Граф Муравьев Владимир Леонидович (1861 — 1940) — модный в начале 20 века в Петербурге художник-пейзажист, едва ли не единственный из русских художников, которому удалось опоэтизировать русскую охоту и привлечь к ней внимание широкой публики. Вольноприходящий ученик Академии художеств с 1881 г. Учился у М.К. Клодта и Ю.Ю. Клевера. Состоял членом Санкт-Петербургского общества художников и Общества русских акварелистов. Принимал активное участие в академических выставках, его работы много публиковались в дореволюционной периодике. Персональная выставка проходила в 1893 г.После Октябрьской революции Муравьев работает в прежней технике и использует те же сюжеты. Произведения В.Л.Муравьева хранятся в художественных собраниях Иркутска, Днепропетровска, Козьмодемьянска, Сыктывкара и других музейных и частных коллекциях. С 1922 г. работал в Драматическом театре. Произведения В.Л. Муравьева хранятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Свои работы всегда подписывал с титулатурой — Граф Муравьев. Муж великой русской актрисы В.Ф.Комиссаржевской.Веру Федоровну Комиссаржевскую, величайшую актрису начала ХХ века, называли «чайкой русской сцены» и «солнцем России». Публика, которая готова была носить любимую актрису на руках, была уверена – Комиссаржевская настолько гениальна, что, перевоплощаясь в созданный автором образ, начинает буквально жить на сцене. И лишь немногие знали, что это было не только перевоплощение – на сцене Комиссаржевская вновь и вновь переживала собственную драму, переплавляя свою жизнь в высокое искусство трагедии.Вера, первоначально не желала становиться актрисой: ей было необходимо иметь дом, любящего мужчину, хотелось детей... Хорошенькая Вера, в чьих огромных глазах были страсть и невысказанная тоска, пользовалась у мужчин большим успехом. Наконец, среди нескольких претендентов, девятнадцатилетняя Вера остановила свой выбор на самом блестящем кандидате. Граф Владимир Муравьев был красив, обаятелен и талантлив – он был неплохим художником-пейзажистом и в то время обучался в Академии художеств. В 1883 году сыграли свадьбу. Вера обожала своего мужа – она, со свойственной ей страстностью, целиком отдалась супружеской жизни, отдавая все силы и время на обустройство семейного гнезда. Но счастье, как это часто бывает, оказалось непрочным.Вскоре после свадьбы выяснилось, что Владимир не был создан для семейной жизни.
Тяга вальдшнепов
УТРО В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ. 1911 [показать]
Лесной пейзаж с глухарем
[показать]
Зимний пейзаж
На тетеревином току.
Навязчивая опека и избыточная любовь жены его раздражала. Он пил, устраивал скандалы, постепенно отдалялся от Веры, перестал с ней разговаривать – а ведь их разговоры о жизни, об искусстве значили для нее очень много. Однажды Владимир заявил ей в сердцах: «Да что ты понимаешь в искусстве? Наводи красоту в гостиной, занимайся своими туалетами – что тебе еще?»Владимир Леонидович Муравьев был сыном герольдмейстера Леонида Михайловича и внуком первого графа Муравьева, получившего свой титул за подавление восстания в Польше. Владимир Муравьев отринул блестящие карьерные перспективы ради служения искусству. Он в 1881 году бросил Пажеский корпус и записался вольноприходящим учеником в петербургскую Академию художеств. Муравьев посещал пейзажный класс, которым официально руководил Михаил Клодт – правда, в те годы Клодт по состоянию здоровья уже осуществлял свое руководство лишь номинально, и Муравьев сам искал себе учителей среди признанных в те годы художников-пейзажистов. Возможно, он посещал сеансы К.Я. Крыжицкого, хотя никаких данных об этом не сохранилосьНе испытывая нужды в средствах, Муравьев вел жизнь гуляки и повесы, ни в чем себе не отказывая. Он с детства обожал охоту и отдавал своему увлечению все свободное от гулянок время.