Предыдущая запись:
http://www.liveinternet.ru/users/bonikid/post310813761/
Повторяя слова Лютера Кинга
(3/2)
Дайана Росс и Супремес снова выступали в Копакабана в Нью-Йорке, когда 4 апреля 1968 года в Мемфисе в отеле Лоррейн на балконе второго этаже своего номера был застрелен выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг младший. Этим же вечером прокатилась волна беспорядков – всего 80 случаев. Федеральные войска были направлены в Балтимор, Чикаго, Вашингтон и Уилмингтон. 46 человек было убито, 3 500 ранено, 20 000 арестовано. Мэр Чикаго Ричард Дж. Дэйли – кто подверг критике доктора Кинга и его движение по защите прав человека, когда Кинг приезжал в его город в 1966 году- отдал приказ полиции расстреливать поджигателей и не церемониться с мародёрами. Разумеется, все в Мотаун были глубоко опечалены этой трагедией. Некогда доктор Кинг посетил Hitsville и был впечатлён. «То, что вы делаете здесь важно, - сказал он Берри Горди. – История покажет, как это важно».
Некоторые критики считали, что Супремес следовало бы в наибольшей степени участвовать в борьбе за гражданские права. В самом деле, кто мог лучше представлять это движение, чем три влиятельные, независимые, самодостаточные черные женщины, которые не только зарабатывали деньги, но и приносили доход в экономику и оказывали влияние на массовую культуру 60-х при этом? Во всяком случае, то, чего они достигли, будучи чёрными женщинами бедного происхождения, абсолютно вдохновляло. И это не сказать ничего. Они выступали на сцене Копакабана, не так ли? Если б не эта их ломающая барьеры карьера, то ничего бы не было. Безусловно, они также искренне восхищались доктором Кингом. Если бы не его борьба, результатом которой стал Закон об избирательных правах 1965 года (признание равных прав черных и белых в Соединённых Штатах, триумф его Селма акции), безусловно, история Мотаун и мотаунских артистов была бы совсем иной. Это движение позаботилось, чтобы чёрные получили права, которые они всегда заслуживали, эдакая идеология, которая способствовала делу Берри Горди.
В день убийства доктора Кинга Берри отменил из уважения к нему выступление Супремес в Копакабана. На следующий день ему позвонили из программы «Сегодня вечером» / The Tonight Show и попросили группу принять участие в специальном выпуске с Джонни Карсоном Карсоном (американский журналист, телеведущий и режиссёр; наибольшую известность приобрёл в качестве многолетнего ведущего телепрограммы Tonight Show /„Сегодня вечером“ на канале NBC - прим. перев.) в честь убитого лидера движения борцов за гражданские права. Берри согласился и определил, что Супремес исполнят глубокомысленную композицию Леонарда Бернстайна ‘Somewhere’/ «Где-то», которая, понятное дело, была взята из программы группы для ночных клубов (Леонард Бернстайн (1918–1990) - американский композитор, пианист и дирижёр – прим. перев.). (‘Somewhere’ – музыкальный номер из культового американского мюзикла 1957 года «Вестсайдская история», эдакая современная история Ромео и Джульетты - прим. перев.) Обычно в середине песни Дайана произносила романтическую интерлюдию, которая пользовалась постоянным успехом у публики, несмотря на свою банальность. «Пусть мы будем полны решимости в своих усилиях, как тот маленький ручеёк, что сбегает вниз со склона, - произносила она нараспев, - устремляясь на равнину, только чтобы стать огромной рекой, предназначенной для моря». Глупая фраза. Куда больше? Но всё же людям, похоже, она нравилась.
В самый канун выступления в программе «Сегодня вечером» Берри и один из менеджеров Супремес по имени Шелли Бергер решили изменить слова с тем, чтобы воздать должное памяти доктора Кинга. Теперь Дайна скажет: «Пусть мы будем полны решимости в своих усилиях, как доктор Мартин Лютер Кинг, у кого была мечта…» Затем она произнесёт «все Божьи дети, чёрные, белые, евреи, язычники, протестанты и католики» , и потом сразу же ««Свободны наконец! Свободны наконец! Великий Боже всемогущий, мы свободны наконец!» Эти слова были почти полностью взяты непосредственно из знаменитой речи «У меня есть мечта»/ ‘I Have a Dream’, которую Мартин Лютер Кинг произнёс 28 апреля 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна (здесь ошибка – Кинг произнес эту речь 28 августа 1963 года – прим. перев.). Повтор Дайаной торжествующих слов Кинга было рискованным делом. Всё-таки она будет говорить не только от своего имени и имени Супремес, но также от имени Мотаун – это будет фактически единственным публичным заявлением компании, что касается данной трагедии - и даже в каком-то смысле от имени чёрного населения.
