Наследство вестготских Королей
[показать]
Тарик
…Арабский полководец Тарик с вершины одинокой скалы наблюдал за тем, как к берегу один за другим причаливают корабли, наполненные сотнями воинов. Всё новые и новые отряды подобно шторму накатывались на побережье Испании. Ни Тарик, ни его воины, переправившиеся в 711 году через Геркулесовы столбы, не знали, да и не могли знать, что это событие на долгие столетия определит судьбу всей Европы, а гора, с которой арабский полководец наблюдал за высадкой своей армии, отныне будет именоваться Джебель-аль-Тарик — «гора Тарика» или, на европейский лад, Гибралтар…
[показать]
Вотивная корона короля Реккесвинта. Золото, кабошоны. 653-72 гг. Мадрид, Национальный археологический музей.
Арабское нашествие стремительно разливалось по всему Пиренейскому полуострову. Мавры покоряли город за городом. Они стремились к столице вестготов Толедо, куда после поражения бежала часть разбитого войска короля Родриго. Всюду царила растерянность и паника. Вестготская знать поспешно покидала Толедо. Одни, надеясь на скорое возвращение, прятали свои сокровища, другие спасались бегством. Солдаты столичного гарнизона грабили покинутые дома…
[показать]
Король Родриго
…В 1858 году в Гуаррасаре — небольшом местечке вблизи Толедо — был обнаружен большой клад золотых и серебряных предметов, представлявший собой, без сомнения, часть сокровищницы вестготских королей, укрытую в дни арабского нашествия.
Здесь хранились диадемы, короны, кресты, кубки, предметы культа, пряжки, разнообразная посуда, украшенные алмазами, изумрудами, рубинами, альмандинами, гранатами и другими драгоценными камнями. В их числе были вотивные, т. е. пожертвованные в церковь, короны вестготских королей Свинтилы и Рецесвинта. Обилие драгоценных предметов указывает на пышность вестготского дворцового церемониала, напоминавшего, по-видимому, церемониал византийских императоров. Характерно, что большинство этих изделий было изготовлено местными, вестготскими мастерами.
[показать]
Вестготский золотой крест. Пер. пол. VIII в. Кордова, археологический музей.
Переселившись во II веке до н. э. с берегов Балтики в Причерноморье, готы стали первым германским народом, которые переняли у греков и римлян искусство оправы камней и технику перегородчатой эмали. Это искусство они принесли с собой в Испанию и Южную Францию. В 419 году вестготы создали собственное королевство на юге Франции, которое затем распространилось на Пиренейский полуостров. Первой столицей вестготов стала Тулуза, где они построили легендарную «Золотую» церковь — La Daurade. Это десятиугольное в плане здание, посвящённое Деве Марии, увенчивалось куполом и было украшено великолепными мозаиками на золотом фоне, напоминавшими знаменитые мозаики Равенны.
[показать]
Трон Дагобера I. Бронза. Пер. пол. VII в. Париж, Кабинет медалей Национальной библиотеки.
[показать]
Корона вестготского короля Реккесвинта (Corona de Recesvinto), демонстрируемая ныне в испанском Национальном Археологическом Музее (Museo Arqueológico Nacional de España, сокр. M.A.N)
[показать]
Корона Свинтилы в витрине музея, похищенная в 1921 году. Фото до кражи
[показать]
Фрагмент креста из короны Реккесвинта, Национальный Археологический Музей Испании (М.А.N.)
[показать]
Одна из вестготских вотивных корон из гваррасарского клада, Национальный Археологический Музей Испании (M.A.N)
[показать]
Один из вотивных крестов из гваррасарского клада, Национальный Археологический Музей Испании (M.A.N)
[показать]
Одна из вестготских вотивных корон из гваррасарского клада, Национальный Археологический Музей Испании (M.A.N)
К сожалению, эта церковь не дошла до наших дней — она была уничтожена в конце XVIII века, в годы кровавой французской революции.
[показать]
Меровингские броши. Золото. VII в. Нью-Йорк, музей Метрополитен.
С середины VI века столицей обширного королевства вестготов стал Толедо. Вестготские короли приложили немало усилий, чтобы украсить свою резиденцию. А средства у них для этого имелись, и весьма немалые — в 410 году вождь вестготов Аларих захватил Рим и вывез оттуда неслыханные трофеи.
