[361x283]
[435x282]
В Древнем Египте кошку называли ономатопеей «миу».
Одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, кошка стала неким оберегом. Кошки оберегали амбары, где египтяне хранили свои запасы, охотясь на мелких грызунови крыс, чем устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). А охотясь на змей (рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.
В домах, где имелись свои кошки, к ним был приставлен собственный «страж кошек» (важный пост, передаваемый по наследству). У кошек в Древнем Египте был свой священный статус. Поэтому было запрещено их убивать и причинять им малейший вред, а нарушителей ждало ужасное наказание вплоть до смерти (наказание было сопоставимо значимости кошки).
Кошки были наиболее популярными животными в Древнем Египте. На кошачьих кладбищах обнаружены тысячи мумий кошек. Неисключено, что большое количество обнаруженных мумий кошек объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем крупное домашнее животное).
В богатых домах Древнего Египта кошки содержались преимущественно в роскоши. Когда кошки уходили в последний путь, их хозяева сбривали себе брови в дань уважения. Траур обычно длился семьдесят дней — время отведенное всей мумификации. В Древнем Египте считалось, что кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь. Именно поэтому в усыпальню клали статуэтку кошки или высекали рисуок на саркофагах. Изображения кошки можно увидеть и на многочисленных вазах, драгоценностях, посуде, рисунках.
Кошки в Египтетской мифологии.
В Египте животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.
В египетской мифологиибольшое количество божеств ассоциировалось с кошками.
Львицы - Сехмет, Тефнут, Мафдети нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса. Какие-то изображались как львы - двуглавый лев Акер. В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского Пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Но позже её образ претерпел изменения и она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но все же дикими.
Именно с того времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродотописывал, как египтяне, не думая о своей жизни, бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри не остались кошки.
Бубаст и культ кошек ![]()
Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубаст (Тель-Бастапо-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.
Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.