• Авторизация


Альбрехт Дюрер 28-11-2024 16:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР И ЕГО НАСЛЕДИЕ (1471-1528)

1 (499x700, 102Kb)
Альбрехт Дюрер: Автопортрет в халате с меховым воротником, 1500 г.
Панель, масло, известь, 67,1 х 48,7 см. Старая пинакотека, Мюнхен.

Эту картину, изображающую художника в образе Христа, можно было бы счесть дерзким, богохульным заявлением, но, скорее всего, это выражение веры и уверенности в компетентности художника как творца. На ней изображен Альбрехт Дюрер как художник, его таланты, дарованные ему Богом. Художник стоит лицом к зрителю на простом фоне. Его правая рука поднята к груди с растопыренными пальцами, что напоминает жест благословения. Его вьющиеся волосы падают на плечи, а справа на видном месте изображена его монограмма. Слева от него находится надпись на латыни, которая переводится как "Таким образом, я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, раскрасил себя стойкими красками в возрасте 28 лет".В эпоху Возрождения принято было изображать натурщика в три четверти, в основном на реалистичном фоне. Выбирая фронтальный вид и темный, незаметный фон, Дюрер обращается к религиозным образам Средневековья, особенно к молитвенным изображениям Христа. Своим благословляющим жестом, длинными темно-каштановыми волосами (Дюрер был темно-русый) и идеализированными чертами лица художник явно изображает себя Христом. А учитывая "апокалиптический" год создания картины, картина могла бы стать ярким выражением самосознания художника как набожного христианина.


Альбрехт Дюрер (1471 - 1528) - живописец и гравер, считающийся величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Несмотря на то, что он жил около 500 лет назад, он остается одним из самых известных и значимых граверов в истории искусства. Известность Альбрехта Дюрера была в значительной степени основана на его гравюрах и графическом стиле, его финансовый доход был обеспечен заказами картин, которые высоко ценятся за их мастерство исполнения. Дюрер был и остается самым известным художником Северного Возрождения, который успешно сочетал тщательно проработанный северный стиль с идеалами итальянского Ренессанса.

Нюрнберг. XV век. Гравюра. (700x465, 760Kb)
Нюрнберг. 1493 г. Гравюра на дереве.

Дюрер родился в городе Нюрнберге в 1471 года в семье Альбрехта и Барбары Дюрер. Он был третьим ребенком в семье, в которой впоследствии родилось по меньшей мере 14, а возможно, и 18 детей. Его отец, преуспевающий ювелир, переехал в Нюрнберг из Айтоша близ Дьюлы в Венгрии в 1455 году. Он сменил свою фамилию с венгерской Ajtosi на немецкую Türer, что означает "мастер по изготовлению дверей". Из-за местного произношения фамилия в конечном итоге утвердилась как Дюрер.

2 (531x700, 140Kb)
Альбрехт Дюрер: Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер, около 1490

3 (543x700, 167Kb)
Альбрехт Дюрер: Портрет отца Альбрехта Дюрера в возрасте 70 лет около 1497
Дерево, масло 51 × 40,3 Лондонская национальная галерея

Альбрехт Дюрер начал учиться в мастерской своего отца в возрасте 13 лет, но проявил такой исключительный талант рисовальщика, что в возрасте пятнадцати лет его отдали в ученики к художнику Михаэлю Вольгемуту. Он учился у него в течение трех лет, с 1486 по 1489 год.

4 (523x700, 109Kb)
Альбрехт Дюрер: Автопортрет с чертополохом 1493, Лувр,Париж

С 1490 по 1494 год работал подмастерьем, чтобы расширить свои знания и навыки, работая с другими художниками. В июле 1494 года Дюрер вернулся в Нюрнберг, чтобы жениться на Агнес Фрей, дочери местного медника и изготовителя лютен. Брак, который устроили родители Альбрехта, не был особенно счастливым, о чем свидетельствуют письма к его близкому другу Виллибальду Пиркхаймеру, в которых Дюрер называет Агнес "старой вороной". Пара осталась бездетной. Тем не менее, Агнес сыграла важную роль в успехе своего мужа, продавая его работы на рыночных прилавках и ярмарках, сопровождая его в некоторых путешествиях и управляя его мастерской во время его отсутствия.

