Panzerkampfwagen III (PzKpfw III) -
Sonderkraftfahrzeuge 141 (Sd.Kfz.141)
Танк разработан фирмой "Даймлер-Бенц" и с 1937 года поступал на вооружение танковых дивизий вермахта для замены Pz-I и танка Т 2. Выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка размещена сзади, боевое отделение и отделение управления - в средней части корпуса, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Относительно низкий корпус танка сварен из катаных броневых листов. На модификациях А-Е лобовая броня имела толщину 15-мм, на модификациях F и G она составляла 30-мм, на модификации Н она усилена дополнительными листами до 30-ммЫмм,а на модификациях J-О она уже составляла 50-ммЫмм. Башня многогранной формы располагалась в центре корпуса. Пушка без дульного тормоза устанавливалась в башне с помощью широкой цилиндрической маски.
Выпускались следующие модификации танка:
А-Е - танк с 37-мм пушкой;
F-Н - танк с 50-мм пушкой;
М-О - штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
самоходный огнемет;
бронированная командирская машина;
бронированная наблюдательная машина.
С 1940 по 1942 год танки Pz-III были основным вооружением танковых дивизий. В связи со слабостью вооружения и бронирования с 1943 года они использовались лишь в качестве специальных машин. Всего немецкой промышленностью было выпущено 5700 танков Pz-III различных модификаций.
В переднем отсеке находилась коробка передач с рулевым механизмом, в заднем - боевое и двигательное отделение. Форма корпуса, башни и надстройки, а также схема размещения всех пятерых членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска PzKpfw III.
Первый вариант танка PzKpfw III Ausf.А выпускался в мае 1937 года. Было построено 15 машин, из которых только восемь получили вооружение и до 1939 года находились в составе 1-й, 2-й и 3-й танковых дивизий. Остальные танки использовались для испытаний.
Сравнительные тактико-технические характеристики танков
| Марка танка |
Год
создания |
Масса,
т |
Экипаж,
чел. |
Лобовая
броня, мм |
Калибр
пушки, мм |
Скорость
движения км/ч |
|
Т-26 обр.1938г. |
1938
|
10,28
|
3
|
15/15
|
45
|
30
|
|
БТ-7 обр.1937 г. |
1937
|
13,9
|
3
|
20/15
|
45
|
53
|
| LT-35 |
1935
|
11
|
4
|
25/25
|
37
|
34
|
| LT-38 |
1938
|
9,7
|
4
|
25/25
|
37
|
42
|
|
Cruiser Mk III |
1937
|
14,2
|
4
|
14/14
|
42
|
50
|
|
Pz.III Ausf.A |
1937
|
15,4
|
5
|
14,5/14,5
|
37
|
32
|
В том же 1937 год в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.В. Эта серия также ограничилась 15 машинам. Несколько из них поучаствовали в сентябрьской кампании 1939 года. В октябре 1940 года пять машин этой серии использовали для создания прототипов штурмовых орудий "Sturmgeschuetz III".
В июле 1937 года в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.C. До января 1938 года выпустили всего 15 штук. Несколько танков этой модификации также участвовали в сентябрьских боях в Польше.
В январе 1938 года начался выпуск танков PzKpfw III Ausf.D. До 1939 года построили 55 машин этого типа. Только 30 из них получили вооружение, остальные использовались для тестирования подвески, вооружения и двигателей. Несколько танков Ausf.D участвовало в боях в Польше и Норвегии
Первые четыре модификации PzKpfw III (Ausf.А, В, С и D) фактически представляли собой прототипы, выпускаемые компанией "Daimler-Benz". Они не предназначались для крупносерийного производства, и каждая следующая модификация представляла собой доработанный вариант модификации предыдущей. На всех танках этих четырех модификаций стояли двигатели "Maybach" HL108TR мощностью 250 л.с. и 5 - или 6-скоростная коробка передач "Zahnradfabrik". Те танки, что были вооружены, несли 37-мм пушку KwK35/ 36 L/46,5 и три пулемета MG-34 (два в башне и один в надстройке). Толщина брони составляла всего 5-мм-15-мм. Такая толщина защищала только от ружейного огня, зато масса танка не превышала 15 тонн. На танках Ausf.А, В и С стояла простая барабанная башенка командира машины, тогда как на Ausf.D появилась литая башенка, аналогичная той, что стояла на PzKpfw IV Ausf.В.
Тактико-технические характеристикиВ польской кампании 1939 года участвовало всего несколько танков PzKpfw III. Остальные машины использовались для испытаний и обучения экипажей. Несколько PzKpfw III Ausf.D совместно с PzAbt zb V 40 (NbFz VI) в апреле-мае 1940 года участвовали в боях на территории Норвегии. Позднее эти же машины попали в Финляндию, где служили в 1941-1942 гг.
|
A
|
|
| Боевая масса, т |
15,4
|
| Экипаж, чел. |
5
|
| Габаритные размеры, мм: |
|
| длина с пушкой вперед |
5690
|
| ширина |
2810
|
| высота |
2340
|
| клиренс |
380
|
| Толщина брони, мм |
|
| лоб корпуса |
14,5
|
| борт |
14,5
|
| корма |
14,5
|
| крыша |
10
|
| днище |
4
|
| лоб башни |
14,5
|
| борт и корма |
14,5
|
| Макс, скорость движ., км/ч: |
|
| по шоссе |
32
|
| по местности |
18
|
| Запас хода, км: |
|
| по шоссе |
165
|
| по местности |
95
|
| Преодолев, препятствия: |
|
| угол подъема, град. |
30
|
| ширина рва, м |
2,7
|
| высота стенки, м |
0,6
|
| глубина брода, м |
0,8
|
|
Длина опорной поверхности, мм |
3400
|
| Удельное давление, кг/см2 |
0,63
|
| Удельная мощность, л.с./т |
16,2
|
* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответст