Еще не прекратились разговоры о затонувшей на Волге «Булгарии», как на воде произошла новая трагедия. На Москве-реке ушел на дно катер «Ласточка», на борту которого находились капитан и 15 пассажиров. Причины, по словам очевидцев, все те же — неисправность и перегруз судна.
На катере отдыхала компания молодых людей в возрасте от 23 до 30 лет. Поводом для вечеринки был день рождения гражданина Турции Вайза Небзата. «Ласточка» отошла от берега, сделала по реке несколько больших кругов, а затем пошла на сближение с проходившей мимо баржей «Ока-5». В результате большое судно подмяло под себя катер и вдавило его в дно, причем так сильно, что извлечь его из-под воды удалось лишь во второй половине дня в воскресенье.
Выжили лишь семь человек. Один из них смог добраться до берега самостоятельно, остальных спасли члены экипажа баржи — сразу после столкновения они бросили в воду круги и стали помогать утопающим. Девять человек, в том числе капитан катера, погибли.
По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Уже допрошены все члены экипажа «Оки-5», а также уцелевшие пассажиры катера.
Как сообщили «Коммерсанту» в следственных органах, почти все выжившие пассажиры «Ласточки» на момент аварии находились в шоковом состоянии, а многие из них к тому же — сильно навеселе, поэтому пока трудно оценить достоверность их показаний. Известно лишь, что, со слов пассажиров, капитан катера был трезв и к управлению судном никого не подпускал. Поэтому на данный момент следствие рассматривает два сценария, которые могли привести к трагедии: капитан либо неоправданно лихачил, либо допустил роковую ошибку случайно. Возможно, он попытался обогнать и обойти баржу спереди, но не рассчитал траекторию. Либо он мог повести катер рядом с «Окой» и даже остановить его, дожидаясь, пока баржа пройдет мимо, но не учел тот фактор, что более крупное судно затягивает под себя мелкое, оказавшееся слишком близко.
Эксперты в области речного судовождения уверены, что баржа в этой ситуации совершенно ни при чем. «Катер как маломерное судно по всем правилам должен был пересекать судовой ход по кратчайшей дистанции, перпендикулярно, и не создавать помех движению „больших“ судов. То есть пересекать судовой ход перед двигающимся судном нельзя. Более того, при таких маневрах даже большие суда связываются по рации и согласуют свои действия. Так что капитан катера нарушил все что только можно. А капитан баржи быстро затормозить при всем желании не смог бы», — рассказали они «Московскому комсомольцу».
Не исключено также, что капитан катера недалеко от места трагедии намеревался причалить. «Моя дочь к часу ночи выехала на это место, чтобы забрать своих друзей с катера. У них было условлено, что они пришвартуются здесь. Фактически на глазах дочери и произошла трагедия. Сюда же, чтобы встретить друзей, подъехали и другие ребята. Вот до сих пор припаркованы их машины. Кстати, ближайшее отсюда место, где разрешено пришвартоваться, — Софийская набережная. Однако судоводитель, похоже, не хотел заплывать так далеко», — рассказала «Комсомольской правде» мать подруги погибших.
Фотограф и редактор Кемал Тарба, чей день рождения отмечали на катере, сообщил, что капитан был «совершенно трезв». «Оценивать, как он управлял судном, не могу, я ведь не профессионал в таком деле. Я просто веселился и не обращал на это внимания», — отметил Кемал Тарба. Он также рассказал, что изначально на катере было 16 пассажиров, но одному из друзей надо было уйти раньше, и его высадили на одном из причалов.
«О причинах трагедии даже не догадываюсь. То ли катер наехал на баржу, то ли наоборот. Перевернулось наше судно моментально. Меня накрыло катером, а сверху была еще и баржа, нужно было выплыть из-под всего этого. Организм в схватке со смертью каким-то образом аккумулировал все силы. У меня даже раны на голове от того, как я рьяно пробивал дорогу вверх. Сначала на спасательном круге я доплыл до баржи. Там уже к этому времени были другие спасшиеся ребята из нашей команды. Оттуда мы все пересели на катер МЧС, который и довез нас до берега», — поделился фотограф.
Еще один выживший предположил, что к трагедии могла привести неисправность катера. Магомед Умхаев рассказал, что капитан «Ласточки» катера не раз глушил мотор. По словам Магомеда, пассажиры и капитан видели баржу, которая впоследствии и потопила катер. «Мы обогнали ее и остановились достаточно далеко, после чего капитан заглушил мотор, включил свет и вновь начал возиться в хвосте катера», — сообщил он Lifenews.ru. Через какое-то время баржа нагнала катер. Увидев надвигающееся судно, капитан «Ласточки» начал поворачивать влево. «Ребята, которые были на носу катера, сказали, что надвигается баржа, на что капитан ответил: „Я ничего не могу поделать“», — сказал Магомед. Сам он спасся чудом. «Я не знаю, как я смог выжить. Наверху образовалось воздушное пространство, я поплыл вверх, хотя не умею плавать. Вынырнул я около баржи», — вспоминает он.
По словам источника в Минтрансе, изначально владелец катера пытался зарегистрировать его в Москве. Но неудачно. Инспекторы столичного ГИМС нашли какие-то нарушения и госномер не выдали. Однако уже через несколько недель катер был зарегистрирован в Госинспекции по маломерным судам МЧС России по Чукотскому автономного округу.
В следственных органах также сообщили, что только в этом году владелец прогулочного катера Геннадий Зингер уже трижды подвергался административному штрафу за нарушение требований техники безопасности, в частности за превышение допустимого количества пассажиров на борту судна. Однако перегруз был и в этот раз.
«У меня точь-в-точь такой же 12-метровый стальной бот. Для него 17 человек серьезная нагрузка. Вообще на любом маломерном судне по закону могут находиться не более 12 человек, включая экипаж. А в документах может быть еще меньше указано. У меня вот — 8 человек. Я не нарушаю это указание, хотя мог бы взять и разрешенные законом 12. Не делаю я это, потому что при большем числе людей на борту валкость (вероятность переворота) катера заметно увеличивается», — рассказал Максим Синицын, владелец аналогичного судна. Как такие оплошности мог допустить капитан с большим опытом вождения, еще предстоит выяснить.
Новость на сайте «YTPO.ru»
