ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ МАРКО д’ОДЖОНО / MARCO d‘OGGIONO (1470-1549), УЧЕНИК ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Фигура Марко д’Оджоно у пьедестала памятника Леонардо да Винчи в Милане.
Скульптор Пьетро Маньи, 1872 г.
Марко д'Оджоно (1470-1549), один из важнейших последователей Леонардо да Винчи в Милане в начале XVI века. При жизни его хвалили за талант и усердие, и как одного из самых искусных выразителей стиля Леонардо. Его присутствие в мастерской да Винчи задокументировано в период службы тосканского мастера при дворе Сфорца между 1482 и 1499 годами. Однако уже в 1490 году д‘Оджоно осуществлял свою деятельность в полной автономии, о чем свидетельствует заказ, подписанный с Джованни Антонио Больтраффио для алтарного образа «Воскресение Христово со святыми Леонардо и Лючией», предназначенного для оратории Сан-Леонардо в церкви Сан-Леонардо. Среди его покровителей был кардинал Джулиано делла Ровере, впоследствии Папа Юлий II, который заказал ему серию работ для собора Ностра Синьора ди Кастелло в Савоне в 1500–1502 годах, а также версию «Мадонны в скалах» Леонардо, которая сейчас хранится в Кастелло Сфорцеско в Милане. Слава, которой добился художник, несомненна, что обусловлено также влиянием Рафаэля и центрально-итальянского классицизма.
Топография Милана 1573 года. Гравюра на дереве.
Предание гласит, что Марко д'Оджоно родился в местечке Оджоно недалеко от Милана в доме, принадлежавшем его родителям Кристофоро д'Оджоно, успешному ювелиру, и Элизабетте да Кливате (Чивате). Как и Леонардо, Марко не имел фамилии в современном смысле; «д’Оджоно» - прозвище по городку, из которого он был родом, а сохранившиеся работы подписаны просто именем Marcus.
Дата его рождения неизвестна, предположительно между 1465 и 1470 годами. Эти временные рамки можно вывести из того факта, что Марко уже был признанным мастером и, следовательно, ему было по крайней мере 15 или, скорее, 20 лет, в 1487 году, когда он нанял в качестве ученика Протасио Кривелли (актив.1475-1506), чтобы научить его искусству миниатюрной живописи - специальности, в которой Марко, по-видимому, рано зарекомендовал себя.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Портрет юноши в образе Святого Себастьяна. 1485-1489 гг.
Дерево, масло. 30,5 х 24 см. Художественный музей Кливленда, штат Огайо.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Молодой Христос. 1490-1491 гг. Дерево, (бук), масло.
25,4 x 18,6 см. Музей фонда Ласаро Гальдиано, Мадрид.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна Литта. 1490 г. Панель, темпера. 42 х 33 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. В Эрмитаже знаменитую картину «Мадонну Литта» «железно» приписывают Леонардо да Винчи, а на самом деле по утверждению итальянских искусствоведов ее написал Марко д’Оджоно.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем (Молочная мадонна). 1490 г.
Дерево, масло. Пинакотека Амброзиана, Милан. Картина была украдена в середине 1950-х гг.
Возвращена после реставрации в экспозицию в 2021 г.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем. 1490 г. Дерево, темпера. 65,5 x 53 см.
Художественная галерея Окленда, Новая Зеландия.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем и младенцем Иоанном Крестителем. (Фигуры - мастерская Леонардо да Винчи, ок.1510-1515 гг.; пейзаж - кисти Марко дОджионо). 1490-1495 гг. Дерево, масло. 113,3 х 76,5 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Марко д’Оджоно (1470-1549), Джованни Больтраффио (1466/1467-1516).
Воскресение Христа со Святыми Леонардо и Лючией. 1493-1494 гг. Дерево, масло. 230 х 180 см.
Государственные музеи Берлина.
Марко д’Оджоно, работавший в качестве независимого художника в мастерской Леонардо да Винчи с 1490 года, в 1493–1494 годах вместе с Джованни Антонио Больтраффио написал картину «Грифи» с изображением «Воскресения Христа со святыми Леонардо и Лючией» для молельни Святого Леонардо, пристроенной к миланской церкви Сан-Джованни-суль-Муро. Вероятно, картина была написана под руководством Маэстро. От этой картины осталась только центральная панель - холст, написанный маслом, который в настоящее время хранится в Берлинской картинной галерее.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Франческо Мария Сфорца (1491–1512), «Иль Дукетто».
1493 г. Дерево, перенес. на холст, масло. 36,8 х 26,6 см.
