Головы моих многих кукол в сказочных и народных костюмах украшены коронами - кокошниками. Меня , естественно, заинтересовала история происхождения и развития этого русского головного убора.
Одна из Снегурочек, которую сделала недавно:

Другие мои куклы в образе Снегурочек:

Царевна Лебедь:

Мои Царевны - Лягушки:

Мои куклы в образе Хозяйки Медной горы:



Мои куклы в образе героини сказов Бажова - Огневушки - Поскакушки в костюме, стилизованном народному костюму Пермского края:

Мои куклы в образе героини сказов Бажова Синюшки, в костюме, стилизованном народному костюму Архангельской губернии:

Мои куклы в образе Морской царевны Волховы:


Русская женщина часто изображалась на полотнах художников с кокошником на голове. Этот аксессуар русского национального костюма был запрещен при Петре I. Вновь он вошел в гардероб женщин при Екатерине Великой.
Традиционно этот головной убор делали в форме высокого или маленького гребня, который удерживал волосы. Он мог быть богато украшен камнями, нитями жемчуга и лентами. Кокошник был исключительно праздничным аксессуаром, его надевали несколько раз в год, затем убирали в сундук и бережно хранили, передавая по наследству. Надевали его также на свадьбу.

Кокошник — важный элемент национального русского костюма. Изготавливали убор в сельских местностях девушки-мастерицы, умевшие работать с дорогими тканями, красиво вышивать золотом и украшать драгоценностями. Иногда его стоимость доходила до 300 рублей и выше, что было очень большими деньгами по тем временам. В обычные дни русские женщины носили повойники, девушки — платки.
Название головного убора произошло от старославянского слова «кокошь», что значило «курица». Другие варианты названия — кокуй, наклонник, златоглав, ряска. Убор завязывался вокруг головы, прятал волосы, заплетенные в косу.
Традиция ходить с покрытой головой на Руси была всегда. Девушка или женщина с распущенными волосами вызывала всеобщее неуважение. И на тонком плане неприбранная девушка теряла часть своей энергии, привлекая к себе злых духов. Не зря колдуний изображали с распущенными длинными волосами.
Форма гребня в каждой губернии отличалась. К примеру, женщины в Саратовской, Костромской и Псковской губернии носили уборы в форме стрелы с острым наконечником. Еще на Руси были кокошники-сороки, кокуи, каблучки.
Точно неизвестно, когда этот аксессуар укоренился в России и стал обязательной частью костюма русской женщины. По одной из версий, он произошел от наряда монголок. По другой, имел византийское происхождение. Женщины Константинополя ходили с высокими диадемами на голове, которые крепились лентами.

Большое внимание при изготовлении обращали на орнамент.
В самой середине кокошника обычно изображалась лягушка в качестве символа плодородия. По бокам — лебеди в форме буквы «s», говорящие о супружеской верности. На тыльной части вышивали куст с ветвями — образ чадородия. На кусте сидели красивые птицы, висели плоды. Изображали на кокошниках и другие символические знаки.
Убор был в первую очередь оберегом, и только потом украшением.
Постепенно он стал указывать на социальный и семейный статус владелицы. Когда девушка становилась замужней, она меняла девичий кокошник на женский. Обнажить голову женщины, сорвав с нее кокошник, считалось большим оскорблением, за которым следовала расправа над оскорбителем. (Наталия Котоман)