Предыдущая запись:
http://www.liveinternet.ru/users/bonikid/post287209387/
Звук Мотаун...Путь Мотаун
(3)
Хиты ‘Where Did Our Love Go?’, ‘Baby Love ’и ‘Come See About Me’ считаются пробным камнем, который имел историческое значение не только для группы Супремес и команды H-D-H, но также для всей звукозаписывающей компании. И действительно, эти песни станут универсальным стандартом, что однажды назовут звуком Мотаун. Все три песни с незатейливой оркестровкой и запоминающимися словами, в стиле ритм-энд-блюза были рассчитаны на массового слушателя. Однако эта простота была обманчива; на самом деле секрет песен состоял в том, что все их составляющие – слова, исполнение и музыка – оказались искренними, прочувственными. И это не было случайностью. Как выразился Брайан Холлэнд: «Берри сказал, раз дети поверили материалу, то их оценка может привести к продажам пластинок, именно это и случилось».
Признание большинства артистов из списка Мотаун, у многих из которых были только случайные хиты, было непосредственно связано со стремительным и феноменальным успехом Супремес. В ближайшие месяцы у Жуниар Уокер и его группы the All Stars, the Miracles, Марвина Гея, the Temptations, the Four Tops и даже у конкуренток Дайаны Марты и the Vandellas появились хиты, такие как ‘Shotgun’, ‘Ooo Baby, Baby’, ‘I’ll be Doggone’, ‘My Girl’, ‘I Can’t Help Myself’, ‘It’s the Same Old Song’, ‘Dancing in the Street’ и ‘Now here to Run’. Берри Горди и его детройтская молодёжь, вне всякого сомнения, переживали счастливейшие времена, волшебные, по-другому и не скажешь. И имя этому успеху – «Мотаунское звучание» - единственный конкурент успеху Битлз в Америке.
Мотаун запустила свой музыкальный конвейер. Всё делалось своими силами – написание песен, производство, издание, заключение контрактов на продажу, менеджмент. Команде продюсеров Горди говорилось, когда артист вернётся из гастролей и будет готов записываться, затем какой-нибудь продюсер рьяно начинал работать над фонограммой для данного певца, в то время как авторы брались за слова. Зачастую несколько артистов записывали одну и ту же песню под одну и ту же фонограмму. Затем на совещании, которое собиралось утром по понедельникам в кабинете Горди, он и его оценочная команда, возглавляемая Харви Фукуа, в состав которой входили практически все, кто работал на Берри, выбирали лучший материал. Берри запирал двери ровно в 9 часов. Любой, кто не успел, опоздал. Его принцип, стоит или нет издавать песню, был очень прост. «Ты купил бы эту песню за доллар?» - спрашивал он чисто по-человечески. «Или ты купил бы сэндвич за доллар?» - подметил Лэмонт Дозиер. – Ответ на этот вопрос мог означать разницу между хитом и пустой тратой времени, поскольку рассматривал одну из самых важных составляющих - спрос – будет ли покупаться пластинка». Если кто-то начинал вдаваться в технические детали в оценке песни, Берри тут же обрывал его. «Тебе нравится песня или нет? Она тебя пробирает или нет?»
Используя одних и тех же музыкантов практически из сессии в сессию, Фанк Братья (фанк - одно из основополагающих течений афроамериканской музыки, термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз – прим.перев.) , как их называли, Берри и его продюсеры смогли создать эталон звука. Он не разрешал ценным музыкантам, работающим на сессиях звукозаписи, указывать свои имена на альбомах Мотаун, поскольку не хотел их утечки из компании. Если он узнавал, что музыкант принимает участие в записях в другой компании, его незамедлительно увольняли.
