Великая балерина Ольга Спесивцева – звезда, несправедливо забытая
потомками и недооцененная при жизни. Ее судьба похожа на ассорти из
взлетов и падений, блеска и нищеты, счастья и душевного кошмара. Ее много
раз предавали близкие, ее клали в психиатрическую клинику, а жизнь свою она
окончила в далекой Америке…
Становление балерины
Ольга родилась в конце позапрошлого века в Ростове-на-Дону в многодетной
семье провинциального актера. Ее отец рано умер и мама переехала в
Петербург, где Ольгу и еще двоих старших детей женщине удалось отдать в
приют русской актрисы Марии Савиной – туда принимали актерских детей-
сирот.
C ранних лет Оля стала демонстрировать актерский и хореографический
таланты, и после приюта ее приняли в театральное училище.
С приютом связана одна некрасивая история, которую Ольга на всю жизнь
запомнила как первое предательство. Супруги Савины сразу заметили ее
одаренность и как истинные меценаты стали уделять ей особое внимание –
дарить подарки и даже брать к себе домой на выходные.
Люди, как известно, по своей природе завистливы. Кто-то распустил слух о
том, что Оля – незаконнорождённая дочь мужа Марии Савиной. Испугавшись
кривотолков, женщина сделал выбор в пользу своей репутации и тут же
отдалила от себя девочку.
Ольга тяжело переживала предательство, но не опустила руки. Она
продолжала заниматься, танцевать на сцене. На выпускном спектакле она
настолько затмила всех артистов, что о ней даже написали в газете. После
обучения Ольгу пригласили работать в Мариинку и дали небольшую партию в
балете «Раймонда».
Талантливая балерина стала учиться у Екатерины Вазем и Агриппины
Вагановой.
Она была невероятно талантлива, и это видели все.
После приюта девушка жила с мамой, им приходилось и голодать, и страдать
от холода, да и Мариинский театр тоже не отапливался. В биографии есть
трогательный факт: ноги Оли Спесивцевой настолько коченели, что Ваганова
собственноручно натирала их ученице барсучьим жиром.
Ее наставником стал театральный критик Аким Волынский. Ему было 50 и он
обладал большим авторитетом для начинающей танцовщицы.
В итоге она стала его любовницей.
Он пытался привить ей свои суждения о балете и даже заставил отказать
Фокину, пригласившему ее со своей труппой на гастроли в Америку.
Увы, Волынский оказался страшным ревнивцем: он постоянно устраивал балерине скандалы, и в итоге она разорвала с ним отношения.
Уже через год она выступала с «Русским балетом Дягилева» в Америке.
Дуэт Ольги и великого Вацлава Нижинского прославил эту балетную пару на
весь мир. Сам Дягилев приравнивал Ольгу по ее таланту и значимости к
другой известной балерине - Анне Павловой, - при этом он считал, что
Спесивцева «тоньше и чище» своей великой коллеги.
Вернувшись из Америки после такого оглушительного успеха Ольга стала
ведущей балериной Мариинского театра. Тогда в стране наступила революция
1917 года, мир вокруг менялся.
Жизель, слёзы и овации
В 1919-м состоялась премьера балета «Жизель», которая произвела
настоящий фурор. Глядя на тонкую и почти прозрачную фигуру Ольги
Спесивцевой, движения которой буквально гипнотизировали публику, многие
зрители рыдали.
Исполнению балериной партии Жизели стало эталоном для последующих
поколений танцовщиц.
Увы, в дальнейшем Жизель станет и ее страхом, и ее проклятием.
Ольга Спесивцева в разных образах.
Да, Ольга имела огромный магнетизм и огромный успех, но у ее таланта была
и другая сторона. Она была слишком впечатлительным человеком и так
вживалась в образ, что потом не могла из него выйти.
Например, после премьеры «Жизели» девушка почти лишилась чувств и с
большим опозданием вышла на поклоны – так ей стало плохо.
Слишком серьёзный подход к работе нанес вред ее психическому здоровью.
Так, чтобы лучше вжиться в образ Жизели, она посещала психиатрические
клиники и наблюдала за их пациентками, а при ее ранимой и чувствительной
натуре этого делать было категорически нельзя.
Ольга и сама стала чувствовать, что ее душевное здоровье слабеет, к тому же,
после «Жизели» на нее посыпались и другие предложения («Лебединое
озеро», «Баядерка» и т.д.), и непомерные физические нагрузки ослабили ее
организм. Спесивцева заболела туберкулезом и ей пришлось прервать
выступления.
Ужас в крематории
Пройдя лечение и достигнув ремиссии, балерина вернулась на сцену.
Кроме того, она вышла замуж. Но, увы, ее избранник - не склонный к эмпатии
и жесткий, но зато очень влиятельный Борис Каплун - стал не лучшей
психологической поддержкой.
Богатое воображение Ольги нарисовало ей прекрасного героя, в котором она
увидела Альберта из «Жизели», но это были лишь фантазии.
Спесивцева и Каплун
Хозяйственный работник и член Петросовета, имевший большой вес в верхах
и в то же время вхожий в театрально-литературные круги (бывший меценат),
он сделал жизнь Ольги внешне благополучной. Она стала сытно есть, ходить с
мужем по ресторанам, ее театр стал отапливаться, пайки артистов стали
больше.
