За всю жизнь Леонардо да Винчи создал лишь около 20 картин, включая «Мону Лизу» и «Тайную вечерю», но оставил после себя множество рисунков и чертежей. В них находится ключ к пониманию его гения, но одна тайна остаётся нераскрытой: как 600 работ попали из Европы в Виндзорский дворец, да ещё и в одни из самых кровавых периодов британской истории? Мог ли их тайком привезти король Карл I? Или, может быть, бумаги монарху подарил придворный живописец Питер Пауль Рубенс?
ЭСКИЗЫ ЖЕНСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова девушки. 1473 г.
Бумага, тушь. 28,2 х 19,9 см. Галерея Уффици, Флоренция.
«Это детективная история об искусстве и войне в кровавый период истории Великобритании. В 1649-м году Карл I был обезглавлен в ходе гражданской войны, в которой погибли множество его подданных. Так или иначе, но пока умирали люди, самые драгоценные реликвии итальянского Возрождения - рисунки и заметки Леонардо - были привезены в страну», пишет автор.
При этом не существует записей о владельце рисунков на протяжении почти сотни лет - в 1600-х годах, - до первого упоминания о них в Королевской коллекции в 1690-м году. После этого они снова исчезли, пока не были обнаружены в сундуке в 18 веке, в период царствования Георга III.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова Девы Марии. Бумага, черный и красный мел.
20,3 х 15,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Британский арт-критик и публицист газеты «The Guardian» Джонатан Джонс предположил, что к этому причастны король, граф и придворный живописец Питер Пауль Рубенс. Джонатан Джонс считает, что именно Рубенс подарил Карлу I примерно 600 рисунков, которые можно найти в Виндзорской сокровищнице - от набросков к «Тайной вечере» до монструозных карикатур. Джонатан Джонс настаивает, что приблизился к разгадке: «Финальные доказательства слабы, но косвенные настолько очевидны, что я уверен в своём выводе». Однако, ни в одной из многочисленных записных книжек Леонардо, сохранившихся до наших дней, нет никакого упоминания о встрече двух великих художников. Нет сведений об их встрече у всеведующего Джорджо Вазари.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Набросок ребенка, играющего с кошкой.
Конец 1470-х гг. Бумага, перо, чернила, металлический наконечник. 21,3 х 14,9 см.
Британский музей, Лондон.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд головы «Мадонны Литта». 1480 г.
Зеленоватая подготовленная бумага, серебряный каранда. 17,9 х 16,8 см.
Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова молодой девушки (альтернативное название
«Женская голова»). Не датировано.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд молодой женщины в профиль. 1485 г.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Профиль молодой невесты Анджелы Борджиа,
кузины знаменитой Лукреции Борджиа. 1495 г. Пергамент, закреплённый на дубовой
панели, коричневые чернила, гуашь и цветные карандаши. 33 х 24 см. Частное собрание.
Некоторые эксперты утверждают, что портрет, изначально известный под названием «Юный профиль в ренессансном платье», авторство которого изначально приписывалось неизвестному немецкому художнику XIX века, а недавно его также стали называть «Прекрасной принцессой», на самом деле является творением великого мастера Леонардо да Винчи. Считается, что этот профиль принадлежит Бьянке Сфорца, внебрачной дочери герцога Миланского Людовико Сфорца или Людовико «Мавра». Однако другие эксперты считают, что это портрет Анджелы Борджиа.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Портрет Изабеллы д'Эсте. 1500 г.
Бумага, черный и красный мел, желтый пастельный мел. 63 х 46 см.
Лувр, Париж.
Изабелла д'Эсте, своенравная, упрямая маркиза, которая так долго добивалась от Леонардо, чтобы он нарисовал ее портрет. В конце концов она получила только этот рисунок, сделанный в Мантуе в 1500 году, после того как художник покинул Милан. Выполнен черным мелком, углем и пастелью. Его линии позже были искажены чьей-то неумелой рукой.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эскиз головы Святой Анны. 1510-1515 гг.
Красный и черный мел, кисть, тушь, белила на оранжево-красной тонированной
бумаге. 24,4 х 18,7 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
От Леонардо осталось громадное количество рисунков. Создавая их, он не только использовал все известные в его дни технические приемы, но и, по мнению многих исследователей, открыл новые. Некоторые рисунки он делал остро заточенным красным мелком (сангиной) в этой технике он был если не зачинателем, то уж, во всяком случае, первым мастером. Ему приписывается изобретение пастели: правда, в его собственных работах она не применена, а впервые появляется у его учеников. Он рисовал серебряным карандашом на тонированной бумаге разных цветов: от бледно-зеленого до розовато-коричневого, голубого, пурпурного, оранжевого с тончайшим мастерством.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова женщины (La Scapigliata). 1500-1505 гг.
