• Авторизация


Дрезденская резиденция.Музей "Зелёный свод"(2)Истории экспонатов 12-01-2019 08:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Дрезденская резиденция.Музей "Зелёный свод"(2)Истории экспонатов






 Музей  Зеленые своды



[показать]



Кулон в виде розетки — одно из самых красивых украшений начала XVI века. Возможно, он сделан в Нюрнберге. Особенно искусно выполнена алмазная розетка в центре кулона. Индийские Великие моголы, которым принадлежали единственные известные в то время алмазные месторождения, запрещали вывозить более крупные камни. Для того чтобы на изделии заблистал относительно большой алмаз, ювелирам приходилось составлять его из отдельных мелких камней. Для достижения нужных углов граней приходилось стачивать до половины всего камня. При несовершенстве технических средств и инструментов того времени это была необычайно трудоемкая и дорогая работа, которую умели делать лишь единичные специалисты. Поэтому алмазные розетки имелись только в самых богатых княжеских домах. Лукас Кранах старший изобразил подобное украшение на алтаре святой Екатерины, написанном в 1506 году (картинная галерея Старых мастеров).





[показать]



Кулоны с изображением св. Георгия, суда Париса, сирены и головы воина.Германия. Около 1570—1600 гг. Золото, алмазы, рубины, один изумруд, жемчуг, эмаль.



В эти десятилетия, не раз сотрясаемые войнами, большое распространение получили также кулоны с изображением святого Георгия, поражающего многоголового дракона. Святой Георгий считался покровителем воинов. Обычно его представляли в виде рыцаря на коне. Однако обе фигуры воинов с мечами, составленные из алмазов (), также изображают этого угодника. Это части бывших кулонов. Выражение динамичности и силы, которым наделены эти, казалось бы, совсем миниатюрные фигурки, свидетельствует о высоком уровне искусства немецкого Ренессанса.



[показать]



Три готических сосуда:Сосуд с крышкой.Германия. Конец XV в. Аметист, агат, золоченое серебро. Высота 14 см.



Бокал с крышкой.Италия (?). Около 1400 г. Яшма, медь и золоченая бронза. Высота 22,5 см.



Сосуд.Вероятно, Нюрнберг. Около 1500 г. Змеевик, золоченое серебро. Высота 15,5 см.



До битвы под Мюльбергом (1547 г.) город Виттенберг, где Лютер положил начало Реформации, был столицей саксонского курфюршества. Герцогство Саксония, которое управлялось из центра горного дела Фрайберга, имело в политическом отношении второстепенное значение. Поэтому приобретения, относящиеся к десятилетиям после 1500 года, хотя и причисляются к перворазрядным, немногочисленны по количеству.



[показать]



 Золотая чаша «Придунайского литературного общества»Украшена римскими монетами. Юго-Восточная Германия. 1508 г. Диаметр 19,3 см.



Эта странная история относится к XVIII веку. Золотая чаша  со вправленными в нее античными монетами была подарена в 1580 году канцлером Венгерского королевства Августином Кезенбротом из Оломоуца Придунайскому литературному обществу — гуманистическому союзу, занимавшемуся вопросами искусства и науки. Так сообщает надпись, выгравированная на чаше. Говорят, что после смерти канцлера чаша попала в оломоуцкую церковь, где он захоронен. В XVII веке она оказалась в руках у мародерствующих турецких солдат. В 1696 году при штурме русскими войсками турецкой черноморской крепости Азов там чашу обнаружили солдаты Петра Великого.



Вскоре после этого саксонский канцлер граф Бейхлинген приобрел ее для Августа Сильного и привез в Дрезден вместе с чашей эту историю. Доказательств ее правдивости нет, но ее начало и конец не подлежат сомнению. После битвы под Мюльбергом в 1547 году, когда армия кайзера Карла V разбила объединенные протестантские вооруженные силы Шмалькальдского союза, курфюршеское звание перешло от Виттенбергской (Эрнестинской) к Дрезденско-Фрайбергской линии (Альбертинской) княжеского дома Ветти-нов. Дрезден был превращен в то время в сильную, хорошо укрепленную резиденцию.



[показать]



Лохань и рукомой для розовой воды.Оправа сделана в Нюрнберге. 1530—1540 гг. Перламутровая мозаика, золоченое серебро. Диаметр лохани 56 см. Высота рукомоя 29 см.



[показать]



Лохань и рукомои из лиможской эмали.Лимож. Конец XVI в. Медь, покрытая эмалью.Лохань 41X55 см. Высота рукомоя 28 см.



[показать]



Лохань из перламутра и рукомой.Мастер Элиас Гайер. Лейпциг. 1611—1613 гг. Перламутр, золоченое серебро, дерево, черная мастика. Диаметр лохани 60,1 см. Высота рукомоя 35 см.



[показать]



Большая бутыль с ручкойЮжная Германия. Около 1540 г. Золоченое серебро. Высота 81 см.



