Это цитата сообщения
Matrioshka Оригинальное сообщениеВиртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 3.
[показать]
[показать]
[показать]
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
[показать]
Для подробного просмотра нажмите на название зала.
Зал 11
Белый (Белоколонный) зал, наряду с Главным вестибюлем – единственные помещения, сохранившие свое первоначальное убранство.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга. Здесь хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала поэтические и музыкальные вечера, в которых участвовали выдающиеся русские и европейские деятели литературы и искусства (Ф. Лист, Г. Берлиоз, А.Г. Рубинштейн и многие другие).
[показать]
Неизвестный художник Портрет Вел.княгини Елены Павловны 1820е г.
[показать]
Владимир Иванович Гау (1816— 1895) Портрет Вел.княгини Елены Павловны 1840г.
[показать]
( http://gallerix.ru )" alt="Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru
( http://gallerix.ru )" border="0" />
Франсуа Ксавье Винтерхальтер. Портрет Великой княгини Елены Павловны 1862 г.
В середине XIX века во дворце были открыты музыкальные классы, что впоследствии способствовало созданию Русского музыкального общества и открытию петербургской Консерватории.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
В настоящее время экспозиция в Белом зале представляет уникальный по своей сохранности дворцовый интерьер первой четверти XIX в. Сохранилось не только живописное и скульптурное убранство, но и предметы мебели, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Росписи зала, лепка, наборный паркет, мебель, люстры и торшеры – все выполнено по рисункам К.И. Росси. Вместе с ним над оформлением зала работали скульптор С.С. Пименов и живописцы А. Виги и Дж.Б. Скотти.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Белый зал расценивался современниками как непревзойденный образец зодчества.
Зал 12
К концу XVIII столетия в просветительской идеологии все больший акцент делается на близость человека к природе, естеству. Еще пишутся парадные изображения, в которых портретируемый окружен предметами, символизирующими его частную жизнь и общественную деятельность.
[показать]
[показать]
[показать]
И.Мартос Надгробие княгине Е.Куракиной
Так написан в 1799 году Владимиром Боровиковским (1757–1825) портрет вице-канцлера князя Александра Куракина (1752–1818).
[показать]
Владимир Боровиковский(1757–1825) портрет вице-канцлера князя Александра Куракина
Колонны и драпировки, скульптурный портрет Павла I, твердый жест правой руки, лежащей на официальных правительственных указах, — воплощают, прежде всего, положение в государстве и обществе, занимаемое Александром Борисовичем Куракиным. Но такого рода портретов становится все меньше.
[показать]
Владимир Боровиковский (1757–1825)Портрет Павла I (с картины Боровиковского — Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена), 1800-1801 г.
Подавляющее большинство произведений Боровиковского (в собрании Русского музея их более тридцати) в полной мере и в высшей степени отражает эстетические принципы сентиментализма. Юная Екатерина Арсеньева на портрете второй половины 1790-х годов — весела, беспечна, кокетлива, чувственна. Белое платье, покроем напоминающее хитон, соломенная шляпка в духе пастушеской отражают моду тех лет, тоже обращенную к естественности и природе.
[показать]
Владимир Боровиковский (1757–1825)Екатерина Арсеньева
На рубеже XVIII и XIX столетий особой популярностью начинает пользоваться тип так называемого семейного портрета. Тихие домашние радости, душевные привязанности супругов, родителей и детей воспеваются в нем как идеал отношений между людьми, признаваемый тогда самой большой жизненной ценностью.
[показать]
Владимир Боровиковский (1757–1825) Е.П.Балашова с Детьми
[показать]
Владимир Боровиковский (1757–1825)Екатерина II
[показать]
Боровиковский Владимир. Портрет Иоасафа Иевлевича Арбенева
[показать]
Боровиковский Владимир. Портрет пожилой женщины в белом чепце
[показать]
Боровиковский Владимир. Портрет Федора Артемьевича Боровского
[показать]
Владимир Боровиковский (1757–1825) Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой
[показать]
Владимир Боровиковский(1757–1825) Скобеева
[показать]
Матвеев Федор. Вид в окрестностях Рима.
[показать]
Фёдор Михайлович Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии. 1819 г.
В духе приближенности к естественной природе писались на рубеже XVIII и XIX столетий и пейзажи.
[показать]
[показать]
[показать]
Зал 13
В русской художественной жизни 1820–1830-х годов происходили серьезные изменения. Консерватизм петербургской Академии художеств тормозил развитие многих давно назревших художественных устремлений. Воспитанники Академии, проводившие в этом учебном заведении по 10–15 лет с самого раннего детства, плохо знали реальную жизнь. Одним из недостатков Академии художеств были и ограничения в приеме. Например, в Академию не брали крепостных крестьян. Так появилась в России первая частная художественная школа. Ее инициатором и идеологом был Алексей Венецианов (1780–1847). Параллельно со службой в одном из департаментов Венецианов занимался живописью, пользуясь советами Боровиковского и посещая классы Академии художеств как вольноприходящий. В 1811 году, исполнив программное задание Академии художеств, Венецианов получил звание академика.