Дерево (тополь), масло, земляные и белые свинцовые пигменты. 24,6 х 21 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Еще один вариант этой скромной девушки находится в Национальной галерее Пармы. Знаменитая «Скапилиата» Леонардо да Винчи, девушка, наполненная воздухом и милой улыбкой с волосами, свободно вибрирующими на ветру. Сделанная в конце 400-х годов на небольшой доске из орехового дерева, эта незавершенная работа, в которой художник несколькими штрихами и умелой игрой оттенков описывает лицо с тонкими чертами лица, характеризуя его выражение «движения души» в поисках движения, типичного для последнего взгляда на XV век.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова девушки (La Scapigliata). Конец 1490-х гг.
Дерево (орех), масло. Национальная галерея, Парма.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эскиз «Мадонны с прялкой». 1501 г.
Красный мел и серебряная краска на розовой бумаге. 25,7 х 20,3 см.
Галерея Академии, Венеция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эскиз к «Мадонне с прялкой». 1501 г.
Красный на розовой подготовленной бумаге. 22,5 х 16 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова девушки. 1510 г. Красная бумага, сангина.
22,2 х 17,5 см. Королевская библиотека, Турин.
Леонардо да Винчи (1452-1519) & follower. Голова молодой женщины. 1500-1510 гг.
Музей изящных искусств, Бостон, США.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Набросок молодой женщины
(так называемая, «указующая дама»). 1513 г. Коричневый мел на бумаге.
21 х 13,5 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Немногие мастера могли сравниться с Леонардо способностью создать трехмерный эффект графическими методами. Глядя на любой из его эскизов, видишь, как простым утолщением линии он может передать все изгибы человеческого тела. Его любимыми орудиями труда были перо и чернила, которые позволяли ему переходить от рисования прямо к писанию своих комментариев. Наиболее тонкие наблюдения над рисунками Леонардо сделаны крупнейшим авторитетом в области искусства Возрождения Бернардом Бернсоном: «Суть рисунков Леонардо можно выразить так: Они отражение беспрепятственного, беззаботного и полного перенесения образа на бумагу... В этой чудесной алхимии так мало усилий, что кажется: внезапно, простым взмахом руки демиурга, земля пресуществляется в небеса».
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эскиз головы Святой Анны. 1510-1515 гг.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова девушки. Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова женщины и ребенка.
Дворец Чатсуорт-хаус, Дербишир, Англия.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Детская головка. 1485-1490 см. Рисунок.
Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд головы ребенка.
Красный мел, подчеркнутый белым на бумаге.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эскиз портрета. Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд женской головы.
Галерея Уффици, Флоренция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд головы юноши (Study of a Youthful Head).
Британский музей, Лондон.
ИЗОБРЕТЕНИЯ И НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ В РИСУНКАХ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Портрет Леонардо да Винчи. Фото из социальных сетей.
Научно-технические изобретения Леонардо да Винчи – в его рукописях, из которых до нашего времени сохранилось более 4000 страниц. Похоже, что Леонардо планировал издать их в виде большой научной энциклопедии, но, как и многие из его проектов, он не был осуществлен. Рукописи Леонардо трудно читать: не только потому, что он писал зеркально левой рукой справа налево (хотя прекрасно мог писать и правой рукой слева направо), но он использовал своеобразные приемы написания и систему сокращений. Кроме того, он не располагал свои заметки в логическом порядке. После его смерти эти записи широко разошлись по библиотекам и частным коллекциям Европы. В то время как технические трактаты Леонардо да Винчи частично были опубликованы еще в 1651 году, его научные исследования большей частью оставались неизвестными вплоть до XIX века. Тем не менее, его геологические и палеонтологические наблюдения и теории стали предвестниками многих более поздних открытий.
Кодекс Леонардо да Винчи из частного собрания доктора Арманда Хаммера. Экспонировался на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 6 марта – 14 апреля 1984 г. Текст: Галерея изобразительных искусств Коркорана и Фонд Арманда Хаммера, на основе исследований проф. Карло Педретти. Москва, Фонд Арманда Хаммера, 1984 г. – Буклет, 24 стр.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эмблема Академии Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Скорострельное оружие, типа нашей
артиллерийской установки «Катюша». Атлантический кодекс. 1478-1519 гг.