Бристольский музей и художественная галерея, Англия.
Марко д’Оджоно (1470-1549), атрибуция. Девушка с вишнями. 1491-1495 гг. Дерево, масло. 48,9 x 37,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эта картина, написанная Марко д’Оджоно, близким соратником Леонардо да Винчи в Милане, сочетает в себе элементы портрета и аллегории. Богато одетая девушка с загадочной улыбкой на лице увенчана плющом и держит в руках чашу с вишнями. Смысл картины загадочен: она может намекать на брак (плющ символизировал супружескую верность), но также предполагает связь с утончёнными литературными кругами. Д’Оджоно построил успешную карьеру, сначала работая в стиле Леонардо и делая копии его картин, а затем отделившись от него и создав свой собственный художественный стиль (Комментарий из Метрополитен-музея, Нью-Йорк).
В ноябре 1508 года Марко женился на Ипполите Ди Томмазо Буцци, принадлежащей к богатой семье Бергамо, которая принесла приданое в размере 1600 имперских ливров и значительную недвижимость. От брака родились четверо детей: Элизабет и Антония, которые умерли рано, Чинцио и Франческа; у Марко была еще одна внебрачная дочь по имени Изабелла
Марко д’Оджоно (1470-1549). Портрет мужчины в возрасте 20 лет
(Портрет Бартоломео Арчинто). 1494 г. Дерево, масло. 53,3 х 38,1 см.
Национальная галерея, Лондон.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святой архангел Михаил. 1495 г. Дерево, масло. 63 х 48 см.
Частное собрание.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Голова младенца Иисуса. 1495-1498 гг.
Дерево, темпера, масло. 19,6 x 15,3 см. Музей Польди-Пеццоли, Милан.
Это изображение Христа очень редкого иконографического типа - Иисус-младенец в виде Спасителя мира (Salvator Mundi). Изображение такого типа известно по гравюре Мартина Шонгауэра 1482 года.
Согласно хроникам, Кристофоро д'Оджоно перенес семейную резиденцию в Милан по крайней мере в 1477 году. Марко жил в районе Сан-Галдино, где его отец владел мастерской. Кристофоро был ювелиром, миниатюристом, создавал гобелены и, прежде всего, был уважаемым художником своего времени. Из-за отсутствия подробных документов сложно пролить свет на начало творчества Марко; однако есть свидетельства его частого посещения мастерской Леонардо, отмеченного 7 сентября 1490 года, и его совместного производства вместе с Джованни Антонио Больтраффио алтарного образа для часовни Сан-Леонардо в Сан-Джованни-суль-Муро в Милане, которые датируются 1491 годом. Чтобы получить столь важный заказ, имея в качестве партнера выдающегося коллегу, Марко должен был уже быть признанным художником, и поэтому даже магистериум Леонардо нельзя понимать как ученичество, а скорее этап усовершенствования. Конечно, влияние Леонардо было для Марко, как и для многих его современников, решающим, вплоть до создания целых постановок в подражании манере мастера.
Марко д’Оджоно (1470-1549), атрибуция. Христос, несущий крест. 1495-1500 гг.
Дерево, масло. 37 х 27 см. Центр Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния.
Марко д’Оджоно (1470-1549), атрибуция. Христос, несущий крест. Фрагмент.
1495-1500 гг. Дерево, масло. Центр Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Христос, увенчанный терновым венцом. 1500-1505 гг.
Дерево, масло. 45 x 34,5 см. Аукцион Dorotheum, Вена, 24.04.2024 г.
Лот продан за EUR 226.000 евро.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Молодой Иисус (Христос-подросток). 1500-1525 гг.
Дерево, масло. 68 х 56 см, Церковь Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святой Иоанн Креститель. 1498-1500 гг.
Дерево, масло. 28 x 21 см. Национальный фонд, Найтшейес-Корт, Девон, Англия.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем (Мадонна с фиалками).
1498-1500 гг. Дерево, перенес. на холст, масло. 56,2 х 42,9 см.
Коллекция де Наварро.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Человек со стрелой («Святой Себастьян»). 1498-1500 гг.
Дерево, масло. D = 46 см. Местоположение неизвестно.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святой Себастьян. 1499 г.
Дерево (тополь), масло. 76 x 48,5 см.
Государственные музеи Берлина.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Успение Марии (Assunzione di Maria). 1500-1524 гг.
Панно, масло. 255,5 х 152,5 см. Национальный музей, Варшава.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Успение Богоматери. 1500-1524 гг.
