К чему бы мы ни стремились, о чём бы ни думали, все наши помыслы и чувства сводятся к одному - к тому, чего нам больше всего не хватает. Вы зададите вопрос: «Ну, и чего же нам не хватает?» Будете хитро улыбаться, уверенные в том, что я ошибусь. А сложного-то ничего нет. Всем нам, людям, не хватает Любви!
Мы стремимся к счастью, считая, что счастье – это благополучие, материальный достаток, успех. Концентрируемся в городах, ожесточаемся. Наши души покрывает короста безразличия, сердца - грубеют, черствеют. Нас уже не трогают бесконечно повторяющиеся телевизионные сюжеты, новые фильмы, сделанные под копирку, - под шаблон. Нас трудно чем-то удивить! В этой гонке за земными благами, мы чувствуем, что что-то теряем, что-то из нас вымывается, а что - не можем понять. Мы теряем Любовь! Она уходит из наших сердец, оставляя в нем пустоту. И есть ли те силы, которые могут нас встряхнуть, и напомнить что превыше всех земных благ? Вопрос риторический. Ответ у каждого свой. Но думаю, что никто не будет спорить, что одна из этих сил – искусство.
Искусство- это то волшебство, которое, касаясь нашей души, очищает её. Заставляет нас радоваться и плакать. Каким бы мы не были законченными циниками, если мы видим настоящее произведение, наше сердце сжимается, и украдкой пряча слезу, мы стоим под лучами этого чуда, и впитываем его спасительный свет! И уже нет ничего, есть только искусство!
Что такое искусство, не знает никто. Не верьте ни одному определению. Всё будет не то. Только сердце, наше трепетное сердце, вздрогнув, подскажет, что вот оно – настоящее! И застучит, так же, как когда в него входит Любовь!
Давайте вернём в наше сердце Любовь, хотя бы тем, что коснёмся настоящего искусства. Не будем стесняться эмоций, не будем тратить жизнь по пустякам - она коротка! Давайте поговорим об искусстве и о волшебниках, которые нам дарят чудеса. О самых главных волшебниках - о художниках! Художник, - это не только тот, кто держит кисть в руке. Художник- это певец, композитор, режиссёр, писатель, живописец, скульптор, поэт. Это человек, который через своё творчество показывает, напоминает нам о самом главном, что нам дано, и о чём мы порой забываем, - о Любви!
«Поэты не рождаются случайно, они летят на Землю с Высоты! Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты», - пел замечательный певец Игорь Тальков, в своей песне. И лучше, наверно, не скажешь! Это действительно Волшебники, которые соединяют нас с Небом!
Я попытаюсь рассказать об одном таком человеке, о своём друге. О замечательном художнике, которого зовут - Владимир Волегов! Он один из тех, кто напоминает мне волшебника из клипа «AKindofMagic» группы «Queen». Помните, когда Фредди Меркюри дотрагивается до бродяги, и тот преображается? Или волшебник из клипа «Billie Jean», - MichaelJackson, когда он бросает монету в кружку другого бродяги, и тот так же, изменяется. Это люди, которые своим творчеством, делают мир добрей. Это настоящие Волшебники! А мы, люди – бродяги, которые порой, имея всё, не имеют самого главного- мира в душе.
Владимира Волегова я знаю уже много лет. Наши пути - дороги, то сходились, то расходились. Но неизменно, сколько бы я с ним не встречался, тот эмоциональный заряд, который он даёт, обязательно заставляет встрепенуться. Он как вечный двигатель – сам не останавливается и другим не даёт стоять на месте. Рядом с ним не возможно быть в расслабленном состоянии. Это в высшей степени самодостаточный и цельный человек, идущий по своему пути не смотря ни на что.
Помню одну из его ранних работ, - картина «Сёстры». Пронзительное произведение! Мы видим двух девочек, очевидно, это дочери Владимира - Илона и Алёна. Они хоть и стоят на переднем плане, но не в центре и на некотором удалении, укрытые не то плащом, не то одеялом. Эта картина создавалась тогда, когда художник был вдалеке от близких людей. Он как бы укрывает их своим плащом, хочет защитить. На мой взгляд, картина пронизана грустью, – вековые деревья символизируют вечный мир, в котором находятся две маленькие беззащитные девочки. В центре - извилистая тропинка, ведущая через лес к широким простором и загадочными далями. Это признание того, что обстоятельства не позволяют быть рядом! Это бессознательный знак близким, что они всегда в душе, что художник их помнит, любит, и сделает всё, что бы защитить. Но впереди сложный путь.
Сейчас эти девочки уже взрослые женщины, сами имеют детей. Владимир стал дедушкой. У него два внука - Никита и Матвей. Подумать только, Волегов - дедушка! Само слово дедушка ассоциируется у нас со старичком, который покашливает, ходит с трудом, иногда с палочкой, строг и серьёзен. Владимир - совсем другой! Те, кто его хорошо знают, не дадут мне соврать, и подтвердят, что среди близких людей, более озорного и весёлого человека встретить сложно. А его жена Катерина, так и говорит: «Мальчишка! Просто мальчишка!» Казалось бы, человек перешагнул пятый десяток, а как был тридцатилетним, так им и остался. Тридцать лет – это символическая вершина человеческой жизни, на которой задерживаются те, кто остаётся в душе ребёнком, кто не устаёт удивляться и радоваться жизни. Вот, Волегов, именно такой!
Главное в жизни Владимира, - творчество и семья. Величины, как правило, трудно сочетаемые. И поэтому, наверно, биографический путь Владимира Волегова не ограничен одной географической точкой на карте нашей планеты. Где только не проживал художник. Родился в Хабаровске, долгое время жил и учился в Кривом Роге, судьба бросала в Иркутск, Ижевск, Ангарск, Свердловск, Магнитогорск, важный отрезок творческого пути - Москва. А города, в которых он побывал, для того чтобы «просто порисовать», может занять вообще несколько страниц. Сейчас проживает со своей семьёй - женой Катериной и сыном Антоном в Испании - LloretDeMar, в собственном доме на побережье средиземного моря. В местечке, где вечное лето, солнце, где шум моря и крики чаек располагают к вдохновению, и полной отдачи. Где главная тема творчества – образ ребёнка и женщины, наконец-то, воплотилась в полной мере. Но это сейчас. А тогда, в начале пути, для того, что бы придти к своей теме, и писать настоящие картины, потребовалось преодолеть не малые испытания и лишения, в том числе и те, про которые уже было сказано, – разлуку с близкими людьми.
Конец восьмидесятых, начало девяностых годов, уже прошлого, двадцатого века. Один из важных этапов жизненного пути. Город Москва.
Конечно, никто не принял с распростёртыми объятиями выпускника Полиграфического института имени Ивана Федорова, из города Кривой Рог. Москва всегда была строга и не приветлива к приезжающим, желающим попытать удачу. Но если она видела перед собой, не слезы и стенания, а упорный труд и талант, она всегда давала шанс. Был такой шанс и у Владимира. В Москве представились другие возможности. Если в Кривом Роге художник почти неделю писал портрет Владимира Ильича Ленина и получил за свой титанический труд всего лишь три рубля, то в Москве можно было рассчитывать на что-то более существенное.
Конечно о создании картин, которые сейчас пишет Владимир, ни шло и речи. Возможность создавать то, к чему у тебя по-настоящему лежит душа, даётся не сразу, - это предел мечтаний любого художника, и не только живописца. А сейчас были детские садики, поликлиники, вновь открывающиеся рестораны, кафе. Стены актовых залов и проходы коридоров. Бесконечный калейдоскоп сменяющихся мест. Пока художник покрывал сказочной или современной росписью безликие типовые сооружения, а на это порой уходили месяцы, ему давали возможность в каком-нибудь подсобном помещении устраивать мастерскую, и чего уж там скрывать, временное жильё. Одновременно с этим Владимир начал сотрудничать с фирмой «Мелодия» - монополистом в Советском Союзе по выпуску грампластинок.
«Роспись» помещений, портреты и шаржи на Арбате, оформление пластинок для «Мелодии», изматывающий, но профессиональный труд в качестве художника, давали относительную независимость, а главное, опыт. Трудно понять, как он все это успевал делать! Он всегда очень много работал. И сейчас работает совсем не меньше чем тогда. Но что меня всегда поражало в Волегове, - это его удивительное спокойствие. Никакого внешнего напряжения, исключительная сосредоточенность, работоспособность, и полное отсутствие звёздной болезни. Он запросто мог поехать…, ну, например, в Польшу и где-нибудь в Гданьске на исторической площади, как на Арбате, рисовать портреты, шаржи, и в то же время участвовать во всевозможных Общесоюзных, и Международных выставках и конкурсах *. И делал это всегда с большим удовольствием. В нем нет ничего искусственного. Такое впечатление, что у Владимира есть какой-то секрет! И, на мой взгляд, он заключается в следующем:
Мы все слышали фразу: « Грех – зарывать свой талант в землю!» Грех – это вред! И в первую очередь тому, кто его совершает. Нашему бездушному Миру нет никакого дела до любого талантливого человека. Ему нет никакого вреда, оттого, что тот не реализовывает свои способности. И только самому «таланту» огромный вред от этого. Те способности, которые заложены в нас, являются «топливом», «горючим», которое опасно, если не расходуется или расходуется не по назначению. Способности есть у любого человека. И, как правило, их столько же, сколько и лени. Ну а если тебе, помимо способностей, дан ещё и талант, и ты его не реализовываешь, расплата не заставит себя долго ждать. И чем больше таланта, тем строже спроситься!
Один из самых известных художников двадцатого века СальвадорДали, говорил: «Художник – рисуй!», или как ещё говорят живописцы: «пиши!». Этот лозунг должен быть главным у любого творческого человека. Необходимо выплёскивать из себя энергию, необходимо работать. Пусть за крохи, пусть в безызвестности, но работать, работать …, не ныть, что тебя не понимают … Художник – пиши! И всё тебе приложится!
Сколько всего за свою жизнь нарисовал Волегов, наверно, он и сам толком не знает. Но этот лозунг: « Художник – пиши!», пусть даже и не осознанно, он всегда в полной мере воплощал в своей жизни. И это, по-моему, и является тем секретом, который позволяет ему так много работать, так много успевать и очень спокойно относится к своим творческим достижениям.
Работая в фирме «Мелодия» Владимир раскрылся и как талантливый художник-оформитель; приобрёл много друзей среди музыкантов. Он оформлял пластинки, плакаты самым известным исполнителям. И заметно отличался от своих коллег, среди которых практически не было настоящих живописцев. Популярные и известные художники, из-за невысоких гонораров, игнорировали этот жанр. В Советском Союзе было много всего, и плохого и хорошего, но вот оформление пластинок тогда, точно, не отличалось особым изыском. Раньше, как правило, это было достаточно простое оформление, где на идею музыкального произведения не обращали много внимания. Музыка была сама по себе, а обложка, сама по себе. В лучшем случае, всё ограничивалось, цветной отретушированной фотографией и коротеньким рассказом об исполнителе. Хотя были и исключения.
Волегов в этот жанр внёс своё видение. Обложка у него стала самостоятельным произведением, которое ещё сильнее подчеркивало достоинства пластинки. Он продолжал замысел музыканта, и усиливал его. Это так же как в оформлении книги. Если иллюстрации прекрасны, то литература становится более яркой и выразительной. В зависимости оттого, что хотел передать исполнитель в своём альбоме, Владимир выбирал и стиль, и технику изображения. Это мог быть и сюрреализм, выполненный при помощи аэрографа; и классика, в технике гуаши или акварели…
Валерий Леонтьев; Александр Малинин; группа «Любэ»; Филипп Киркоров; Алла Пугачёва, и многие другие замечательные мастера Советской, а теперь Российской эстрады, были его заказчиками. Его поразительное мастерство чувствовать внутреннюю красоту человека, и передавать её в виде изображения, сделало его, чуть ли не первым художником российской эстрады. На сайте Владимира Волегова: www.volegov.com, в разделе history «cover- design», мы можем увидеть некоторые из этих работ. И это далеко не всё! Большинства работ, которые я до сих пор помню, к сожалению нет. Думаю, по определённым причинам, он просто не захотел их представлять. Но даже по этим немногим иллюстрациям, можно понять, почему у Владимира появилось так много друзей в российском шоу-бизнесе. Если послушать эти пластинки, то можно убедиться, как точно художник передал суть музыкального альбома. И разгадка этого успеха не только в том, что Владимир замечательный художник, доброжелательный, лёгкий человек, но и в том, что он ещё и музыкант. Не в смысле профессии, а по мироощущению. Он понимает своих братьев музыкантов, так сказать, изнутри.
