ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ЧАСТЬ I
Д. Морелли (1826-1901). Автопортрет. 1875-1880 гг. Холст, масло. 65 х 54 см.
Галерея Уффици, Коридор Вазари, Флоренция.
Доменико Морелли- итальянский живописец-романтик, педагог, общественный деятель, член сената Италии эпохи Рисорджименто. Он сумел выразить историческое содержание этой эпохи, поставившей перед людьми творческой профессии вопрос о нравственной миссии художника. Морелли был одним из лучших итальянских живописцев своего времени. Главной мечтой Морелли было, чтобы его искусство «послужило стимулом для молодых». В силу своего романтического видения мира он не стал к концу жизни убежденным реалистом, но его историческая живопись и пленэрные поиски были высоко оценены последующими поколениями мастеров. Морелли оказал огромное влияние на искусство второй половины XIX века, как директор Академии изящных искусств в Неаполе, так и благодаря своему бунтарству против институтов: черты, которые нашли свое отражение в страстных, часто патриотических, романтических, а позднее и символистских сюжетах его полотен.
Гаэтано Гиганте (1770-1840). Неаполь, вид от площади Святого Духа на улицу Толедо. 1837 г.
Доменико Морелли (итал. Domenico Morelli) родился 4 августа 1826 года в Неаполе в бедной семье. Он был приемным сыном Франческо Солдьеро и Марии Джузеппи, в 1848 году Доменико Солдьеро добавил фамилию Морелли, а затем принял ее как единственную. Его мать надеялась, что он станет священником. Однако, в 1836 году в возрасте 10 лет Доменико поступил в Академию изящных искусств в Неаполе, где дон Камилло Гуэрра преподавал живопись, а дон Костанцо Анджелини преподавал рисунок. Художник сформировался в кругу мастеров школы Позиллипо, усвоив их метод работы на пленэре. Первые же его картины были выполнены в духе романтичного идеализма с многочисленными средневековыми влияниями (его вдохновил, в частности, английский поэт Джордж Байрон). В юности Морелли был убежденным сторонником взглядов Д. Мадзини, верил в идею всеобщего духовного братства на земле. Ему были близки и религиозно-нравственные мысли итальянских революционеров.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет великого итальянского поэта
Джакомо Леопарди (1798-1837). 1845 г. Холст, масло.
Джакомо Леопарди был итальянским современником А.С. Пушкина, только родился он
на один год раньше, а умерли они в один несчастливый 1837 год.
Д. Морелли (1826-1901). Данте и Вергилий в Чистилище (Ангел, приносящий души в Чистилище Данте).
Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1845 г.
Д. Морелли (1826-1901). Пейзаж с фигурами. 1847 г. Холст, масло. 21 х 68 см.
Аукцион AnticoAntico & Design, Милан.
Д. Морелли (1826-1901). Христианские мученики. 1851 г. Холст, масло. 160 х 213 см.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Неофит. 1851 г. Холст, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Пророк. 1852 г. Холст, масло. 116 x 76 см.
Аукцион La casa d'aste, Неаполь, 2013 г. Эстимейт EUR 13.000-18.000 евро.
Д. Морелли (1826-1901). Чезаре Борджиа в Капуе. 1853 г. Холст, масло. 131 х 183,5 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Смерть композитора Перголезе во время написания
кантаты «Stabat Mater». 1854 г. Бумага, уголь, карандаш, белый мел.
Галерея современного искусства, Турин.
Д. Морелли (1826-1901). Христианские мученики, несомые ангелами на небо. 1855 г. Холст, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Христианские мученики, несомые ангелами на небо. Эскиз. 1855 г. Холст, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет женщины в красном. 1855 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Автопортрет почти в двадцать лет. 1846 г. Холст, масло.
В 1848 году Морелли выиграл конкурс в Неаполе, который позволил ему поехать учиться в Рим, где принял участие в революционных событиях 1848 года, в которых он был ранен, чуть не убит и на короткое время был заключён в тюрьму. В 1850 году, впервые посетив Флоренцию, Морелли сблизился с группой мастеров Тосканы, которые в 1855 году создали художественно-выставочное объединение «Школа Маккьяоли».
