Информационное письмо о посещении судном порта Апапа (Лагос) Нигерия.
Теплоход - «ARNICA»
Груз – Натуральный гипс навалом 41000мт.
Порт погрузки – Garrucha (Spain).
Порт выгрузки – Apapa (Lagos,Nigeria).
Приходная осадка – 10,50м на ровный киль , на пресную воду.
За несколько дней до прихода получили “ShipEntryNotice” от грузополучателя Dangota terminal.
Во всех отсылаемых ETAнотисах его необходимо указывать.
Подход к Лагосу ,а именно к якорной прост и все условия течений и т.д. совпадают с информацией в лоции.
Имеется сложность подхода к фарватерному бую(FWB), который «фарватерным» назвать можно с большой натяжкой, так как он смещён вправо от оси фарватера и при входе в канал его надо держать с правого борта и при выборе дистанции до буя учитывать сильное западное течение до 4х узлов .
Сложность представляет вход и выход в /из бухту Badagry Creek , который выполняется резким поворотом судна на 90 градусов и указанный поворот осложнён сильным течением реки и , как правило, присутствием встречного судна. На суда приходят неопытные молодые лоцмана (со слов лоцмана Whisky) , которые опаздывают с манёвром и приводят к аварии. Как и везде за всё отвечает капитан, поэтому надо всё держать на контрлоле. Так, во время нашего входа в бухту, лоцман выходящего судна опоздал с началом манёвра и мы были вынуждены прижиматься к молу военной бухты на минимальном ходу, едва управляясь. Во время отхода вообще был бардак, лоцман входящего балкера не справился с управлением судна, вынужден был отдать якорь во избежание выбрасывания судна на берег в основном русле. Встречный балкер развернуло поперёк канала и он перекрыл нам проход, вынуждены были экстренно останавливаться чтоб избежать столкновения. Буксир с баржей, идущий следом за встречным балкером ,бросил буксируемую баржу, которую также развернуло поперёк канала и вынесло на середину . Такого бардака я ещё не встречал. Хотите адреналина и экстрима - Wellcometo Nigeria. Но это будет позже.
По информации агента постановка должна была быть с хода к причалу 26.02.2011, но в день прихода информация изменилась, агент сообщил что в связи с тем что причал занят у нас нет разрешения на вход в терводы Нигерии до освобождения причала, которое ожидается на 27.02 вечером, поэтому судно может войти в терводы только после 08:00 утра 27.02. Судно подошло к берегу на удалении 15 миль. Как сообщалось в информационном письме КМ Шестопалова зона уверенного приёма УКВ связи 20-25 миль от порта, но к великому сожалению в нашем случае это было далеко не так. Уверенный приём УКВ в Нигерии – это вопрос риторический. Если у Порт Контроля или у Агента есть информация для вас о постановке к причалу, то они достанут вас и за 25 миль, а если интереса к вам нет, то можно кричать в эфир часами и они не будут вам отвечать даже при условии что вы находитесь в 2х милях от берега. Официальная регистрация прибытия судна по Нигерийским понятиям считается время устойчивого УКВ контакта судна с порт контролем после того как вы ответили на 20 вопросов. Всё остальное, включая сообщения агенту и т .д. не в счёт.
Когда выяснится информация о вашей постановке к причалу, агент вам напишет е-маил, позовёт по УКВ, вас также позовёт порт контроль и Лагос пайлот. Скажут когда подойти к FWB на дистанцию 2 мили. Днём сложности подхода нет, так как хорошо видно все суда, в ночное же время очень много судов стоит на якоре без экипажей и освещения, из-за скопления множества судов плохо отбиваются цели. Плюс ко всему порт контроль даёт распоряжение сразу нескольким судам подходить к бую, а лоцман в итоге может вообще не приехать, как было в нашем случае . Из-за сильного течения и близости других судов как стоящих на якоре, так и маневрирующих в ожидании лоцмана, возникают неприятные ситуации . Лоцман и контроль не отзывается на запросы судов. Было принято решение встать на якорь в 2,5 мили к югу от лоцманской станции. Стоянка спокойная, по рейду ходит полицейский катер, на входе в реку также стоит патрульный катер с пулемётами для защиты от пиратов. В ночное время полицейский катер подъезжает к судам «чтобы поздороваться» и снять мзду, но большая часть судов его игнорирует, тогда он просто уезжает. Если он увидел людей на палубе или мостике, то не отстанет. Вахту несли постоянно на мостике, баке и корме, плюс обходы .
Лоцман поднимается на борт когда вы уже прошли лоцманскую станцию, его обещания что он будет через минуту, выливаются в 40 минут, поэтому докладывали что мы подходим к бую, а сами пытались растянуть время пока не увидели лоцманский катер. Катер старый, скорость высадки лоцмана не более 4 узлов.
Начинаются нервные дёрганья судна, критическое маневрирование судна и критические режимы работы двигателя. У них есть указание Харбор Mастера так испытывать судно «на прочность». Это всё сразу прекращается после того, как вы выясните и достигните соглашения с лоцманом касательно его мзды. Денег лоцманам не давали, только подарки.
Отдельно надо сказать о подготовке судна к приходу в порт:
Всё что можно спрятать – прячьте. Деньги, продукты, снабжение, краску, личную медицину, плоты, спасательное и пожарное имущество. Всё что можно быстро украсть. Для уменьшения потерь с властями уберите частично дорогие и важные продукты, иначе они всё поделят пополам. Всё убирать под 100% нельзя, так как они всё равно будут искать что взять. Так, мы прятали в сухие отсеки возле трапов правый и левый борт: краску, химию, стиральный порошок, отбеливатель, новые кончики, новые шланги, мыло, различное снабжение, мука, сахар, крупы, и другие продукты которые не испортятся в закрытом помещении с высокой температурой и которые боятся влаги. Вскрыли ахтерпик и там спрятали продукты , которые нельзя было прятать в сухих отсеках , но которые не бояться влаги. Если бы оставили всё на местах,судно ушло бы из Нигерии пустым. Дорогие мясо и сыр разнесли по каютным холодильникам, соки , кофе, воду распределили по членам экипажа. Бонд – немного оставить в кладовке, так как всё из кладовки заберёт таможня, правда нам оставили 2 блока сигарет и бутылку виски опечатав в бонд стори,которые забрал таможенник оформлявший отход. Бонд для остальных многочисленных властей держать у капитана и дополнительно раздать экипажу с обязательным декларированием в crew effects. Потом собирать и отдавать властям.
С постановкой к причалу начинается АД. Разного рода власти проверяют судна и тянут с него что только можно в течении 2-х первых суток , смомента прихода до 19:00 и на следующий день с 07:00 до 19:00 практически идут без перерыва.
На приход нужно иметь как минимум:
Бонд:
1.Софт дринк – 17 ящиков (а лучше больше, он у них лучше идёт чем всё остальное, но больше у нас не было).
2.Сигареты – 67 блоков (можно попробовать обойтись 50 блоками, но при возникновении проблем меньше 10 блоков не берут).
3.Виски – 12 бутылок.(больше не было).
4.Пиво – 15 ящиков (ушло бы больше, но больше у нас не было).
В артелке гребут всё, куры – 2 ящика, мясо – 16 кг, консервы рыбные-40 штук(по 20 штук каждого вида), кофе-6 банок, чай – 5 пачек, минеральная вода – 5 ящиков, джем- 8 банок, молоко -12 литров, и так далее по мелочам.
У боцмана краска – 100 литров разная, мыло, порошок, и всякие мелочи.
В машине у стармеха масло - 200 литров. Топливо не брали.
Всё просят упаковать, чтобы не было видно что выносят.