Но в то же время участие Каплуна в расстрелах не осталось для жены
незамеченным - до нее доходили слухи, что он причастен к смерти ее коллеги,
балерины Лидии Ивановой, хотя на ее расспросы муж предпочитал не
отвечать, лишь отмахиваясь: мол, это всё сплетни.
Когда же Ольга случайно увидела в его рабочем кабинете гору винтовок
(позже Каплун пытался оправдаться, что это якобы оружие для музея),
это стало для нее потрясением.
Борис Каплун оказался явно не Альбертом.
А вскоре супруг «добил» ее, пригласив на тождественное открытие своего
детища - нового ленинградского крематория. Муж цинично предложил ей
самой выбрать тело для первого демонстрационного сожжения.
На обратном пути в машине у балерины начался нервный срыв, она рыдала,
кричала, а в последующие дни не могла спать по ночам из-за кошмаров.
Каплун охладел к «слишком нервной» жене и отправил ее на лечение в
Европу. А когда она с матерью уехала, облегченно вздохнул и перестал ей
писать.
Начала терять рассудок...
Талантливую балерину сразу взяли работать в Парижскую оперу в качестве
примы. Она начала выступать и все так же имела оглушительный успех, но
самой ей становилось все хуже. Появились уже явные признаки психического
расстройства.
Современники вспоминали, что Ольга начала верить в нелепые приметы и
стала мнительной. Так, например, за завтраком ее мама случайно просыпала
соль, и Ольга, сочтя это предвестником чего-то ужасного, отменила спектакль.
Ольга в труппе Гранд-Оперы в Париже.
Очень сильно напугало зрителей поведение русской балерины на одном из
выступлений. После того как сцена завершилась и публика начала
аплодировать, Спесивцева не ушла за кулисы, а застыла на одном месте,
словно истукан, а потом стала бормотать, что она заблудилась в саду и не
может найти тропинку.
Коллег же Ольги больше напугала другая история: однажды на репетиции она
вдруг начала признаться в любви своему партнеру Сержу Лифарю
(при этом все знали, что он фаворит Дягилева), а когда услышала отказ,
подбежала к окну и попыталась выпрыгнуть. Ее чудом удалось поймать и
затащить обратно в помещение.
Почти все заработанные в Париже деньги уходили на лечение ее физических и
психических недугов, а остальное – на проживание в отелях и еду для них с
матерью. И тогда Ольга отправилась на гастроли.
Однако изматывающие выступления окончательно подкосили ее.
Она начала забывать свои партии прямо на сцене, а в жизни – путать сцену
с реальностью. Порой она не могла понять, кто она – балерина Ольга
Спесивцева или Жизель, которую она танцует.
Её рассудок помутился и её становилось всё сложнее оставаться в реальности.
Вернувшись в Париж и узнав, что ее мать, не предупредив ее, уехала в
Россию, балерина от отчаяния сошлась с танцовщиком и преподавателем
хореографии Борисом Князевым. Они стали жить вместе, открыли школу
балета, и, казалось бы, жизнь Ольги наладилась, однако она скучала по сцене
и решила начать танцевать опять.
Увы, вернуться с тем же триумфом не получилось: балерину стала подводить
память, она снова постоянно забывала свои партии, и зрители
освистывали ее.
Одна в американской клинике
Не найдя успокоения и в Париже, Ольга вместе с мужем отправилась в
Америку, но там у нее началась сильная депрессия, возобновились страхи.
тут ее постигло еще одно потрясение – мужа обнаружили на улице мертвым.
Поскольку Ольга не была его официальной женой, наследство ей не светило.
Она осталась совсем одна за океаном без средств к существованию.
Ольга Спесивцева.
Видя, что женщина находится в невменяемом состоянии – кричит, что она
Жизель и бьется в истерике,- местные власти отправили ее в психиатрическую
лечебницу для бедных. Там на обезумевшую русскую махнули рукой и просто
оставили доживать, не предоставляя никакого лечения.
На этом трагическая жизнь некогда великой балерины могла бы и закончиться,
но, к счастью, Ольгу отыскал американский танцовщик Дейл Ферн, который
видел ее только по фотографии и всегда мечтал отыскать и познакомиться.
Через знакомых молодой человек узнал, какая беда случилась со
Спесивцевой. Ферн приехал в клинику и объяснил врачам, что «безымянная»
пациентка – великая балерина. Только после этого Ольгу, наконец, стали
лечить и она пошла на поправку.
В той клинике балерина в общей сложности провела 20 лет.
На чужбине, но с Богом
Последние годы жизни Спесивцева провела в пансионате Толстовского фонда,
который был создан младшей дочкой великого писателя и его секретарем –
Александрой Львовной. Здесь, на ферме в штате Нью-Йорк, на природе, она
нашла успокоение. Посещала маленькую церквушку, молилась.
Конечно, на чужбине Ольга остро чувствовала одиночество, но она, казалось,
смирилась со своим положением. Жила в маленькой комнатке в практически
спартанских условиях и ни на что не жаловалась, кроме слабого здоровья.
Ольга Спесивцева в преклонные годы.
Умерла Ольга Спесивцева в 1991 году в возрасте 96 лет. Несмотря на все
горести, переживания, болезни и злоключения, её жизнь оказалась на
удивление долгой.
Похоронили легенду отечественного и мирового балета на русском кладбище
при Ново-Дивеевском русском монастыре в Нью-Йорке.
Автор: kulturologia
Текст Анна Белова