Женился он на Вере Комиссаржевской, еще состоя учеником Академии, еще не получив ни признания, ни более-менее нормального образования. В жене он хотел обрести обыкновенную светскую супругу: красивую, скромную, занимающуюся домом и детьми, пока муж ведет светскую жизнь. Однако Вера Федоровна мыслила свой брак по-иному: она искренне собиралась служить искусству в лице мужа, собиралась сопровождать его на этюдах, вдохновлять и советовать, а он искренне был убежден, что женщине в искусстве, как и на охоте, не место. Жена упрекала его в том, что он готов ради очередной гулянки бросить незаконченную картину, «предать искусство ради праздности» - то, что она ненавидела всю оставшуюся жизнь. Естественно, что уже скоро этот брак дал трещину величиной с Великий каньон: Муравьев сошелся с сестрой Веры Федоровны Надеждой, прижил с нею ребенка и в итоге тайно обвенчался с нею в 1885 году. Впрочем, через пять лет распался и этот брак.Своеобразным итогом расставания с Верой Федоровной стала первая картина Муравьева на выставке. В это же время Муравьев находит себе нового кумира – пейзажиста Юлия Клевера. В свое время он бросил Академию художеств , поскольку считал, что там его ничему не смогут научить, и быстро добился успеха – в том числе и коммерческого – своими пейзажами, в которых сочетал виртуозную технику и новые сюжеты: природа Крайнего Севера, сказочные зимние пейзажи и особенно прославившие автора лесные закаты. Муравьев настолько преклонялся перед Клевером, что даже работал, как его кумир: ставил рядом с мольбертом бутылку вина и бутерброд (правда, Клевер предпочитал коньяк).После развода уехал из Петербурга. Революционные события 1917 застали его в Ростове-на-Дону, где он опустился, пристрастился к алкоголю, жил в грязной и темной комнатушке, добывая себе на хлеб копированием своих прежних работ и рисованием открыток. Участвовал в городских выставках (1928, 1938). Он прожил долгую жизнь и еще в 30-х годах сбывал свои изящные работы по бросовым ценам на ростовском рынке.
Лось на поисках.
На опушке. [показать]
Лоси у стога. [1200x773]
Лось [900x1397]
В лесу. [1200x786]
Спасаются. [900x1413]
Охота на оленя. [1200x765]
Спугнутый. [1200x779]
Русак выскочил. [1200x775]
Одинокий в лесу. [1200x775]
Охота на медведей. [показать]
В поисках добычи. [1200x775]
Утки на болоте
Лось на заснеженной поляне
Зимняя ночь, 1905 г.
Поединок
Русак выскочил, 1910 г.
Тетерева, 1913 г.
Пейзаж с костром
Возвращение ночью, 1913
Лисица мышкует
Глухари, 1913 г.
Сумерки, 1914 г.
Охота, 1914 г.
Охота на уток
Лесной пожар
Рыбная ловля
Лось
Зубр, 1913 г
Ю.Ю. Клевер. Деревня на острове Нарген. 1887 г.
Муравьев писал не только закаты «в духе Клевера», но и разработал собственную нишу - сцены охоты, полные романтики и глубокого знания охотничьих премудростей и повадок животных. Недаром его поклонниками были в основном представители дворянской верхушки, так же отдававшие дань этому увлечению, вплоть до царской семьи.Творческая биография Муравьева не знала взлетов и падений, не увлекался он и новомодными течениями. Даже после 1917 года Муравьев продолжал писать тетеревиные тока и медвежьи охоты, лишь сменив подпись с «Графъ Муравьевъ» на просто «Муравьев», да возводя свой род не к укротителю Польши, а к известному декабристу. Во время гражданской войны он оказался в Ростове-на-Дону, где Климент Ворошилов, сам страстный охотник, устроил его художником в красноармейскую военную часть. В 1922 году он работал в Драматическом театре, однако из-за невостребованности и отсутствия перспектив он постепенно опустился, начал пить, за бесценок продавал свои картины на ростовском рынке. Муравьев скончался в 1940 году, почти полностью забытый. Его имя упоминали лишь в связи с Верой Комиссаржевской и только как «отъявленного негодяя» - однако как не вяжется с этим определением оскорбленной женщины светлый и поэтический мир его картин.
http://piterhunt.ru/scripts/forum/printthread.php?t=17387
http://ebftour.ru/articles.htm?id=1241
http://sovcom.ru/index.php?category=auction&auctiontype=lot&lot=1&auction=43
http://www.filokartist.net/forum/viewtopic.php?t=6443&postdays=0&postorder=asc&start=0