В пристроенном к дворцу боковом флигеле разместился «тайник» сокровищницы «Грюнес гевёльбе», в который поступили на хранение лучшие произведения знаменитых европейских мастеров прикладного искусства: оправленные в Нюрнберге серебром восточные чаши и кувшины из перламутра; уникальные по своей художественной ценности эмалевые изделия, секретом изготовления которых владели лишь несколько семейных мастерских в южнофранцузском городе Лиможе; сосуды из горного хрусталя в золотой и эмалевой оправе с драгоценными камнями, которую умели делать только немногие мастера в Милане.



[показать]



Столовые приборы с ручками из кораллов.Генуя. 1579 г. Сталь, золоченое серебро, бирюза. Длина 24,5 см, 27,5 см, 31 см.



В те времена, когда еще не пользовались вилками, а ели с помощью ложек, ножей и пальцев, в аристократических домах слуги обходили гостей с лоханью и рукомоем и поливали им на руки благоухающую воду, в которую было добавлено розовое масло. Этим объясняется наличие в музее «Грюнес гевёльбе» большого количества умывальных сервизов, состоящих из лоханей и рукомоев и относящихся к десятилетиям около 1600 года.



[показать]



Шкатулка с чернильным прибором, украшенная фигурой придворного шута14. Фрёлиха. Мастер — вероятно, К. А. Люкке младший. Дрезден. 1731 г. Слоновая кость эбеновое дерево, ореховое дерево, серебро, золото, драгоценные камни. Высота 23,3 см. Длина 23,8 см.  Ширина 16,8 см.



Самым известным немецким ювелиром эпохи Ренессанса был нюрнбергский мастер Венцель Ямницер. На сделанной им шкатулке с чернильным прибором () имеется его печать. Шкатулка для драгоценностей () выполнена по его эскизу мастером Николаусом Шмидтом. Четкие архитектурные формы этих шкатулок, детали их декора и женские фигуры на крышках свидетельствуют о влиянии римского античного искусства, лежавшего в основе всего европейского Ренессанса. Его духовные идеалы выражены в строке из латинского стихотворения, восхваляющего науки и начертанного на доске, которую держит в руках фигура философии на крышке шкатулки. Таким образом, можно предположить, что вельможи, для которых предназначались эти приборы, владели латинским языком буржуазных гуманистов.



[показать]



Потир и сосуд для вина.Нюрнберг (?) и немецкая работа. Около 1550—1560 гг. Золото, алмазы, самоцветы, эмаль. Высота 19,5 см и 16,5 см.



Нажав иглой на потайную пружину, спрятанную в шкатулке, можно снять стенку у ног фигуры. В шкатулке находятся обитые изнутри шелком футляры из эбенового дерева для различных письменных принадлежностей, а также серебряная песочница и чернильница. При изготовлении этой шкатулки были применены почти все виды техники, которыми должен был владеть ювелир: чеканка и паяние фигуры, отливка миниатюрных копий с натуры для крышки, литье, гравирование, эмалирование и чеканка на стенках шкатулки, прессование серебряной фольги на матрицы внутри шкатулки и наконец горячее золочение с помощью раствора из золота и ртути. В настоящее время применение этой техники запрещено из-за выделения ядовитых ртутных паров.



[показать]



Большой ларец для драгоценностей.Мастера Венцель Ямницер и Николаус Шмидт. Нюрнберг. Около 1585 г. Серебро, частично золоченое, перламутр, горный хрусталь, изумруды, гранаты, аметисты, топазы, цветное стекло, дерево. Высота 50 см. Длина 54 см. Ширина 36 см.



[показать]



[показать]



Ларец для драгоценностей (ниже — деталь)Германия. Около 1600 г.Эбеновое дерево, золото, эмаль. Высота 32 см. Длина 32 см. Ширина 22 см.



Примерно в середине XVI века, когда мода Испанской мировой империи проникла почти во все княжеские дворы Европы и оказывала влияние даже на бюргерскую одежду, началось изготовление фигурных украшений из эмали и золота. Костюмы являли контраст густых темных цветов и белоснежных кружев. Платье наглухо закрывало всё тело, оставляя открытыми только руки и лицо.



[показать]



Кулоны.Германия и, вероятно, Франция. Около 1560—1570 гг.



Кулон с вензелем «АА» (для курфюрста Августа Саксонского и его супруги Анны).



Кулон с крестообразной розеткой.



Кулон с монограммой «А» (для курфюрста Августа или его супруги Анны).



Фигура человека была словно втиснута в геометрическую схему. Строгую и мрачную придворную одежду оживляли и разнообразили красочные драгоценные украшения



[показать]



 Золотой Ковш Ивана ГрозногоПодарок царя Петра Великого. Московская придворная мастерская. После 1563 г. Золото, чернь, сапфиры, жемчуг. Длина 23 см.



Этот древнерусский ковш изготовлен, как гласит надпись, по приказу царя Ивана Грозного из золота, привезенного из завоеванного им в 1563 году Полоцка. В начале XVIII века Петр Великий подарил ковш своему союзнику в Северной войне королю Польши и курфюрсту Саксонии Августу Сильному. Это был поистине царский подарок, так как ковш представляет собой один из важнейших шедевров русского ювелирного искусства эпохи Ренессанса.



