицей шедевра ювелирного искусства стала королева Румынии Мария Мисси.

Не имея румынского происхождения, королева Мария сделала для Румынии больше чем румынские короли для своей отчизны. Она принимала активное участие в политике и планах войны. В 1919 году королева Мария представляла Румынию на подписании Версальского мирного договора, который возвращал Румынии территории, захваченные во время войны. Во время первой мировой войны Мария была медсестрой и написала книгу «Моя страна», чтобы оказать финансовую помощь организации Красного Креста. В старости королева Мария подарила Тиару своей дочери Илеане.


Илеана и её семья были изгнаны из новой коммунистической Румынии. Они бежали на поезде в Россию, откуда перебрались в Швейцарию, затем переехали в Аргентину, а после в США. Несмотря на многочисленные сложности и лишения Илеана сохранила семейную ценность, тиара сопровождала ее во всех путешествиях и переездах.Принцесса Илеана внесла огромный вклад в поддержание православия во Франции, Румынии и Штатах. В возрасте 81 года посетила Румынию в 1990 году. До самой смерти служила в монастыре в качестве игуменьи. А сапфировая тиара все-таки ушла с молотка в США еще в 1950 году, покупатель неизвестен.

Свадебный подарок дочери Александра II Марии Александровны -Бриллиантовый венец с рубинами (часть парюры)

Тиара с бриллиантовыми фонтанами, выполненная Шоме в 1899г.
Элементы тиары имитируют струящиеся потоки воды, эффектно искрящиеся в лучах света мелкими бриллиантами и собирающиеся «пролиться» крупными каплями грушевидных бриллиантов, трепещущих при малейшем движении.
Общая масса бриллиантов в этом сказочном произведении ювелирного искусства – более 75 каратов. Предположительно, эта тиара была подарена великим князем Владимиром Александровичем своей супруге, великой княгине Марии Павловне, по случаю их семейного юбилея – серебряной свадьбы в 1914 г.

Русская красавица

Диадема в форме кокошника была заказана императором Николаем I для своей жены Александры Федоровны в 1841 году. Изготовлена ювелиром Карлом Эдуардом Болиным из платины, бриллиантов и крупных каплевидных жемчужин. После революции продана на запад, в настоящее время в частном владении. В Алмазном фонде хранится почти точная копия утраченной диадемы

Владимирская тиара

Мария Павловна в тиаре (вариант с жемчугом)                                     Мария Текская в тиаре (вариант с изумрудами)

Владимирская тиара  — тиара русского происхождения, ныне находящаяся в собственности британской королевы Елизаветы II (не входя в число «коронных драгоценностей»).Бриллиантовая тиара состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец; в центре каждого расположена подвеска из крупной каплевидной жемчужины.

При королеве Марии Текской в 1924 году тиара была доработана ювелирами фирмы «Garrard & Сo» — жемчужины были сделаны съёмными, теперь их можно менять на висячие каплевидные изумруды — т. н. «Кембриджские камни».Тиару можно носить также без висячих камней, с простыми кольцами.

«Владимирская тиара» носит имя великого князя Владимира Александровича, для жены которого Марии Павловны она была изготовлена. В 1874 году великий князь заказал эту тиару фирме «Карл Эдуард Болин» как свадебный подарок невесте принцессе из Мекленбург-Шверинского великогерцогского дома, тиара стоила 48 200 рублей.

Мария Павловна Мекленбург-Шверинская

После падения монархии Мария Павловна уехала в Кисловодск; в феврале 1920 года покинула Россию на итальянском судне. Деньги и драгоценности ей удалось вернуть при помощи британского дипломатического курьера Альберта Стопфорда, вынесшего их из тайника во Владимирском дворце в июле 1917 года. «Стопфорд, видя панику друзей из окружения царской семьи, в какой-то момент „принял личное решение проникнуть во Владимирский дворец, чтобы спасти драгоценности Марии Павловны и деньги“, прежде чем новые власти захватят её резиденцию. (…)

Получив от Марии Павловны точные инструкции о местонахождении драгоценностей и „потайной двери“, ведущей в её будуар, в конце июля 1917 года Стопфорд проник в здание» и обнаружил тайник с драгоценностями и деньгами. В Лондон он их переправил, то ли используя свой дипломатический статус, то ли при помощи знакомого из британских ВМС, выезжавшего из России

Великая княгиня Мария Павловна во дворце, в парадном придворном платье, отороченном русскими соболями. На голове княгини – Владимирская тиара.