Дальше финансовый вопрос:
Судовые деньги не указывать вообще! Если только увидят что деньги есть– заберут всё до копейки.
Мы задекларировали все деньги как личные, раскидав по экипажу. Капитану 1470 долларов , и понемногу всем членам экипажа. Платить НУЖНО, иначе беда. Поверьте, они создают проблему прямо на месте даже если вы считаете что сделали всё возможное и невозможное для её предотвращения. Запомните одно правило: Чёрный всегда прав!
Спорить и доказывать что-либо бесполезно и потом выходит себе дороже! Но также помните, что желания чёрных в несколько раз превосходят ваши возможности, и их можно и нужно «обламывать» как минимум процентов на 30-50, если вы конечно не накосячили. Любой косяк порождает проблему, проблема не даёт права на дискаунт.
Часть властей договариваются прямо на месте, в офисе, но основная масса делает проверку, так как они считают, что договариваясь не выходя из офиса , они получат меньше чем создав проблему, поэтому они с умным видом скромно отказываются от вашего предложения и говорят что это их долг честно выполнить свою работу, которой они дорожат, а уже потом капитан их должен отблагодарить за выполненную работу. Некоторые работу «выполняют» быстро, а некоторые часами выедают мозг и нервы!
Привожу список властей «выполнивших работу» на приход и в течении двух дней стоянки, в скобках напротив привожу сумму уплаченную наличными практически каждому отдельно взятому подразделению властей в дополнение к награбленному:
1. Port healts – 4 persons (200)
2. Quarantine – 2persons ( 50 )
3. Sanitary inspection – 2 persons ( 50 )
4. Custom –3 persons (100)
5. Immigration – 4 persons (200)
6. Pollution Control -2persons (100)
7. PFSO – 1 person ( 20 )
8. National Security –1 person (-)
9. Federal Security -1 person (-)
10. Port State Control – 2 persons (100)
11.Harbour Master – 2 persons ( 50 )
12.Harbour Sаfety (Fire department) –2 persons (-)
13.Tally Custom – 2 persons (-)
14.National Drug Law Enforcement Agency –2 persons (100)
15.Ministry of Agriculture – 2 persons (-)
16.Ministry of Transport – 2 persons (-)
17.Environment Control –1 persons ( 50 )
18.Pilots – 3 persons (-)
Платить приходится, иначе порождают море проблем и грозят арестом. Расскажу основные пункты к которым придираются:
1.Первыми на борт поднялись 2 агента и Пукт 1 и Пункт 2 из выше приведённого списка. Мы оказали гостеприимство по высшему разряду. Они с незначительной наглостью, вежливо улыбаясь, отказались от нашей «благодарности» и приступили к проверке документов. С каждой проверенной бумагой они становились всё более агрессивными, так как нет проблем к которым можно придолбаться. Проверили всю аптечку, соответствует ли количество медикаментов на судне требуемым нормам, затребовали предъявить образцы презервативов (которые сами и забрали). И вот, чудо, в сертификате о вакцинации от Жёлтой лихорадки у моториста проставлены 2 даты вакцинации : в 2000 году и в 2009. По заявлению врача-инспектора вакцинация действительна в течении 10 лет и почему её сделали через 8,5 лет непонятно. По правилам он обязан снять моряка с судна, поместить на 12 дней в карантин взяв все анализы, и только после подтверждения что моряк здоров, репатриировать его домой, со всеми вытекающими расходами. Сразу моряку говорят собирать вещи и готовят бумаги на снятие с судна. Но после непродолжительных уговоров они говорят, что так как капитан хороший друг, и попавший моряк очень важная персона на судне, то за определённое денежное и имущественное вознаграждения, моряка оставляют на судне но с условием, что моряк будет репатриирован домой со следующего порта. Пункт 2 и Пунк 3 также находят свои фишки на камбузе, в артелке, каютах. Например неправильное хранение продуктов в каюте, у моряка нет холодильника, а на продукте написано, что он должен хранится в холодном месте.