Дерево, масло. 148 х 98 см. Аукцион Christie’s, Рим, 1995 г.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Вознесение Девы Марии. 1515-1524 гг.
Дерево, перенес. на холст, масло. 205 х 142 см. Пинакотека Брера, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем и юным Святым Иоанном Крестителем
(Озерная Мадонна - Madonna del Lago). 1520 г. Дерево, масло. D = 26 см.
Музей и галерея Университета Боба Джонса, Гринвилл, штат Южная Каролина.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святая Мария Магдалина. 1500-1524 гг. Дерево, масло.
Местоположение неизвестно.
О юности Марко д'Оджоно известно немного, в том числе о том, у кого он мог учиться до знакомства с Леонардо. Изначально д’Оджионо сотрудничал с несколькими последователями Леонардо, но к концу 1490-х годов начал самостоятельную карьеру. Он писал церковные алтарные картины, а также более скромные работы на холсте. До наших дней дошло очень мало его ранних работ, но известно, что он имел тенденцию снова и снова возвращаться к успешным сюжетам. ... По мере развития его карьеры работы д’Оджоне постепенно утрачивали влияние Леонардо в пользу таких художников, как Перуджино и последователи Леонардо, такие как Джампетрино.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Salvator Mundi (Спаситель мира).
1505-1510 гг. Дерево, масло. 33 х 26 см. Галерея Боргезе, Рим.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем и святыми. 1500-е гг.
Дерево, темпера. 50 х 42 см. Аукцион Wannenes, Милан, 2018 г.
Эстимейт 8.000-12.000 евро.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем и младенцем Святым Иоанном
Крестителем. 1505-1510 г. Дерево, масло. 72,4 х 57,5 см. Художественный музей Сиэтла, США.
Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем, младенцем Святым Иоанном Крестителем
и ангелом. 1509 г. Холст, масло. 54 x 48 см. Пинакотека Кастелло Сфорцеско, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Обнимающиеся Младенец Христос и Святой Иоанн Креститель.
1500-1530 гг. Холст, масло. 64,3 x 48,1 см. Королевская коллекция, Лондон.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Полиптих «Успение Богородицы с Иоанном Крестителем и Святым Стефаном».
Из церкви Св. Стефана в Меццана, Сомма-Ломбардо. 1510 г. Дерево, масло. 350 х 420 см.
Епархиальный музей, Милан.
Полиптих из Меццаны - единственное сооружение с множеством полностью сохранившихся панелей, приписываемых Марко д'Оджоно и до сих пор установленных в оригинальной деревянной золотой столярке. Рамы алтаря, на которых изображены «Усекновение главы Крестителя», «Посещение», «Рождество» и «Мученичество Святого Стефана», отделены друг от друга изображениями с фигурами святых на них. Сцены демонстрируют сильную повествовательную направленность и почти миниатюрный вкус, который часто проявляется в постановках художника.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Полиптих «Успение Богородицы с Иоанном Крестителем
и Святым Стефаном». Фрагмент (1). 1510 г. Дерево, масло. Епархиальный музей, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Полиптих «Успение Богородицы с Иоанном Крестителем и Святым Стефаном».
Фрагмент (2). 1510 г. Дерево, масло. Епархиальный музей, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Полиптих «Успение Богородицы с Иоанном Крестителем и Святым Стефаном».
Фрагмент (3). Усекновение главы Крестителя. 1510 г. Дерево, масло. Епархиальный музей, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Полиптих «Успение Богородицы с Иоанном Крестителем и Святым Стефаном».
Фрагмент (4). «Посещение» и «Рождество». 1510 г. Дерево, масло. Епархиальный музей, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Полиптих «Успение Богородицы с Иоанном Крестителем и Святым Стефаном».
Фрагмент (5). Мученичество Святого Стефана. 1510 г. Дерево, масло. Епархиальный музей, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Гротеск. 1509 г. Дерево, масло. 54 x 48 см.
Пинакотека Кастелло Сфорцеско, Милан.
В начале XVI века д’Оджоно работал в Савоне над циклом фресок для кафедрального собора по заказу кардинала Джулиано делла Ровере, будущего папы Юлия II (1501-1502), из них два монументальных полотна и рисунки для хоров, ныне частично утеряны. К этим годам также относятся его утраченные полотна для миланского братства в Венеции и фрески для миланской церкви Санта-Мария-делла-Паче (снятые и помещенные в Пинакотека Брера), а алтарный образ с Тремя архангелами (также в Брере). ) и подписанный полиптих, сохранившийся в замке Блуа, должен быть датирован более поздним временем (около 1516 г.).