Будучи настоящим человеком эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи занимался всем: от искусства до науки и литературы. Картины, скульптуры и архитектурные достижения знаменитого художника эпохи Возрождения так же потрясающи, как и его интеллектуальный вклад в историю, анатомию и математику. Одной из областей, в которой Леонардо действительно преуспел, было изобретательство. Наблюдая за окружающим миром, Леонардо делал множество заметок и набросков, подробно описывая то, что его окружало. В процессе он придумывал как практичные, так и непрактичные механизмы, многие из которых были предназначены для разрушения. В некоторых из этих изобретений проявляется широта воображения Леонардо, а другие показывают, насколько он опередил своё время. Он применил научные принципы к осадным орудиям, создал сложные системы для перемещения воды и разработал то, что многие считают предшественником вертолёта.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Самое безумное боевое оружие, когда-либо изобретенное Леонардо.
У Леонардо да Винчи были противоречивые взгляды на войну, но он был прагматиком и придумал несколько довольно безумных изобретений для военного времени. Древний мир колесниц восхитил бы такого гуманиста, как Леонардо да Винчи, и он стремился усовершенствовать эту технологию. На одном из своих рисунков Леонардо изобразил колесницу с большими мощными лезвиями по бокам. Предположительно, острые боковые части должны были вращаться и наносить максимальный урон всем, кто оказывался на пути колесницы.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эскиз осадной машины в форме гигантского арбалета. 1478 г.
Бумага, коричневые чернила, свинцовый карандаш, перо. 1478 г. Библиотека Амброзиана, Милан.
Монструозная конструкция, длиной 24 метра, установленная на шестиколёсной основе. Напугать смогла бы всякого,
а гигантская стрела пробила бы и самые крепкие деревянные ворота.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Модель гигантского арбалета.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Колесо для арбалета выпускало стремительный поток снарядов.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Чертеж танка да Винчи. 1487 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Модель танка да Винчи. 1487 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Модель танка да Винчи. Внутренние механизмы и пушки. 1487 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Модель танка да Винчи.
Устройство внутренних механизмов. 1487 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Модель многоствольной аркебузы.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эскиз крепостной башни и винтовой лестницы. 1488 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Осадная машина обеспечивала защиту армии, прорывавшей
вражеские стены. 1480 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Веревочные лестницы и приспособления
для влезания на стены. 1478 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Рисунки, проекты. Фото взято с Яндекс.Картинки.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Чертёж летательной машины. 1488 г.
Искусственный полет был задачей, постоянно занимавшей воображение Леонардо: он работал над ее разрешением около двадцати пяти лет. Он подходил к ней, как и к другим своим задачам, руководствуясь определенным правилом, которое звучит как предпосылка ко всему, что он делал: «Хотя человеческая искусность способна многое изобрести... все же она никогда не создаст предмета более прекрасного, простого и правильного, чем создает природа, потому что в ее изобретениях нет ничего лишнего, ничего недостающего (ничего нельзя прибавить, ничего отнять)». К несчастью для Леонардо, секрет движущей силы навсегда остался скрыт для него, поэтому его кропотливые усилия по имитации полета птиц ни к чему не привели.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Чертёж летательной машины с крыльями, как у птицы.
Прообраз современного дельтаплана. 1488 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Летательный аппарат (макет)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Летательная машина с управляющим ею человеком. 1488 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Воздушный винт для летательного аппарата был предшественником
современных вертолетов. 1488 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Чертеж вертолета.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Проект летательного аппарата.
Атлантический кодекс. 1485-1490 гг.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Артиллерийский парк (Courtyard of a Cannon-Foundry).
1487 г. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Лист с набросками военных машин. 1487 г. Бумага, перо. 17,3 х 24,5 см.
Британский музей, Лондон.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Пушки с взрывающимися ядрами. 1490 г. Бумага, перо, чернила, размывка.
20,3 х 40,6 см. Библиотека Амброзиана, Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Астрономические заметки. Кодекс Лестера.
1508-1510 гг.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Модель парашюта Леонардо.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Механический рыцарь использовал тросы и блоки для перемещения. 1495 г.
