• Авторизация


Без заголовка 25-08-2022 00:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Живописные портреты из собрания Государственной Третьяковской Галереи|Часть седьмая: литера К (продолжение)





Крамской Иван Николаевич
Автопортрет
1867
Холст, масло
52,7 х 44 (овал)

"Автопортрет" фиксирует самооценку Крамского, черты характера и отношение художника к миру. Он смотрит на зрителя чуть исподлобья, его брови решительно сдвинуты, взгляд суров, строг и требователен. Крамской демонстрирует себя неподкупным судьей окружающей действительности, борцом за идеалы, – такой видела себя социал-демократическая молодежь. Впечатление от портрета передал И.Е.Репин: "Какие глаза! Не спрячешься, даром, что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах; серые, светятся… Какое серьезное лицо!".



Крамской Иван Николаевич
Девушка с распущенной косой
1873
Холст, масло
57,2 х 48,9

Эта небольшая по размеру и близкая по характеру исполнения к этюду работа И.Н.Крамского тяготеет к поэтической линии в русском искусстве 1870-х годов. "Случайная" диагональная композиция, полупрофильный поворот головы девушки и свободная манера письма вносят в спокойный, созерцательный женский образ элемент внутреннего движения. Изображенная на портрете модель неизвестна, и это отчасти помогает воспринимать созданный художником образ девушки как обобщенный поэтический идеал, более свойственный уже искусству 1880-х годов.




Крамской Иван Николаевич
Женский портрет
1885
Холст, масло
80,4 х 53,5

Современники называли эту работу Крамского этюдом. Портрет не окончен, но его незавершенность воспринимается как прием. Тщательно проработанное лицо девушки, изображенной на темном фоне, сочетается со свободно написанной фигурой в белом платье. Детали одежды и кисти рук едва намечены. Контрасты света и тени на лице, а также широкий открытый мазок в трактовке фигуры и фона придают образу внутреннее движение и одухотворенность. В рецензии на посмертную выставку художника 1887 года П.М. Ковалевский отметил, что это "вдохновенное лирическое стихотворение, музыкальное ноктюрно", а образ героини исполнен "восхитительно-изящным, легким приемом кисти"




Крамской Иван Николаевич
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской
Не ранее 1866
Холст, масло
64,5 х 56

Для Крамского окончание занятий в Академии художеств в 1863 году совпало с таким важным событием жизни художника, как женитьба. "Я не очарован и не влюблен, а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души и чувствую себя только способным, если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьезный труд", – писал он. Своеобразие портрета жены, Софьи Николаевны Прохоровой (1840–1919), объясняется сильным влиянием Карла Павловича Брюллова на творчество раннего Крамского. В портрете присутствует столь характерное для позднего романтизма желание поместить героиню в необычную, далекую от повседневности обстановку. Вот почему среди деревьев парка появляется мраморная тумба, увитая плющом. Главным в портрете является поэтическое восприятие красоты окружающего мира и человека, в нем находящегося




Крамской Иван Николаевич
Крамской, пишущий портрет своей дочери
1884
Холст, масло
16,5 х 24

В 1880-е И.Н. Крамского все чаще привлекают светлые лиричные образы. В поисках «отрадного» он обращается к поэтичному миру юности. Будучи на лечении в Ментоне (Франция), он изображает себя за работой над портретом дочери Софьи Ивановны (в замужестве Юнкер). «Случайность» композиции и необычность ракурса – Крамской пишет себя со спины в полупрофиль – создает ощущение непосредственности. Живописец одновременно и погружает зрителя в свою творческую лабораторию, представляя себя в образе художника-творца, и приоткрывает мир личной жизни, создавая исполненный мягкости и теплоты образ девушки. Присущие этой работе живописная свобода и артистизм вызывают ассоциации с французским искусством, в частности с творчеством Э. Мане.