Марко д’Оджоно (1470-1549). Триптих «Мадонна с Младенцем, Святой Иоанн Евангелист и Святой Иоанн Креститель».
1510-1520 гг. Дерево, масло. Пинакотека Амброзиана, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Полиптих, или Двойной триптих Креспи. 1500-1510 гг. Дерево, масло.
Музей изящных искусств, Блуа. Депозитарий Лувра, Париж (инв. MNR 272, 270, 271, 264, 269, 263).
Этот монументальный алтарь из 6 панелей, изначально имевший площадь 12 квадратных метров, украшал алтарь церкви, скорее всего, недалеко от Милана. На нем стоит подпись художника Марко д'Оджоно, главного ученика Леонардо да Винчи. Влияние Мастера ярко выражено, особенно в лике Богоматери, который напоминает картину Леонардо «Мадонна в скалах», хранящуюся в Лувре. Сверху слева направо: Святой Антоний, Святой Августин, Святая Клара; внизу: Святой Иоанн Креститель, Богоматерь с Младенцем и двумя ангелами-музыкантами, Святой Пётр.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Двойной триптих Креспи. Фрагмент. 1500-1510 гг. Дерево, масло.
Музей изящных искусств, Блуа. Депозитарий Лувра, Париж.
На триптихе слева направо: Святой Антоний, Святой Августин, Святая Клара. Фигура Святого Августина в центре принадлежит к так называемому двойному триптиху Креспи, который на шести панелях представляет собой прославление ордена августинцев. Работа также известна как Августинский полиптих.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святой Антоний. Верхняя панель полиптиха Креспи. 1515-1519 гг.
Дерево, масло. 144 х 77 см. Музей изящных искусств, Блуа. Депозитарий Лувра, Париж.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святой Августин. Верхняя панель полиптиха Креспи. 1515-1519 гг.
Дерево, масло. 144 х 77 см. Музей изящных искусств, Блуа. Депозитарий Лувра, Париж.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святая Клара. Верхняя панель полиптиха Креспи. 1515-1519 гг.
Дерево, масло. 144 х 77 см. Музей изящных искусств, Блуа. Депозитарий Лувра, Париж.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Нижнее панно из полиптиха Креспи. Слева направо: Св. Иоанн Креститель и донатор; Мадонна с Младенцем и двумя ангелами-музыкантами; Св. Пётр и донатор. 1515-1519 гг. Дерево, масло. Музей изящных искусств, Блуа. Депозитарий Лувра, Париж.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святой Иоанн Креститель и донатор. Нижнее панно из полиптиха Креспи.
1515-1519 гг. Дерево, масло. Музей изящных искусств, Блуа. Депозитарий Лувра, Париж.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем и двумя ангелами-музыкантами. Нижняя панель
полиптиха Креспи. 1515-1519 гг. Дерево, масло. 144 х 74 см. Музей изящных искусств, Блуа.
Депозитарий Лувра, Париж.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем и двумя ангелами-музыкантами. Фрагмент.
Нижняя панель полиптиха Креспи. 1515-1519 гг. Дерево, масло. Музей изящных искусств, Блуа.
Депозитарий Лувра, Париж.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святой Пётр с донатором. Нижняя панель полиптиха Креспи.
1515-1519 гг. Дерево, масло. 144 х 74 см. Музей изящных искусств, Блуа. Депозитарий Лувра, Париж.
Марко д’Оджоно (1470-1549), circle. Salvator Mundi. 1510-1525 гг.
Дерево, темпера. 64,7 х 49,7 см. Фонд Сэмюэля Курто, Лондон.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святое Семейство со Святыми Елизаветой, Захарием
и младенцем Иоанном Крестителем. 1500-1550 гг. Дерево, масло.118 х72 см.
Лувр, Париж.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем Иисусом и младенцем Иоанном
Крестителем (Мадонна Туэлинская). 1515-1516 гг. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2022 г.
Дерево (тополь), масло. 96,9 x 76,5 см. Эстимейт GBP 800.000 – 1.200.000 фунтов.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна, кормящая грудью Младенца Иисуса.
1500-1550 гг. Дерево, масло. 48 х 37,4 см. Лувр, Париж.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем. 1516 г. Замок Риволи, Турин.
Общая композиция отдает дань уважения «Мадонне Литта» из Эрмитажа (около 1490 г.), авторство которой музей Санкт-Петербурга приписывает Леонардо да Винчи, хотя некоторые итальянские ученые приписывают ее Джованни Антонио Больтраффио или самому Марко д'Оджоно.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем. 1515-1524 гг.
