• Авторизация


«Новый снег, пушистый, белый, с ним что хочешь, то и делай…». Стихи и картины о зимних забавах 22-12-2023 15:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Зима – это время, когда хочется потеплее укутаться в одеяло, пить горячий чай и греться у печки. И в этом есть своя прелесть. Но… Зима может быть и другой: веселой и даже озорной. Особенно, если посмотреть на засыпающий всё вокруг белый снег, как на возможность немного вспомнить детство. Как в стихотворении Зинаиды Николаевны Александровой (1907–1983):

Зинаида Александрова
Новый снег

Новый снег, пушистый, белый,
С ним что хочешь, то и делай…
Собери скорее в горсть
И снежок подальше брось,
Не лижи его украдкой,
А копай своей лопаткой
И на санках сверху вниз
С белой горки прокатись.
Протопчи в снегу дорожку,
Обгони на лыжах кошку,
Смастери снеговика,
Вот и все дела – пока…
1977

И начнем мы активный зимний досуг сразу со снежной битвы, которую изобразил на своем масштабном полотне «Взятие снежного городка» известный мастер исторической живописи Василий Иванович Суриков (1848-1916). Удивительно, но самая весёлая картина художника была написана в самый тяжелый период его жизни. В 1888 году умерла его любимая супруга Елизавета, и художник был не в состоянии работать. Тогда его брат Александр пригласил художника приехать с дочками на родину в Красноярск. Знакомые с детства места помогли художнику вернуться к работе. Для Сурикова в селе Ладейка специально построили снежный городок, и молодежь устроила показательное взятие крепости.

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891. Холст, масло. 156 x 282. Государственный Русский музей

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891. Холст, масло. 156 x 282. Государственный Русский музей

Ну и полный хохота и душевного тепла снежный бой описала в своем стихотворении Агния Львовна Барто (1901-1981):

Агния Барто
Рукавички я забыла

На бульваре – снежный бой.
Здесь и я, само собой!
Ой, что было!
Ой, что было!
Столько было хохота!
Рукавички я забыла.
Вот что было плохо-то!
Попросила я у Лели
Запасные варежки,
Говорит: – Смеетесь, что ли,
Надо мной, товарищи?
Берегу их три недели,
Чтоб другие их надели?!
Вдруг девчонка, лет восьми,
Говорит: – Возьми, возьми. –
И снимает варежку
С вышивкой по краешку.
– Буду левой бить пока! –
Мне кричит издалека.
Снежный бой! Снежный бой!
Здесь и я, само собой!
Все в атаку! Напролом!
Из снежков метелица...
Хорошо, когда теплом
Кто-нибудь поделится.

После весёлого поединка отправляемся кататься в запряженных санях. Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) очень много в своем творчестве изображал крестьянских детей и не только во время учебы, но и за играми и развлечениями. Его картина «Дети в санях зимой» светится и от солнца, и от детских улыбок.

Николай Богданов-Бельский. Дети в санях зимой. 1914. Холст, масло. 80.5 x 64. Тамбовская картинная галерея

Николай Богданов-Бельский. Дети в санях зимой. 1914. Холст, масло. 80.5 x 64. Тамбовская картинная галерея

Вот и Сергей Александрович Есенин (1895-1925) счастлив мчатся на санях по снежной равнине:

Сергей Есенин
Слышишь – мчатся сани…

Слышишь – мчатся сани, слышишь – сани мчатся.
Хорошо с любимой в поле затеряться.
Ветерок веселый робок и застенчив,
По равнине голой катится бубенчик.
Эх вы, сани, сани! Конь ты мой буланый!
Где-то на поляне клен танцует пьяный.
Мы к нему подъедем, спросим – что такое?
И станцуем вместе под тальянку трое.
1925

И прямо на санях попадаем в зимний пейзаж «Розовая зима» московского художника Николая Петровича Крымова (1884-1958). Живописец умел увидеть красоту природы среди городской суеты. Зима у него получилась не только радостная с катанием на санках по ледяной горке, но и нежная, мягкая, словно розовый снег не такой уж и холодный. А из труб идет дым – в домах топятся печки, там ждут детвору…

Николай Крымов. Розовая зима. 1912. Холст, масло. 55 х 66. Смоленский государственный музей-заповедник

Николай Крымов. Розовая зима. 1912. Холст, масло. 55 х 66. Смоленский государственный музей-заповедник

Про чудесный зимний день, наполненный детскими развлечениями пишет и Александр Александрович Блок (1880-1921):

Александр Блок
Снег да снег

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только чёрные, чёрные стены...
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром;
Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.
Притаились ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка...
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко...
Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор –
Великана из снега слепили!
Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, –
Вот возьмёт, вот ухватит в охапку!
И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.

Такое замечательное слово «салазки». Думаю, именно так называли санки в 1913 году, когда Александр Викторович Моравов (1878-1951) написал свою картину «Зимний спорт». Легкие, с деревянными полозьями, быстро летящие с горки по белому пушистому снегу. Так вот как выглядел санный спорт 110 лет назад!
Художник много жил и работал в Тверской губернии. Скорей всего там он и подсмотрел, как деревенские ребятишки соревнуются зимой.