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович. Автопортрет
[показать]
Александр Алексеев. Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге (1827)
В 1821 году, потрясенный "натуральностью" свето-воздушной среды в одном из произведений Эрмитажа, Венецианов решает добиваться аналогичного эффекта в своих полотнах. Он уезжает из Петербурга в деревню и там пишет картины, непосредственно наблюдая природу и быт крестьян. Одна из первых показанных им на выставке в Петербурге картин — "Гумно". Для русского искусства это произведение принципиально. В картине "Гумно" впервые в русской живописи крестьяне изображались в своей естественной среде.
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович. Гумно
Художник много рисовал не только с натуры, но и с античных и ренессансных образцов. Слегка идеализированные изображения крестьян характерны для его картин-символов ("Жница", "Жнецы", обе — 1820-е).
[показать]
Алексей Г.Венецианов. Жнецы 1820 (
[показать]
А.Г. Венецианов. Жница 1820
Понимая крестьянское бытие как органическое единство человека и природы, Венецианов создал цикл метафорических картин. Одна из них — "Спящий пастушок" (между 1823 и 1826), олицетворяет весну, пробуждение природы.
[показать]
Алексей Венецианов. Спящий пастушок
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович. Девушка с бураком
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка с крынкой молока 1820
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка с косой и граблями. (Пелагея)
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянская девушка с серпом во ржи
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянские дети в поле(Мальчик с двумя девочками)
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка Тверской губернии
[показать]
Венецианов Алексей. Очищение свеклы. 1820
[показать]
А.Г. Венецианов. Девушка в платке
[показать]
А.Г. Венецианов (1780—1847) Портрет матери,А. Л. Венециановой
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович. Портрет жены, М.А. Венециановой
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович. Портрет Кирилла Ивановича Головачевского
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович.Портрет В.П.Кочубея
[показать]
Венецианов Алексей Гаврилович. Утро помещицы
[показать]
Алексей Гаврилович Венецианов. Картина Купальщицы.
Художник собрал вокруг себя желающих учиться живописи талантливых юношей, в том числе и из крепостных. Уникальны картины Григория Сороки (1823–1864).
[показать]
Сорока Григорий. Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии
Тихая жизнь российской провинции с ее господским и крестьянским бытом — темы полотен талантливого крепостного художника. Но главное в них — не сюжеты и мотивы, а щемящее состояние грусти и любования природой.
Зал 14
Романтизм, зародившись в России в начале XIX века, видоизменяясь, прожил довольно долгую жизнь, сочетаясь с другими течениями и направлениями. В 1820-е снова в моду вошел так называемый парадный портрет, королем которого в русском искусстве первой половины XIX века, бесспорно, был Карл Брюллов (1799–1852). В его творческом наследии немало эффектных портретов.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Фавн и Вакханка Борис Орловский, 1837
[показать]
Незаконченное изображение Юлии Самойловой, удаляющейся с бала, — один из шедевров мастера. Это не просто парадный портрет. Это картина-символ, олицетворение маскарадности жизни с ее реальностью, нередко скрытой от посторонних глаз.
[показать]
Брюллов. Незаконченный портрет Юлии Самойловой, удаляющейся с бала
Карл Брюллов — знаменитый в России портретист, автор росписей и их идей в нескольких центральных соборах и церквах Петербурга — прославился прежде всего как исторический живописец.
[показать]
Брюллов. Портрет А.А. Перовского (слева)
[показать]
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет гр. Алексея Алексеевича Перовского (писателя Антона Погорельского). 1836
[показать]
Брюллов.
Портрет сестер Шишмаревых (слева). Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией (справа)
[показать]
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых. 1839
[показать]
К. П. Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830.
[показать]
Брюллов Карл Павлович (1799-1852Портрет поэта и драматурга гр. А. К. Толстого в юности. 1836
[показать]
Брюллов Карл Павлович. Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой (1841)
[показать]
Брюллов Карл Павлович. Портрет Ю.М. Смирновой
[показать]
Брюллов Карл Павлович. Всадница 1832
[показать]
Брюллов Карл Павлович. Итальянский полдень 1827
[показать]
Брюллов Карл Павлович. Смерть Инессы де Кастро 1834
[показать]
Брюллов Карл Павлович. Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского 1821
[показать]
[показать]
Брюллов Карл Павлович. Портрет Княгини З.А. Волконской
[показать]
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет архитектора К. А. Тона. 1823-1827
[показать]
Брюллов Карл Павлович.Распятие
Приехав в Италию в 1823 году, Брюллов начал поиски темы для исторического полотна. Сюжет картины "Последний день Помпеи" (1833) — важнейшего произведения не только в творчестве Брюллова, но и во всей русской живописи — был подсказан художнику его старшим братом, Александром, занимавшимся в качестве архитектора зарисовками раскопок в Помпеях.