Д. Морелли (1826-1901). Портрет жены. 1856 г. Холст, масло. 67 х 52 см.
Аукцион Casa d’Aste Vincent, Неаполь, 2014 г. Эстимейт EUR 3.000-5.000 евро.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет Эмилио Виллари. 1855-1858 гг. Холст, масло. 47,5 х 38 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Эмилио Виллари (1836-1904) – итальянский физик, на сестре которого женился Морелли.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет Эмилио Виллари. 1856 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет профессора Квентино Селла (1827-1884).
1860-1870-е г. Холст, масло. Галерея современного искусства, Турин.
Д. Морелли (1826-1901). Иллюстрация к поэме Джорджа Байрона «Паризини» (1). 1856 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Иллюстрация к поэме Джорджа Байрона «Паризини» (2). 1856 г. Дерево, масло.
27 x 35 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Флорентийское утро во времена Лоренцо де Медичи
(Певец и музыканты). 1856 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Сицилийская вечерня. 1857 г. Холст, масло, 264 х 85 см.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Возвратившись из поездки в Северную Италию, Морелли написал для принца Кассаро большую картину «Сицилийская вечерня». Сюжет относится к восстанию, которое произошло на Сицилии на Пасху 1282 года, что привело к резне французских жителей. Три женщины, держась друг за друга, бегут от первых ударов между французскими солдатами и сицилийцами. Подобрав юбки, чтобы быстрее бежать, они выглядят встревоженными, как будто только что заметили, что идут к еще большему количеству французских солдат. Картину отличает гармоничный колорит и ее искусная композиция: она входит в число шедевров мастера.
Д. Морелли (1826-1901). Лодка жизни (Явление Христа народу). 1859 г. Холст, масло. 37 х 61,7 см.
Галерея современного искусства Паоло и Адель Джаннони, Новара.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет художника Бернардо Челентано (1835-1863). 1859 г.
Холст, масло. 67 х 52 см. Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Триклиний после оргии. 1860 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Триклиний – это не император, так называлась специальная комната типа столовой с лежанками,
в которой в древнем Риме устраивали пиршества.
Одной из первых работ, принесших известность Морелли, было полотно «Иконоборцы» (1855, Неаполь, Галерея Каподимонте). Сюжет из истории народного движения XVI века в Нидерландах был приближен художником к событиям современной национальной истории. Закутанные в темные плащи фигуры иконоборцев больше напоминают итальянских карбонариев, носивших такие же накидки и собиравшихся в церквях на тайные сборища.
Д. Морелли (1826-1901). Иконоборцы (Лазарь Константинопольский готовится
подвергнуться пыткам). 1855 г. Холст, масло. 262 x 213 см.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Иконоборцы. Эскиз. 1855 г. Холст, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Помпейские бани. 1861 г. Холст, масло. 134 х 102,5 см.
Фонд Бальцана, Бадиа-Полезине, Италия. В 2011 году картину привозили на выставку
в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербург. В наших музеях нет ни одной картины Морелли.
Д. Морелли (1826-1901). Помпейские бани. Фрагмент (1). 1861 г.
Холст, масло. Фонд Бальцана, Бадиа-Полезине, Италия.
Д. Морелли (1826-1901). Помпейские бани. Фрагмент (2). 1861 г.
Холст, масло. Фонд Бальцана, Бадиа-Полезине, Италия.
Д. Морелли (1826-1901). Помпейские бани. Фрагмент (3). 1861 г. Холст, масло.
Фонд Бальцана, Бадиа-Полезине, Италия.
Д. Морелли (1826-1901). Помпейские бани. Фрагмент (4). 1861 г. Холст, масло.
Фонд Бальцана, Бадиа-Полезине, Италия.
Д. Морелли (1826-1901). Турецкие бани. 1876-1878 гг. Холст, масло. 32 x 52 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Граф Лара в медитации в окружении пажа Каледа (по поэме Байрона «Лара»).