Подобно курению в наши дни, для которого изобретаются самые разнообразные по форме трубки, ножички, пепельницы и зажигалки, около 1600 года самым распространенным пороком было злоупотребление алкоголем. Кофе и чай были тогда еще неизвестны, и везде, где собиралось общество, пили вино или пиво.



[показать]



КулоныНемецкая и дрезденская работа.Около 1600—1611 гг. Золото, алмазы, рубины, изумруды, эмаль.



При этом для всеобщего развлечения устраивались состязания в смелости, силе и ловкости. Слона «побеждал» тот, кому удавалось выпить его до дна. Чтобы «справиться» со страусом, надо  было снять ему голову и ловить ртом вино, которое выплескивалось из узкого горлышка. Не полагалось пугаться, если вдруг при сильном наклоне кубка в глаза падали крылья, прикрепленные к нему на шарнирах. Охотники пили из фигурного кубка, изображающего нимфу Дафну.



[показать]



Кубок в виде слонаМастер Урбан Вольф. Нюрнберг. До 1600 г. Золоченое серебро, перламутр, изумруды, рубины, один сапфир. Высота 52 см.



Преследуемая влюбленным Апполоном, она взмолилась о помощи к богам и была превращена в лавр. Фантазия мастеров, изготовлявших кубки, была безгранична. Для курфюршеского двора их делали из серебра, для крестьян — из дешевого стекла. Во время Тридцатилетней войны один из проповедников негодовал, что пьют из монахов и монахинь, из обезьян и попов и даже из самого дьявола.



[показать]



Кубки в виде страусовМастер Элиас Гайер. Лейпциг. До 1610 г. Серебро, золоченое серебро, страусовые яйца. Высота 47 см, 44,5 см, 46 см.



Кубки из скорлупы кокосовых орехов и страусовых яиц, из экзотических раковин моллюсков и улиток и из слоновой кости были очень модными с Конца XVI и в течение всего XVII века. Эти дорогие природные материалы, привозимые из заморских стран, использовались в качестве корпуса сосудов.



[показать]



Кубки из кокосовых ореховЛейпциг, Южная Германия. Около 1600 г. Кокосовые орехи, золоченое серебро. Высота 30,6 см, 35 см, 28,5 см.



Их необычные формы и краски открывали простор фантазии ювелиров, создававших самые причудливые предметы. Сосуды имели двойное назначение: из них можно было пить и выставлять их для обозрения как дорогие и диковинные вещи. Конечно, они предназначались только для избранных кругов общества, главным образом, для курфюрста и его приближенных, в лучшем случае — для богатых патрициев. Их интерес к подобным изделиям был самым прямым, так как в то время шел первый период европейского колониализма.



[показать]



Кубки из страусовых яицГермания, Южная Германия. Около 1600 г. Страусовые яйца, золоченое серебро. Высота 42,5 см, 37,3 см, 42,4 см, 45,5 см.



[показать]



Кубки из раковин моллюсков.Мастера Б. Ямницер, Т. Вольф и Э. Гайер.Нюрнберг, Лейпциг. Начало XVII в. Высота 35 см, 32,5 см, 36,8 см.



Можно предположить,.что на необузданных пиршествах, которые в те времена любили устраивать все слои общества, разбивали много посуды; при дворе — соответственно дорогой. Некоторые черепки можно было еще использовать и их собирали в специальном хранилище.



[показать]



 Кубок из раковины.Первая половина XVII в. Часть оправы мастера И. X. Кёлера. Дрезден. 1724 г. Высота 42 см.



На раковине моллюска, из которой в начале XVII века в мастерской амстердамской семьи Беллекин был изготовлен этот кубок , выгравированы гротескные фигуры. Ножка в виде дракона с коралловым хвостом и со скачущей верхом обезьяноподобной фигурой сделана, вероятно, около 1600 года в Нюрнберге и была частью другого неизвестного сосуда. В 1724 году резервы из хранилища были использованы для украшения нового интерьера музея «Грюнес гевёльбе» и, нереливаясь всеми красками, сверкали на многочисленных консолях. Тогда же дрезденский придворный ювелир Кёлер создал подходящую оправу для обеих разрозненных частей сосудов и удачно соединил их. Дракон, увенчивающий бокал, придуман им.



[показать]



Кубки Петух и курица Мастера Ф. Хиллебранда, Пеликан — К. Кунада.Нюрнберг Около 1600 и 1609 гг. Золоченое серебро, раковины моллюсков.Высота 30 см, 29 см, 41 см.



В  сокровищнице есть также много произведений из сравнительно дешевых материалов, таких как дерево, бронза, латунь, стекло и железо. То, что они уже с самого начала попали в сокровищницу и хранятся там несколько веков, объясняется высоким художественным или техническим уровнем обработки материала.



[показать]



Кубки в виде попугая и куропатки.Нюрнберг. Около 1600 г. Куропатка мастера Ф. Хиллебранда. Золоченое серебро, перламутр, изумруды, рубины. Высота 32,5 см и 27 см.



Следует отметить, что одна лишь материальная ценность предмета не была решающим критерием для его включения в это собрание. На первом месте всегда стояло его художественное и техническое совершенство. В качестве примера может служить скульптурная группа из самшита, изображающая победу архангела Михаила над сатаной.