5 (507x700, 124Kb)
Альбрехт Дюрер: Святой Иероним в пустыне около 1495-1496, Дерево, масло,
Лондонская национальная галерея

Дюрер впервые отправился в северную Италию в конце 1494 года, где оставался до 1495 года, черпая вдохновение в местной художественной жизни. Вернувшись в Нюрнберг в том же году, он открыл собственную мастерскую.

6 (700x616, 273Kb)
Альбрехт Дюрер: Поклонение волхвов, 1504. Дерево, масло, 99 × 113,5 см,
Галерея Уффици, Флоренция

7 (550x700, 216Kb)
Альбрехт Дюрер: Адам и Ева, 1504, гравюра, художественный музей, Бостон

Изображение Дюрером "грехопадения", момента в христианской мифологии, когда первые два человека - Адам и Ева - ослушались Бога и вкусили от Древа Познания, остается уникальным в своем смелом изображении "человека" и природы. Эта гравюра была сделана вскоре после возвращения молодого художника из Италии. В "Адаме и Еве" фигуры основаны на классической обнаженной натуре и идеальных человеческих пропорциях. Буйная листва позади пары напоминает немецкие леса и, таким образом, он буквально вписывает итальянские фигуры в свое местное окружение. Адам держит в руках небольшую ветку, на которой висит табличка с именем художника, написанным на латыни (классическом языке) как "Альберт Дюрер из Нюрнберга"На конце ветки сидит попугай. Звук, который издают попугаи, был затем истолкован как "Аве Мария", и, таким образом, птицы стали символами Святой Девы Марии, которая в католицизме обозначается как женщина, которая позже искупает первородный грех Евы.Каждое животное, кроме змеи, которая, согласно Библии, буквально олицетворяет дьявола, имеет свой особый символизм.

Согласно древнегреческим и римским врачам и философам, в организме каждого человека есть четыре различных вида жидкости, и избыток или недостаток любой из них напрямую коррелирует с личностью и здоровьем. В "Эдемском саду" Дюрера лось олицетворяет черную желчь и меланхоличную натуру; бык - флегму и флегматичного человека; кролик - кровь и сангвиничность, кошка - желтую желчь и холерика. И снова художник иронично использует библейскую историю о грехопадении "человека", неудаче и изгнании, чтобы проиллюстрировать научные и философские успехи и идеалы людей.

До 1500-х годов искусство Италии эпохи Возрождения (сосредоточенное на пропорциях, перспективе и изображении "человека" в его окружении) оставалось почти полностью независимым от искусства позднего средневековья на севере Европы (сосредоточенного на натуралистических исследованиях). Дюрер объединил эти два способа создания произведений искусства и стал первым художником неитальянского происхождения, применившим к своим картинам современные философские, медицинские и теологические идеи.

8 (515x700, 225Kb)
Альбрехт Дюрер: Четыре всадника из "Апокалипсиса", 1498. Гравюра на дереве,
Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

Это третья гравюра на дереве в серии Дюрера "Ужасающий Апокалипсис", которая содержит в общей сложности пятнадцать сцен из Книги Откровений. На ней изображены четыре всадника Апокалипсиса, как они описаны в Ветхом Завете. Слева направо мы видим, как Смерть, Голод, Война и Чума верхом на лошадях топчут группу беспомощных людей. Ангел наблюдает за сценой на фоне эффектных облаков и лучей света.В Библии трех всадников в основном отличают цвета их лошадей. Дюрер, вынужденный довольствоваться черно-белым, как того требует техника ксилографии, вместо этого выделяет их оружие - лук, меч, набор балансиров и трезубец - в качестве отличительных атрибутов. Кроме того, Смерть изображена в виде старого, изможденного человека с бородой, восседающего на изможденной лошади. Четыре фигуры едут рядом, но их позиции слегка перекрываются, что указывает на порядок их появления в тексте. Смерть, появляющаяся на сцене последней, приносит с собой Ад, изображенный в виде чудовища с разинутой пастью, которое проглатывает человека в епископской митре и короне.