1861 г. Холст, масло. 74 х 98 см. Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Визит Марии Медичи в студию художника Рубенса. 1861 г. Холст, масло.
Месторасположение неизвестно.
Д. Морелли (1826-1901). Менестрель. 1862 г. Холст, масло.
Д. Морелли (1826-1901). Автопортрет. www.FineArtAmerica.com.
В 1857 году Морелли вместе с Винченцо Петрочелли был выбран напрямую королем Фердинандом II - королем Обеих Сицилий для создания серии фресок в церкви Сан-Франческо в Гаэте, проект, который так и не был завершен. Во время поездки в Милан Морелли написал портрет графа ди Иджара, «Помпейские бани» и «Мадонну Аддолорату». К 1864 году он вернулся в Неаполь, написав картину «Торквато Тассо читает поэму «Освобожденный Иерусалим» Элеоноре д’Эсте» (1865). Для потолка Королевской капеллы Неаполя он изобразил фреску «Успение Пресвятой Богородицы» (1864-1870).
Д. Морелли (1826-1901). Беженцы из Аквилеи. 1863 г. Холст, масло. 45 x 118 см.
Галерея Case d’Aste Vincent, Неаполь, 2016 г. Эстимейт EUR 6.000 – 13.000 евро.
Аквилея - один из четырех крупнейших городов Римской империи,
был разрушен вождем гуннов Аттилой в середине V века.
Д. Морелли (1826-1901). Отелло душит Дездемону (по Шекспиру). 1863 г. Холст, масло. 22,5 х 35,5 см.
Галерея Case d’Aste Vincent, Неаполь, 2011 г.
«УСПЕНИЕ» ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ В ПАЛАТИНСКОЙ КАПЕЛЛЕ КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА В НЕАПОЛЕ
Д. Морелли (1826-1901). Успение. Потолок Палатинской капеллы
Королевского дворца в Неаполе. 1864-1870 гг. Холст, масло. 980 х 556 см.
Палатинская капелла посвящена Успенской Богородице, поэтому центральная картина на потолке, созданная Доменико Морелли, представляет Успение Мадонны. Работа была заказана художнику заместителем интенданта королевского дома Аннибале Сакко в 1864 году. 2 мая того же года художник получил от королевского дома 4500 лир в качестве аванса от 20 000 лир, согласованных за всю работу.
Создание полотна заняло очень много времени, особенно из-за его размеров (9,80 х 5,56 м). Считается, что художник после подготовительных проработок и утверждения эскиза написал картину в самой Королевской капелле, так как разместить холст в его мастерской, не сложив его, было проблематично. Работа была завершена в июне 1870 года, вызвав единодушное признание критиков того времени.
Д. Морелли (1826-1901). Успение. Картина с потолка Палатинской капеллы Королевского дворца
во время реставрации. Неаполь, 2006 г.
В августе 1943 года «Успение» было спасено от немецко-фашистских бомбардировок благодаря снятию полотна и укрытию в безопасном месте. А сейчас картина экспонируется в той самой Палатинской капелле, свод часовни которой был разрушен в 1943 г. Недавняя реставрация картины в 2006 г. вернула ее первоначальный вид и выделила подпись и дату «Морелли, 1870».
Д. Морелли (1826-1901). Успение. Фрагмент (1) росписи потолка Палатинской капеллы Королевского дворца.
Неаполь. 1864-1870 гг. Холст, масло.
Глубокий знаток сакральных источников Морелли, как всегда вдохновленный библейскими чтениями, создал тщательный и эффектный образ Успения Марии, возносящейся на небо, толкаемой тремя ангелами, в сопровождении, на более отдаленном расстоянии, полукруглой фигуры. хор богато украшенных херувимов. Это буйство рассеянного и порой прозрачного белого цвета хроматически прерывается лишь ярко-синим одеянием Богородицы, с которого нежно ниспадают розы и лепестки, и еще одной небольшой группой аллегорий христианских добродетелей с Верой во главе, которые, в большем количестве тонов при освещении «пронзают» иллюзорное пространство холста, спускаясь к зрителю, к земле.