Последние месяцы жизни Мария Павловна провела во французском городе Контрексевиль , где и умерла в сентябре 1920 года. Часть драгоценностей матери, включая тиару, отошла её дочери, греческой принцессе Елене Владимировне. Причем, по роду камней. Кириллу — жемчуг, Елене — бриллианты, Борису — изумруды, Андрею — рубины. Многие украшения были проданы ювелирным домам, американским миллионерам и представителям королевских семей. Изумруды княгини при посредничестве Cartier были проданы наследнице Вулвортов Барбаре Хаттон. Владимирскую тиару дочь Елена в 1921 г. продала королеве Марии, супруге Георга V , короля Великобритании. Ныне это украшение входит в число тех избранных драгоценностей, которые королева Елизавета II надевает чаще других.В 1921 году она продала её своей родственнице королеве Великобритании Марии Текской за 28 000 фунтов стерлингов. Королева Мария дополнила её изумрудами (см. ниже).

Сейчас эта тиара находится в личной коллекции королевы Елизаветы II.Королева позировала в ней для своего фотопортрета в качестве королевы Канады, поскольку никакие её владения за пределами Британских островов не имеют своих собственных регалий. Чаще всего королева Елизавета надевает изумрудный вариант, дополняя его изумрудной парюрой «Дели Дурбар» (Cambridge and Delhi Durbar Parure).

[показать]

«Кембриджские камни»
Использованные изумруды, которыми со времён Марии Текской можно заменять оригинальные жемчужины, — также исторические драгоценности. Они были приобретены (выиграны в лотерею) принцессой Августой Кембриджской в 1818 году во Франкфурте в числе примерно 40 изумрудов-кабошонов, из которых впоследствии было изготовлено много различных украшений. Эти украшения после смерти принцессы в 1889 году были унаследованы её дочерью, Марией Аделаидой Кембриджской, герцогиней Текской. После её смерти в 1897 году их получил её сын Фрэнсис Текский  , при котором они были извлечены из оправ и подарены любовнице — леди Нелли Килморей, жене 3-го графа Килморея. В 1910 году Фрэнсис умер, а его сестра Мария стала английской королевой и, воспользовавшись своей властью, сумела вернуть фамильные драгоценности.

Пять из этих изумрудов вставили в 1911 году в тиару «Дели Дурбар» для императрицы Индии, сделанную фирмой «Garrard & Сo» (входит в упоминающуюся выше одноимённую парюру). Но позже их оттуда сняли для украшения Владимирской тиары  (в наши дни  тиара «Дели Дурбар» с одними бриллиантами предоставлена герцогине Камилле).

Диадема Марии Федоровны

Жемчужная диадема из парюры, созданной для императрицы Марии Федоровны, жены Александра III, в 1880-е годы. В парюру, помимо диадемы, входили также: браслет с сапфиром весом в 20 карат, бриллиантовое ожерелье с каплевидными жемчужинами и две броши с жемчужинами и бриллиантами.

Корона с 18 грушевидными жемчужинами из парюры

Тиара-эгрет .

Бриллианты и аквамарины посажены на платиновые корнера. В центре тиары – граненый кушоном аквамарин. Позади венчающего тиару аквамарина грушевидной формы можно было вставить перо.

Диадема Кехли

Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Федоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902г. Рисунок тиары слагают переплетенные полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклепками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.