[показать]



Архангел МихаилЮжная Германия. Начало XVII в. Липовое дерево. Высота 61 см.



Она создана, вероятно, в последние годы XVI века в Южной Германии. Произведение обнаруживает вплоть до деталей полное сходство с монументальной бронзовой скульптурой, отлитой Губертом Герхардом и стоящей в мюнхенской церкви св. Михаила. Автор этой группы нам неизвестен, но он, без сомнения, был одним из лучших художников этого района. Вряд ли есть еще скульптурные миниатюры из дерева, которые могли бы сравниться по силе выразительности и красоте исполнения с этим произведением.



[показать]



Кубки в виде нереиды, морского единорога и морского коня.Мастер ЭлиасГайер. Лейпциг. До 1610 г. Высота 19,2 см, 19,8 см, 18,9 см.



[показать]



Чаши из агата, яшмы и гелиотропаИталия. Около 1600 г. Третья чаша слева, вероятно, мастера И. Г. Кобенхаупта. Штутгарт. Первая четверть XVII в. Высота 14 см, 5,5 см, 8,5 см, 10,3 см.



[показать]



Банка, двойной кубок, кружка из нефрита и змеевикаГермания, Цёблиц, Дрезден. До 1600 г.— около 1660 г. Высота 25 см, 33 см, 12,5 см.



Ангел в раздуваемом ветром одеянии, словно орел, свергается с неба на сатану. Но копье, которое он приставляет к горлу врага, он держит легко и свободно, ибо он небесный посланец, победа которого предопределена неземными силами. Неизвестному художнику удалось чрезвычайно выразительно воплотить противоположность между небесной силой и насилием и показать предельную драматичность, с одной стороны, и божественную легкость и спокойствие, с другой. Вся фигура ангела, от развевающихся локонов до ног, исполнена этой легкости и уверенности, пронизывающей все черты лица воинственного ангела. Это лицо обладает удивительной притягивающей силой.



[показать]



Части «Горняцкого наряда» курфюрста Иоганна Георга IIМастер Самуэль Клемм. Фрайберг. 1675—1677 гг.



Для большого дворцового праздника, который устроил в Дрездене курфюрст Иоганн Георг II, фрайбергскому мастеру Самуэлю Клемму был дан заказ на «Горняцкий наряд». Эти празднества имели большое государственное и политическое значение. Гарнитур до малейших деталей повторяет символические атрибуты и украшения парадного костюма саксонских горняков. Выполнен он, естественно, из дорогих материалов, и курфюрст появился в нем на празднике в образе повелителя всех рудокопов. Надписи, вырезанные на этих предметах, сообщают, что они сделаны из саксонского серебра и саксонских драгоценных камней — дымчатого топаза, горного хрусталя, гранатов и опалов.Это один из многих примеров того, как достижения народного искусства заимствовались придворными кругами, и свидетельство важного значения горнодобывающего дела для Саксонии.



[показать]



Три саксонских кубка.Кубок для приветствия гостей из загородного дома курфюрста в Грюнтале(ниже - деталь) Мастер Давид Винклер. Фрайберг (Саксония). 1625 г. Высота 67 см..Цилиндрический кубок..Мастер Валентин Гайтнер. Дрезден. До 1590 г. Высота 54 см.Кубок в виде цветка водосбора.Мастер Георг Монд. Дрезден. Начало XVII в. Высота 70 см.



С конца XVI века в Саксонии появились ювелиры, изделия которых не уступали нюрнбергским. В раннем XVII веке во Фрайберге работал мастер Давид Винклер, так называемый «Горняцкий кубок» которого относится к лучшим изделиям того времени. Надпись на нем сообщает, что он сделан в 1625 году из саксонского серебра для курфюр-шеской загородной хижины в Грюнтале и предназначается для приветствия гостей. На его крышке стоит фигурка плавильщика в рабочей одежде с курфюршеским гербом в руках. На стенках изображен процесс плавки серебряной руды. Создавая эти рельефы, мастер использовал и свободно варьировал иллюстрации из основополагающего в то время труда Агриколы по горной науке. Сценки вычеканены молотком на серебряном листе.Поражает виртуозное обращение с материалом и высокая художественность исполнения.



[показать]



 Кубки из горного хрусталя в оправах сделанных во Фрайбурге (Брейсгау), Нюрнберге и Аугсбурге. От 1560 г. до начала XVII в. Высота 27 см, 39 см, 25,5 см, 40 см



В конце XVI века миланские мастера вырезали высокохудожественные и чрезвычайно сложные сосуды из горного хрусталя. Этот материал тверд, как гранит. В те времена его еще находили в Альпах в виде больших кусков. Но лишь немногие камни были достаточно прозрачными и имели так мало трещин, что их можно было использовать для изготовления более крупных сосудов. Таким образом, уже сам исходный материал был редкостью. Для шлифования миланские мастера использовали силу воды. Они строили так называемые «каменные мельницы» — сооружения с необычайно большими водяными колесами и с целой системой передач на ось с маленьким шлифовальным диском, вращающимся на огромной скорости. Предпосылкой их мастерства было отличное знание свойств материала и современная по тем временам техника.