Александр Моравов. Зимний спорт. 1913. Холст, масло. Сумский областной художественный музей имени Н. Х. Онацкого, Украина

Александр Моравов. Зимний спорт. 1913. Холст, масло. Сумский областной художественный музей имени Н. Х. Онацкого, Украина

О таком своем беззаботном деревенском детстве написал всем нам хорошо знакомые строки Иван Захарович Суриков (1841(?)-1880):

Иван Суриков
Детство (отрывок)

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
1866

И хочу показать ещё одну работу с изображением весёлого катания на санках. Это рисунок Николая Николаевича Жукова (1908-1973) «Дай дорогу», созданный в 1952 году. На нем мы видим счастливых детей, родившихся уже после войны, которые с ветерком несутся с горы и у которых не следует стоять на пути. Репродукцию работы Жукова в середине прошлого столетия активно печатали на календарях и открытках. (А у вас в детстве была такая шубка?)

Николай Жуков. Дай дорогу 1952. Акварель, бумага

Николай Жуков. Дай дорогу 1952. Акварель, бумага

Девятнадцатый век, двадцатый, двадцать первый, салазки, санки, снегокаты – время идет, меняются названия, но счастье от зимнего развлечения остается неизменным. Таким, как в поэме Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878):

Николай Некрасов
В зимние сумерки (Отрывок из поэмы «Саша»)

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки — и Саша в снегу!
Выбьются косы, растреплется шубка –
Снег отряхает, смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне седой:
Любит она её смех молодой…
1854–1855

Художник Федот Васильевич Сычков (1870-1958) создал целую галерею зимних работ, посвященных крестьянским детям и деревенской молодежи. И этюды для них он писал прямо на морозе в своем родном селе Кочелаево. У художника даже была специальная варежка с кистью. Местные жители рассказывают, что он всегда угощал детишек леденцами, и они с удовольствием ему позировали. Одной из первых таких работ с изображением зимних забав стала картина «С гор». На ней можно увидеть заснеженный склон оврага в селе Кочелаево и ледяную горку, по которой съезжают подростки прямо в лаптях и валенках, уже без санок.

Федот Сычков. С гор. 1910. Холст, масло. 147 х 229. Мордовский музей изобразительных искусств

Федот Сычков. С гор. 1910. Холст, масло. 147 х 229. Мордовский музей изобразительных искусств

Ну и всё о том же – о забавных спусках с гор – жизнерадостное стихотворение Александра Андреевича Прокофьева (1900—1971):

Александр Прокофьев
Как на горке, на горе…

Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки — ух,
На горку — ух!
Бух!
Захватывает дух!

И конечно, вспомним, что с гор можно кататься ещё и на лыжах. Как это делает милая парочка на удивительно красивом солнечном пейзаже Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) «Лыжники». Мне кажется, молодые люди забрались на гору и сами поразились такой красоте, которая для них открылась с высоты. А я не устаю поражаться, как больному художнику удавалось создавать картины, излучающие счастье.

Борис Кустодиев. Лыжники. 1919. Холст, масло. 34.5 x 59.5. Частное собрание

Борис Кустодиев. Лыжники. 1919. Холст, масло. 34.5 x 59.5. Частное собрание

А у легендарного советского поэта Мусы Мустафовича Джалиля (1906-1944) лыжи пишут свои истории на снегу:

Муса Джалиль
За строкой летит строка

Всё что-то пишут, пишут лыжи
На снегу.
Бездельник ворон примостился
На суку.
Берёза синюю отбрасывает
Тень.
И я бездельничаю тоже
В этот день.
Мы оба слушаем, как рада детвора,
Как звонко катится
Под лыжами гора.
Следы от лыж –
Голубоватые слегка,
Летит лыжня,
Как за строкой летит строка:
У одного мальчишки почерк
Прям и строг,
Зато другой
Всё норовит наискосок,
А та девчушка,
Снежной радугой пыля,
На солнце пишет
Золотые вензеля.
И я читаю, словно в детстве,
По складам.
Легко узнать любой характер
По следам!
Ах, красногалстучное племя,
Мчи вперёд –
Да будет смел, да будет весел
Твой полёт.

Вот старый ворон шевельнулся
На суку –
Ребячий смех нагнал на ворона
Тоску,
И на ребят и на меня
Махнув крылом,
С досады каркнул он и скрылся
За бугром.
А я стоял. И так бездельничать
Устал,
Что все следы на этот лист
Переписал.

И складывается такое ощущение, что свой зимний пейзаж «Волшебница-зима» художник Константин Фёдорович Юон (1875-1958) писал с очень высокой горы. И ему удалось показать нам всё, что происходит в заснеженной деревне Лигачево. На его картине мы можем разглядеть ещё одно зимнее развлечение. Это катание на коньках. На небольшом замерзшем пруду элементы фигурного катания демонстрирует местная молодежь. Есть у «фигуристов» и свои зрители.

Константин Юон. Волшебница-зима Лигачево. Московская губерния. 1912. Холст, масло. 105 x 160,5. Государственный Русский музей

Константин Юон. Волшебница-зима Лигачево. Московская губерния. 1912. Холст, масло. 105 x 160,5. Государственный Русский музей

В начале прошлого века каток был ещё и местом, где встречались влюбленные парочки или случались «роковые» знакомства. Как это произошло и с сестрой Марины Цветаевой Асей. В 1911 году она познакомилась со своим будущим мужем Борисом Трухачевым, катаясь на коньках, о чем Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) и поведала в своем стихотворении:

Марина Цветаева
Конькобежцы

Асе и Борису
Башлык откинула на плечи:
Смешно кататься в башлыке!
Смеется, – разве на катке
Бывают роковые встречи?
Смеясь над «встречей роковой»,
Светло сверкают два алмаза,
Два широко раскрытых глаза
Из-под опушки меховой.
Все удается, все фигуры!
Ах, эта музыка и лед!
И как легко ее ведет
Ее товарищ белокурый.
Уж двадцать пять кругов подряд
Они летят по синей глади.
Ах, из-под шапки эти пряди!
Ах, исподлобья этот взгляд!
Поникли узенькие плечи
Ее, что мчалась налегке.
Ошиблась, Ася: на катке
Бывают роковые встречи!

Константин Андреевич Сомов (1869-1939), как и большинство «мирискусстников», увлекался культурой XVIII века. Поэтому на его картине «Зима. Каток» мы видим выдуманные образы дам и кавалеров прошлого, катающихся на коньках в старинном саду возле Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге. Надо отметить, что в картине присутствует немалая доля иронии.

Константин Сомов. Зима. Каток. 1915. Холст, масло. 49 x 58. Государственный Русский музей

Константин Сомов. Зима. Каток. 1915. Холст, масло. 49 x 58. Государственный Русский музей

И уже совершенно не скрывая юмора, описывает зимние развлечения Даниил Иванович Хармс (Ювачёв, 1905-1942):

Даниил Хармс
Что это было

Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических
крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!»
1940

Но на льду бывают не только романтические встречи галантных дам и кавалеров. На катке может быть и очень горячо, когда в спортивной битве встречаются «ледовые дружины отчаянных парней». Картина Виктора Марковича Мидлера (1888-1979) «Стадион «Динамо». Хоккей» как раз о таком сражении.

Виктор Мидлер. Стадион «Динамо». Хоккей. 1948. Холст, масло. 87 x 117,5. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Виктор Мидлер. Стадион «Динамо». Хоккей. 1948. Холст, масло. 87 x 117,5. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

И как вы уже догадались, поэтической иллюстрацией к картине будут строки Николая Николаевича Добронравова (1928-2023) из знаменитой песни, ставшей хитом для всех хоккеистов и не только:

Музыка – Александра Пахмутова
Слова – Николай Добронравов
Трус не играет в хоккей

Звенит в ушах лихая музыка атаки…
Точней отдай на клюшку пас, сильней ударь!
И всё в порядке, если только на площадке
Великолепная пятёрка и вратарь!
Суровый бой ведёт ледовая дружина:
Мы верим мужеству отчаянных парней.
В хоккей играют настоящие мужчины,
Трус не играет в хоккей!
Пусть за воротами противника всё чаще
Победной молнией пульсирует фонарь!
Но если надо, защищается блестяще
Великолепная пятёрка и вратарь!
Красивых матчей будет сыграно немало,
И не забудем, не забудем мы, как встарь,
В сраженьях золото и кубки добывала
Великолепная пятёрка и вратарь!
Суровый бой ведёт ледовая дружина:
Мы верим мужеству отчаянных парней.
В хоккей играют настоящие мужчины,
Трус не играет в хоккей!

Вот такая зимняя прогулка у нас сегодня получилась. Пора возвращаться к теплым пледам, печкам, батареям. И как хочется быть похожими на счастливых героев произведения Алексея Михайловича Ратникова (1926-1984) «Нагулялись», которых точно ждет вкусный обед и «тихий» час.

Алексей Ратников. Нагулялись. 1955. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

 

Вот такая она зима – со всеми её сложностями и прелестями, как тонко подметил классик русской поэзии Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин, 1820-1892):

Афанасий Фет
Снег да снежные узоры

Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День – коньки, снежки, салазки,
Вечер – бабушкины сказки, –
Вот она – зима!..


Игра в снежки, катание на санках, лыжах и коньках, а также сноубордах и тюбингах (попросту «ватрушках»), лепка снеговиков и снежных крепостей, а ещё валяние в снегу и снегохождение – пусть все эти зимние развлечения радуют вас и ваших близких этой зимой и в предстоящие новогодние каникулы.                                                                                                                                         https://dzen.ru/a/ZYCJ622S83RGIo18                

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
дракоша52 22-12-2023-22:54 удалить
Потрясающий пост!Спасибо огромное! Приятного вечера!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Новый снег, пушистый, белый, с ним что хочешь, то и делай…». Стихи и картины о зимних забавах | мурзик49 - Дневник мурзик49 | Лента друзей мурзик49 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»