Крамской Иван Николаевич
Н. А. Некрасов в период "Последних песен"
1877-1879
Холст, масло
105 х 89

Написанный незадолго до смерти Николая Алексеевича Некрасова портрет носит мемориальный характер. По свидетельству И.Н. Крамского он был создан по просьбе самого поэта. С большой тщательностью переданы детали обстановки, чашка с ложечкой на прикроватном столике, книги, колокольчик. Современники отмечали сходство позы, в которой они не раз заставали Некрасова, – "с карандашом и бумажкой в руке, полуприподнявшегося на подушках". Голову Крамской писал отдельно, с натуры, а затем вставил в картину (отсюда швы на холсте). Это дало ему возможность запечатлеть лицо поэта, передав сосредоточенность взгляда, внутреннее движение мысли, богатство интеллектуальной жизни, сохраненной Некрасовым до последних дней




Крамской Иван Николаевич
Неизвестная
1883
Холст, масло
75,5 х 99

Зрителя интригует и сама героиня картины, и ее название. Изображена молодая женщина в коляске на фоне Аничкова дворца в Санкт-Петербурге. Женщина не столько красива, сколь эффектна, "шикарна". Ее костюм, соответствующий новейшим тенденциям моды того времени, выдает принадлежность к "дамам полусвета". Недаром критики называли ее "кокоткой в коляске", "дорогой камелией", "одним из исчадий больших городов". Крамской подчеркивает некоторый демонизм черт героини – чувственные губы, глаза, подернутые поволокой, густые, с ломаным изгибом брови. Тема красоты порока станет модной у последующего поколения русских художников. Картина написана необычайно светло, сочно, раскованно; Крамской явно стремится блеснуть своим незаурядным живописным мастерством




Крамской Иван Николаевич
Неутешное горе
1884
Холст, масло
228 х 141

Крамской стремится сделать трагическую ноту мощной и звучной. Выбран огромный, почти парадный масштаб холста, фигура женщины в трауре развернута прямо на зрителя. Торжественность обстановки, пышность антуража лишь подчеркивают драматизм ситуации. Один из критиков отметил, что это "именно тот род живописи, по которому узнается реалист, глубокий наблюдатель и сердцевед Крамской, выражающий свои впечатления в сдержанно-строгой и простой форме". Героине художник придал портретные черты своей жены С.Н.Крамской




Крамской Иван Николаевич
Полесовщик
1874
Холст, масло
84 х 62

В русской живописи 1870-х годов большое распространение получил так называемый портрет-тип. Художники создавали образы различных социальных слоев. Полесовщик И.Н.Крамского – один из них. Он изображен почти в рост будто бы выходящим из леса. Расположенная по диагонали палка, которая, очевидно, у него в руке, усиливает ощущение движения. Такая трактовка придает портрету характер жанра и позволяет вспомнить работы В.А.Тропинина, если бы не свойственная Крамскому объективность изображения модели. Выразительные, буравящие зрителя круглые глаза, чуть напряженное выражение лица убеждают в документальной точности портретного образа и придают ему внутреннюю экспрессию.




Крамской Иван Николаевич
Портрет Адриана Викторовича Прахова
1879
Холст, масло
88,5 x 69




Крамской Иван Николаевич
Портрет актера Василия Васильевича Самойлова
1881
Холст, масло
98 x 77




Крамской Иван Николаевич
Портрет Веры Николаевны Третьяковой
1876
Холст, масло
226 х 148

Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова; 1844–1899) была человеком неординарным. Способная пианистка, она чутко понимала музыку, и это передалось ее дочерям. Она разделяла представления мужа о необходимости опеки над учебными заведениями для бедных. Была его другом в деле создания галереи, и со многими художниками и их женами ее связывала искренняя дружба. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Художник решил создать большой парадный портрет на фоне пейзажа и начал его писать в сентябре 1875 года на даче Третьяковых в Кунцеве. Работа затянулась на несколько лет, так как без натуры Крамской работать не мог, а он, обуреваемый творческими планами, часто уезжал. На портрете менялись времена года, менялся фасон платья на модели, цвет ее шали и зонтика, а после отдыха на юге даже изменился цвет лица. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее.