[показать]



Банка с крышкой.Мастер — Г. Шпиллер. Потсдам. Около 1700 г. Стекло. Высота 28 см



[показать]



Три готических сосуда из горного хрусталя в золоченой серебряной оправе с эмалью.Малый кубок. Вероятно, французской работы. XIV в. Высота 17 см.Кубок польской королевы Ядвиги. Французская работа. Вероятно, XIV в.Оправлен в краковской придворной мастерской до 1399 г. Высота 24 см.Чайник. Французская работа. Вторая половина XIV в. Оправлен в XV в. Высота 21 см



[показать]



Сосуды из горного хрусталяМилан. Около 1580 г. Золото, изумруды, рубины, эмаль. Бутыль сделана в мастерской Сарачи. Высота 31,5 см. Сова с глазами из карнеола. Высота 27,5 см..



Горный хрусталь шлифовался против естественной геометрической структуры кристалла. Тонкий хрусталь хрупче дутого стеклянного изделия. Поэтому все эти произведения из горного хрусталя — настоящие маленькие чудеса в художественном и техническом отношении. Уже в те времена они были настолько дорогими, что было оправдано оправлять их золотом и украшать эмалью, рубинами и изумрудами. Только очень богатые княжеские дворы могли позволить себе приобретать такие сосуды.



[показать]



Шкафчик из янтаря .Кенигсберг, до 1742 г. Высота 59 см. Ширина 41 см. Глубина 26 см



Большинство изделий из богатой коллекции янтаря, хранящейся в музее «Грюнес гевёльбе», сделано в XVII и XVIII веках в данцигских и кёнигсбергских мастерских. Искусные мастера доводили этот ломкий материал до высокого художественного совершенства. Янтарь распиливали, шлифовали, красили, гравировали и, по-видимому, даже прессовали. Некоторые из этих приемов обработки вымерли вместе с семьями, содержавшими мастерские. Каркасы более крупных изделий, например, ларцев или шкафов, изготовляли из дерева и облицовывали затем янтарем. Для того чтобы выровнять различную степень расширения и сжатия этих материалов при колебаниях температуры и изменении влажности воздуха, между ними наклеивали несколько слоев бумаги. Но и лучший клей теряет в течение столетий свои качества. К тому же под воздействием климатических колебаний поверхность шлифованного и полированного янтаря становится пористой и трескается. И если эти изделия сразу не попадут в руки реставраторов, умеющих обращаться с этим материалом, то они быстро состарятся и распадутся. Эта проблема стоит перед всеми музеями, имеющими в своих фондах янтарь. Мы также столкнулись с этими трудностями. Хорошим состоянием нашей коллекции и прежде всего спасением сильно поврежденного в годы второй мировой войны «Большого янтарного шкафа» мы обязаны дружеской помощи и сотрудничеству с польскими коллегами из Дворцового музея в Мальборке и с кафедры реставрационной техники Торуньского университета.



[показать]



Предметы, выточенные из слоновой костиДрезден. Конец XVI в. Высота 49 см (мастер Якоб Целлер), 37 см, 52 см (мастер Якоб Целлер), 61 см, 44 см, 58 см.



Безделушки, выточенные из слоновой кости, считают обычно странными и непонятными княжескими игрушками. Это неверно. Конечно, сам материал был настолько дорогим, что для выточки различных предметов он использовался только при княжеском дворе. Но вместе с тем слоновая кость была в то время единственным материалом, достаточно эластичным и прочным, для того чтобы вообще реализовать столь сложные художественные замыслы.



[показать]



Из слоновой костив манере Георга Петеля..Оправа из золоченого серебра сделана в Штрасбурге. До середины XVII в. Высота 27 см.



Их реализация очень интересна для нас. Нужно учесть, что все эти замысловатые вещи сделаны на токарных станках. Эти допотопные машины, изобретенные в конце XVI века могли работать эксцентрично по заранее рассчитанным кривым как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Чтобы управлять ими и создавать интересные изделия, были нужны точные знания по математике и современной механике, а также творческая фантазия.



[показать]



Фарнезийский быкМастер Мельхиор Бартель. Дрезден. Около 1670 г. Слоновая кость, дерево. Высота 39,5 см. Длина 35 см. Ширина 19 см.



Вероятно, эти машины заставили наших предков эпохи Ренессанса впервые испытать магическую притягательную силу техники. Теперь можно было за удивительно короткое время и с большой точностью и совершенством вытачивать почти немыслимые фигуры, над которыми до этого даже самым виртуозным мастерам пришлось бы трудиться много месяцев, обтачивая напильниками, распиливая, шлифуя и полируя кость. Однако и техникой владели в совершенстве только немногие мастера. Они ставили на своих изделиях подпись и дату. Саксонские курфюрсты шли в обучение к своим придворным мастерам и с гордостью одаривали своими произведениями дружественных правителей. Их интерес к научно-техническому развитию имел достаточно оснований. Об этом мы упоминали уже во введении.