Дерево, масло. 49,5 х 38,5 см. Частное собрание, Эмилия-Романья.
Марко д’Оджоно (1470-1549), Джованни Агостино да Лоди (актив.1495-1525).
Поклонение волхвов. 1515 г. Дерево, масло. 176,5 х 116 см. Пинакотека Брера, Милан.
Эта панель была написана двумя художниками. Джованни Агостино да Лоди написал пейзажи и почти все фигуры, а Марко д’Оджоно написал лицо Девы Марии и тело Иисуса. Полиптих, к которому они принадлежали, висел в (реформированной францисканской) церкви Санта-Мария-делла-Паче, одном из важнейших строительных проектов Милана начала XVI века.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Поклонение волхвов. Фрагмент. 1515 г.
Дерево, масло. Пинакотека Брера, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549), Джованни Агостино да Лоди (актив.1495-1525).
Крещение Христа. 1515 г. Дерево, масло. 177 х 91,5 см. Пинакотека Брера, Милан.
Эта панель была написана также двумя художниками. Джованни Агостино да Лоди написал пейзажи и почти все фигуры, а Марко д’Оджоно написал фигуру Христа в момент крещения. Полиптих, к которому она принадлежала ранее, висел в (реформированной францисканской) церкви Санта-Мария-делла-Паче, одном из важнейших строительных проектов Милана начала XVI века.
Марко д’Оджоно (1470-1549). 1-2. Святой Павел. 1515-1520 гг. Дерево, масло. 180 х 72 см.
Пинакотека Брера, Милан.
Марко д’Оджоно получал престижные заказы от влиятельной семьи Тривульцио (для церквей Сан-Франческо д'Ассизи и Бона Тривульцио Бевилаква, и Сант-Антонио да Падуя и Джулия Тривульцио, оба в Милане, Брера), а также от Багаротти, для которых он создал погребальную часовню в Санта-Мария Мира, позже разрушенную, отдельные фрески которой сохранились в различных миланских коллекциях («Смерть Богородицы и апостолов» в Музее науки и техники, «Адам и Ева» в Брере, «Свадьба в Кане Галилейской» в Пинакотеке замка Сфорцеско и панно с «Успением Богородицы» для алтаря капеллы сохранившееся в Брере).
Из его оригинальных работ наиболее известны фрески для миланской церкви Санта-Мария-делла-Паче. Датировки их неизвестны, поскольку сведения о жизни Марко д’Оджоно вообще крайне скудны. Две из этих фресок находятся в настоящее время в Миланском музее Брера. Там же находится значительная станковая работа Марко д’Оджоно «Три архангела».
Марко д’Оджоно (1470-1549). Алтарь трех архангелов. 1516 г. Дерево, масло.
255 x 190 см. Из церкви Санта-Марта, Милан. Пинакотека Брера, Милан.
Три архангела Гавриил, Рафаил и Михаил, победивший Сатану в Апокалипсисе, - это князья ангельской иерархии. Архангел-воин появляется в видениях Арканджелы Паниголы, настоятеля августинского монастыря Санта-Марта, где изначально висел алтарный образ, на котором низвергают дьявола в преисподнюю и который в итоге оказывается вверх ногами в адской бездне, намекая на неизбежную победу Бога. На лица, пейзаж и тщательное изображение растительности повлиял Леонардо, у которого учился Марко д’Оджоно.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Алтарь трех архангелов. Фрагмент (1). 1516 г.
Дерево, масло. Из церкви Санта-Марта, Милан. Пинакотека Брера, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Алтарь трех архангелов. Фрагмент (2). 1516 г.
Дерево, масло. Из церкви Санта-Марта, Милан. Пинакотека Брера, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Алтарь трех архангелов. Фрагмент (3). 1516 г.
Дерево, масло. Из церкви Санта-Марта, Милан. Пинакотека Брера, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Алтарь трех архангелов. Фрагмент (4). 1516 г.
Дерево, масло. Из церкви Санта-Марта, Милан. Пинакотека Брера, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Алтарь трех архангелов. Фрагмент (5). 1516 г.
Дерево, масло. Из церкви Санта-Марта, Милан. Пинакотека Брера, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Алтарь трех архангелов. Фрагмент (6). 1516 г. Дерево, масло.
Из церкви Санта-Марта, Милан. Пинакотека Брера, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Алтарь трех архангелов. Фрагмент (7). 1516 г. Дерево, масло.
Из церкви Санта-Марта, Милан. Пинакотека Брера, Милан.
Леонардо да Винчи и помощник (Марко д‘Оджоно). Мария Магдалина. 1515-1516 гг.
