В 1891 г. Кириак Константинович Костанди, российский художник, обращается к этому же сюжету. Он изображает варку варенья греческой семьей. Матрона чистит ягоду, девочка помогает ей. На переднем фоне – медный таз, который скоро наполнят малиной. Старик и молодая женщина занимаются своими делами. И здесь, как и на полотне К.Е. Маковского, обыденный сюжет передан через интересные этнографические реалии.
Что бы мы с вами ни думали о современной живописи, как бы ни сравнивали ее с шедеврами ушедших столетий (и зачастую – не в пользу современного искусства!), современное искусство живет и транслирует собственную идеологию – идеологию нашей с вами обыденной жизни. Современное искусство умеет простым сюжетом сказать о самом главном. Так в мир приходят обыкновенные натюрморты, повествующие о любви.
Вчера я наткнулась на одну удивительную работу современной художницы Юлии Белоусовой. В ней нет ни значимого сюжета, ни ярких типажей. В ней вообще нет людей. Но эта работа необыкновенно теплая. Она о любви, той самой, что хранится в баночках с вареньем.
Юлия Белоусова делится своими воспоминаниями:
Мне 8 лет... Я сижу за большим белым столом у бабушки на кухне .. Она хлопочет с баночками... В кухне влажно даже и жарко.. Пахнет пряностями. Бабушка в белой косынке и фартуке.. Помню каждую деталь... И ажурные занавески и полотенца в цветочек... И этикеточки для каждой баночки..
Вы помните эту мою работу?
Правда ведь она невероятно уютная?
И вроде, ничего нет в этом сюжете... Просто банки с вареньем..
Абрикосовое, клубничное, помидоры и грибы...
Но, вот, живёт в этом любовь! Ведь эти баночки заготовлены для кого-то очень родного, кого хочется самым вкусненьким покормить...
На схожий сюжет и натюрморт французского художника Эрика Барджо, выполненный в винтажном стиле. И эта работа, она тоже о любви. Конечно, отражает особенности уже французской кухни. Но во всех этих баночках с оливками и вишневым вареньем такая же концентрированная любовь.
И я вспомнила еще одну работу – Нино Чакветадзе, о которой недавно писала статью «Нежный мир детства в картинах Нино Чакветадзе». Но в ней появляется типичный для этой замечательной грузинской художницы типаж – ребенок лет 6-ти. И он уютно устроился в шкафчике, в том, где хранится малиновое варенье. И еще любовь бабушки.