• Авторизация


ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ... 11-12-2011 23:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Владимир Высоцкий


Высоцкий. Спасибо, что живой (2011)
драма / биография
Режиссер: Петр Буслов
В ролях: Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Иван Ургант, Андрей Панин, Максим Леонидов, …





Летом 1979 года измотанный, измученный имярек собирается в Париж — навестить жену и лечь в наркологическую клинику. Но в клинику он не хочет, и вместо этого едет в Узбекистан — чтобы собирать народную любовь, давать левые концерты и, в итоге, почти что умереть на новеньком ковре в номере "люкс" лучшей гостиницы города Бухары.
[показать]
Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"


Наверное, это самая амбивалентная и странная картина из тех, что выходили на российские экраны таким количеством копий в последние годы. Ее ни в коем случае нельзя назвать проходной — напротив, она долго не отпускает, именно за счет своей болезненности. Технически это одна из самых безупречных работ, что мы видели под грифом "российское кино"; красивая картинка, поразительная аутентичность атмосферы, прекрасный саундтрек плюс мощная режиссура: очевидно, что Буслов — человек большого таланта, и его свойство делать драму на ровном месте и усугублять ее на неровном не уступает аналогичному умению Кристофера Нолана. При этом драматургия фильма, мягко говоря, вызывает вопросы — и если бы в титрах напротив позиции "сценарист" стояла другая фамилия, фильм вызывал бы возмущение, граничащее с омерзением.

[показать]
Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"

В основу картины положен реальный эпизод, случившийся на среднезиатских гастролях Высоцкого за год до его смерти; шестнадцатилетнему Никите Высоцкому эту историю рассказал на поминках Всеволод Абдулов. Именно ее пять лет назад, когда зашла речь о байопике, Высоцкий-младший захотел превратить в художественный фильм. Тут сразу надо сказать, что авторы ни разу не утрудились объяснениями, и те зрители, которые совсем не в курсе биографических деталей, запутаются в первые несколько минут. Это, наверное, и неплохо: Высоцкий и Буслов делали продукт внутреннего пользования.

[показать]
Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"

Финальные титры украшает стыдливое предупреждение о том, что "все совпадения случайны, все персонажи вымышлены", несмотря на то, что в основу произведения положена история живого человека. Имена участников событий изменены — врач Анатолий Федотов стал Анатолием Нефедовым, Абдулов — Всеволодом Кулагиным, а юная возлюбленная поэта Оксана Афанасьева приобрела черты Оксаны Акиньшиной и имя Татьяна Ивлева. Настоящих фамилий при этом не называется: Кулагин — это "собирательный образ друга", Татьяна — "собирательный образ любви", ну а Нефедов, очевидно, "собирательный образ врача". Эта драматургическая коллизия, в сочетании с болезненным, клинтиствудовским соблюдением остальных деталей, выглядит странно: авторы гордо рассказывают, как искали натуру, как восстанавливали автомобиль Высоцкого, подняв архивные документы, включая VIN код машины, как нашли тот самый занавес, который опускался на сцену концертного зала Бухары в тот прекрасный вечер.
Внешность и, главное, голос Высоцкого воссозданы с макабрическим тщанием — несмотря на то, что в некоторых эпизодах пластический грим выглядит, как маска, сходство просто удивительное и работа проделана огромная. Самый сомнительный ход создателей картины — сокрытие имени исполнителя главной роли: якобы, если назвать это имя, зритель будет все два часа оценивать работу гримеров и художников компьютерной графики (зато теперь все два часа зритель гадает, кто же сыграл заглавного героя, а потом пишет в интернете об идентификации через ушные раковины). Но, главное, зачем все это?

[показать]
Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"

Высоцкий-младший говорит, что хотел показать рождение стихотворения "Мой черный человек в костюме сером" (которое, кстати, даже поклонники знают не очень хорошо) — именно его, откуда и взята заглавная строчка "спасибо, что живой", киношный Высоцкий в конце картины записывает буквально на коленке. Но вместо истории о деструктивности гения у Высоцкого с Бусловым получился очень дорогостоящий, прекрасно сделанный, временами бессвязный монолог сына на могиле отца — тут и ярость, и ненависть, и тоска, и бесконечные упреки покойному: как ты мог, как ты мог, больно, больно, больно. Вы думаете, он был гений? Всеобщий любимец? Смотрите: морфинист, слабый, растлитель малолетних, изменник, жертва. Гений, да. Как ты мог. В фильме собрались, как в капле, все слухи о Высоцком, которые наложились на кинематографические штампы. Прекрасная девица, готовая пожертвовать собой ради любви? Сheck. Раскаявшийся чекист? Check. Хитрый импресарио? Check. Наркотическая ломка? Check. То, что все это правда, делает сценарий еще более ходульным (та самая ситуация, когда "расскажешь — никто не поверит"). Чего тут не хватает? Только горящего дома и извлеченного оттуда младенца. Но и этот пошлый сюжет нашел свое место в картине: во время клинической смерти Высоцкий видит будущего сценариста своего байопика, румяного малыша Никиту, в качестве метафоры жизни — посреди какой-то тайги он, Высоцкий, вытаскивает забуксовавшую машину своей семьи из грязи, а в это время ему в подключичную артерию вводят кодеин.

[показать]
Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"

Но даже слабый сценарий, даже плакатные реплики, даже восковая маска, из которой проглядывают чьи-то живые глаза, не затмевают главного — невероятной харизмы Высоцкого и дурацкой, детской грусти от того, какого отличного, какого живого человека мы все потеряли. И это ощущение — достойное оправдание существования этого фильма. Первого российского блокбастера, снятого по личным мотивам, а не только для того, чтобы заработать немножко денег.

Источник.
От Ларисы Гурьяновой
Нашла для Вас Анор


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
Спасибо, прочитала на одном дыхании. Посмотрю обязательно.
Анор 12-12-2011-00:14 удалить
Маргаро, сама никак не посмотрю. Так хочется!
Schamada 12-12-2011-01:17 удалить
Я посмотрела этот фильм..Ждала большего...Но всё равно классный.
hekk 12-12-2011-01:37 удалить
Я считаю.что этот фильм совсем не нужен.
Анор 12-12-2011-13:44 удалить
Radeia, пожалуйста. А Вы посмотрели уже этот фильм?
Анор 12-12-2011-13:45 удалить
hekk, а почему Вы так считаете? Вам не понравился этот фильм?
Анор 12-12-2011-13:47 удалить
Schamada, спасибо за отзыв. Я тоже очень хочу посмотреть.
hekk 12-12-2011-14:26 удалить
Ответ на комментарий Анор # Нет.
SelenArt 12-12-2011-15:18 удалить
Не люблю негатив,но не могу не сказать. Отвратительный фильм!Пиар чистой воды,но не в этом суть,герой представлен,не тем легендарным автором и исполнителем о котором идет речь,а больным наркоманом,думающем только об очередной дозе..Грим ужасен,больше сказать нечего..
Возможно,кто то поймет этот фильм по другому,это мое мнение
Анор 12-12-2011-20:22 удалить
Ответ на комментарий hekk # Тогда понятно
Анор 12-12-2011-20:24 удалить
SelenArt, спасибо большое з отзыв. Но я все равно посмотрю. Уж очень противоречивые мнения собрались вокруг фильма. Пиар тоже не люблю, но сво1 мнение составить нужно!
SvetlanaSvetik 21-06-2012-07:55 удалить
Ответ на комментарий SelenArt # Не смогла досмотреть фильм...


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ... | Анор - Дневник Анор. Мой дневник) Что хочу, то и творю)))) | Лента друзей Анор / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»