Дерево, масло. 81 x 72 x 7см. Частное собрание.
Марко д’Оджоно был одним из главных учеников Леонардо да Винчи, чьи работы он неоднократно копировал. Он был трудолюбивым художником, но его картинам не хватает живости чувств и чистоты рисунка, в то время как о его композиции хорошо сказано: «Насыщенность цвета заменяет насыщенность чувств».
Марко д’Оджоно неоднократно копировал «Тайную вечерю» и одна из его лучших копий находится в Королевской академии художеств в Англии. Другая копия «Тайной вечери» Леонардо в натуральную величину, написанная по заказу французов, находится в Национальном музее эпохи Возрождения в замке Экуэн. Также кистьи д’Оджоно принадлежит небольшая копия первой картины флорентийского мастера «Мадонна в скалах» в Пинакотеке замка Сфорца в Милане.
Марко д’Оджоно (1470-1549) после Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1515-1524 гг. Панно, масло. 260 х 549 см.
Национальный музей эпохи Возрождения, Замок Экуэн, Франция.
Марко д’Оджоно (1470-1549) после Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент (1). 1515-1524 гг. Панно, масло.
Национальный музей эпохи Возрождения, Замок Экуэн, Франция.
Марко д’Оджоно (1470-1549) после Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент (2). 1515-1524 гг. Панно, масло.
Национальный музей эпохи Возрождения, Замок Экуэн, Франция.
Марко д’Оджоно (1470-1549) после Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент (3). 1515-1524 гг. Панно, масло.
Национальный музей эпохи Возрождения, Замок Экуэн, Франция.
Неизвестный художник (возможно, Марко д’Оджоно). Тайная вечеря (копия). Дерево, перенес. на холст, масло.
77 x 132 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Поступил в Эрмитаж в 1845 году, передан согласно завещанию Д.П. Татищева.
Марко д’Оджоно (1470-1549), scuola. Тайная вечеря. 1500-1524 гг. Дерево, масло. 121 х 268 см.
Пинакотека Брера, Милан.
Церковь, посвященная Святой Евфимии, покровительнице Оггионо (Оджоно)
Марко д’Оджоно (1470-1549). Полиптих Успения Богоматери и восьми святителей. 1521 г. Дерево, масло.
Церковь Сант-Евфимии, Оггионо.
Самая важная работа в этой церкви: «Полиптих Успения Пресвятой Богородицы», работа, состоящая из десяти картин маслом, предположительно относящихся к первым десятилетиям XVI века и восстановленных в 1956 году.
Вверху слева: Св. Амвросий, покровитель Милана, в епископской одежде и вооруженный кожаным стременем для борьбы с арианской ересью, затем Св. Евфимия, покровительница Оджионо, с пальмовым листом, символом мученичества, и пилой, инструментом, которым пытали женщину. Внизу слева - Св. Бернардин Сиенский, изображаемый по традиции худым, беззубым и старцем, и Св. Франциск Ассизский со стигмами; вверху справа: Св. Аполлония с щипцами, которыми жестоко вырвали ей зубы, и Св. Стефан, первый из христианских мучеников, с камнями, намекающими на его побивание камнями; внизу справа: Св. Себастьян, привязанный к стволу дерева, и Св. Рокко, указывающий посохом паломника на язву на бедре.
По мнению Мальвецци (1822), этот полиптих является последней работой Марко, поскольку «апостолы не завершены, следовательно, есть основания полагать, что Марко был мертв, поэтому это было его последнее произведение».
Марко д’Оджоно (1470-1549). Алтарь с Мадонной и Младецем со Святой Евфимией
и Святой Екатериной Александрийской. XVI век. Церковь Сант-Евфимии, Оггионо.
Фреска Марко д’Оджоно изображает восседающую на троне Богородицу в окружении Святой Евфимии и Святой Екатерины Александрийской. В композиции, совершенно лишенной фона и потому чуждой привычкам Леонардо. Вполне вероятно, что работа была начата Марко и завершена одним из его учеников. Этих двух святых мучеников объединяет то, что они подверглись различным жестоким пыткам, прежде чем были убиты мечом, зарезаны или обезглавлены, как рассказывает в «Золотой легенде» Якопо да Ворагине. Они изображены с одним из орудий пыток, которые фигурируют в соответствующих житиях: святая Евфимия с пилой и святая Екатерина Александрийская с зубчатым колесом.
