Из лекций профессора Шмыгова В.А. Часть 3
18-05-2011 10:28
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Развитие мозга идет по законам, которые уже описаны давным давно, первое - как в эмбриогенезе развивается из первичной хорды мозг. Мы проходим три стадии, на уровне эмбрионального развития - червь, лягушка, птица, человек. И вот на каждом уровне создаются системы мозга, именно на том системном уровне, на котором шло формирование. Что нам дали кишечно-полостные и кольцевые черви? Они дали хордовую структуру для нервной системы. У нас это устроено также, как у червей. Птицы нам дали принципы первичного мозга - миндалины и задние доли (должна хорошо видеть, хорошо слышать и больше ничего).
Дальше лягушка, даже можно начать с крокодилов (точнее сказать -пресмыкающиеся). Там уже есть старый мозг, в который совершенно жестко зашиты первичные функции, то есть, это уже понятия сытости, которых нет у червя (живет пока ест) и птицы (может обожраться и сдохнуть). Тут есть интересный момент. Как только начинает развиваться первичная хорда, это 28-ой день после появления зиготы, одновременно развиваются еще две структуры, это кожные покровы и глазной бокал, а всё остальное развивается уже после.
Так вот, в процессе (эволюции или создания) лобные и височные доли человека (неокортекс) получили возможность обратной связи с теми зонами, которые являются первичным мозгом, древним мозгом, поэтому мы единственные, кто обладает возможностями не только первой сигнальной системы, но и второй сигнальной системы. Самое интересное, что вторая сигнальная система практически не описана. Очень мало информации.
Первая сигнальная система – это система, позволяющая биологическому виду принимать и обрабатывать первичную информацию по средствам нервных окончаний в зрительном анализаторе, слуховом анализаторе, обонятельном анализаторе, тепловыми датчиками, холодовыми датчиками, тактильными датчиками и ещё массой других - как внешних (по покрову), так и внутренних (на органах). Вторая сигнальная система позволяет обрабатывать информацию, полученную другими способами, то есть косвенно, та самая внегенетическая информация. Животные тоже умеют оценивать врага, опасность, умеют пользоваться своими возможностями организма для того, чтобы избежать этой опасности, убежать спрятаться и т.д. Человек еще имеет возможность предвидения, чего у животных вообще не существует.
У человека с момента рождения до 3-х летнего возраста преобладающей системой является первая сигнальная система. Он накапливает информацию. И прекращение накопления этой информацией, то есть тот момент, когда человек начинает пользоваться ассоциативной системой, то есть включает вторую сигнальную систему, происходит примерно в районе 3-5 лет. А дальше человек уже начинает создавать конструкции. Он начинает воспринимать мир, анализировать мир, на уровне «выгодно» - «не выгодно».
У нас всего две функции, защитная и репродуктивная. Лобные наши доли имеют возможность создавать две вещи: первое – это вырастают дендриты, одновременно они вырастают и в старом мозге, и в неокортексе, которые связываются с обоими за счет длинных пучков, и проход в продолговатый мозг, то есть она в разных структурах мозга одновременно возбуждается, прорастает, связывается в одном месте в точку, и дальше одним нейроном идет в продолговатый мозг. Дендриты начинают прорастать еще во внутриутробном развитии. Дендриты растут всю жизнь, мы накапливаем новую информацию. Мы не забыванием ничего, что мы видим, слышим, чувствуем и т.д. Но если это не надо мозгу, то он не особо будет это уделять внимание. Оно, конечно, будет храниться в жесткой памяти, но доступ к этому будет ограничен. Дендрит можно только физически или химически разрушить. Сам человек его не разрушит внутри себя, можно только заблокировать.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote