Андрей Алексеевич Шишкин появился на свет в 1960 году. По своему происхождению – коренной москвич.
Наш герой, как и его знаменитый однофамилец Иван Иванович, является художником. Рисует он с 15 лет. Основная тема полотен А. А. Шишкина – славянская мифология. Например, он изобразил бога скота Велеса и бога солнца Хорса (он же Даждьбог, он же Ярило, он же Хорос).
Андрей Шишкин "Алтайская легенда"
Некоторые искусствоведы называют работы художника «фата моргана». Правда, этим термином в первую очередь обозначается атмосферное явление, суть которого заключается в многократном повторении очертаний одного и того же объекта в разных вариациях. Проще говоря, это один из видов миражей, которые возникают в результате преломления солнечного света, проходящего попеременно через тёплые и холодные слои воздуха. Названо данное явление в честь фольклорного персонажа: так звали британскую фею, которая постоянно строила козни Мерлину и королю Артуру.
Андрей Шишкин "Заря-Зареница"
Что же касается работ А. А. Шишкина, такое название они получили по следующей причине: каждая картина одновременно и похожа на предыдущую, и сильно отличается от неё. Все полотна нарисованы в стиле реализма.
Их основные черты таковы: акцент на центральном персонаже. Иногда таких персонажей несколько, но чаще всего – один. Также присутствует преобладание насыщенных тонов. Работы А. А. Шишкина относятся к виду «жанровых картин», то есть зритель видит сценки из жизни с мифологически-теистическими либо литературными мотивами. Хотя все они нарисованы в стиле чинной архаичности или добродушной иронии, основная черта сюжетов – резкая категоричность. И никакого снисхождения к эмоциональному равновесию наблюдателей!
Андрей Шишкин "Былина"
Хотя не узнать авторский подчерк Андрея Алексеевича невозможно, ощущения от его картин совершенно разные. Он великолепно описывает самых разных героев: князей, богов и самых обычных людей.
Вот, например, полотно «Охотник». Его герой – молоденький мужчина в очках, который держит в руках ружьё. Выглядит он довольно забавно и нелепо. По неловкой позе и растерянному взгляду становится ясно: охотник из него так себе.
Андрей Шишкин "Охотник"
Если герой и доберётся до леса, то обязательно заблудится в трёх соснах. Пёс обязательно убежит, и не факт, что охотнику удастся его догнать. А все выстрелы уйдут «в молоко», то есть мимо цели. И вернётся горе-охотник домой ни с чем… зато эта картина вполне может быть использована в качестве иллюстрации к произведениям Н. Лескова или И. Тургенева. Возможно, это персонаж басни Крылова? Правда, тот горе-охотник ходил за добычей с незаряженным ружьём… А вот картина «Последний защитник». На ней изображён мальчишка, который забирает меч у павшего воина. Он готовится вступить в бой с врагом, хотя прекрасно понимает, что это бесполезно: оружие для него слишком тяжёлое, шлем велик, а пострадавший в ходе боя щит вряд ли сможет защитить юного воителя от сабель противника.
При этом, судя по взгляду мальчика, он абсолютно спокоен. Он не боится смерти, но и не надеется на чудо. Юный воин решился вступить в схватку просто потому, что считает своим долгом защитить Родину и семью. А больше некому: все взрослые мужи пали в бою.
Андрей Шишкин "Последний защитник"
На заднем плане – женщины, дети и старики. Всем им понятно, что враги вот-вот возьмут их в рабство. И будущие пленники спокойно готовятся к неизбежному. Небо покрыто густыми тучами: оно готовится оплакивать павших героев. Над полем брани кружат вороны, которых ждёт кровавый пир. Поникли и колосья – они росли зря. Теперь никто не соберёт зёрна, не испечёт хлеб, всё затопчут конями и сожгут враги.
Андрей Шишкин "Птица вещая"
Как видите, абсолютно разные по духу и настроению картины. А написал-то их один художник! Разве такое возможно? Ещё как: ведь создать картину помогает состояние души! Когда живописцу, допустим, весело, он рисует одно, а когда грустно – другое. И в творчестве А. А. Шишкина таких полотен, совершенно разных по настроению, но схожих по контрасту цветов, довольно много: лукавое – наивное; сказочное – будничное; динамичное – неспешное.
Андрей Шишкин "Девушка в русском наряде"
И везде художник достиг успеха. Всё дело в том, что: он уделяет мельчайшее внимание всем деталям; он «пропускает сквозь себя» сюжет; он безошибочно ловит кульминационные мгновения и искренне желает поделиться ими со зрителями. https://dzen.ru/a/ZCr_NsU8l2TsXiZY?from_site=mail