• Авторизация


Ольга Спесивцева 08-10-2024 14:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Svetlana-k Оригинальное сообщение

Звезда русского балета Ольга Спесивцева. Ее судьба.

 

4397599_3025966202 (700x451, 77Kb)

 

Великая балерина Ольга Спесивцева – звезда, несправедливо забытая

потомками и недооцененная при жизни. Ее судьба похожа на ассорти из

взлетов и падений, блеска и нищеты, счастья и душевного кошмара. Ее много

раз предавали близкие, ее клали в психиатрическую клинику, а жизнь свою она

окончила в далекой Америке… 

 

Становление балерины

 

Ольга родилась в конце позапрошлого века в Ростове-на-Дону в многодетной

семье провинциального актера. Ее отец рано умер и мама переехала в

Петербург, где Ольгу и еще двоих старших детей женщине удалось отдать в

приют русской актрисы Марии Савиной – туда принимали актерских детей-

сирот. 

C ранних лет Оля стала демонстрировать актерский и хореографический

таланты, и после приюта ее приняли в театральное училище.

С приютом связана одна некрасивая история, которую Ольга на всю жизнь

запомнила как первое предательство. Супруги Савины сразу заметили ее

одаренность и как истинные меценаты стали уделять ей особое внимание –

дарить подарки и даже брать к себе домой на выходные.

Люди, как известно, по своей природе завистливы. Кто-то распустил слух о

том, что Оля – незаконнорождённая дочь мужа Марии Савиной. Испугавшись

кривотолков, женщина сделал выбор в пользу своей репутации и тут же

отдалила от себя девочку.

Ольга тяжело переживала предательство, но не опустила руки. Она

продолжала заниматься, танцевать на сцене. На выпускном спектакле она

настолько затмила всех артистов, что о ней даже написали в газете. После

обучения Ольгу пригласили работать в Мариинку и дали небольшую партию в

балете «Раймонда».

Талантливая балерина стала учиться у Екатерины Вазем и Агриппины

Вагановой. 

 

4397599_3025905329 (700x546, 85Kb)

Она была невероятно талантлива, и это видели все.

 

После приюта девушка жила с мамой, им приходилось и голодать, и страдать

от холода, да и Мариинский театр тоже не отапливался. В биографии есть

трогательный факт: ноги Оли Спесивцевой настолько коченели, что Ваганова

собственноручно натирала их ученице барсучьим жиром.

Ее наставником стал театральный критик Аким Волынский. Ему было 50 и он

обладал большим авторитетом для начинающей танцовщицы.

В итоге она стала его любовницей.

Он пытался привить ей свои суждения о балете и даже заставил отказать

Фокину, пригласившему ее со своей труппой на гастроли в Америку. 

 

4397599_3025989501 (700x415, 81Kb)

Увы, Волынский оказался страшным ревнивцем: он постоянно устраивал балерине скандалы, и в итоге она разорвала с ним отношения.

 

Уже через год она выступала с «Русским балетом Дягилева» в Америке.

Дуэт Ольги и великого Вацлава Нижинского прославил эту балетную пару на

весь мир. Сам Дягилев приравнивал Ольгу по ее таланту и значимости к

другой известной балерине - Анне Павловой, - при этом он считал, что

Спесивцева «тоньше и чище» своей великой коллеги.

Вернувшись из Америки после такого оглушительного успеха Ольга стала

ведущей балериной Мариинского театра. Тогда в стране наступила революция

1917 года, мир вокруг менялся.

 

Жизель, слёзы и овации 

 

В 1919-м состоялась премьера балета «Жизель», которая произвела

настоящий фурор. Глядя на тонкую и почти прозрачную фигуру Ольги

Спесивцевой, движения которой буквально гипнотизировали публику, многие

зрители рыдали.

Исполнению балериной партии Жизели стало эталоном для последующих

поколений танцовщиц.

Увы, в дальнейшем Жизель станет и ее страхом, и ее проклятием. 