Интересно в этом контексте вспомнить легенду, согласно которой Евфимия, покровительница городка Оджоно, однажды пересекла озеро Комо с пилой и колоколом в руке, чтобы разделить воды. Когда она почти дошла до конца своего пути, колокольчик выскользнул из ее рук, упал в озеро и зазвенел. Скорбный святой сказал: «Спускайся, спускайся, ты никогда не коснешься дна».
Легенда утверждает, что звон колокола все еще можно услышать, поскольку он продолжает падать в воду во время штормов, когда волны белеют от пены, а озеро становится темным и жестоким.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младецем со Святой Евфимией и Святой Екатериной Александрийской.
XVI век. Церковь Сант-Евфимии, Оггионо.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем и святыми. Дерево, масло.
Базилика Сант-Евфимии, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем и святыми. Фрагмент (1). Дерево, масло.
Базилика Сант-Евфимии, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем и святыми. Фрагмент (2).
Дерево, масло. Базилика Сант-Евфимии, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем и святыми. Фрагмент (3). Дерево, масло.
Базилика Сант-Евфимии, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Свадьба в Кане Галилейской. 1519-1522 гг. Фреска. 180 х 335 см.
Пинакотека Кастелло Сфорцеско, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Свадьба в Кане Галилейской. Фрагмент. 1519-1522 гг. Фреска.
Пинакотека Кастелло Сфорцеско, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем. 1520 г. Дерево, масло. 66,7 х 53,3 см.
Национальная галерея, Лондон.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем. 1525 г. Дерево, масло. 50 x 41,5 см.
Пинакотека Брера, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). 1. Святой Себастьян. 1520 г. Дерево, масло. 60 х 28,1 см. Музей Польди-Пеццоли, Милан. 2. Святой Рох, покровитель страдающих чумой. 1530 г. Дерево, масло. 101,5 х 48 см. Частное собрание.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Вознесение Святой Марии Магдалины. 1522-1524.
Дерево, темпера, масло. 146 х 103 см. Пинакотека Брера, Милан.
Изабелла Арагонская, знаменитая герцогиня Миланская и Барийская, существование и история которой были забыты уже в XVII веке, стала бессмертной благодаря работам ее второго мужа и его друзей, других великих художников эпохи Возрождения. До сих пор у нас есть более 250 ее портретов. Здесь она одалживает лицо Святой Марии Магдалене, возносящейся на небеса. Это было сделано вскоре после ее смерти учеником Леонардо Марко д'Оджоно.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем на троне со Св. Иеронимом,
Св. Бернардином Сиенским и Св. Иоанном из Капистрано. 1524 г. Дерево, перенес.
на хост, масло.176 x 148 см. Епархиальный музей, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем. Дерево, масло. 29 х 22,7 см.
Художественный музей Принстонского университета, Нью-Джерси.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Посещение. 1500-1524 гг.
Дерево, масло. 166 x 77 см. Музей изящных искусств Страсбурга.
Согласно преобладающей критике, произведения, созданные Марком д’Оджоно после 1520-х годов, характеризуются утомительным повторением мотивов из леонардовского репертуара, с небольшими инновационными вкраплениями, такими как «Святое семейство и святые» Елизавета, Захария и Иоанн (Париж, Лувр) или «Мадонна с младенцем и святые». Джованни Баттиста, Евфимия, сенатор, Екатерина Александрийская и три поющих ангела, алтарная картина в базилике Святой Евфимии (Милан).
Приписывание Марку д’Оджоно некоторых из самых известных работ Леонардо, таких как «Портрет молодого человека из семьи Арчинто» из Национальной галереи в Лондоне, «Младенец Христос» из Музея Ласаро Гальдиано в Мадриде, «Портрет молодого человека» из Бреры и многие другие, вызывает споры.
Марко д’Оджоно (1470-1549), follower. Salvator Mundi. XVI в.
Дерево, масло. 36 x 24,5 см. Частное собрание.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем, ангелом, Святым Иоанном и Святым Иеронимом. 1490-е гг. Дерево, масло. 72 х 58 см. Музей Чхатрапати Шиваджи Махараджа Васту Санграхалаи (Музей принца Уэльского Западной Индии), Мумбаи, Индия. Коллекция сэра Ратана Тата.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем, ангелом, Святым Иоанном и Святым Иеронимом.
Фрагмент (1). 1490-е гг. Дерево, масло. Музей Чхатрапати Шиваджи Махараджа Васту Санграхалаи,
Мумбаи, Индия.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем, ангелом, Святым Иоанном и Святым Иеронимом.