Крамской Иван Николаевич
Портрет Веры Николаевны Третьяковой
1879
Холст, масло
92 x 70




Крамской Иван Николаевич
Портрет девочки в фетровой шляпе
1883
Холст, масло
60,6 x 49,2




Крамской Иван Николаевич
Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника
1882
Холст, масло
82,2 x 74,7




Крамской Иван Николаевич
Портрет Павла Михайловича Третьякова
1876
Холст, масло
59 х 49

Знакомство Крамского с московским купцом и собирателем живописи, основателем Третьяковской галереи Павлом Михайловичем Третьяковым (1832–1898), состоялось в 1869. Художник и коллекционер активно переписывались, Крамской принимал участие в создании галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры, исполнив по заказу Третьякова двенадцать работ. "Я знаю его давно, и давно убедился, что на Третьякова никто не имеет влияния, как в выборе картин, так и в его личных мнениях", – писал Крамской. Образ Третьякова написан аскетично, это лицо подвижника идеи. Такими людьми была богата Россия в XIX веке. В конце жизни Третьяков заметил: "Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях"




Крамской Иван Николаевич
Портрет писателя Александра Сергеевича Грибоедова
1873
Холст, масло
66 x 57




Крамской Иван Николаевич
Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича
1876
Холст, масло
86 х 68

Портрет Дмитрия Васильевича Григоровича раскрывает яркую индивидуальность писателя, предвосхищая остроту характеристики портретных образов И.Е.Репина и В.А.Серова. Григорович изображен в позе оратора с как бы обращенным к невидимому собеседнику выразительным жестом руки и приподнятой головой. Живость и динамику образа писателя подчеркивает свободная корпусная живопись в изображении головы, а также цветовые и световые контрасты, акцентирующие внимание на лице и руке портретируемого. Критик В.В.Стасов полагал, что это "едва ли не лучший портрет" Крамского, а художник А.И.Шнайдер в воспоминаниях о Григоровиче отмечал, "что говорил он очень красиво, но с какой-то чисто французской подоплекой в смысле построения мысли и фразы, а его жест, сопровождающий разговор, удивительно схвачен на прекрасном портрете И.Н.Крамского"




Крамской Иван Николаевич
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого
1873
Холст, масло
98 х 79,5

Толстой Лев Николаевич (1828–1910), великий русский писатель, автор романов "Война и мир" (1863–1869), "Анна Каренина" (1873–1877), "Воскресение" (1889–1899), повестей "Смерть Ивана Ильича" (1884–1886), "Крейцерова соната" (1887–1889), пьес "Власть тьмы" (1886), "Живой труп" (1900), а также произведений на философские, религиозные, эстетические темы. В 1860-е годы у П.М.Третьякова возникла идея собрать галерею портретов деятелей русской культуры. Инициатива создания портрета Толстого принадлежала Крамскому, что, впрочем, соответствовало давнему желанию Третьякова. Портрет написан в имении Ясная Поляна во время работы писателя над романом "Анна Каренина". Толстой признал портрет удачным. Подчеркнутая простота художественного языка импонировала эстетическим взглядам писателя. Критик В.В.Стасов писал о работе Крамского: "…Мастерская краска, талантливость могучего и поразительно прекрасного колорита тут вдруг откуда-то у него очутились и взяли такую неожиданную ноту, какие встречались у капитальнейших портретистов XVII века…"




Крамской Иван Николаевич
Портрет писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
1879
Холст, масло
88 х 68

Портрет писателя Михаила Евграфовича был заказан художнику П.М. Третьякова, который решил создать в своем музее галерею «лиц дорогих нации», где были бы представлены изображения выдающихся деятелей русской культуры. Работа началась в январе 1877, весной Крамской посчитал ее почти завершенной, но позднее, в 1879, внес изменения, стремясь угодить желанию Третьякова получить "портрет с руками". Создавая образ писателя, сидящего в спокойной позе со сложенными в замок руками, художник концентрирует все внимание на лице, тонко прорабатывает каждую деталь, улавливает напряженный взгляд и обобщенно трактует фигуру. Задача подобных его работ – создание образа глубокой мыслящей личности




Крамской Иван Николаевич
Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова
1877
Холст, масло
75 х 55