Предание рассказывает, что, когда Аларих умер, готы постарались сделать недоступным место захоронения своего вождя. Для этого они перегородили плотиной течение реки и, когда русло обнажилось, вырыли на дне глубокую могилу. В неё опустили золотой гроб с телом Алариха и его сокровища. Потом плотину разрушили, и река вернулась в своё русло. Многометровый слой воды и быстрое течение стали надёжными стражами могилы…
[показать]
Воздвижение Креста. Каменный рельеф. VIII в. Нарбонн, Музей скульптуры
.
[показать]
[показать]
[показать]
Часть сокровищ Гваррасара. Литография XIX век
[показать]
Фрагменты Большого вотивного креста (La Gran Cruz) из гваррасарского клада, Национальный Археологический Музей Испании (M.A.N)
Однако далеко не все сокровища римских императоров отправились на дно реки вместе с телом Алариха. Бо́льшая часть их, хранилась в казне вестготских королей, и по их заказам мастера изготавливали из римского золота и серебра удивительные по красоте изделия так называемого полихромного стиля, извлекая художественный эффект из первозданных свойств материала — мягкого блеска золота и таинственного сияния камней.
Произведения вестготских ремесленников фибулы, поясные бляшки, драгоценные ювелирные изделия — археологи сегодня в большом количестве находят в ранних вестготских некрополях Лангедока и Руссильона, их можно увидеть в нескольких музеях юга Франции — в Нарбонне, Тулузе, Каркассоне, но главным образом — в музеях Испании, в частности в Сеговии.
[показать]
[показать]
[показать]
Застёжки для броши из гваррасарского клада
[показать]
Одна из корон гваррасарского клада, экспонируемая в парижском Музее Средневековья (Музее Клуни) - Мusée du Moyen Âge (Musée de Cluny)
[показать]
Корона Реккесвинта, фрагмент
[показать]
Собранная по частям вотивная корона из клада Торредонхимено (Tesoro de Torredonjimeno)
[показать]
Часть сокровищ Торредонхимено
Часть сокровищ вестготских королей, найденных в Гуаррасаре, сегодня хранится в Национальном археологическом музее в Мадриде, другая часть — в музее Клюни в Париже. Однако основная их часть исчезла после арабского завоевания — и, по-видимому, бесследно. Существует предание, что сокровища вестготов были укрыты неподалёку от Каркассона, в небольшом городке Ренн-ле-Шато, расположенном у подножия Восточных Пиренеев, в подземельях тамошней церкви, которая, как гласит легенда, существовала уже в VIII веке…
Некоторые фото:
http://www.medievalmuseum.ru
Клады англосаксов
Во времена Гая Юлия Цезаря (сер. I в. до н.э.) Британские острова были заселены кельтскими племенами бриттов и скоттов, а также реликтовым этносом пиктов – по всей вероятности, докельтским племенем неиндоевропейского происхождения. Непосредственно в Британии жили бритты и пикты, в Ирландии – скотты, которые затем колонизировали и север Британии.
Ирландия в V-VIII вв., в отличие от Британии, не испытала тягот иноземного вторжения. Там сохранялись самобытные кельтские язык и культура. Не были полностью уничтожены кельтские традиции и в самой Британии. Поэтому основные принципы генезиса искусства Британии в целом повторяют североитальянский вариант, но как бы в другом регистре. Так, в Северной Италии языческий германский элемент, привнесенный остготами и лангобардами, наложился на христианскую римскую основу. В Британии же германский элемент лег на основу кельтскую – по преимуществу еще языческую.
И кельтское, и англосаксонское искусство V-VIII вв. тяготело к богатой переплетенной орнаментике, стремящейся заполнить всю поверхность декорируемого изделия. Этот принцип некоторые исследователи остроумно называют "боязнью пустого пространства". Из-за того, что его придерживались обе традиции, при беглом взгляде неспециалист может не заметить различий между кельтским и англосаксонским стилями. Однако разница есть и притом весьма значительная.
[показать]
Плетеные узоры кельтского стиля. Резной каменный крест из графства Ангус.
VIII в. Шотландия, ГлэмисТо, что принято называть "кельтским стилем" в строгом смысле слова, характеризуется абстрактным плетеным узором без открытых концов. Иначе говоря, сколь бы ни был визуально сложен и запутан кельтский узор, при ближайшем рассмотрении всегда выяснится, что он состоит из одной или нескольких переплетенных замкнутых линий
Нельзя обойти вниманием один важный декоративный мотив, который вносит в определение кельтского стиля известную путаницу, а именно – спиральный узор. Мы встречаем спиральные узоры на груди Христа в ирландском распятии из Атлона, в декоре инициалов "Хи"-"Ро" из Келлской Книги (илл.25) и Линдисфарнского Евангелия и на многих других предметах кельтского искусства VII-VIII вв.