Д. Морелли (1826-1901). Успение. Фрагмент (2) росписи потолка Палатинской капеллы
Королевского дворца. Неаполь. 1864-1870 гг. Холст, масло.
Д. Морелли (1826-1901). Успение. Фрагмент (3) росписи потолка Палатинской капеллы
Королевского дворца. Неаполь. 1864-1870 гг. Холст, масло.
Д. Морелли (1826-1901). Успение. Эскиз росписи потолка Палатинской капеллы
Королевского дворца, Неаполь. 1864 г. Холст, масло. 42 х 24 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Успение. Эскиз росписи потолка Палатинской капеллы
Королевского дворца, Неаполь. 1864 г. Музей Каподимонте, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Помпейское золото. 1863-1866 гг.
Холст, масло. 92,5 х 85 см.
Кастелло-Урсино (Медвежий замок), Катания, Италия.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет Луизы Руджиеро. 1865 г. Холст, масло. 74 х 98 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
В 1855 году Морелли принял участие во Всемирной выставке в Париже.
В 1860-е годы вошёл в круг самых известных итальянских живописцев своей эпохи. В связи с приобретением новых работ был назначен советником Музея Каподимонте.
В начале 1860-х годов, после второй поездки во Флоренцию, Морелли обратился к манере живописи цветовым пятном, в который были созданы небольшие пейзажи и картины с фигурами в пленэре. По образу «школы маккьяйоли» Морелли создал группу художников, дав ей название «Республика Портичи», так как входившие в нее живописцы (не только Неаполя) работали в селениях Портичи и Резина.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет поэта Торквато Тассо (1544-1595). 1862 г.
Холст, масло. 60 х 47 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Торквато Тассо читает поэму «Освобожденный Иерусалим» двум сестрам д’Эсте.
1864 г. Холст, масло. 185 х 266 см. Национальная галерея современного искусства, Рим.
Элеонора д’Эсте (1537-1581) – четвертая дочь Эрколе II д'Эсте, герцога Феррарского. Ей и ее старшей сестре
Лукреции д'Эсте посвящено стихотворения Торквато Тассо «О дочери Ренаты».
Д. Морелли (1826-1901). Торквато Тассо, читающий поэму «Освобожденный Иерусалим» Элеоноре д’Эсте.
2-й вариант. 1865 г. Холст, масло. 185 х 266 см. Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Торквато Тассо, читающий «Освобожденный Иерусалим» Элеоноре д’Эсте.
Фрагмент. 1865 г. Холст, масло. Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Торквато Тассо читает поэму «Освобожденный Иерусалим» Элеоноре д'Эсте.
Эскиз. 1864 г. Холст, масло. 38 х 47,5 см. Аукцион ACR Auctions, Рим, 2014 г. Эстимейт EUR 20.000-22.000 евро.
Д. Морелли (1826-1901). Торквато Тассо, увенчанный лавром на смертном одре. 1867 г. Холст, масло.
32 х 48 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Смерть Торквато Тассо. Эскиз. 1867 г. Кастелло-Урсино, Катания.
Д. Морелли (1826-1901). Хождение по водам. 1867 г. Холст, масло.
Д. Морелли (1826-1901). Хождение по водам (Gesù sulle acque). Гравюра по картине художника. 1882 г.
Д. Морелли (1826-1901). Христос и блудница. 1869 г. Холст, масло. 56 х 46 см.
Музей Прадо, Мадрид.
Д. Морелли (1826-1901). Бальзамирование тела Христа после снятия с распятия.
1867-1868 гг. Холст, масло. 110 х 80 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Мария на Голгофе (Le Marie al Calvario). 1868 г. Холст, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь.
. Морелли (1826-1901). Благие вести. Начало 1860-х гг. Бумага, гуашь. www.FineArtAmerica.com.
Д. Морелли (1826-1901). Пейзаж в Сорренто. Начало 1860-х гг. Дерево, масло.