[показать]



Венера с зеркаломГермания. Вторая четверть XVII века. Слоновая кость. Высота 30,5 см.



После приглашения в Дрезден баварского скульптора Балтазара Пермозера и благодаря небывало крупным заказам, сделанным Августом Сильным в начале XVIII века, здесь начался пышный расцвет пластического искусства. Пермозер в совершенстве владел традиционным драматическим и выразительным стилем немецкой скульптуры и умело сочетал его с противоположным качеством — с придворной элегантностью. Этой удивительной и в высшей степени индивидуальной способностью мастера можно объяснить необыкновенную широту его таланта.



[показать]



Банка, кружка и кубок из слоновой костиГермания. XVII в. Оправа из золоченого серебра, эмаль, самоцветы. Высота 27 см, 38,5 см, 54 см



Маленькие кусочки самшита и слоновой кости, могучие липовые стволы, глыбы мрамора и песчаника превращались под его резцом в шаловливых купидонов, диковинных африканцев, изящных молодых женщин, степенных духовников, исполненную страдания фигуру распятого Христа, в античных богов и репрезентативные скульптурные портреты.



[показать]



Фигуры, изображающие осень и веснуСкульптор Балтазар Пермозер. Дрезден. 1714 г. Слоновая кость. Высота фигур 22 см.



Всем этим фигурам, столь различным по выражению и назначению, присуща неповторимая тонкость пластического исполнения. Это качество, которое переняли у мастера многочисленные ученики и помощники, прославило во всем мире дрезденскую школу тех десятилетий. В сокровищнице хранится большое количество самых различных по темам скульптурных миниатюр.



[показать]



 Гончар.Вероятно, произведение резчика по слоновой кости из мастерской Люкке. Оправа сделана И. X. Кёлером. Дрезден. Около 1710—1720 гг. Золото, серебро, драгоценный камень, эмаль, лак. Размеры 12X10X10 см.



Часть их создана вместе с ювелирами. Однако все они отличаются элегантностью, изяществом и выразительностью, которые внес в дрезденскую скульптуру Пермозер, и объединяют эти качества с удивительной проработанностью каждой пластической детали. Учеником одного из помощников и учеников Пермозера был известный скульптор по фарфору Кендлер. Произведения скульптуры, хранящиеся в сокровищнице, были предшественниками его позднейших фигур из фарфора.



[показать]



Купальня Дианы.Мастер И. М. Динглингер, фигуры из слоновой кости — Б. Пермозера. Золото, серебро, эмаль, алмазы, халцедон. Дрезден. 1704 г. Высота 38 см.



К числу самых замечательных произведений нашей коллекции относятся те, которые создали совместно скульптор Пермозер и ювелир Динглингер. Оба зти мастера и архитектор Пёппельман были важнейшими представителями дрезденского барокко. Ювелир и скульптор обычно всегда работали вместе над особо ценными произведениями. Они создавали веселые, занятные и элегантные вещи, которые должны были вызывать восторг. Для нас важно, что это искусство не осталось привилегией избранных придворных кругов, что оно противостояло разрушительному воздействию времени и сегодня мы можем восхищаться им.



[показать]



Кубок из рога носорога с мавританкой.Мастера И. М. Динглингер и Б. Томэ. Дрезден. Между 1700 и 1709 г. Высота 37 см.



Просвечивающая розоватыми и голубоватыми тонами чаша из восточного халцедона, вероятно, вдохновила Динглингера создать композицию «Купальня Дианы». Пермозер выточил для нее из слоновой кости фигурку богини охоты. Чаша словно отражает неведомый лунный свет, и луна украшает целомудренную богиню-деву. Динглингер поставил чашу на рога оленя. Это голова несчастного охотника Актеона, который подсмотрел, как купается Диана. Разгневанная богиня превратила Актеона в оленя, и его растерзали собственные собаки. На подставке чаши надпись на французском языке: «Наглость наказывается, добродетель вознаграждается».



[показать]



Фавн и нимфаМастер Джованни да Болонья. Флоренция. До 1587 г. Бронза. Высота 20,8 см.



Так же, как и Пермозер, Динглингер был главой и основателем крупной школы. Неизвестным баварским ювелиром он приехал в конце XVII века в Дрезден и проделал здесь за короткий срок стремительный подъем. В первые годы после своего избрания королем Польши Август Сильный почти всё время находился в Варшаве. Динглингер был единственным придворным художником, который мог прославлять там блеск новой короны своими грандиозными и изумляющими произведениями, так как их можно было легко перевозить. В то время он создал золотой кофейный сервиз, чашу «Купальня Дианы» и несколько бриллиантовых гарнитуров.



[показать]



Барка на Ниле со священным быком Аписом. Часть алтаря АписаМастера И. М. Динглингер и Й. Г. Кирхнер. Кельгеймский камень, драгоценные камни, золоченое серебро. Высота 14,8 см, длина 33,5 см. ширина 9,5 см.



Все произведения этого периода украшены характерным легким и оживленным орнаментом дрезденского барокко, который Динглингер создал, варьиируя современные французские узоры. Искусство этого гениального придворного ювелира не было замкнуто в себе и обнаруживает элементы чужеземных культур — восточноазиатской, античной, египетской, а также первые элементы Просвещения.