Духовенство и знать опустошены Апокалипсисом так же, как и все общество. Их современная одежда позволяет зрителю, живущему в 16 веке, легко представить свои собственные страдания в будущем.Серия работ Дюрера "Апокалипсис" была опубликована в 1498 году в виде сборника из 15 фолиантов, на одной стороне каждого из которых изображена иллюстрация, а на оборотной стороне - описательный текст на немецком или латыни.Дюрер мастерски запечатлел панику и хаос, заполнив почти всю страницу мельчайшими деталями. Диагональ, образованная всадниками, расположенными поверх тончайших горизонтальных линий, образующих темный фон, придает сцене ощущение стремительной динамики. Эта работа, а также сопровождающие ее иллюстрации из этой серии, демонстрируют непревзойденную способность художника добиваться в столь часто грубой и громоздкой технике ксилографии такого же динамизма и глубины выражения, как и в рисунке.

Успех Дюрера как гравера быстро распространился по Европе, чему способствовала его популярная серия ксилографий "Апокалипсис" 1498 года. Он высоко ценил свой художественный образ и авторство, о чем свидетельствует его смелая монограмма-подпись. По мере того как его произведения становились все более ценными, клеймо изготовителя Дюрера неоднократно подделывалось, что даже заставило его подать жалобу в венецианское правительство на гравера Маркантонио Раймонди, который неоднократно копировал его работы и клеймо изготовителя, продавая их как оригиналы. В конце концов, суд постановил, что Раймонди может продолжать делать копии работ Дюрера, при условии, что он не будет воспроизводить монограмму художника. Это дело известно как один из первых споров в развитии законодательства об интеллектуальной собственности.

9 (489x700, 173Kb)
Альбрехт Дюрер: Семь скорбей, около 1500 Дерево, масло, 189 × 138,
Старая пинакотека, Мюнхен

Несмотря на свой явно ренессансный интерес к гуманизму и математике, Дюрер продолжал проводить чрезвычайно подробные исследования мира природы, особенно животных - будь то недавно открытые в Европе (например, мифические носорог и лев) или обычные местные (например, заяц, сова или кошка).

10 (633x700, 203Kb)
Альбрехт Дюрер: Молодой заяц, 1502. Бумага, акварель, гуашь, Альбертина, Вена

Невероятная детализация и тщательность этого исследования маленького дикого животного являются предшественниками подробных научных иллюстраций. На картине изображен заяц в три четверти, его задние лапы подогнуты под туловище, а передние слегка вытянуты вперед. Работы Дюрера о природе отличаются удивительной детализацией. Однако "Молодой заяц" - это не просто научное исследование животного. В работе присутствует внутреннее напряжение, создаваемое контрастом между сюжетом и его изображением: заяц - животное, известное своей непоседливостью, убегающее, когда к нему подходят слишком близко. Художник запечатлел зайца в мимолетный момент неподвижности. Однако легкий поворот уха и взгляд, устремленный на зрителя, указывают на то, что животное заметило нас. Его задние лапы согнуты, готовые к прыжку. Левый глаз отражает то, что кажется окном. Это было воспринято как намек на то, что Дюрер хранил и рисовал зайца в закрытом помещении. Добавление поперечины к зрачку глаза - повторяющаяся черта творчества Дюрера и может быть просто техническим приемом для придания глазам жизненной силы. Это также может быть еще одним свидетельством тщательного внимания Дюрера к деталям, когда он запечатлевал отражение окна своей мастерской в глазах своего объекта.

11 (700x561, 182Kb)
Альбрехт Дюрер: Христос среди учителей, 1506

12 (700x592, 256Kb)
Альбрехт Дюрер: Праздник венков из роз, 1506, масло, панель, Национальная галерея, Прага.