Фрагмент (2). 1490-е гг. Дерево, масло. Музей Чхатрапати Шиваджи Махараджа Васту Санграхалаи,
Мумбаи, Индия.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем, ангелом, Святым Иоанном и Святым Иеронимом.
Фрагмент (3). 1490-е гг. Дерево, масло. Музей Чхатрапати Шиваджи Махараджа Васту Санграхалаи,
Мумбаи, Индия.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Иоанн Креститель и прелат.
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Капелла делла Навата, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святой Иоанн Креститель на фоне горного пейзажа.
Дерево, масло. 93,3 x 75,6 см. Частное собрание.
Марко д’Оджоно (1470-1549), аfter. Мадонна с Младенцем. Дерево, масло. 58,5 х 42,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2022 г.
Первоначальная версия этой композиции - картина Марко д'Оджоно находится в Лувре. На обороте имеется
старая этикетка с указанием автора — Леонардо да Винчи и инвентарным номером 459.
Марко д’Оджоно (1470-1549), атрибуция. Мадонна с Младенцем на фоне пейзажа.
Дерево, масло. 74 х 65 х 6см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2012 г.
Эстимейт $10.000 – 15.000 дол.
Марко д’Оджоно (1470-1549) по мотивам Леонардо да Винчи. Дева Мария
с Младенцем Христом. Дерево, масло. 50,5 х 39,5 см. Частное собрание.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Мадонна с Младенцем. Дерево, масло. 42 х 38 см.
Бургли-Хаус (Burghley House), Англия.
Благодаря урокам, полученным в мастерской Леонардо да Винчи, Марко д’Оджоно построил чрезвычайно успешную творческую карьеру. Позаимствовав технику живописи и темы у величайшего итальянского художника эпохи Возрождения, д’Оджоно обратился к широкой публике, желающей модных работ в стиле Леонардо. Две самые известные картины Марко д’Оджоно - одна в Пинакотеке Брера (изображающая Святого Михаила), а другая в частной галерее семьи Бономи (изображающая Мадонну) - подписаны его именем на латыни «Маркус».
Другие работы д’Оджионо можно увидеть в Берлине, Париже, Санкт-Петербурге и Турине. Картина, находящаяся в России, является точной копией «Тайной вечери» Леонардо. Католическая энциклопедия писала об д’Оджоно: «[его] нельзя считать выдающимся художником или даже очень хорошим копиистом, но в его картинах небо, горы и далёкие пейзажи всегда заслуживают внимания, и в них мы, вероятно, видим лучшие оригинальные работы художника».
Марко д’Оджоно (1470-1549). Рождество Христово. 1525 г. Дерево, масло.
Базилика Сан-Калимеро, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Рождество Христово. Фрагмент. 1525 г. Дерево, масло.
Базилика Сан-Калимеро, Милан.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Рождество на фоне пейзажа. Дерево, масло. 43,4 x 37,7 см.
Частное собрание.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святое семейство. Около 1510 г. Холст, масло.
Аукцион Sotheby’s.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святой Иоанн Креститель. Дерево, масло. 56,2 x 42,5 см.
Частное собрание.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святая Варвара. Дерево, масло. 62 x 32 см.
Музей Конде, Франция.
Марко д’Оджоно (1470-1549), follower. Святая Вероника в своей вуали.
Дерево, масло. 83 х 71 х 5см.Частное собрание.
Марко д’Оджоно (1470-1549). Святая Екатерина. Дерево, масло. 62 х 51 см.
Частное собрание.
Марко д’Оджоно умер от чумы вскоре после завершения алтарной картины с изображением «Девы Марии с младенцем» в 1524 году. Луиджи Ланци назвал 1530 год датой его смерти, но различные миланские авторы утверждают, что это произошло в 1540 году, и сейчас наиболее вероятной датой считается 1549 год. Вероятно, он умер в Милане, будучи владельцем известной мастерской, в которой было много учеников и постоянных заказчиков, что стало результатом долгой и успешной карьеры художника. На момент смерти Марко, значительное количество недвижимого имущества в полном объеме перешло к его жене Ипполите. Дочь Франческа получила приданое в размере 700 дукатов.
Фигура Марко д’Оджоно у пьедестала памятника Леонардо да Винчи в Милане.
Скульптор Пьетро Маньи, 1872 г.
ИСТОЧНИКИ
Бернард Бернсон. Живописцы Итальянского Возрождения. Пер. с англ.
Н.А. Белоусовой и И.П. Тепляковой. Предисл. В.Н. Лазарева. Вступ. ст.
Н.А. Белоусовой. Москва, Издательство «Искусство», 1965 г. – Стр. 187.