Леонардо да Винчи разработал систему шкивов, тросов, подшипников и шестерёнок, которая имитировала движения человека. Благодаря своим обширным знаниям о человеческом теле, движениях и дизайне Леонардо, возможно, представлял, как механическую сеть можно встроить в доспехи. Неизвестно, построил ли Леонардо механического рыцаря, но, как говорят, он подарил его Людовико Сфорца в Милане примерно в 1495 году. Его рыцарь мог быть и просто развлечением, похожим на механического льва, которого король Франции Франциск I заказал ему в начале XVI века.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Рисунок лебедки, изобретенной Брунеллески для подъема шара
на купол Флорентийского собора. 1472 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Наброски центрических построек. Кодекс Эшбернхэма. 1498 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Цепная передача. 1490 г. 20,3 х 12,7 см.
Библиотека Амброзиана, Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Переносные мосты. Атлантический кодекс. 1487-1489 гг.
В качестве инженера Леонардо да Винчи был нанят для проектирования каналов, земляных сооружений и мостов, хотя последние также использовались в боевых действиях. Леонардо разработал несколько видов мостов, в том числе переносные вращающиеся конструкции, которые военные могли брать с собой в поход. С параболической панелью и одним пролетом вращающийся мост с использованием шкивов, позволял оставить проход свободным для судоходства. Но рабочий ли этот проект? На это дали ответ инженеры, которые по наброскам Леонардо построили макет моста в масштабе 1:500 и испытали его на весь спектр возможных нагрузок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Машина для рытья каналов. 1478 г. Библиотека Амброзиана, Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Колодец Святого Патрика с двумя винтовыми лестницами
г. Ореието. 1488 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Двухмаршевая центральная винтовая лестница
в королевском замке Шамбор, Франция. Фрагмент. 1488 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Прядильный станок. 1490 г. Бумага, перо, чернила, кисть. 27,9 х 22,9 см.
Библиотека Амброзиана, Милан
Леонардо да Винчи (1452-1519). Механическая колесница (Беспилотный автомобиль приводился
в движение пружинами и вращающимися колесами). 1490 г. Бумага, перо, чернила. 26,7 х 16,5 см.
Библиотека Амброзиана, Милан.
Печатный пресс Леонардо да Винчи.
Есть занятия, которым можно предаваться, не сожалея о потраченном времени и с пользой для ума. Например, разглядывать чертежи и наброски Леонардо да Винчи — «живые зарисовки» его оригинальных замыслов и проектов, которым, кажется, нет числа.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Печатный станок. 1490 г. Библиотека Амброзиана, Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Исследование градации теней на сферах. 1490-1492 гг. Бумага, перо,
коричневые чернила и размывка. 21,2 х 18,2 см. Библиотека Института Франции, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Оптика глаза человека. Пытаясь понять механизм зрения, Леонардо отверг восходящее к Платону представление о том, что из глаз исходят лучи, «ощупывающие» изучаемый объект. Его аргумент против был по-своему прост и убедителен: если посмотреть ночью на звездное небо, то сразу станет ясно, что лучи из глаза не могут охватить все это множество звезд.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Карта Северной Италии с водоразделом Арно, составленная художником.
1502 г. Бумага, перо, чернила, размывка коричневым и голубым. 31,7 х 43,2 см. Королевская коллекция,
Виндзорский замок.
B геологических изысканиях Леонардо придерживался мнения, что сила воды и ветра главная причина формирования Земли. Он сделал потрясающие своей точностью и глубиной выводы об окаменевших отложениях и формировании осадочных пород. Однако, хотя известно, что он знал об извержениях Этны, вулканической деятельностью он интересовался мало. В его бумагах найден только один рисунок извержения вулкана, оставленный им без всяких пояснений.
Леонардо да Винчи (1452-1519). План Имолы сегодня хранится в Музее Леонардо в Винчи, Италия,
родном городе художника.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Зарисовки водных образований. 1507 г.
Бумага, перо, чернила. 29,2 х 20,3 см. Королевская коллекция,
Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Изучение механизмов для гигрометра. Атлантический кодекс. 1478-1519 гг.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Рисунок водяного колеса находится на странице 26 Атлантического кодекса.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Первая идея бесступенчатой трансмиссии для автомобиля.
Атлантический кодекс. 1490 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эскиз аппарата для дыхания под водой
и деталь шланга. 1507-1508 гг.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Многогранник, Бумага, перо, чернила. 12 х 12,2 см.
Библиотека Амброзиана, Милан.
Многогранник, одна из наиболее таинственных трехмерных геометрических фигур, появляется во многих видах в иллюстрациях Леонардо к книге фра Луки Пачоли «De Divine Proportion» («О Божественной пропорции»). Пропорции имели для Леонардо основополагающее значение «не только... в исчислениях и измерениях, но и в звуках, весах, положениях в любом месте, где они могут быть».