Визит Дюрера в Венецию в 1506 году завершился созданием "Праздника", одной из его самых значительных крупномасштабных картин. На нем изображена Дева Мария в окружении большой группы мужских фигур. Она увенчана венком из роз двумя херувимами и держит Младенца Христа на коленях. Святой Доминик стоит справа от нее, а две фигуры, считающиеся Папой Юлием II и императором Максимилианом I, преклоняют колени спереди. Еще несколько фигур окружают трон. В основном считается, что они являются членами немецкой общины в Венеции. Среди них сам Дюрер, который показан с листком бумаги, на котором написано: "Исполнение", Альбрехт Дюрер Немец", 1506 год, заняла пять месяцев)."Праздник" - один из самых впечатляющих результатов культурных связей между Венецией XVI века и художественными центрами к северу от Альп. В нем умело сочетаются характерные черты североевропейского искусства с венецианскими элементами. Сочетая материалы, техники и изобразительные элементы как северной, так и итальянской школ живописи, сочетая венецианскую одержимость цветом и светом с немецкими традициями создания религиозных алтарей, он успешно преодолевает разрыв между северной и итальянской школами живописи. Несомненно, большую роль сыграло и стремление Дюрера превзойти своих венецианских современников, переняв их методы, навыки и качества и подняв их на более высокий уровень. Будучи признанным художником у себя на родине, но не обретя такой же славы в Италии, он стремился доказать свою ценность на итальянском рынке. Сам он был явно доволен своей работой, написав своему другу Пиркхаймеру, что ему "удалось заставить замолчать всех тех художников, которые говорили, что я хорош в гравюре, но в живописи не умею обращаться с цветами".

13 (566x700, 197Kb)
Альбрехт Дюрер: Портрет венецианки 1506–1507 Дерево, масло 28,5 × 21,5

14 (557x700, 118Kb)
Альбрехт Дюрер: Адам и Ева 1507 Дерево, масло 209 × 81 (каждая доска),
Музей Прадо, Мадрид

15 (481x700, 152Kb)
Альбрехт Дюрер: Руки молящегося. ок. 1508, Бумага, тушь, карандаш. 29,1 × 19,7 см.

Художественно-исторический музей, ВенаМолящиеся руки, вероятно, являются одним из наиболее часто воспроизводимых изображений в мире и стали международным символом благочестия и христианства вплоть до наших дней. Это изображение можно увидеть на библиях, футболках, вышивках и даже на надгробии Энди Уорхола. Этот набросок, выполненный тушью и карандашом на синей бумаге, был сделан самим художником и представлял собой не самостоятельную работу, а всего лишь предварительный набросок к алтарю. На алтаре была изображена коронация Девы Марии для церкви во Франкфурте. Эти поднятые в молитве руки чрезвычайно важны в истории религиозной символики и остаются такими популярными благодаря тому, что они могут принадлежать практически любому человеку - грубые рукава рубашки наводят на мысль о рабочем или обычном человеке, а не о важном священнике или ученом.
Дюрер считал важным создавать художественные аллегории для новых представлений о человеке. Например, его знаменитые серии гравюр "Рыцарь, смерть и дьявол" (1513), "Святой Иероним в своем кабинете" (1514) и "Меланхолия I" (1514) представляют три сферы человеческой деятельности: активную, созерцательную и интеллектуальную.