Доменико Морелли (1826-1901). Автопортрет. 1852 г. Гравюра. 24 х 16 см.
Частное собрание.
Морелли начинал свою карьеру, как исторический живописец. В манере академической исторической картины исполнены его работы на сюжеты из литературных произведений («Герцог Лара и его паж», 1860-1861; «Тарквато Тассо читает поэму двум Элеонорам», 1865, обе - Неаполь, Галерея Каподимонте) и национальной истории («Цезарь Борджиа при осаде в Капуа», частное собрание). В манере академической живописи трактуется художником и сцена на сюжет из христианской истории в полотне «Христианские мученики, несомые ангелами на небо» (1855, Неаполь, Галерея Каподимонте).
Д. Морелли (1826-1901). Колыбель Виктора Эммануила III в Королевском дворце Казерты. 1869 г.
Среди работ Морелли есть также эксцентричная колыбель Виктора Эммануила III, сохранившаяся в Королевском дворце Казерты, которая выделяется красивой резьбой по дереву и херувимами, украшающими край сардонической раковины.
Д. Морелли (1826-1901). Гвиневра целует Ланселота. 1868 г. Бумага, темпера. 19,5 х 27 см.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Поцелуй. Эскиз. 1868 г. Холст, масло.
Д. Морелли (1826-1901). Терраса. 1868 г. Холст, масло. 26,3 x 34,5 см. Галерея Италии -
Коллекция художественного музея Банка Интеза Санпаоло, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет художника Бианки Гаэтано (1819-1892). 1870 г.
Холст, масло. 62 x 51 см. Аукцион Asta Vincent, Неаполь, 2017 г.
Эстимейт EUR 7.000 – 12.000 евро.
Д. Морелли (1826-1901). Мужской портрет. 1870 г. Холст, масло.
Вилла Реале - Музей современного искусства, Милан.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет дамы. 1870 г. Холст, масло. 50,8 х 40,5 см.
Галерея современного искусства, Палермо.
Д. Морелли (1826-1901). Женский портрет. 1871 г. Холст, масло. 65 x 50 см.
Аукцион Pandolfini Casa d'Aste, Флоренция, 2015 г. Эстимейт EUR 2.000-3.000 евро.
Д. Морелли (1826-1901). Этюд женской головы, 1870 г. Холст, масло. 16,8 х 12,8 см.
Вилла Реале - Музей современного искусства, Милан.
Д. Морелли (1826-1901). Спящая обнаженная женская фигура. 1870-1875 гг. Холст, масло. 75 х 187 см.
Месторасположение неизвестно.
Д. Морелли (1826-1901). Обнаженная женская фигура. 1870-1879 гг.
Холст, масло. 50 х 28 см. Месторасположение неизвестно.
После 1860 года жизнь Морелли претерпела радикальные изменения. Государственные учреждения и различные частные инициативы все активнее привлекали его к участию в строительстве гражданской жизни нового унитарного государства, в которое он свято верил. Его интересует молодежь, реформа Института изобразительных искусств, прав на новое образование художника и был призван городскими и национальными властями принять участие в комиссиях по многочисленным вмешательствам, которые с конца 1860-х годов призывали к инициативам в области консервации и реставрации памятники и произведения искусства в целях защиты общественного блага, основополагающих принципов унитарного государства.
Замок Корельяно в городке Корильяно Калабро на юге Италии.
Часовня Сант-Агостино в замке Корельяно была построена в 1650 году бароном Джакомо Салуццо на средства его сына Агостино, первого герцога Корильяно в небольшом городке Корильяно Калабро на юге Италии. Над мраморным алтарем расположен триптих «Мадонна делле Роза со святым Августином и святым Антонием Аббатом». Картина была создана Морелли в 1872 году и представляет собой одну из его ранних работ.
Д. Морелли (1826-1901). Мадонна делле Роза. Триптих. Святой Августин, Святой Антоний Аббат
и Богородица на престоле. 1872 г. Часовня Сан-Агостино, Корильяно Калабро.