 

4397599_270451608 (700x634, 116Kb)

Ольга Спесивцева в разных образах.

 

Да, Ольга имела огромный магнетизм и огромный успех, но у ее таланта была

и другая сторона. Она была слишком впечатлительным человеком и так

вживалась в образ, что потом не могла из него выйти.

Например, после премьеры «Жизели» девушка почти лишилась чувств и с

большим опозданием вышла на поклоны – так ей стало плохо.

Слишком серьёзный подход к работе нанес вред ее психическому здоровью.

Так, чтобы лучше вжиться в образ Жизели, она посещала психиатрические

клиники и наблюдала за их пациентками, а при ее ранимой и чувствительной

натуре этого делать было категорически нельзя.

Ольга и сама стала чувствовать, что ее душевное здоровье слабеет, к тому же,

после «Жизели» на нее посыпались и другие предложения («Лебединое

озеро», «Баядерка» и т.д.), и непомерные физические нагрузки ослабили ее

организм. Спесивцева заболела туберкулезом и ей пришлось прервать

выступления. 

 

Ужас в крематории

 

Пройдя лечение и достигнув ремиссии, балерина вернулась на сцену.

Кроме того, она вышла замуж. Но, увы, ее избранник - не склонный к эмпатии

и жесткий, но зато очень влиятельный Борис Каплун - стал не лучшей

психологической поддержкой.

Богатое воображение Ольги нарисовало ей прекрасного героя, в котором она

увидела Альберта из «Жизели», но это были лишь фантазии. 

 

4397599_3025936425_1_ (700x615, 101Kb)

Спесивцева и Каплун

 

Хозяйственный работник и член Петросовета, имевший большой вес в верхах

и в то же время вхожий в театрально-литературные круги (бывший меценат),

он сделал жизнь Ольги внешне благополучной. Она стала сытно есть, ходить с

мужем по ресторанам, ее театр стал отапливаться, пайки артистов стали

больше.

Но в то же время участие Каплуна в расстрелах не осталось для жены

незамеченным - до нее доходили слухи, что он причастен к смерти ее коллеги,

балерины Лидии Ивановой, хотя на ее расспросы муж предпочитал не

отвечать, лишь отмахиваясь: мол, это всё сплетни.

Когда же Ольга случайно увидела в его рабочем кабинете гору винтовок

(позже Каплун пытался оправдаться, что это якобы оружие для музея),

это стало для нее потрясением. 

 

4397599_270452160_2_ (546x700, 35Kb)

Борис Каплун оказался явно не Альбертом.

 

 А вскоре супруг «добил» ее, пригласив на тождественное открытие своего

детища - нового ленинградского крематория. Муж цинично предложил ей

самой выбрать тело для первого демонстрационного сожжения.

На обратном пути в машине у балерины начался нервный срыв, она рыдала,

кричала, а в последующие дни не могла спать по ночам из-за кошмаров.

Каплун охладел к «слишком нервной» жене и отправил ее на лечение в

Европу. А когда она с матерью уехала, облегченно вздохнул и перестал ей

писать.

 

Начала терять рассудок... 

 

Талантливую балерину сразу взяли работать в Парижскую оперу в качестве

примы. Она начала выступать и все так же имела оглушительный успех, но

самой ей становилось все хуже. Появились уже явные признаки психического

расстройства.

Современники вспоминали, что Ольга начала верить в нелепые приметы и

стала мнительной. Так, например, за завтраком ее мама случайно просыпала

соль, и Ольга, сочтя это предвестником чего-то ужасного, отменила спектакль.

 

4397599_3025945657 (700x479, 85Kb)

 Ольга в труппе Гранд-Оперы в Париже.

 

Очень сильно напугало зрителей поведение русской балерины на одном из

выступлений. После того как сцена завершилась и публика начала

аплодировать, Спесивцева не ушла за кулисы, а застыла на одном месте,

словно истукан, а потом стала бормотать, что она заблудилась в саду и не

может найти тропинку.