16 (636x700, 183Kb)
Альбрехт Дюрер: Поклонение Святой Троице (Алтарь Ландауэра) 1511 Дерево, масло

17 (554x700, 216Kb)
Альбрехт Дюрер: Меланхолия. 1514 г. Гравюра, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

Это очень раннее изображение меланхолии или депрессии, и является неотъемлемым образом как в создании мифа о "страдающем художнике", так и в развитии представлений художников о собственном психическом здоровье и страданиях. В этой композиции крылатая женская фигура погружена в размышления, рассеянно держа в правой руке компас. На голове у нее венок, а вокруг нее множество предметов, каждый из которых имеет особое символическое значение. Позади нее сидит печального вида путто, у ее ног отдыхает изможденная собака. Летящая в небе летучая мышь держит плакат с названием.Историк искусства Эрвин Панофски назвал эту работу "духовным автопортретом" Дюрера, отражением собственной меланхолии или депрессии художника. В эпоху Возрождения считалось, что меланхолия тесно связана с творческим гением. Множество предметов, изображенных на гравюре, подтверждают предположение о том, что они были использованы Дюрером для выражения его собственного художественного настроения. Небрежно разбросанные и неиспользуемые инструменты символизируют геометрию, одно из семи свободных искусств и, вероятно, самое важное для Дюрера как гравера, а также неспособность их использовать. Песочные часы, хорошо известный символ быстротечности жизни, лестница без четкого начала и конца, а также пустые весы говорят об апатии и бесцельности. Многогранник, кажется, обыгрывает известную художественную концепцию линейной перспективы эпохи Возрождения, приводя ее в замешательство. И у олицетворения меланхолии, и у путто есть крылья, но они твердо стоят на земле, их мысли слишком тяжелы, чтобы позволить им взлететь. Даже собака кажется слишком худой и слабой, чтобы подняться. Образ излучает поражение и паралич, хаос и беспомощность. Однако очевидное мастерство, с которым была выполнена эта гравюра, резко контрастирует с художественной бездарностью, которую символизирует картина, и эта работа сделала Дюрера одним из величайших граверов своего времени.

18 (700x552, 1002Kb)
Альбрехт Дюрер: Носорог, 1515, гравюра на дереве, Национальная галерея искусств,
Вашингтон, округ Колумбия

С момента своей первой публикации в 1515 году "Носорог" Дюрера остается одной из самых популярных его работ. Гравюра на дереве представляет собой интерпретацию художником индийского носорога, изображенного сбоку, стоящим на небольшом участке земли. Дата, название и монограмма Дюрера расположены справа над головой животного. Надпись в переводе: "1 мая 1513 года [здесь следует читать 1515 год] великому и могущественному королю Португалии Эммануилу в Лиссабоне было доставлено из Индии живое животное, называемое носорогом. Здесь представлена его форма. Он имеет окрас пятнистой черепахи и покрыт толстой чешуей. Размером он похож на слона, но ниже его на ногах и почти неуязвим. На носу у него крепкий острый рог, который он точит о камни. Глупое животное - смертельный враг слона. Слон очень боится его, потому что, когда они встречаются, оно бежит, опустив голову между передними лапами, вонзается слону в живот и душит его, а слон не может от него отбиться. Поскольку животное так хорошо вооружено, слон ничего не может ему сделать. Также говорят, что носорог быстр, подвижен и хитер".Носорог, изображенный на картине, был подарком султана Гуджарата Музафара II губернатору Португальской Индии. Последний отправил его королю Мануэлю I в Лиссабон, который, в свою очередь, подарил его папе Льву X в Риме. Животное было погружено на корабль, но после короткой остановки в Марселе, где им восхищался король Франции Франциск I, носорог утонул, когда корабль затонул во время шторма.Дюреру так и не довелось увидеть это животное воочию. О его внешнем виде он узнал только из письменных источников, и неудивительно, что на работах Дюрера нет реалистичного изображения носорога. Животное изображено с толстыми пластинами, напоминающими доспехи. Поверхность тела покрыта узором. В дополнение к рогу на носу у него есть второй рог между лопатками. Его ноги покрыты чешуей, почти как у рептилии. Гравюра Дюрера на дереве, изображающая это животное, стала популярной во всей Европе.За первой версией печати 1515 года последовало в общей сложности восемь изданий в течение следующих трех столетий.