В том же 1872 году, ставшую знаменитой Мадонну, выбрали для отправки на Национальную выставку изящных искусств в Милане. Анонимный репортер назвал «Мадонну, выражающую простоту и правду». Критик Онгаро назвал эту работу «новой картиной, очень новой в своем жанре. Здесь свет и тепло великой древней живописи; но это картина не только оптическая по интонации, но и в большей степени отражает все современные чувства»
Д. Морелли (1826-1901). Мадонна делле Роза. Триптих. Средняя панель триптиха.
1872 г. Часовня Сан-Агостино, Корильяно Калабро.
Д. Морелли (1826-1901). Осмеяние Христа. 1872-1875 гг. Холст, масло. 46 х 60 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901).
После 1858 г. Картон, масло. 14,5 х 10,3 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2022 г.
Эстимейт GBP 5.000 – 8.000 фунтов.
С Джузеппе Верди Морелли впервые познакомился в Неаполе в 1858 году, после чего последовал портрет композитора, который ранее находился на вилле Каррара Верди в Сант-Агате. Между художником и композитором из Буссето зародилась крепкая дружба, документально подтвержденная длительными эпистолярными отношениями, продолжавшимися до 1896 года.
Д. Морелли (1826-1901). Одержимые. 1873-1876 гг. Холст, масло. Дом престарелых для музыкантов
имени Джузеппе Верди, Милан.
Когда в 1873 году маэстро Верди вернулся в Неаполь для исполнения «Аиды» в театре Сан-Карло, остановившись в отеле «Кроселле» в Чиатамоне, он попросил художника написать для него картину. Верди стремился получить обещанную картину, но ему пришлось ждать до 1876 года, когда он наконец получил «Одержимых», которые были встречены с энтузиазмом. В 1880 году он согласился представить картину на Туринской выставке, а после этой даты хранил ее в Сант-Агате.
. Морелли (1826-1901). Отшельник (Ossesso). 1873-1876 гг. Холст, масло. 29,5 х 50,5 см.
Подготовительный этюд к «Одержимым», взывающим к Иисусу о помощи на фоне засушливого
палестинского пейзажа, который Доменико Морелли написал для Джузеппе Верди в 1876 году.
Д. Морелли (1826-1901). Благие вести. 1873-1876 гг. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
«Благая весть» в Библии конкретно относится к Евангелию спасения. «Евангелие» переводится как
«благая весть», «радостная весть» или «евангелие» и т.д.
Д. Морелли (1826-1901). Магдалина (Христос: «Тот, кто без греха, пусть первым бросит в Меня камень»).
1875 г. Холст, масло. 50,2 х 80,2 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Ангелы находят тело Святой Марии Египетской. 1875 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Жанровая сцена на фоне Венеции. 1874 г. Холст, масло. 32,8 х 66,8 см.
Национальный музей, Варшава.
Д. Морелли (1826-1901). Голова бородатого мужчина (Автопортрет).
Коричневая бумага, уголь. 41 х 32 см. Книжный магазин GONNELLI,
Флоренция, 2015 г. Эстимейт EUR 1.300 евро.
Доменико Морелли писал и произведения во вкусе салонной живописи - жанровые костюмированные сцены на литературные сюжеты или связанные с восточной экзотикой («Помпейские бани», 1861; «Турецкие бани», 1876-1878; «Суламифь», 1901, Рим, Национальная галерея современного искусства), не лишенные эротики и натурализма. Эта его «вторая манера» была связана с вынужденной коммерческой деятельностью.
Д. Морелли (1826-1901). Женщина с вуалью (Донна велата). Одалиска. 1873 г.
Холст, масло. 65 х 53 см. Дом для престарелых музыкантов имени Джузеппе Верди, Милан.
Д. Морелли (1826-1901). История страницы влюбленных (Влюбленный паж). 1870-1871 гг. Холст, масло.
Коллекция Б. Д'Анджело, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Последний вздох (L'ultimo respiro). 1871 г. Бумага, акварель. 17 х 24 см.
Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Этюд обнаженной фигуры. 1874 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Дама с веером. 1873 г. Холст, масло. 102 х 76,5 см.
Галерея Италии - Коллекция художественного музея Банка Интеза Санпаоло, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Дама с веером. Фрагмент. 1873 г. Холст, масло.
Галерея Италии - Коллекция художественного музея Банка Интеза Санпаоло, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Воскрешение дочри Иаира (Талифа-Куми). 1875 г. Холст, масло. 92 х 162 см.
Галерея Maspes, Милан.
Воскрешение дочери Иаира - одно из чудес Иисуса Христа, описанное в синоптических Евангелиях (Мф., Мк., Лк.).
Д. Морелли (1826-1901). Сидящая фигура. 1875 г. Холст, масло. 79,5 x 106 см.
Аукцион Galleria Pananti Casa d'Aste srl, Флоренция, 2021 г. Эстимейт EUR 30.000-40.000 евро.
Д. Морелли (1826-1901). Этюд к портрету синьоры Мальоне (1). 1875-1879 гг.
Холст, масло. Вилла Реале - Музей современного искусства, Милан.
Д. Морелли (1826-1901). Этюд к портрету синьоры Мальоне (2). 1875-1879 гг.
Холст, масло. Вилла Реале - Музей современного искусства, Милан.
Начиная с 1864 года Королевский дом назначил Морелли консультантом по приобретению произведений искусства в связи с созданием Галереи современного искусства в музее Каподимонте. Он пропагандировал современное искусство, отдавая предпочтение лучшим достижениям молодых людей, заявивших о себе на выставке Società Promotrice di Belle Arti в Неаполе, свободной структуры для продвижения искусства, основанной в 1862 году. Он сотрудничал с Королевским домом до 1869 года, когда, был приглашен возглавить класс живописи в Академии художеств.
Д. Морелли (1826-1901). Обращение Святого Павла. 1876 г.
Холст, масло. 360 х 160 см. Собор Альтамура, город Бари, Апулия.
Д. Морелли (1826-1901). Голова апостола. 1878 г. Холст, масло. 64 х 52 см.
Национальный музей изобразительного искусства Кубы, Гавана.
Д. Морелли (1826-1901). Козарелла. 1878 г. Холст, масло. 65 х 42,5 см.
Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет синьоры Комино. 1876-1878 гг.
Холст, масло. 87 х 53 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Одалиска. 1877 г. Холст, масло. 92,5 х 184,5 см. Б. Коллекция Мальоне, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Искушение святого Антония. 1878 г. Холст, масло. 137 х 225 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Искушение святого Антония. Фрагмент (1). 1878 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Искушение святого Антония. Фрагмент (2). 1878 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Жена султана возвращается с купанья. 1877-1883 гг. Холст, масло.
Местонахождение неизвестно.
Д. Морелли (1826-1901). Автопортрет в костюме араба. Холст, масло. 61,5 x 52 см.
Частное собрание.
Начиная с семидесятых годов XIX века Доменико Морелли начал все больше увлекаться Востоком, его пейзажами, его населением, воплощая их в живописи, следуя климату, общему для многих итальянских художников того времени и, прежде всего, для тех, кто принадлежал к южным изобразительным школам, то есть тех районов страны, где все больше распространялись отдельные научные кружки, занимавшиеся этнологическими (и дарвинистскими) исследованиями. Однако если, как известно, художник так и не завершил восточное паломничество, в котором участвовало так много его современников, то иллюзия правдивости, которую способны передать его произведения в этом ключе, столь же очевидна, и то такой внимательный семитолог, как Ренан, автор книги «Жизнь Иисуса», в конечном итоге был ею обманут.
Д. Морелли (1826-1901). Самаритянка у колодца. 1880 г. Холст, масло. 53,5 х 90,2 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Страстная пятница. 1880 г. Дерево, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.
Д. Морелли (1826-1901). Пречистая Мать. 1880 г. Холст, масло.