[показать]



Два мавра с верблюдомМастера Б. Пермозер и И. М. Динглингер. Золото, эмаль, алмазы, рубины, эбеновое дерево, слоновая кость. Дрезден. Начало XVIII в. Высота 12,8 см.



Одновременно с ним при дрезденском дворе работали несколько других известных ювелиров, среди которых особенно выделялся Иоганн Генрих Кёлер. По фантазии и элегантности произведения этого мастера приближаются к произведениям Динглингера. Но даже те мастера, о которых мы знаем очень мало, создавали под влиянием этого выдающегося художника блестящие произведения. Эта важная школа дрезденского ювелирного искусства существовала в течение всего XVIII века.



[показать]



Шкатулка с чернильным приборомМастер Венцель Ямницер. Нюрнберг. 1562 г. Серебро, частично золоченое, эмаль, горный хрусталь и эбеновое дерево. Высота 31 см. Длина 24 см. Ширина 11 см.



Сокровищница «Грюнес гевёльбе» обладает обширнейшей коллекцией особого рода ювелирной пластики, которая не имеет точного обозначения. Это самые разнообразные фигурки, составленные из жемчужин, драгоценных камней и золота, украшенного эмалью. В большинстве случаев за их основу взяты жемчужины необычной формы.



[показать]





Голгофа.Мастер Элиас Ленкер. Нюрнберг. 1577 г. Золоченое серебро, дерево, перламутровые раковины, жемчужины неправильной формы, изумруды, бирюза, гранаты. Высота 67 см. Длина подставки 31 см. Ширина 19,3 см.



Все фигурки сделаны с высоким художественным мастерством и обладают большой выразительностью. Несмотря на то, что они состоят из драгоценных материалов, они не кажутся кричащими и перегруженными. От этого их оградило мастерство и тонкий художественный вкус ювелиров.



[показать]



Родословное дерево Христа. Так называемое «Змеиное дерево»..Вероятно, Нюрнберг. Около 1500 г.Серебро, частично золоченое.Акульи зубы.Высота 19,5 см.



[показать]



 Кубок в виде Дафны.Мастер Абрахам Ямницер. Нюрнберг. Конец XVI в. Серебро, большей частью золоченое, кораллы. Высота 68 см.



[показать]



Моющаяся.Мастер Адриан де Фриз (?). До 1600 г. Бронза. Высота 40 см.



[показать]



Малый алтарь со святым Иосифом.Мастер И. X. Кёлер. Дрезден. Около 1730 г. Золоченое серебро, кораллы, драгоценные камни, эмаль. Высота 30,1 см.



В некоторых старых коллекциях есть отдельные такие изделия, и их обычно обозначают как дрезденские работы. Но лишь немногие из них могут сравниться по качеству художественного исполнения с нашими экспонатами; большинство их были подражаниями. Несмотря на выдающееся качество этих многочисленных произведений, они еще не изучены. В инвентарях XVIII века в связи с ними упоминается имя Жана Жерарде, гугенота, жившего в Берлине, и имя некого Фербека из Франкфурта-на- Майне. Однако последний был, очевидно, только торговцем. Ряд произведений приписывается дрезденскому лридворному ювелиру Кёлеру. Не исключено также, что часть их создана в мастерской Динглингера.



[показать]



Предметы из сапфирового гарнитура: украшение для шляпы, польский орден Белого орла (работы И. М. Динглингера), шпага и украшение для поясной портупеи (работы И. М. Динглингера). Неоправленные сапфиры. Дрезден. Около 1700—1721 гг.



Девять гарнитуров из драгоценных камней, принадлежащие музею, представляют вместе с украшениями XVI и XVII веков крупнейшую в Европе историческую коллекцию драгоценностей.



[показать]



Предметы из алмазного гарнитура:шпага, звезда к польскому ордену Белого орла, орден Золотого руна с бразильскими топазами (работы А. И. Паллара до 1756 г.), украшение для шляпы, большая пряжка. Дрезден. XVIII в.



Первые наборы украшений были созданы для Августа Сильного. С участием мастерской Динглингера был изготовлен гарнитур из сапфиров и карнеола. Несколько позже — алмазный и черепаховый. Большинство украшений из других наборов относятся к более поздним десятилетиям XVII века. Многие из них были переделаны в соответствии с требованиями моды различных десятилетий.



[показать]



Предметы из рубинового гарнитура:орден и звезда к польскому ордену Белого орла, табакерка (работы А. Гуэра,-Париж, около 1730 г.), шпага, четыре пряжки, запонка. Дрезден, Вторая четверть XVIII в.



В 20-х годах XIX века для дополнения бриллиантового набора украшений были выломаны все большие камни из ценнейшего в художественном отношении черепахового гарнитура Августа Сильного. Это было бессмысленное и запоздалое дело, так как бриллианты вошли в моду вместе с абсолютизмом и вместе с ним сошли со сцены — то есть, по сути дела, сразу после революции 1789 года. Они были украшениями политического характера.