2.Вторыми на борт прибыли иммиграционные власти. Оформляют свои бумаги. Затем требуют принести Паспорта Моряков, Паспорта ОВИР и контракты моряков. Начинают сверять всё до последней точки: правильность указания должности, номера паспортов ОВИР и Моряка, дата прохождения медкомиссии,и т.д.. Большое внимание уделяется датам : подписания контракта, дата вступления контракта в силу и дата посадки на судно. Обращаю ваше внимание, что дата и порт посадки на судно в паспорте моряка не может быть раньше, чем контракт вступает в силу. Любая ошибка в контракте делает его недействительным. За каждый недействительный контракт штраф 2000 Долларов США.
Например в контракте указанна должность “Fitter”, а в паспорте моряка “Fitter-Turner” – контракт недействителен.
Не допускаются истёкшие контракты или могущие истечь до следующего порта. Иммиграция компостирует мозги около 2 часов. В паспортах моряков не должно быть незаполненных дат и мест списания с предыдущих судов. Не допускаются какие-либо зачёркивания или исправления в паспортах моряков без заверения подписью и печатью.
3.Пункт 4 -Таможня оказалась самой лояльной, поднялись на борт, сказали посадить их отдельно от других властей, покормить, напоить, осмотрели бонд, спросили что капитан им предложит в качестве хороших сувениров и сказали что в дополнение ко всему озвученному им надо дать 100 американских зелёных сувениров. С недавних пор их стали вроде бы наказывать за взятки, но официально нельзя брать деньги, деньги в Нигерии – Нары (их брать нельзя), а доллары можно, так как доллары – сувениры, а подарки и сувениры брать можно и нужно!
4. Пункт6 иПункт17 (PollutionControlиEnvironmentControl) приезжаютвместе. Проверяют Garbage book/Oil record book/ Судовые сертификаты, проверяют мусор, наличие бумажных мешков для выбрасывания пищевых отходов в море. Особое внимание к правилам заполнения Oil record book, проверяют всё, затем ставят печати о проверке. Так важно например, два вида одной и той же записи:
1) Fuel transferred into tanks No.1,2 – не правильнаязапись.
2)Fuel transferred into tanks No.1& No.2 – правильнаязапись.
Доказывать ,что это одно и тоже бесполезно, инспектор утверждает, то топливо перекачено в танк номер «1.2» а не в два разных танка. Каждый танк необходимо расписывать отдельно, чтобы инспектор мог легко понять путь движения топлива и остатков по каждому танку. Также очень внимательно ищут подтверждения о сдаче на берег остатков прошлого груза, либо запись о выбрасывании остатков груза за борт с указанием времени и координат начала и окончания этого процесса. Обязывают сдать мусор перед отходом, сейчас эта услуга в Лагосе включена в портовые сборы и платить не надо, но подарки давать надо. Наш агент отказался вызывать мусорщиков , сказав нам « оно вам не надо?», ему надо оформлять разрешение на въезд машины на Дангота терминал и он тоже не хочет проблем.
5.Пункт 14 – приезжают на следующее утро, проверяют наркотик лист, судовую аптеку, лист медикаментов членов экипажа. Делают досмотр на их выбор 4-5 кают, ищут любые лекарства (таблетки, капли, мази и пустые флаконы), в ящиках столов, холодильниках, карманах, сумках и т.д. Не найдя ничего приходят и начинают доказывать, что противомалярийный препарат Mefloquineили MelfoquineHidrohlorideв Нигерии является также наркотическим веществом! Если что-либо попытаться доказать б сразу истерические вопли, что он великий врач и он уверен в этом на 200%, а ты всего лишь капитан и знать не можешь. Затем он достаёт из сумки затёртый список, в котором от руки записан Mefloquineи говорит что это закон. Вообще лучше всю медицину перенести в каюту капитана в сейф (если влезет) и включить всё в наркотик лист – это исключит возможность их вариаций с лекарствами. По их словам все лекарства, на которых есть надпись «принимать по назначению врача» либо « принимать под наблюдением врача» - являются наркотиками. Нахождение любого: незадекларированного лекарства, либо просроченного лекарства, либо наркотического вещества по требованиям Нигерии приводит к официальному штрафу в размере 5000 долларов США.