Коллекция Principe della Scaletta, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Богородица Пречистая. 1883 г.
Холст, масло. 200 х 110 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет Терезы Мальоне Онето. 1879 г.
Холст, масло. 224 х 132 см. Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Дочь художника Элеонора, полулежащая в шезлонге. 1879 г.
Бумага, ручка, черные чернила. 18,3 х 22,2 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Д. Морелли (1826-1901). Молодая женщина с бантом в волосах. 1879 г.
Офорт. Лист 24,61 х 20,48 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Д. Морелли (1826-1901). Аллегория гравюры (Allegoria dell'incisione). 1879 г.
Офорт. Лист 19,1 х 26,3 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Д. Морелли (1826-1901). Неаполитанская сеньора. 1880- гг.
Холст, масло. 76,2 х 50,8 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Неаполитанская сеньора. Фрагмент. 1880-е гг.
Холст, масло. Частное собрание.
В 1870-е годы Доменико Морелли был уже довольно известен, даже в России, посетить его мастерскую считалось большой честью. В 1878 году в ней побывали В.Д. Поленов и И.Е. Репин. Последний писал о Морелли, что это «простой, симпатичный человек, с виду очень похож на персианина - черный как смоль... теперь он пишет Христа с толпой народа в Галилее». Над серией полотен на евангельскую тему Морелли начал работать в 1870-е годы. В этот период, как и многие его товарищи по борьбе, он остро переживал кризис идеалов Рисорджименто. Как и Мадзини, он мечтал о гарибальдийской «третьей» Италии, которая могла бы вернуть себе славу, завоеванную в эпохи античности и Возрождения.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет мужчины в тюрбане. 1886 г. Холст, масло. 61 x 50,2 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2002 г. Лот продан за GBP 1.175 фунтов.
Д. Морелли (1826-1901). Юдоль вдовы (L’Odolo della vedova). Фрагмент. 1881 г.
Дерево, масло. 35 х 72 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Христос у колонны. 1880-1890-е гг. Дерево, масло. 20 x 18 см.
Аукционный дом Fidesarte, Венеция 2024 г. Эстимейт EUR 2.500 – 3.000 евро.
Д. Морелли (1826-1901). Распятый Христос. 1881 г. Коллекция кампании Vetro-Morelli, Италия.
На стене надпись по латыни из Евангелия от Луки (Лк.23:34): «Pater, dimitte illis,
non enim sciunt quid faciunt» («Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят!»)
Д. Морелли (1826-1901). Араб на молитве. 1880-1890 uu/ Картон, акварель. 51 х 36 см.
Замок Урсино, Катания, Италия.
Д. Морелли (1826-1901). Молитва в пустыне. 1882 г. Холст, масло. 39 x 49 см.
Аукционный дом DOROTHEUM, Вена, 2020 г. Эстимейт EUR 20.000-30.000 евро.
Д. Морелли (1826-1901). Искушение Христа. 1885 г. Холст, масло. 79 x 118 см. Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Отпущение грехов. 1885 г. Дерево, масло. 23,5 x 14,5 см.
Частное собрание.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет неаполитанского общественного деятеля
Гаэтано Филанджери (1752-1788). 1887 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Д. Морелли (1826-1901). Портрет мужчины в костюме XVIII века. Эскиз.
Холст, масло. 30 х 23,5 см. Национальный музей, Варшава.
Винченцо Джемито (1852-1929). Портрет Доменико Морелли (Портрет мужчины
с бородой и в шляпе). 1873 г. Бумага, тушь. 27 х 20 см. Частное собрание.
В 1868 году Морелли получил должность преподавателя в Академии художеств Неаполя. С 1899 до своей смерти в 1901 году он был её ректором. Среди его учеников, в частности, Винченцо Петрочелли, Оскар Рикарди, Доменико Руссо.
Автор работ в области театральной декорации, Морелли создавал станковые полотна на сюжеты из произведений А. Мандзони, Джорджа Байрона, Уильяма Шекспира, сцены на сюжеты из христианской истории, эскизы для алтарных композиций.