Монастырь Шаолинь прославился как родина школы уникального вида китайского боевого искусства ушу, до сих пор в Китае существует множество легенд о непревзойденном мастерстве последователей шаолиньского кунфу.
Если речь заходит о монастыре Шаолинь, то в голове почти каждого человека возникает один образ - шаолиньское кунфу. Даже в средствах массовой информации о Шаолине пишут прежде всего как о месте, где живет братия, виртуозно владеющая мастерством ведения боя, как о таинственном месте, полном секретов боевых искусств.
В 80-е годы, когда по кинотеатрам мира прошел фильм «Монастырь Шаолинь», за воротами Шаолиня чуть ли не ежедневно можно было видеть стоящих на коленях мальчишек, мечтавших поступить в послушники. Выступления же по миру шаолиньских монахов-мастеров привели в ряды поклонников кунфу и немало иностранцев. Так почему же Шаолиню придает блеск прежде всего не учение чань, а его боевые искусства, дошедшие до нас через 1500 лет и прославившие этот монастырь по всему миру?
Родоначальником шаолиньской школы считают Дамо (Бодхидхарму), индийского монаха, который проповедовал в монастыре Шаолинь учение чань. Целыми днями неподвижно сидел он в созерцании лицом к стене. Тело сковывало, одолевал сон. К тому же монастырь находился далеко в горах, в лесных дебрях, где водились звери, поэтому для того, чтобы отогнать сон, уберечь себя от хищников и защитить в нужную минуту сам монастырь, нужно было закалять тело. Именно поэтому Дамо придумал «приемы движения тела». Кроме того, в целях самообороны он разработал несколько упражнений с цепью, палкой и мечом, которые были унаследованы потомками и названы соответственно «цепь Дамо». «палка Дамо» и «меч Дамо».
Позже новые стили, имитирующие полет и прыжки птиц, зверей, насекомых, совершенствовали и развивали «приемы движения тела». Все это и созданный Дамо комплекс «рука архата», сочетавший воедино состояние движения и покоя, и стало основой, из которой впоследствии постепенно сформировалось ушу. Оно вобрало в себя свыше ста комплексов и стало называться «шаолиньским кунфу».
![]() |
Следы тренировок, оставленные пальцами монахов на стволе тысячелетнего дерева |
Об истоках этого искусства есть и другая версия. Когда монастырь Шаолинь еще только строился, его монахи уже занимались боевыми единоборствами. К VII веку, в период династий Суй и Тан, императоры одарили Шаолинь обширными землями и прочим богатством. В годы же смены династии Тан на династию Суй, когда Китай переживал смутные времена, находящийся глубоко в горах монастырь Шаолинь часто подвергался нападениям местных бандитов. Тогдашние монахи занимались боевыми искусствами не только ради закалки тела, но и для элементарной защиты собственной жизни и имущества своего монастыря. После того как 13 монахов Шаолиня, вооруженных только палками, спасли императора династии Тан Ли Шиминя, слава этого монастыря разнеслась далеко за его пределы, благодаря чему шаолиньское кунфу постепенно превратилось в первую в Поднебесной школу боевого мастерства.
В мире ушу известно такое выражение - «лучшее кунфу Поднебесной пришло из Шаолиня». А как же иначе? Ведь монастырь Шаолинь за 1500-летнюю историю своего существования неизменно оставался перед миром открытым не только как центр чань-буддизма, но и как лучшая школа боевого мастерства ушу, которая не только заимствовала множество народных приемов и стилей, но одновременно с этим всегда принимала в свои ряды учеников из мирян. Предание гласит, что первый император Сунской династии Чжао Куанъинь был именно таким учеником в храме Шаолинь. Поэтому неудивительно, что шаолиньское ушу получило широкое распространение в народе.
Показательно и то, что выходцы из Шаолиня основывали другие монастыри. Начиная с VII века, появились десять подчиненных Шаолиню монастырей - в горах Цзюляньшань провинции Фуцзянь, в Хэрине, ныне на территории Монголии, в Тяныгзине, Чанъанс и Лояне, и еще пять его монастырей - в горах Ляньхуашань провинции Шаньдун, в Бафаныпэ Тайваня, в горах Эмэйшань провинции Сычуань и др. Таким образом, шаолиньское кунфу распространилось по стране. Истоки множества школ имеют прямое отношение к Шаолиню. Так, две другие большие школы китайского ушу - удан и эмэй, по преданию, также имеют свои корни в Шаолине.
Постепенно боевые искусства ушу и философия чань-буддизма органически слились воедино; шаолиньское ушу как бы растворилось в учении чань. Именно в этом существенное отличие шаолиньского ушу от других направлений единоборств, и секрет того, что шаолиньское кунфу смогло сохраниться до наших дней.