Коллег же Ольги больше напугала другая история: однажды на репетиции она

вдруг начала признаться в любви своему партнеру Сержу Лифарю

(при этом все знали, что он фаворит Дягилева), а когда услышала отказ,

подбежала к окну и попыталась выпрыгнуть. Ее чудом удалось поймать и

затащить обратно в помещение.

Почти все заработанные в Париже деньги уходили на лечение ее физических и

психических недугов, а остальное – на проживание в отелях и еду для них с

матерью. И тогда Ольга отправилась на гастроли.

Однако изматывающие выступления окончательно подкосили ее.

Она начала забывать свои партии прямо на сцене, а в жизни – путать сцену

с реальностью. Порой она не могла понять, кто она – балерина Ольга

Спесивцева или Жизель, которую она танцует. 

 

4397599_olga3 (700x441, 41Kb)

Её рассудок помутился и её становилось всё сложнее оставаться в реальности.

 

Вернувшись в Париж и узнав, что ее мать, не предупредив ее, уехала в

Россию, балерина от отчаяния сошлась с танцовщиком и преподавателем

хореографии Борисом Князевым. Они стали жить вместе, открыли школу

балета, и, казалось бы, жизнь Ольги наладилась, однако она скучала по сцене

и решила начать танцевать опять.

Увы, вернуться с тем же триумфом не получилось: балерину стала подводить

память, она снова постоянно забывала свои партии, и зрители

освистывали ее.

 

Одна в американской клинике 

 

Не найдя успокоения и в Париже, Ольга вместе с мужем отправилась в

Америку, но там у нее началась сильная депрессия, возобновились страхи.

тут ее постигло еще одно потрясение – мужа обнаружили на улице мертвым.

Поскольку Ольга не была его официальной женой, наследство ей не светило.

Она осталась совсем одна за океаном без средств к существованию. 

 

4397599_3025980230 (700x497, 143Kb)

Ольга Спесивцева.

 

Видя, что женщина находится в невменяемом состоянии – кричит, что она

Жизель и бьется в истерике,- местные власти отправили ее в психиатрическую

лечебницу для бедных. Там на обезумевшую русскую махнули рукой и просто

оставили доживать, не предоставляя никакого лечения.

На этом трагическая жизнь некогда великой балерины могла бы и закончиться,

но, к счастью, Ольгу отыскал американский танцовщик Дейл Ферн, который

видел ее только по фотографии и всегда мечтал отыскать и познакомиться.

Через знакомых молодой человек узнал, какая беда случилась со

Спесивцевой. Ферн приехал в клинику и объяснил врачам, что «безымянная»

пациентка – великая балерина. Только после этого Ольгу, наконец, стали

лечить и она пошла на поправку.

В той клинике балерина в общей сложности провела 20 лет. 

 

На чужбине, но с Богом

 

Последние годы жизни Спесивцева провела в пансионате Толстовского фонда,

который был создан младшей дочкой великого писателя и его секретарем –

Александрой Львовной. Здесь, на ферме в штате Нью-Йорк, на природе, она

нашла успокоение. Посещала маленькую церквушку, молилась.

Конечно, на чужбине Ольга остро чувствовала одиночество, но она, казалось,

смирилась со своим положением. Жила в маленькой комнатке в практически

спартанских условиях и ни на что не жаловалась, кроме слабого здоровья. 

 

4397599_3025969261_2_ (700x381, 80Kb)

Ольга Спесивцева в преклонные годы.

 

Умерла Ольга Спесивцева в 1991 году в возрасте 96 лет. Несмотря на все

горести, переживания, болезни и злоключения, её жизнь оказалась на

удивление долгой.

Похоронили легенду отечественного и мирового балета на русском кладбище

при Ново-Дивеевском русском монастыре в Нью-Йорке. 

 

 

Автор: kulturologia

Текст Анна Белова

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ольга Спесивцева | Томаовсянка - Дневник Тамары_Караченцевой | Лента друзей Томаовсянка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»