Диадема с изумрудами

Диадема в составе бриллиантово-изумрудной парюры была изготовлена для императрицы Александры Федоровны в 1900 году. Автор — ювелир Шверин из фирмы Болина.

Императрица Александра Федоровна с венцом на голове Н.К. Бодаревский в 1907г.

Диадема состоит из чередующихся усыпанных бриллиантами арок и бантов, отсылающих к стилю рококо. Золото, серебро, бриллианты южно-африканского происхождения; крупные изумруды-кабошоны. Элементы были съемными и заменяемыми. Центральный изумруд, украшающий венец, имел конусообразную коронку и массу около 23 карат.

[показать]

ТИАРА «РУССКИЙ КОКОШНИК»

Мария София Фридерика Дагмар, императрица Мария Федоровна в драгоценном кокошнике

Молодая императрица Александра Федоровна в tiare russe ( русской тиаре) и в своих любимых жемчужных ожерельях работы придворного ювелира Болина, которые подарила своей невестке вдовствующая императрица. Также к платью приколоты жемчужно-бриллиантовая брошь-бант и звезда ордена Св. Екатерины.

и одна почти сказочная история

Давным-давно жили-были за морем, в аглицом королевстве принц и принцесса Уэльские. И звали их Альберт и Александра.

Матушка принца, королева Виктория, как известно, правила долго и счастливо. (До сих пор почти век ее правления англичане вспоминают с ностальгическим вздохом как «золотой век» Соединенного королевства.)Поэтому свою серебряную свадьбу в 1888 г. королевские особы праздновали все еще наследниками престола. Однако это не помешало всему королевству отметить этот славный юбилей с большим размахом. Поздравления и шикарные подарки текли широкой рекой.В преддверии празднеств группа знатных дам, назвавших себя Дамы из Общества, испросила аудиенцию у принцессы Александры. После небольшого вступления, состоявшего из обязательных в приличном английском обществе разговоров о погоде, дамы приступили к цели своего визита.

[показать]

- Ваше Королевское Высочество, - начала одна из них. Вероятно, это была леди Солсбери – именно она была вдохновительницей всего этого мероприятия, - мы хотели бы сделать подарок к вашему юбилею, но такой, чтобы вам было приятно его принять, с удовольствием любоваться и носить его долгие годы.

- Милые дамы, - ответствовала принцесса, - Я хотела бы иметь такую же тиару, как у моей милой сестренки Минни, ныне русской императрицы Марии Федоровны. У нее совершенно ошеломляющая коллекция драгоценностей. Но эта тиара мне нравится больше всего. Кажется, такой убор называется «kokoshnik». Русский стиль – это так модно сейчас! Надеюсь, мы тоже не лыком шиты и не посрамим британскую корону.

[показать]

Так это было или не совсем так, доподлинно известно только то, что такой или приблизительно такой разговор состоялся, после чего 365 знатнейших леди королевства разошлись и разъехались по своим фамильным замкам и, покопавшись в заветных шкатулочках, ларчиках и шкафчиках, извлекли оттуда немножко бриллиантов. В целом получилась солидная горка. Леди Солсбери, как предводительница, пожертвовала два самых крупных в 3,25 карата.

Не сказать, чтобы обошлось без склок. Не сразу удалось набрать нужное количество подписантов. Многие хотели выслужиться перед королевскими особами, преподнеся индивидуальный подарок. Все же конфликт был как-то отрегулирован и комитет приступил к надлежащим приготовлениям.Работу поручили уже известному к тому времени ювелирному дому "Garrard&Co", уже давно работавшему для королевских особ, и, кстати, здравствующему и поныне.

По желанию Александры тиара была выполнена в форме национального русского головного убора.