[показать]
[показать]
[показать]
Последний день Помпеи
Брюллов работал над полотном более пяти лет, исполнив множество набросков и несколько живописных эскизов. "Последний день Помпеи" относится к числу редких для России завершенных романтических замыслов на исторический сюжет. В яркой живописной форме Брюллов воплотил излюбленную романтиками тему трагедии. Поведение и состояние жителей Помпеи в роковой момент — главная сюжетная линия произведения. Решая ее в мажорном эмоциональном и колористическом ключе, художник придает трагедии возвышенное звучание.
Иван Айвазовский (1817–1900) оставил множество картин о море, созданных, как правило, фантазией и воображением на основе реальных наблюдений морской стихии.
[показать]
[показать]
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Волна 1899
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами 1848
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Вид Одессы в лунную ночь 1846
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Лунная ночь
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Русская эскадра на Севастопольском рейде
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Большой рейд в Кронштадте 1836
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Берег моря. Штиль 1843
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Вид Константинополя при лунном освещении 1846
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Неаполитанский залив утром 1843
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Побережье в Амальфи 1842
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Порт Ла- Валетта на острове Мальта 1844
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Свеаборг 1844
В собрании Русского музея около сорока живописных полотен Айвазовского, относящихся к разным периодам его жизни.
[показать]
[показать]
[показать]
Айвазовский Иван Константинович. Девятый вал
"Девятый вал" (1850) — одна из лучших картин художника, искреннее воплощение романтического понимания драмы и вечной надежды на победу человека над стихией.
Зал 15
Собрание Русского музея дает уникальную возможность показать всю гамму существовавших в первой половине XIX века течений, направлений, творческих поисков. На выставках в Академии художеств или в Обществе поощрения художников экспонировались работы, выполненные в духе классицистических традиций, романтических, реалистических и других.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
В зале демонстрируются произведения профессоров Академии художеств — живописцев Григория Угрюмова («Испытание силы Яна Усмаря», 1796), Андрея Иванова («Подвиг молодого киевлянина», около 1810), Федора Бруни («Медный змий», 1841), скульпторов Василия Демут-Малиновского («Русский Сцевола», 1813) и Петра Ставассера («Русалка», 1845).
[показать]
Григорий Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря, 1796
[показать]
Андрей Иванов. Подвиг молодого киевлянина
[показать]
[показать]
Федор Бруни. Медный змий
[показать]
[показать]
Василий Демут-Малиновского («Русский Сцевола», 1813)
[показать]
Ставассер П.А. Русалка (Нимфа). 1845.
"Явление Христа народу" Александра Иванова, как и "Последний день Помпеи" Карла Брюллова, — произведение эпохальное для русского искусства. Художник работал над своим замыслом более тридцати лет, практически всю свою творческую жизнь. Именно разные "состояния" и настроения людей в связи с явлением Христа долго и трудно искал Иванов. В процессе работы над полотном он написал множество этюдных портретов, пейзажей, композиционных эскизов. "Явление Христа народу" из собрания Русского музея — большой, окончательный эскиз, предшествовавший картине, находящейся сейчас в Третьяковской галерее (Москва).
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Иванов Александр Андреевич. Явление Христа народу
Александр Иванов писал свою картину в Италии с 1820-х по начало 1850-х годов, сделав огромное количество этюдов фигур, пейзажей, имеющих самостоятельную ценность в искусстве.
[показать]
[показать]
Бруни Федор Антонович. Смерть Камиллы, сестры Горация
[показать]
А.А.Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против Химеры
[показать]
Александр Иванов Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения
[показать]
Иванов Александр Андреевич(1806 - 1858 г).Голова раба с веревкой на шее. Два варианта
[показать]
Иванов Александр Андреевич.Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора
[показать]
Иванов Александр Андреевич. Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару
[показать]
[показать]
( http://gallerix.ru )" alt="Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru
( http://gallerix.ru )" border="0" />
Иванов Андрей Иванович. Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей 1812
[показать]
Г.И. Лапченко. Сусанна и старцы
[показать]
Н.Пименов. Юноша играющий в свайки.
Серия сообщений "Русский музей":
Часть 1 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.
Часть 2 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.
Часть 3 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 3.