6.Пункты 10 и 11 приходят по отдельности по 2 человека, хотя и выходят с одного автомобиля. Поднявшись к капитану приветствуют вас в славной стране Нигерии и желают спокойной стоянки. Затем говорят открытым текстом: «Капитан, вижу что у вас новый пароход, надеюсь все документы в порядке, поэтому ты мне должен дать как минимум 2 ящика софтдринка, 2 ящика пива, 10 блоков сигарет и 100 американских «сувениров» . И мы не будем терять наше время на проверку, я и так знаю что у тебя убрано всё противопожарное и спасательное имущество, а это нарушение.
Пункт 11 повторяет всё тоже, но уменьшив вдвое количество сигарет и американских «сувениров».
Об остальных «ходаках» нет смысла расписывать .
На отход приходит один таможенник, проверяет бонд и делает отметку на клиренсе. Остальные власти не приходят, так как знают что брать на судне уже нечего. Всё остальное делает агент. Правда подарки он берёт у капитана на все операции. Подарки также берут вачманская служба и множество разного рода сюрвейера которых на отход немерянно. Несмотря на количество выплаченного и отданного, вам всё время придётся выслушивать о том, что мало выдано и выплачено, что хозяин нового судна должен давать гораздо больше.
О проверке судна перед отходом высылал в Компанию рапорт, повторятся не буду. Добавлю только, что по всем заявлениям Порт секьюрити, за морскую сторону отвечает судно, после нахождения нами вторых нелегалов в гальмпорте , секюрити поставили на причале возле кормы полицейского, который стоял до отхода судна.
Питание вачманов и агентов которые находятся на судне круглосуточно в течении всей стоянки – обязательно.
После «наведения мостов» с агентами, проблемы решаются легче. Как заявил директор агенства BluestarMr.BayoSalami, множество проблем можно было избежать если бы его номенировали как протектив агента . Он сказал: Капитан,ты читал моё первое сообщение с запросом о номенировании? Я спрашивал, но никто не ответил, Western Bulk со мной раньше не сотрудничал, а надеяться на оплату без подтверждения глупо.»
По поводу агентов хочу сказать следующее:
Некоторые из них не оказывают никакой помощи, только создают проблемы, например Mr.Umelo – дневной агент, на судне в дневное время, наглый «старый мудак», пытаться что-либо решить через него – себе дороже. Mr.Halil– ночной агент, на судне дежурит ночью – «молодой мудак» только порождаются проблемы.
Mr.Jagew– пытается якобы оказать содействие судну в решении проблем, но загибает взятки от тысячи долларов, меньше цифры он не знает! Когда понимает что таких денег ему не дадут – просто исчезает.
Хороший агент – Mr.Jaafar, реально помогает судну, знает много положений в порту и ставит на место власти, отзывчив, позвонив в любое время дня или ночи приедет и попытается решить сам проблему, скажет сколько платить и т.д.. Если серьёзный вопрос, он связывается с директором агенства BluestarMr.BayoSalami, а тот способен уладить многое, но соответственно не забыв себя любимого. Директор агенства BluestarMr.BayoSalamiработал в правительстве Нигерии 17 лет и имеет определённые связи (со слов агентов и его лично).
Надеюсь, что вышеизложенная информация поможет коллегам ,которых судьба закинет в славную и непревзойдённую страну Нигерия. Дай Бог им терпения, крепких нервов и здоровья.
С уважением,
Капитан Посад Игорь Леонидович.
07.03.2011