Говорим «лаборатория» — представляем промышленное помещение с белоснежными стенами и люминесцентными лампами. Все стерильно. Минималистично. Сталь и стекло сверкают. Бесшумные сотрудники напоминают роботов. Так вот: к месту, где создают ароматы во флаконах с крышками в виде целующихся бабочек, все это не относится. Лаборатория Изабель — две небольших комнатки богемного вида, чисто парижский микс домашнего музея и студии вольного живописца.
На рабочем столе творческий беспорядок, мешанина из памятных мелочей: «Хрустальное пресс-папье в виде руки Анник Гуталь нашла на барахолке. На этой вещице еще можно различить надпись "Petite Cherie", которая стала названием наших самых популярных духов».
Духов здесь, кстати, хватает. Кроме «родных», встречаются ретроиздания Lanvin Arpege, Guerlain Mitsouko и Jicky, №5 Chanel, выпущенные при жизни Мадемуазель.
Стены увешаны картинами («Знакомый художник подарил»), детскими рисунками, портретами основательницы Дома — Анник Гуталь: «Теперь я работаю с ее дочкой Камиллой, духи придумываем дуэтом. Работаем без ассистентов, все делаем вручную, компьютер — только чтобы почту проверить. На заказ ароматы не производим, но если попросит Брэд Питт или Джонни Депп, то хорошенько подумаем, прежде чем отказать. Графика выпуска новинок у нас нет, все происходит спонтанно».
«Вот, например, с чего начался новый аромат Nuit Etoilee — "Звездная ночь". Примерно год назад Камилла пришла ко мне и говорит: "Вчера смотрела фильм "Последний из могикан". Изабель, там такие пейзажи! Страшно захотелось сделать духи с запахом ночного леса". Почему бы и нет? Таких у нас еще не было. Первым делом идем в книжный магазин fnac, он буквально за углом от студии, нас там уже все продавцы знают. Покупаем несколько фотоальбомов с пейзажами Дикого Запада. Несем добычу в студию, часами рассматриваем иллюстрации. Обеих цепляет изображение деревьев c уходящими в небо кронами. Сразу представляем, как лежим на лужайке, смотрим на облака. Шелестят листья. Воздух чистейший, прохладно».
«Так мы мысленно путешествуем недели две. Но в конце концов берем себя в руки и перемещаемся в лабораторию, где находится парфюмерный орган (ударение на последний слог) — полукруглое сооружение размером в треть комнаты, что-то среднее между столом и стеллажом. На его полках несколько сотен пузырьков, банок и склянок с жидкостями, коробочек с пудрой. Все это ингредиенты для духов».
«Потом я беру тетрадь с секретными формулами и на чистой странице пишу одно-единственное слово. Это "пароль", который определит главное направление работы над ароматом, вызовет нужные ассоциации. Пароль для Nuit Etoilee — "Вайоминг", американский штат с природой нереальной красоты. Скалистые горы, Великие равнины, реки, леса — все это сразу должны представить те, кто вдохнет аромат духов.
Следующий этап — обозначить примерный список парфюмерных нот. Если это лес, то нужны хвойные ноты, сосна и ель. Атмосферу теплой летней ночи хорошо передадут сладкие бобы тонка и сухой горьковатый, немного пыльный бессмертник. За свежесть воздуха, конечно же, отвечают мята и цитрусы».
«Дальше не очень интересно, обычная рутинная работа: отсеять лишние компоненты, определить, сколько вешать в граммах экстрактов и эссенций. Полгода проб и ошибок, сотня промежуточных ароматов, которые мы тестируем на себе, друзьях, знакомых, — и наконец мы говорим себе: все, стоп, духи готовы. Теперь им можно дать имя. Обычно все симпатичные названия уже заняты. Но нам неожиданно повезло: до "Звездной ночи" никто пока не додумался».