Лет пять назад в Инженерном корпусе Русского музея была выставка Конашевича. Первая за четверть века. И он вдруг открылся для меня с неожиданной стороны: как мастер лиричных натюрмортов и пейзажей. Выставка, кстати, так и называлась: «Конашевич. Известный и неизвестный».
Конашевич в Павловске
С 1918 по 1926 год Конашевич работал реставратором, научным сотрудником, помощником хранителя музея в Павловске, а в свободное время рисовал. Очень его понимаю: в Павловске руки невольно тянутся к карандашу и бумаге. Владимир Михайлович приводил в порядок дворцовые архивы, воссоздавал обстановку залов дворца, готовил временные выставки, создал путеводитель.
За серию цветных литографий о Павловске художник получил почетный диплом на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Монца-Милане.
В интернете можно найти копию редкой книги видов Павловска с авторскими литографиями Конашевича, изданной тиражом 25 экземпляров. По воспоминаниям коллег он делал их без предварительных эскизов, с двух или трех камней. Надо понимать, что гравюра - это не карандашный рисунок, исправить ничего нельзя, необходима точность пятен и штрихов.
Дочь художника Ольга вспоминала: «Летом папа очень часто ходил в парк на этюды... Работал он всегда очень напряжённо, быстро, не отвлекался и не давал себе расслабнуть до самого конца».
В начале Великой Отечественной войны художник переехал из Павловска в Ленинград, где пережил всю блокаду. Работал, рисовал, даже сделал выставку в 1943 году. Но весь его павловский архив погиб, удалось спасти лишь десятую часть.
Цветы и букеты Конашевича
Пряный аромат букета цветов и трав, книжка в тканевой обложке, окно, открытое в вольготное теплое лето. Художник управляет взглядом зрителя ритмом теплых коричневых и розовых пятен, которые зовут нас на реку.
Может быть герой картины - студент, которому надо готовится к экзаменам, но так манят вода и вольный летний воздух.
Еще один букет в простой стеклянной банке. Очень нежный, свежий, утренний и романтичный. Ждет чьего-то пробуждения?
И еще одно окно с букетом. Решено почти графически: темные тяжелые пятна зеленых листьев и порхающие над ними штрихи-былинки создают ощущение дуновения свежего ветерка.
А здесь праздничный натюрморт, решенный крупными локальными пятнами. Яркий, выпирающий желтый бьет в нос зрителя ароматом бананов и мимозы.
Удивительно, как выбранный художественный материал точно передает атмосферу и влажной зимы, и летнего утра на озере.