Но мы немного отвлеклись. Итак, фирма Garrard&Co выполнила все в соответствии с требованиями заказчиков. Фирма изготовила ,бриллиантовую диадему из белого и желтого золота. Подобно тиаре Марии Федоровны тиара Александры была скомпонована из отдельных но более скругленных зубцов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Зубцы были усеяны бриллиантами закрепки паве. Всего в бахроме тиары было 77 таких зубцов, а вся тиара была заполнена более чем 400 бриллиантами. Кроме того, как и все франжевые тиары, эта также легко трансформировалась в ожерелье и ее можно было носить и таким образом. Ювелир изготовил и упаковал тиару в футляр. Вместе с тиарой преподнесли роскошный альбом с подписями каждой женщины, которая пожертвовала деньги на подарок. Окончательная стоимость всех работ составила около 4 400 фунтов стерлингов.

Александра была в восторге! «Подарки были очень хороши. Дамы из Общества преподнесли мне ослепительно сияющую бриллиантовую тиару», - писала она своей тете, Великой Герцогине Мекленбург-Стрелиц. Угодили с подарком!

[показать]

Александра с дочерьми на свадьбе своего сына Георга с Марией Тек

Примерно через месяц после презентации Sydney Morning Herald опубликовал отчет о юбилейном приеме. Они описали тиару следующим образом: «Алмазная тиара, которую дамы Англии представляли принцессе Уэльской, и которая является точной копией той, что принадлежит ее сестре, императрице России, вдвойне прекрасна. Тиара овальной формы, и ее можно носить либо на голове, либо на шее. Она состоит из ряда прямых шипов, самых длинных посредине и плавно уменьшающихся по краям. Каждый зубец включает в себя шесть или восемь бриллиантов. Камни очень хорошего качества, а те, Посредине самые крупные».

Первый публичный показ тиары произошел несколько лет спустя, когда Александра надела диадему на свадьбу своего второго сына, герцога Йоркского (позже короля Георга V) и принцессы Марии из Тек в 1893 году. 

[показать]

Королева Мария в тиаре "Русский кокошник"

Два года спустя Garrard переделал тиару: 16 из самых маленьких бриллиантовых зубцов были удалены. Сейчас тиара состоит из 61 градуированных полос, в которые вмонтированы в общей сложности 488 бриллиантов. После того, как в 1901 г Александра стала королева-консорт, газетные публикации взахлеб расхваливали ее ювелирную коллекцию, называя кокошник «одним из самых прекрасных украшений». В прессе её кокошник называли «русская тиара», а также «солнечная тиара».

После смерти Александры в 1925 г., кокошник был унаследован ее невесткой, королевой Мэри. Мария обожала драгоценности. Она не только активно приобретала их, но часто и сама заказывала ювелирам все новые и новые украшения. Придворные и не придворные ювелиры трудились, не покладая рук. На момент смерти королевы Александры собственная сокровищница Марии ломилась от всякого добра. Но она не могла устоять перед этой стеной бриллиантов. В ней она позирует для портрета фотографу Хей Райтсона в 1934 году: в кокошнике и в еще одной из драгоценностей Александры - ее бриллиантовым воротнике.

[показать]

Королева-консорт Елизавета в "Русском кокошнике", ныне почившая королева-мать

После смерти ее супруга, короля Георга V, ее сын, взошедший на трон Эдуард VIII вскоре отрекается от престола из-за женитьбы на разведенной американке. Новым королем становится ее второй сын Берти под именем Георга VI. Хотя Мария передала изрядную долю своих драгоценностей его супруге - Елизавете Боуз-Лион, с тиарой «Русский кокошник» она не пожелала расстаться, посчитав ее своей личной собственностью, а не собственностью короны.

[показать]

Но ах, ничто не вечно! В 1953 г. умерла и Мария и ее «Русский кокошник» все же достался ее невестке - королеве-консорт Елизавете. По другим источникам королева Мария завещала тиару непосредственно свой внучке, Елизавете II. Тем не менее, на нижнем фото мы видим в ней королеву-мать в молодых годах.Королева-мать, в отличие от свекрухи, не пожадничала, а в скором времени передала тиару своей царственной дочери. Елизавета II очень полюбила эту великолепную тиару и с тех пор она довольно часто предстает перед публикой в этом украшении.

