Колядки
На Руси от Рождества наступают Святки.
Входят Ряженые в дом и поют колядки.
Ах, коляда-коляда, Рождество Христово!
В дом любой они войдут с православным словом.
Колядуют - знать поют звонкие куплеты.
Обогреют и нальют ряженым за это,
Всем насыплют от щедрот новогодней снеди
И проводят за порог – ждут гостей соседи.
Снова водят хоровод, нарядившись в маски.
С ними Мишка к нам придет из славянской сказки.
Колядуют с Рождества прямо до Крещенья.
Славит русский наш народ так Христа рожденье.
Художница Ольга Величко "Предпраздничное настроение"
Первые три дня называются Святыми вечерами. В эти дни в домах славили Христа дети, молодёжь, старые люди. Их так и называли «христославы», «славельщики». Самый ранний обход, до первой утренней звезды, по традиции совершали дети, так как по общему убеждению, чистая детская молитва быстрее доходит до престола Господня.
Художница Мария Павлова
Колядование, т. е. хождение по крестьянским дворам, было одним из примечательных явлений святочных праздников. Обычаю обхода дворов с поздравлениями предшествовала длительная подготовка. Накануне праздника дети и молодёжь сбивались артелью от семи до двадцати человек, и, собираясь у кого – нибудь в избе, мастерили Вифлеемскую звезду. Чаще всего звезду делали из старого ненужного сита, прикрепляли к нему рога – лучи, украшенные махрушками из цветной бумаги, колокольчиками.
Художник Константин Трутовский "Колядки в Малороссии"
Дом, куда входили «славельщики», считался освещённым на весь предстоящий год. Поэтому хозяева ждали дорогих гостей с нетерпением, заранее пекли для их одаривания обрядовое печенье - «козули». Изображали эти печенюшки коров, коней, оленей, баранов, козлов. А всё это для того, чтобы и в новом году водилась в доме скотина, давала приплод. Фигурки - не просто выдумка, а определённые символы.
Хозяева одаривали колядующих, подавая мальчикам «бычков», а девочкам «коровок». Обрядовый магический смысл печенья подчёркивают украшающие его знаки Солнца – круги, кресты, свастика, которые вылепливались из того же теста, или наносились глазурью.
Художница Ольга Ионайтис
Святые вечера сменялись «страшными». После 9 -10 января по дворам начинали ходить «ряженые». С давних времён, ещё у древних славян бытовало поверье, что накануне Нового года и других больших праздников дома живущих на земле людей посещают души умерших предков, чтобы увидеть, как живут их потомки и. если нужно, помочь им «с того света».
Художница Оксана Архипова
«Ряженые» считались заместителями душ умерших предков, потому и встречали их с уважением, одаривали богато. Во время «страшных» вечеров по деревням «кудесили» подростки и молодежь: разбирали поленницы, примораживали двери, а потом требовали с хозяев выкуп. Такие шалости были традиционными лишь во время «страшных» вечеров.
Художница Елена Ревуцкая
Под Новый год – с 13 по 14 января – пелись под окнами домов специальные песни – «щедровки» и «виноградья», названия которых говорят сами за себя. Дети в это время норовили придти в гости на рассвете с лукошком или мешком, в котором была пшеница. Рассевая её по избе, они исполняли особые песни – «засевалки» с пожеланием богатого урожая.
Художница Сипович Татьяна "Ряженые"
Заканчивались Святки Крещеньем. В Крещенскую ночь люди с молитвой обходили все надворные постройки и закрещивали их крестами, загоняя нечистую силу в ад.
[показать]
Художник Иван Куликов "Зимним вечером"
Канун праздника – вечер 18 января – называется Навечерием Крещенья, или Крещенским сочельником. Самое главное и торжественное событие праздника – Великое водоосвещение. Воду освещают в сочельник после литургии – в память о том, как Иисус своим собственным крещеньем освятил воды Иордана.
В полночь ходили к проруби (Иордани) за святой водичкой, купались в Иордани. Крещенская святая вода обладает удивительными свойствами. Её кропят углы комнат, чтобы в доме были покой и благодать.
19 января – последний день Святок.