Поскольку Берри не предоставил Дайане достаточно времени для репетиции монолога, она чувствовала неуверенность – всё же прямой эфир. Прослушав Дайану пару раз в номере отеля, Берри тоже стал волноваться. Он заставлял повторять её слова снова и снова, пока это не достало её окончательно…пока он не достал её окончательно. «Я знаю слова, Берри, - в конечном счёте сказала она раздражённо. – Господи! Оставь меня в покое!». Годы спустя, рассказывая о Берри, Дайана будет говорить, что он «глубоко ранил невиданным отсутствием чувствительности, которое мог проявлять» и вызывал чувство «крайней обиды внутри, душевного переживания».
И вот настало время показа. Карсон представил Супремес, и они вышли на сцену. Вид у девочек был элегантный, однако, как это и полагается, исполненный почтения. На них были доходящие до пола чёрные платья, украшенные бисером с высоким вырезом и длинным рукавом. Песня, нечего и говорить, впечатляла. Дайана исполняла её уже три года; она знала, как подать её зрителю – эмоционально и искренне. Однако она очень волновалась во время монолога и поэтому стала допускать языковые ошибки – вместо ‘Gentiles’/ «язычники» сказала ‘gentles’, забыла, как произносится слово ‘Protestant’ / «протестант» и полностью пропустила строчку «великий Боже всемогущий». Этот монолог был для неё слишком большим стрессом – она не была подготовлена в полной мере, кроме того, это было волнительное время для всех. Что ещё усугубляло ситуацию, так это то, что это было первое ток-шоу, во время которого Дайана участвовала в дискуссии одна – без других двух Супремес. Она чувствовала себя крайне неуверенно.
«Просто скажи, что ты чувствуешь, - сказал ей Берри ещё до программы, когда она выразила ему свои сомнения. – Будь искренней. Ты всегда на вершине, когда настоящая».
«Я совсем не спала прошлой ночью, Джонни, – начала задумчиво Дайана тихим голосом. – Мне очень грустно. И я сержусь. Но, я не думаю, что сердиться это хорошо. Я действительно не знаю, что сказать. Всё, что я могу сказать, это то, что внутри». Слёзы подступили у неё к глазам. Казалось, она едва могла продолжать. «Я чёрная, и я очень уважала и любила доктора Мартина Лютера Кинга. И я знаю, что он жил и умер по одной причине – и я хочу, чтобы мы все были вместе. Не только чёрные, но и белые, все…нам нужно найти общий язык».
Несколько лет спустя Дайана расскажет, что после того, как был убит Кинг, у неё наступила «глубокая депрессия», и было «чувство безысходности» какое-то время. «Мне было больно за Коретту (Коретта Скотт Кинг – жена Кинга – прим. перев.) Она мне очень нравилась - красавица, как она держалась, - будет вспоминать Дайана. – Ещё раньше меня изумило то, как вела себя Жаклин Кеннеди. И я спрашивала себя: смогла бы я быть такой же сильной, так же стойко преодолевать невзгоды, как эти женщины? Я думала об этом на панихиде, а потом на погребении доктора Кинга».
Когда программа закончилась тем вечером, в апреле 1968 года (ошибка – не в апреле, а в августе – прим. перев.), Берри был впечатлён самообладанием и чувством собственного достоинства, которые Дайана продемонстрировала в разговоре с Джонни Карсоном. По его мнению, у неё всё получилось отлично. Пусть и стоило это ей больших усилий. Оказавшись за кулисами, Дайана направилась по длинному коридору студии Эн-Би-Си в свою гримёрку. Мэри и Синди уже переоделись. Они стояли у служебного входа и пересмеивались.
«Вы должны переодеться, мисс Росс. Пора ехать, - сказал Дайане кто-то из гастрольных администраторов. – У нас куча дел, и мистер Горди хочет, чтобы вы ---»
«Минутку», - сказала Дайана устало. Неужели у неё даже нет ни одной минутки, чтобы переварить всё то, через что она прошла только что в прямом эфире? Оценить своё выступление? Перевести дух?
«Но мистер Горди хочет, чтобы вы ---»
На полпути к гримёрке Дайана рухнула на складной стул рядом с кулером с водой. «Я сказала, минутку». Она закрыла лицо руками и заплакала. «Почему у меня никогда нет ---всего ---одной ---минутки?»
Перевод Bonikid,
7 февраля 2014
(Убедительная просьба не копировать и не цитировать в виду того, что текст может редактироваться по ходу перевода всей книги, если таковой последует)