Портрет Николая Алексеевича Некрасова принадлежит к ряду типичных портретов русской интеллигенции, созданных художником в 1870-е годы. Мастер создает свого рода канон подобного портрета: небольшой размер, темная сдержанная цветовая гамма, отсутствие детализации в трактовке фигуры и тонкая линейная проработка лица. Фигура почти сливается с фоном, и на выделенном светом лице детально прорисованы борода, брови, глаза. На первый план выходит не столько живописная, сколько графическая основа, что, возможно, связано с практикой работы И.Н.Крамского ретушером у фотографа. Известно также, что при создании этого заказанного П.М.Третьяковым портрета он пользовался фотографией В.Каррика, последней прижизненной фотографией поэта. Это связано с тем, что Н.А.Некрасов был тогда уже тяжело болен, и сеансы длились не более 10–15 минут. Тем не менее художнику удалось создать строго документальный и одновременно выразительный образ русского поэта




Крамской Иван Николаевич
Портрет Сергея Сергеевича Боткина
1882
Холст, масло
70,7 x 57,5




Крамской Иван Николаевич
Портрет Софьи Николаевны Крамской
1879
Холст, масло
95 x 77




Крамской Иван Николаевич
Портрет украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко
1871
Холст, масло
84 х 65

Изображение Тараса Григорьевича Шевченко является посмертным портретом украинского поэта и художника, который исполнен по заказу П.М.Третьякова, стремившегося собрать в своей коллекции портреты наиболее выдающихся представителей русской культуры. Портрет создан по фотографии и носит прежде всего документальный характер. С пристальным вниманием переданы не только черты лица, но и характерный головной убор, детали костюма помогают воссоздать его образ.




Крамской Иван Николаевич
Портрет художника Александра Дмитриевича Литовченко
1878
Холст, масло
99,8 x 70,8




Крамской Иван Николаевич
Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи
1872
Холст, масло
35,8 х 28,6

Небольшой размер и "случайность" композиции сближают портрет пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи с этюдом. Чуть сдвинутая к краю холста фигура, легкий наклон головы и взгляд, направленный в сторону от зрителя, придают образу художника динамизм, он изображен как будто в момент общения с невидимым собеседником. В портрете Куинджи проявляется живость и индивидуальность характеристики, свойственная ряду произведений Крамского 1870–1880-х




Крамской Иван Николаевич
Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина
1873
Холст, масло
110,5 х 78

Известного художника Ивана Ивановича Шишкина Крамской изображает в свободной позе (с зонтом, складным стулом и ящиком с красками) на фоне солнечного пейзажа. Очевидно, это не только иллюстрация творческих интересов портретируемого, но и свидетельство общего внимания к пейзажному жанру с начала 1870-х. Пейзаж написан достаточно свободно, с использованием элементов пленэрной живописи и становится воплощением гармонии человека и природы.




Крамской Иван Николаевич
Портрет художника Ф. А. Васильева
Около 1871
Холст, масло
41,3 x 34,3




Крамской Иван Николаевич
Портрет художника Федора Александровича Васильева
1871
Холст, масло
88,3 х 68,3

Исполненный в технике гризайля (монохромной живописи) портрет художника Федора Александровича Васильева напоминает о работе Крамского ретушером у фотографа. Белые поля также делают подобные произведения мастера похожими на фотографию. Многие портреты Крамского отличает особая документальность и точность передачи деталей. Однако характерная артистичная поза, умное выразительное лицо, с пристальным вниманием переданные художником, создают неповторимый образ талантливого пейзажиста и выводят камерную работу за пределы передачи только лишь портретного сходства




Крамской Иван Николаевич
Христос в пустыне
1872
Холст, масло
180 х 210

Художник рассматривает Священную историю в контексте современной ему проблематики. Евангельские темы и образы служили в то время формой выражения идей добра и справедливости. Личность Христа понималась как олицетворение "идеального человека", жизненный путь прогрессивно настроенного индивида строился как отражение его земного пути. Крамской писал: " …Есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу". Актуальность картине придает сходство позы Христа на полотне Крамского с позой Ф.М.Достоевского на известном портрете В.Г.Перова. Обе картины написаны в 1872 году и экспонировались на одной передвижной выставке. Вечные, общечеловеческие проблемы – центральная тема картины.




Крендовский Евграф Федорович
Портрет Александра Александровича Башилова с семьей
1830-е
Холст, масло
30 x 24


tretyakovgallery.ru

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | lugrox - Дневник lugrox | Лента друзей lugrox / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»