[показать]
Узоры в "зверином стиле". Скандинавская брошь. VIII в. Нью-Йорк, музей Метрополитен.
Чрезвычайно важными как для истории англосаксонского искусства так и для медиевистики в целом являются артефакты, обнаруженные в 1939 г. близ английского местечка Саттон Ху в Саффолке. Под одним из курганов на берегу реки Дебен было раскопано захоронение англосаксонского вождя. Как сейчас принято считать, этим вождем был король Рэдвальд, умерший в 624 или 625 году . Захоронение представляло собой корабль внушительной длины (27 м), на борту которого находились изделия из золота, серебра и бронзы, монеты, утварь и другие предметы быта.
Находки из Саттон Ху складываются в целостную картину островного искусства начала VII в. Англосаксонские мастера преуспели и в технике перегородчатых эмалей (илл.3), и в различных видах декоративной металлообработки. Даже такие сугубо утилитарные предметы как накладка для щита и его навершие (илл.4 и илл.5) или крышка кошелька (илл.7) украшены со всем мыслимым тщанием.
[показать]
Застежка для плаща из Саттон Ху. VII в. Лондон, Британский музей.
[показать]
Дракон. Накладка на щит из Саттон Ху. VII в. Лондон, Британский музей.
[показать]
Навершие щита из Саттон Ху. VII в. Лондон, Британский музей.
[показать]
Пряжка из Саттон Ху. VII в. Лондон, Британский музей.
[показать]
Крышка кошелька из Саттон Ху. VII в. Лондон, Британский музей.
[показать]
Даниил во рву львином. Бургундская медная пряжка. VII в. Лозанна, Археологический музей.
Так, в Саттон Ху было найдено навершие жезла в виде изящной литой фигурки оленя ,а в Ливерпуле хранится стилизованный бронзовый вепрь ,который некогда украшал шлем англосаксонского воина. На матрице, обнаруженной в Торслунде (Швеция), изображены два воина именно в таких шлемах .
Подобные матрицы использовались для получения рельефных оттисков на тонких листах благородных металлов, которыми затем украшались шлемы воинов. В частности, когда английские ученые реконструировали англосаксонский шлем по останкам, обнаруженным в Саттон Ху , ими были использованы именно штамп-формы из Торслунда.
[показать]
Олень. Навершие жезла из Саттон Ху. VII в. Лондон, Британский музей.
[показать]
Нашлемное украшение в виде вепря. Бронза. VII в. Ливерпуль, музей графства Мерсисайд.
[показать]
Два воина в шлемах с украшениями в виде вепрей. Матрица для штамповки декоративных бляшек. Бронза. VII в. Стокгольм, Исторический музей.
[показать]
Шлем из Саттон Ху (реконструкция). VII в. Лондон, Британский музей.
[показать]
Ларец Фрэнкса (общий вид). Резьба по китовой кости. Нач. VIII в. Лондон, Британский музей.
англосаксонское декоративно-прикладное искусство VII в. еще не знает (или почти не знает) христианской символики. Король Рэдвальд, похороненный в Саттон Ху, был первым из восточно-английских правителей, принявших христианство.
Но, как показывает нам пример континентальных германских племен, обращение короля было лишь первым шагом к новой, христианской культуре. Требовалось не одно десятилетие, чтобы христианские сюжеты заняли свое место рядом с языческими. Ну а о том, чтобы полностью вытеснить последние, в VII в. не могло быть и речи .
Предметы искусства дают возможность наблюдать за различными этапами этого процесса.
[показать]
Месть Виланда (слева) и Поклонение Волхвов (справа). Передняя панель ларца Фрэнкса. Резьба по китовой кости. Нач. VIII в. Лондон, Британский музей.
[показать]
Штурм Иерусалима войсками Тита. Задняя панель ларца Фрэнкса. Резьба по китовой кости. Нач. VIII в. Лондон, Британский музей.
Объяснением практики, сочетающей несочетаемые с точки зрения позднейшего художественного вкуса сюжеты, может служить только особый, "героико ориентированный" менталитет резчика. Дело в том, что для архаического сознания с его тягой ко всему экстраординарному, магическому, чудесному нет принципиальной разницы между подвигами римского императора и германского кузнеца с одной стороны, и рождением Иисуса Христа – с другой. Для англосаксов кузнец Виланд – славный герой, римский император Тит – "добрый конунг", а Иисус Христос – величайший из конунгов, военачальник небесных ратей.
Источник:
http://www.medievalmuseum.ru[/more