Леонардо да Винчи (1452-1519). Автомобиль (макет)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Модель первого велосипеда. Атлантический кодекс. 1478-1519 г. Библиотека Амброзиана, Милан. Рисунок нашли тогда, когда уже было поздно. Велосипед изобрел в 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Предполагаемая модель велосипеда
Леонардо да Винчи (1452-1519). Самоходная галера (макет)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Вечный двигатель по задумке Леонардо.
АНАТОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Леонардо да Винчи (1452-1519). Витрувианский человек. Известный под названием
«Пропорции тела человека согласно Витрувию». 1492 г. Бумага, коричневые чернила,
свинцовый карандаш, перо. 34,4 х 24,5 см. Галерея Академии, Венеция.
Tермин «человек Возрождения» вызывает в памяти прежде всего имя Леонардо да Винчи: никто из его современников, даже самых блистательных и многосторонне одаренных, не мог с ним сравниться. Простое перечисление его внехудожественных интересов кажется невероятным: анатомия, ботаника, картография, геология, математика, аэронавтика, оптика, механика, астрономия, гидравлика, акустика, гражданское строительство, конструирование оружия, планировка городов...
Так почему же он не выдвинулся в число величайших гениев науки всех времен? Ответ таков: несмотря на активность его творческой натуры, он был ученым исключительно по призванию. Он обладал огромным любопытством ученого в отношении тайн природы, но тому, что он узнавал, он не находил применения. Скрупулезность его рисунков показывает, что он вынашивал мысль о воплощении своих идей в жизнь, но никогда не шел дальше идеи.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Витрувианский человек. Фрагмент. 1492 г.
Бумага, коричневые чернила, свинцовый карандаш, перо.
Галерея Академии, Венеция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Анатомический рисунок черепа в разрезе. 1489 г.
Бумага, перо и тушь поверх светлого угля 19 х 13,7 см. Королевская коллекция,
Виндзорский замок.
Поперечное сечение черепа, сделанное Леонардо, было первым в истории анатомии. В его записках говорится о «слиянии всех смыслов» в пересечении диагонали и вертикальной линии он верил, что все чувства (особенно «эманации зрения») сходятся в этом месте.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Анатомический рисунок черепа. 1489-1490 гг.
Бумага, сангина, перо, по наброску черным мелом. 19 x 13 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Штудии человеческого черепа. 1489 г.
Бумага, тушь, перо, уголь. 18,8 х 13,4 см. Королевская коллекция,
Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Схематический рисунок, иллюстрирующий работу зрения.
1489-1492 гг. Бумага, перо, черный и красный мел. 20,6 х 14,8 см. Королевская коллекция,
Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Пропорции лица мужчины в профиль;
изучение солдат и лошадей. 1490-1503 гг. Бумага, перо, чернила. 28 х 24,4 см.
Галерея Академии, Венеция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Конь, грудь коня. 1488 г. Голубая тонированная бумага,
серебряный карандаш. 17,8 х 15,2 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Зарисовки полета птиц. Атлантический кодекс. 1505 г.
Библиотека Амброзиана, Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Крабы. 1517-1518 гг. Бумага, тушь. Музей Вальрафа Рихарца, Кёльн.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Два исследования насекомых (Исследование жука
и стрекозы). 1480-1500 г. Музей изящных искусств, Бостон, США.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Анатомическое исследование полового акта
(Coition of a Hemisected Man and Woman). 1492 г. Бумага, перо, тушь. 27,6 х 20,4 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Анатомическое исследование полового акта
(Coition of a Hemisected Man and Woman). Фрагмент. 1492 г. Бумага, перо, тушь.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд женских рук. 1474 г. Бумага, серебряный штифт,
подсветка белым, на грунте розовым тоном. 21,5 х 15 см. Королевская коллекция,
Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Руки апостола Иоанна. Этюд к «Тайной вечере». 1495 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Рука, кисть и рукав драпировки.1508-1512 гг. Бумага, уголь
и оранжево-красный мел. 16,7 х 84 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Обнаженная мужская фигура со спины. 1503-1507 гг.
Бумага, сангина. 27 x 16 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюды обнаженной мужской фигуры. 1504-1506 гг.