19 (572x700, 146Kb)
Альбрехт Дюрер: Портрет императора Максимилиана I, 1519, масло, панель.
Художественно-исторический музей, Вена

На этой картине маслом 1519 года император Максимилиан I изображен в полный рост и в три четверти на зеленом фоне. Он повернут направо, а в левой руке держит гранат, символ изобилия, а также своей империи, семена которого символизируют его подданных. Император одет в отороченную мехом мантию, под которой находится черное платье. Его черная широкополая шляпа украшена брошью. В левом верхнем углу картины изображен герб семьи Габсбургов вместе с символом ордена Золотого руна. Надпись заглавными буквами над императором рассказывает о его титулах и достоинствах.Император Габсбургов Максимилиан I, с которым он познакомился в 1512 году во время королевского визита в Нюрнберг, был одним из его самых престижных покровителей.
После 1519 года зрение Дюрера начало ухудшаться и было высказано предположение, что он страдал от артрита рук. Несмотря на это, он продолжал путешествовать, побывав в Нидерландах в 1520 году, а затем в Брюсселе. Когда он вернулся в Нюрнберг в 1521 году, он заболел неизвестной болезнью, возможно, малярией, которая привела к повторяющимся приступам лихорадки и значительно снизила его творческую активность. Он начал ряд крупных религиозных работ, которые остались незавершенными, и создал несколько картин меньшего размера. Его последняя крупная работа "Четыре апостола" (1526) была подарена городу Нюрнбергу.

20 (615x700, 205Kb)
Альбрехт Дюрер: Четыре апостола 1526 Дерево, масло 212,8 × 76,2 (каждая доска)

В поздний период своей жизни Дюрер все больше интересовался научными темами, опубликовав трактаты, в том числе "Четыре книги об измерениях" (1525), "Трактат о фортификации" (1527) и "Четыре книги о пропорциях человека" (1528), для которых он создал иллюстрации. Он считал, что геометрия необходима для создания гармоничных произведений искусства, и поэтому ее следует преподавать всем молодым художникам наряду с другими математическими дисциплинами.

21 (537x700, 124Kb)
Альбрехт Дюрер: Мадонна с грушей, 1512

Дюрер прекрасно осознавал свою художественную одаренность, которая в равной степени мучила и вдохновляла его. Он написал ряд великолепных автопортретов и часто появлялся в качестве персонажа в своих живописных заказах. Он был одной из первых знаменитостей, у него были подражатели, последователи и поклонники; эта модель существует и по сей день.
По сравнению с его гравюрами, картины Дюрера пользовались меньшим влиянием при его жизни, главным образом из-за того, что большинство из них были выполнены по частным заказам и, следовательно, были недоступны широкой публике. Однако в последние столетия его творчество как живописца стало цениться все больше.

22 (700x478, 260Kb)
Альбрехт Дюрер: Путь на Голгофу, 1527, Дерево, масло, 32 × 47

Дюрер умер в Нюрнберге 6 апреля 1528 года в возрасте 56 лет. Его обширное имущество, включая дом на Зиссельгассе, ныне являющийся музеем, перешло к его вдове. Он был похоронен на кладбище Йоханнисфридхоф, где на его надгробной плите написано: "То, что было смертным для Альбрехта Дюрера, покоится под этим курганом" - посвящение, написанное его давним другом Пиркхаймером.

ИСТОЧНИКИ
4 Стефан Поррас. Иск-во, религия, клммерция, рожднение арт-рынка., Северный Ренессанс. СЛОВО, 2019 г. - 2200 руб (383x545, 80Kb)4 Стефан Поррас. Иск-во, религия, клммерция, рожднение арт-рынка., Северный Ренессанс (400x545, 112Kb)
Стефан Поррас. Искусство, религия, коммерция, рожднение арт-рынка. Северный Ренессанс. Пер. с англ. И.А. Литвиновой. Москва, Издательстао СЛОВО/SLOVO, 2023 г. - 256 с., ил. Тираж 2000 экз. Суперобложка (разворот)

https://dzen.ru/a/ZyPO91dNniMQuU2q


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Альбрехт Дюрер | Томаовсянка - Дневник Тамары_Караченцевой | Лента друзей Томаовсянка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»