В 1954 г. в "Русском кокошнике" королева открывала парламентскую сессию в Мельбурне (Австралия). В 1958 г. королева надевает кокошник вместе с ожерельем королевы Александры Дагмар на ужин в немецком посольстве в Лондоне. О, эта тонкая ирония королей! (Александра всю жизнь питала большую антипатию к Германии из-за датско-немецких территориальных конфликтов девятнадцатого века. Также, как и ее сестра, императрица Мария Федоровна.)В 1959 г. тиару выставляют в торговом доме Кристи в Лондоне на специальной выставке «Вечные бриллианты»

Королева также появляется в «Кокошнике» во время официального визита в Ватикан, государственных визитов в Гану, Судан, Мексику, Индию, Шри-Ланку, Нидерланды, Малайзию и Ямайку, на балу в Валетте (Мальта), встрече премьер-министров стран содружества в Букингемском дворце.В 1992 г. коричневую бархатную базу заменили на светло-серую.

[показать]

Популярность этой тиары обусловлена ее универсальностью и тем, что она так хорошо сочетается с множеством других драгоценных камней. Елизавета сочетала его с многочисленными ожерельями, в том числе: рубиново-бриллиантовым Grevill, коронационным ожерельем, золотым юбилейным ожерельем королевы Виктории, ожерельем с бразильскими аквамаринами, сапфирами Георга VI и, конечно же с бриллиантовым нагрудником Александры Дагмар -королевы Александры. Простой, классический дизайн этого произведения искусства и по сей день, как и век назад, смотрится очень современно.

Изумрудно- бриллиантовый кокошник 

Изумрулно-бриллиантовая югославская тиара. В тиаре семь кабошонов изумруда. Входила в паруру с большим ожерельем, выполнена придворным русским ювелиром Болином. Изумруды изначально принадлежали императрице Марии Александровне, жене царя Александра II, которая оставила их сыну, великому князю Сергею в 1880 году.

Носила тиару его жена, великая княгиня Елизавета Федоровна ( принцесса Элизабет Гессенская), в ней она на 2 официальных портретах. В 1905 году великий князь был убит террористами, а княгиня рассталась со своими драгоценностями и ушла в монастырь. В 1918 году и ее зверски убили революционные массы.

Тиару еще в 1908 году Елизавета подарила племяннице, великой княгине Марии Павловне. После революции Марии удалось вывезти тиару за границу. Нуждаясь, великая княгиня Мария Павловна открыла русскую вышивальную лавку, а в 1922 году, чтобы заполнить заказ для Шанель, она продала тиару и ожерелье королю Югославии Александру.

[показать]

Король преподнес тиару в качестве свадебного подарка своей невесте, румынской принцессе Марии в 1953 году. После окончания 2 мировой войны ее сын, король Петр, эмигрировавший в Лондон, продал паруру Van Cleef & Arpels за $20 тыс. Van Cleef & Arpels сняли ценные изумруды Романовых, продали их неизвестному покупателю, заменили их стеклом и сдают тиару в аренду разным знаменитостям.


За 90 лет своей истории эта тиара принадлежала пяти представительницам королевских династий, но в итоге исторические изумруды были вынуты и проданы по отдельности.ем не менее из-за своего исторического происхождения тиара сохранилась до наших дней. Проданные изумруды были заменены на искусственные и она сейчас экспонируется в штаб-квартире компании на Вандомской площади в Париже.

 

Бриллиантовый кокошник, заказанный Картье великим князем Владимиром Александровичем в подарок своей дочери Елене (1882-1957) по случаю ее бракосочетания в 1902г.с принцем Николаем Греческим.

Великая княжна Елена в кокошнике, подаренном ей родителями на свадьбу.

http://worldartdalia.blogspot.com/2014/12/blog-post_100.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Драгоценные тиары и диадемы европейских королевских домов.Часть 1.Дом Романовых | Bagirushka - Дневник Bagirushka | Лента друзей Bagirushka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»