[показать] Качановка – одна из немногочисленных помещичьих усадеб на территории Украины, которая сохранилась в комплексе – дворец вместе с парком. Имение было основано известным российским полководцем, графом Петром Румянцевым-Задунайским.
В 1808 году Румянцев-младший продал усадьбу богатому помещику Григорию Почеке. По смерти последнего Качановка стала собственностью его вдовы Прасковьи, а затем — ее сына от первого брака, камер-юнкера Григория Степановича Тарновского. С этого-то владельца и начинается благословенная эпоха дворян-меценатов Тарновских, превративших имение в истинную Мекку для талантливых и мыслящих людей империи.
Г. Тарновский общался с Жуковским, Брюлловым, многими другими деятелями культуры той эпохи. Став владельцем дворца и ландшафта, словно сошедшего со страниц модных в ту пору писателей-романтиков, решил принимать талантливых друзей у себя.
Здесь писал полотна любимый ученик Брюллова Тарас Шевченко, прозванный «отцом русского пейзажа» Василий Штернберг, за работы качановского цикла удостоенный двух золотых медалей Петербургской академии художеств. Бывал тут нередко еще один ученик Брюллова – Лев Жемчужников, а также художник Федотов.
В 1838 году в Качановке побывал М.И. Глинка и оставил свои воспоминания: «…Подъезжали к имению с нескольких сторон стройными аллеями из пирамидальных тополей: здание большое, каменное, стояло на возвышении; огромный сад, чудесно расположенный, с прудами и вековыми кленами, дубами и ясенями величественно ласкал взор». Во время пребывания в усадьбе композитор продолжал писать начатую ранее оперу «Руслан и Людмила». В частности, в Качановке были созданы «Баллада Финна» и «Марш Черномора». Впервые эти части оперы были исполнены музыкантами Тарновского в парадной столовой под управлением самого Глинки. По приказанию хозяина усадьбы в одном из парковых павильонов был установлен рояль специально для уединенной работы композитора. Этот павильон до сих пор носит название «беседка Глинки».
В 1880 году Качановку посетил И.Ю. Репин и также не остался равнодушен к красотам парка. Осталось два этюда: «Аллея в парке» и акварель «В парке». Кстати, именно в Качановке великий живописец создал подготовительную серию этюдов к знаменитой картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Владельцы усадьбы были большими меценатами и хлебосолами, сюда в течение чуть ли не полувека, с 1830-х по 1880-е, приезжали погостить и поработать музыканты, художники, писатели, поэты. Современные доброхоты восторженно пытаются уложить известные имена в стихотворные строки:
Шевченко, Гоголь, Штернберг, и Забила,
Кулиш и Репин, Глинка, Костомаров…
Какая — то неведомая сила
Тянула их в Качановку недаром.
Тут были Яворницкий и Федотов,
Марко Вовчок, и Врубель, и Орловский.
Их окружали искренней заботой
В большущем доме щеголей — Тарновских.
Широко известные гостеприимство и хлебосольство владельцев имения, благодаря труду тысяч безымянных мужиков и баб Черниговщины, делали возможным и само существование этого «рая на земле». Живали гости там порой все лето, а иногда годами! [показать] [показать] [показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать] [показать]
Олёнка47