Я хочу дать перевод Tammy2908 книги Марго Джефферсон "О Майкле Джексоне" (On Michael Jackson). Вернее, перевод некоторых глав.
Сразу скажу, книга неоднозначная. Книга для думающих людей.
Про себя могу сказать - я предпочитаю читать всё. И делать свои выводы. Мне всегда интересно мнение людей, кто не являются поклонниками Майкла Джексона в обычном понимании этого слова. Но он тоже их зацепил чем-то. И они смотрят на него тоже через свою призму. Что удивительно, Майкл никого не оставляет равнодушным. Тем более, интересно мнение американки, известной журналистки, которая, можно сказать, видела развитие всей этой уникальной истории.
Перевод Tammy2908
Это перевод статьи, написанной Марго Джефферсон, той журналисткой, которая написала книгу "О Майкле Джексоне" (On Michael Jackson).
Статья была написана 27 июня 2009 года и опубликована в газете The Washington Post ( Книга была закончена и выпущена в 2006 году).
Можно не соглашаться с некоторыми ее суждениями и выводами, но одно, по моему мнению, не подлежит сомнению: ее искреннее желание понять кто такой Майкл Джексон, разгадать его загадку. В этом ее стремлении я понимаю ее, и верю ей. Для тех, кто является его поклонниками, загадка эта, наверное, разгадана частично. Мы те, кто по словам Марго Джефферсон, считает, что Майкл принес в этот мир любовь. Для тех, к кому не пришло это откровение, такое суждение является слишком восторженным и сентиментальным. Марго Джефферсон принадлежит к последним, и потому наши сердца не принимают некоторых ее выводов. Но в ее словах я услышала неподдельную горечь и сожаление. Впрочем, каждый сделает свои выводы.
Король и мы
Майкл Джексон любил героические символы. В своих шоу и видео он всегда разрушал или спасал миры; он был героем притч о насилии на улицах, поединках между полами, войнах и природных катастрофах. Теперь это всегда воспринимается как цепь трагических событий или как прославление.
Поэтому подготовка его итогового тура была организована с метафорической точностью. Пятьдесят представлений. По одному за каждый год его жизни. После этого – Уход Короля поп-музыки.
Теперь этот окончательный уход со сцены свершился, и мы остались с этим фактом. Я все время вспоминаю печально известную фотографию 2002 года, на которой Майкл лежит неподвижный, как смерть, в чем-то, напоминающим гроб (в действительности в кислородной камере). То изображение искушает меня задать вопрос, не организовал ли он некоторым образом свою собственную смерть. Но это слишком легкая метафора. Мы все наблюдали за тем, как белый мешок с телом был помещен в фургон коронера (Прим.пер.: следователь, ведущий дело о насильственной или внезапной смерти). Это изображение имело только одно значение.
Впервые я написала о Майкле Джексоне в 80-х годах. Его кожа светлела, черты его лица становились тоньше, а аура более женственной. Некоторые назвали его предателем расы. Некоторые подняли суетливый шум об изменении его пола. Я видела его как постмодернистское фантастическое существо, способное принимать любой облик. Но изменения становились все более чрезмерными и загадочными.
В 2003 году я начала писать книгу о Джексоне. Я просмотрела каждое видео, прочитала каждую написанную биографию, проследила за каждым кризисной переломной ситуацией. Я была одержима. Кем был этот артист? Кем был этот человек? И что осталось от каждого из них? Почему он воплотил в себе столько присущих нам конфликтов и фантазий: о детях и сексуальности, о расе, о судьбе, красоте и способности заново открывать и переделывать себя вновь и вновь. Я хотела рассмотреть все это, и я очень хотела отдать ему должное как артисту.
Теперь времени для принятия новых обличий или внешних изменений нет. И я чувствую боль, когда представляю, чего стоило ему подготовить себя к своему последнему туру. Дело не только в разработке великолепного шоу, но в приведении голоса и тела человека среднего возраста в наивысшее рабочее состояние. И какая работа должна быть проведена, чтобы смело встретить сомнения и насмешки многочисленных людей? (Обожания постоянных поклонников было недостаточно. В этот раз Майкл хотел вернуть всех, кто покинул их ряды). И конечно, он знал, что эти выступления были его последним шансом сбежать из гетто скандала и презрения, куда он был заточен со времени суда 2005 года по обвинению в сексуальных домогательствах.
Смерть дала ему этот шанс. Теперь это не навсегда верные поклонники, плачущие и повторяющие сентиментальные слова, как «Он принес любовь в этот мир»; теперь комментаторы и политики с мрачными лицами убеждают нас отбросить недостойные мысли о его личной жизни, или пластических операциях и побелевшей коже, и прославить его гениальность.
Я целиком и полностью за это. Майкл Джексон был одним из величайших артистов поп-культуры. Никто не танцевал лучше его. Мало кто пел так же неотразимо и захватывающе. Никто не понимал и не разбирался в сценических постановках и в музыкальных видео как он. Он был новатором. Его знал весь мир. Был он в какой-то степени вне расы? Я назвала бы его проходящим через расы. Он никогда не забывал о классических элементах черной культуры; он все время смешивал их с новым материалом и приносил их новой публике.
Но Майкл Джексон был также человеком с измученной душой. Снова и снова он говорил о своем несчастливом детстве, о том, как он боялся и не доверял большинству людей. Он любил детей, говорил он, потому что только они были действительно невинны. Мы все знаем о приблизительно 17 миллионах долларов, потраченных им просто на покупку своего уединенного убежища в Неверленде. Подумайте об эмоциональных и творческих затратах: 2800 акров (Прим. пер.: 1133.12 га), полностью заполненных и заселенных животными, скульптурами, зелеными насаждениями, особняком и замками для развлечения. Все это потребовалось, чтобы один человек воплотил мечту о безопасности и счастье
Те яркие противоположные вещи, котоыре он демонстрировал, помогали его искусству в течение долгого времени. Рассерженный взрослый, игривый ребенок; жертва и завоеватель; щеголь и сентиментальный человек; спаситель и демон; мачо и схожесть с девушкой. Он воплощал в себе и мужские, и женские черты. Коллекционер жестов и костюмов. Он был чудом.
Хотя мы все помним наше разочарование, когда его кожа посветлела, а черты его лица сузились, затем опустились под ножом пластического хирурга, и когда он предстал перед судом по обвинению в сексуальных домогательствах. Мы не должны вновь переживать это. Нам не надо больше упиваться этим, вытаскивать на свет божий старые обвинения и суждения.
Но мы и не можем упрятать это подальше и притвориться, что ничего не случилось. Ничто не делает нас такими праведными и злорадными, как скандал, случившийся со знаменитостью. И ничто, как смерть знаменитости, не делает нас такими праведными и прощающими.
Мы, американцы, ведем себя по отношению к знаменитостям как дети. Мы поклоняемся, потом обвиняем. Мы отождествляем себя с ними, а затем, если они делают что-то – хоть что-нибудь – что нам не нравится, мы отбрасываем их. У нас есть шанс относиться к Майклу Джексону по-другому. Мы можем принять и смириться с его непомерными страданиями и самобичеванием. В то же время мы можем наслаждаться его огромным талантом и артистизмом. Эти качества не подходят друг другу. Они и не должны подходить. Он был с изъяном, и он был потрясающе одаренный.
Дальше – тишина.