[показать]



Предметы из изумрудного гарнитура:охотничий нож (работы И. М. Динглингера, первое десятилетие XVIII в.), польский орден Белого орла, украшение для шляпы, пряжка, шпага (работы И. Ф. Динглингера 1737 г.), запонка. Дрезден. Первая треть XVIII в.



С их помощью представители суверенных правящих семей хотели наглядно выразить правомерность своих притязаний на абсолютную власть. Бриллианты лучше всего подходили для этой цели. Ведь для того чтобы правитель мог приобретать такие дорогие украшения, его страна должа была иметь прочную финансовую базу. К тому же нельзя было составлять такие наборы, не получив большинства камней по наследству. Драгоценные камни столь больших размеров и столь высокого качества никогда не поступали в большом количестве на рынки. С этой точки зрения они служили также выражением исторических притязаний на власть.



[показать]



Предметы из бриллиантового гарнитура -шпага, аграф для шляпы, аксельбант с саксонским Белым бриллиантом весом 484/в карата. Эгрет с Зеленым бриллиантом весом 41 карат. Украшение. Дрезден. Середина XVIII в.



Для нас они имеют ценность как шедевры искусства ювелиров, заставивших их сверкать и переливаться всеми красками. Нигде в природе наших широт нельзя увидеть такого насыщенного зеленого цвета, какой имеют камни большого изумрудного набора. Он сгущается почти до черноты и удивительно чист. Уникальным остался со времени приобретения более 200 лет назад «Дрезденский зеленый бриллиант» из бриллиантового гарнитура. Он весит 41 карат. Нигде нельзя увидеть и таких красивых желтых бриллиантов, как в кольцах бриллиантово-жемчужного гарнитура.



[показать]



Эгрет для шляпы из карнеолового гарнитура.Проект И. М. Динглингера. Дрезден. Около 1719 г.



Однако среди этих украшений отсутствуют короны, скипетры и державы, хотя они и имелись. Этими тяжеловесными парадными регалиями пользовались только один раз — при коронации. Поэтому камни на них оправлялись так, что их легко можно было вынуть. Например, почти конусообразный большой сапфир из сапфирового гарнитура украшал первоначально верх польской королевской короны Августа III, которая находится сейчас в Национальном музее в Варшаве. После коронации этот драгоценный камень и несколько других больших камней были заменены имитациями из стеклянных сплавов. Красивые камни владельцы не желали держать в сейфах, они хотели носить их. В этих бесценных украшениях курфюрсты появлялись на пышных приемах и на шумных празднествах в Цвингере. За всё это расплачивался народ, но в феодальной Европе это считалось нормальным.



[показать]



Пять табакерок.Дрезден, возможно, Париж и английская работа. Около 174-0—1770 гг. Эмаль, халцедон, перламутр, золото. Длина 9 см, 7,4 см, 6,5 см, 6,8 см, 7,3 см.



В наши дни, после того как произошло много социальных изменений, все эти драгоценности по-прежнему сохраняют свое главное достоинство — они продолжают оставаться шедеврами природы, шедеврами искусства шлифовальщиков и ювелиров. Мы сделали всё возможное, для того чтобы посетители могли рассмотреть их поближе, и постарались также как можно правильнее осветить их.



[показать]



Декоративные драгоценные предметы работы И. М. Динглингера.Дрезден. Конец XVII в. — около 1.720 г. Золото, алмазы, эмаль. Вазочка с крышкой, высокая ваза, флакон, ваза из нефрита. Высота 7 см, 15,7см, 6,7 см, 9,3 см



[показать]



Чаша в виде дракона с Медеей на крышке.Мастер И. М. Динглингер. Дрезден. До 1709 г. Сардоникс, золото, алмазы, эмаль. Высота 30 см.



[показать]



Предметы из золотого кофейного сервиза.Мастер И. М. Динглингер. Эмаль — работа его брата Г Ф. Динглингера. Дрезден. 1697—1701 гг. Высота 3,9 см, 20,5 см, 6,9 см.



[показать]



Часы со святым Губертом.Каминные часы работы И. X. Кёлера и И. Г. Граупнера. Дрезден. После 1720 г. Золото, золоченое серебро, драгоценные камни, эмаль. Высота 36 см.



[показать]



Воин с алебардой.Мастер, вероятно, И. X. Кёлер. Дрезден. До 1725 г.



Иошуа и Калеб вероятно, Дрезден. Начало XVIII в. Высота 10 см. и 13 см.



[показать]



Три гротескных фигурки: Весёлый винодел, развеселившийся повар, танцующий карликВероятно, Дрезден. Начало XVIII в. Высота 7,9 см, 12,1 см, 8 см.



[показать]



Кубок и стакан с крышками из рубинового стекла.Вероятно, Потсдам. Начало XVII в. Южная Германия. Начало XVIII в. Высота 42,5 см, 16,5 см.



http://www.bibliotekar.ru/muzeumGrun/79.htm



«Государственные собрания произведений искусств в Дрездене» 1988 год. Текст: Иоахим Менцхаузен

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дрезденская резиденция.Музей "Зелёный свод"(2)Истории экспонатов | zionica - Дневник Natalie | Лента друзей zionica / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»