Бумага, красный мел, перо, чернила. 15,2 х 15,9 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Эти два этюда раскрывают мастерство Леонардо в передаче обнаженного мужского тела. Выполненные красным мелком, пером и чернилами, они свидетельствуют также и о том, какое глубокое впечатление произвели на Леонардо обнаженные мужские фигуры Микеланджело. Когда Леонардо рисовал эти этюды, он работал над картиной «Битва при Ангиари», а Микеланджело над картиной «Битва при Кашине» для другой стены того же зала.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Исследование мышц туловища и ног. 1504-1506 гг.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Анатомические исследования. 1506-1508 гг. Королевская коллекция,
Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд старика (Study of an Old Man). Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд: легкие и другие внутренние органы человека.
1508 г. Бумага, тушь. 19,4 х 14,2 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Анатомический рисунок желудка и кишечника. 1506 г.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Изучение физиологии мозга. 1508 г.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Рассечение жен тела. Сердечно-сосудистая система и основные органы женщины. 1509-1510 гг. Черный и красный мел, перо и тушь, желтая размывка, на тонированной бумаге. 47,6 x 33,2 см. (лист). Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Рассечение жен тела. Сердечно-сосудистая система и основные органы женщины. Фрагмент. 1509-1510 гг. Черный и красный мел, перо и тушь, желтая размывка, на тонированной бумаге. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Анатомия человека (Leonardo da Vinci human anatomy)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Анатомические исследования старика. 1510 г.
Бумага, перо и чернила по бледному черному мелу. 29,2 х 19,8 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Плечевой пояс мужчины. Этюды, 1510 г.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
«Почему необходимо знать внутреннее устройство человека». «Художник, который знаком с тем, что такое сухожилия, мускулы и мышцы, писал Леонардо, будет точно знать, какие мышы стали причиной движения той или иной части человеческого тела, какой мускул, напрягшись, вызвал сокращение мышцы». Он часто рисовал худых пожилых людей.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Исследование мужских мышц конечностей.
1508-1510 гг. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Горло и мышцы ноги. 1510-1511 гг.
Черный мел, перо и тушь, размывка. 29 x 19,6 см. (лист).
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд скелетов. 1510 г. Виндзорский кодекс.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Преклоненный мужчина.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Плод в утробе матери. 1510-1512 гг.
Бумага, перо и чернила на красном мелу. 30,5 х 22 см.
Один из самых знаменитых анатомических рисунков Леонардо «Плод в чреве матери». Ошибочный в некоторых деталях, в других особенно в изображении положения плода и пуповины, он совершенно точен и выполнен настолько профессионально, что и в наши дни используется в качестве иллюстрации в медицинских учебниках.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Рисунки зародыша. 1510-1512 гг. Королевская коллекция,
Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Сердце, бронхи и бронхиальные сосуды. 1511-1513 гг.
Бумага, перо, чернила. 28,8 x 20,3 см. (лист). Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Заметки о клапанах сердца и движении крови в нем. 1513 г.
Перо, тушь на синей бумаге. 28,3 х 20,7 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Фрагмент рисунка пером и чернилами «Изучение сердца». 1513 г.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Анатомия шеи. Ок.1515 г. Королевская коллекция,
Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Геометрическая структура, связанная
с орнаментальной структурой, так называемый «Цветок жизни».
Кодекс Антикус. 1478-1519 гг.
В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе (там Франциск I провёл своё детство), неподалёку от королевского замка Амбуаз. В официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора Леонардо получал годовую ренту в тысячу экю. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим «свободу грезить, мыслить и творить»,- до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо. Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Сеной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.
Портрет Леонардо да Винчи. Фото из социальных сетей.
За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе Леонардо провёл в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая 1519 года, на 68-м году жизни, Леонардо да Винчи скончался в окружении учеников и своих шедевров в замке Кло-Люсе.
Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867). Франциск I принимает последний вздох Леонардо да Винчи
(Король художников умирает на руках короля Франции). 1818. Холст, масло. 40 х 50,5 см.
Музей Пти-Пале, Париж.
По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в произведениях Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
Захоронение Леонардо да Винчи в замке Амбуаз, часовня Сен-Юбер, Франция.
Памятник Леонардо да Винчи в Амбуазе, Франция.
ИСТОЧНИКИ
Бруно Нардини. Жизнь Леонардо. Иллюстрации из 5-ти серийного фильма
Ренато Кастеллани. Пер. с итал. Л. Вершинина. Москва,
Издательство «Планета», 1978 г. – 304 с., ил.
Роберт Уоллэйс. Мир Леонардо. 1452-1519. Монография.
Пер. с англ. М. Карасевой. Москва, Издательство «ТЕРРА»-«TERRA»,
1997 г. – 194 с., ил.