На протяжении всех этих лет целый ряд авторов и продюсеров Мотаун – и артисты тоже – жаловались, что компания использовала их в своих финансовых интересах. Для многих это была больная тема. Есть некая ирония в том, что Берри замыслил Мотаун, отчасти и потому что он понимал - копании звукозаписи, с которыми он имел дело в конце 50-х, поступали с ним, независимым автором/продюсером, нечестно. Это правда – Берри заключал контракты в пользу Мотаун, но, право же, какой артист в 60-х диктовал условия звукозаписывающей компании? И мысли не было. Договоры всегда предполагалось заключать в интересах компаний. И артист просто был рад иметь саму возможность подписать контракт и сразу же соглашался. Хотя гонорары артистов Мотаун были маленькими, многие артисты , кто работал в звукозаписывающих компаниях в тот период, говорят, что это было нормой для звёзд рок-н-ролла того времени. К примеру, в начале своей карьеры, до 1965 года, участницы Супремес, каждая, имела 1% от 90% предлагаемой цены за каждый проданный сингл или альбом, за вычетом всех налогов и расходов на упаковку это составляло 0, 00675$, что даже меньше ¾ цента (разменная монета США = 1/100 доллара – прим. перев.) .
Задумайтесь: было продано более миллиона копий ‘Where Did Our Love Go?’. По контракту каждой участнице приходилось 7000$. Однако до того, как они увидят хоть что-нибудь из этой суммы, им придётся покрыть всё, что они задолжали по предыдущим 8 синглам, которые были реализованы до ‘Where Did Our Love Go?’ и которые не были столь успешны. Что ещё хуже, они должны были оплатить расходы на более чем 50 песен, которые были записаны, но так и не изданы. Затраты на такие записанные, но неизданные песни всегда возлагались на артистов Мотаун и выплачивались из их гонорара – кто-то же должен был оплачивать эти сессии - хотя, казалось бы, они могли покрываться Мотаун. И практически половина песен, которые будут записаны Супремес за 10 лет, не увидят свет. Действительной причиной такого положения было то, что артисты никоим образом ничего не решали. Вызвали в студию – должен записать всё, что ни предложат. Можно подумать, что кто-нибудь из артистов мог сказать: «Мне это не нравится. Я думаю, что, скорее всего, это не будет выпущено. Стало быть, я не собираюсь платить за эту сессию записи. Я пошёл».
Принимая во внимание расходы, маловероятно, чтобы Дайана, Мэри и Флоренс разбогатели на ‘Where Did Our Love Go?’… тем более, что после всех этих выплат им ещё приходилось платить Федеральному налоговому управлению США. Ральф Селтзер, ведущий юрист Берри, так сказал в конце 80-х: «По прошествии стольких лет я не могу помнить, что заработала Дайана и девочки на ‘Where Did Our Love Go?’, но, если каждая из них заработала тысячу баксов, я бы удивился».
После 1965 года каждая участница получала 8% от 90% оптовой цены за вычетом налогов и расходов, или 0,0091$ - меньше цента за каждую пластинку! После всех их уплат, легко понять, почему участницы Супремес так и не стали богатыми женщинами. И действительно, согласно Мэри Уилсон, - кто не скрывала своих серьёзных претензий к принципам бухгалтерской кухни Мотаун – когда в 1970 – м году Дайана всё-таки ушла из Супремес , «мой доход за всё время составил тысячу долларов. Всего. И больше ничего».
В свою защиту Берри Горди говорит:
Большинство артистов стали супер звёздами, но когда они только пришли ко мне, они просто были детьми с улиц, кто нуждался в руководстве. Иные, даже менее известные артисты Мотаун, до сих пор выступают, записываются, появляются на телевидении, зарабатывают деньги. Люди не знают, что мы содержали артистов годами, прежде чем они запишут хит. А некоторые так и не добьются успеха. Артисты получали всё, что им причиталось. Они получали гораздо больше – заботу, личное внимание, подготовку, совет, руководство.

Перевод Bonikid,
18 августа 2013
(Убедительная просьба не копировать и не цитировать в виду того, что текс может редактироваться по ходу перевода всей книги, если таковой последует)