Это с детства. Владимир всегда увлекался музыкой. Пел и играл в школьном ансамбле, принимал участие в армейской самодеятельности. После живописи, это, наверно, вторая его творческая страсть. Когда-то мы, с нашими друзьями, записали с ним несколько моих песен, которые он спел. И я могу уверенно сказать, что у Владимира отличный голос, прекрасный слух, а главное - есть чувство меры. Сам художник относится к своим вокальным данным с некоторой иронией, а к музыке как к хобби. Хотя в свободные минуты, все знают, пишет музыку. И если раньше Владимир отшучивался, когда его спрашивали о музыкальных планах, то недавно, он всё-таки пообещал, заняться этим серьёзно, и даже выпустить диск. Какие-то новые треки, также как и треки прошлых лет, при желании можно найти в Интернете.
Думаю, отсутствие его музыкальных работ, скорее всего, связано с тем, что он очень сосредоточен на главном деле своей жизни – живописи. Это главное дело, которому он отдаёт себя без остатка, наверно, и не позволяет ему отвлекаться на другие ипостаси творческой жизни. Жизнь так коротка, и так много всего надо успеть сделать!
Конечно, как у любого творческого человека, у него много планов и замыслов. Например, заняться скульптурой, мультипликацией. Уже были реальные попытки сделать мультфильм. Есть опыт режиссуры. Владимир сделал несколько фильмов. Это небольшие фильмы, часть которых посвящена процессу создания картины, а другая – главной тематике его творчества, образу ребёнка и женщины.
Планов много! Всё перечислять наверно и нет смысла. Скажу несколько слов о фильмах Владимира.
Человека всегда завораживала игра огня, течение воды. Мы бесконечно долго можем наблюдать за этим…, как и за работой других людей.
Тайной остаётся, как раньше великие мастера создавали свои произведения. Нам остались их шедевры. Но как они рождались на свет – секрет. Современные технологии, позволяют приоткрывать завесу этой тайны. Появляются фильмы, в которых, виртуально, снимая слои краски за слоем, мы видим, как создавались великие полотна. Какие тайны они хранят. Что изначально задумывал художник, какие вносил изменения в ходе работы. Но это всё-таки предположения. И доподлинно мы никогда не узнаем, как это происходило на самом деле.
Сейчас же, в век высоких технологий, у каждого художника появилась возможность, с помощью видеосъёмки, поделиться секретами своего мастерства. Показать, как создаётся картина. Оставить потомкам послание о минутах рождения своего произведения.
У Владимира Волегова есть несколько фильмов, посвященных именно этому. Он выступил в них: и как автор, и как исполнитель, и как режиссёр. Эти фильмы можно объединить одним названием, которое точно отражает то, что мы видим в кадре: Секреты рождения чуда!
Фильмы, из серии, «Секреты рождения чуда»: «SpeedPaintingbyVolegov»; «StepbyStep: PaintingbyVladimirVolegov»; «CreatingofoilPainting» (Pat: 1; 2; 3…), - показывают процесс создания картины. Происходящее на экране, буквально завораживает! Мы как бы сами участвуем в процессе. Мы видим как линии и мазки превращаются в очертания, очертания в образ, и как образ наполняется жизнью. Мы видим, как происходит волшебство! Смотреть эти фильмы, это… как наблюдать за вечным движением огня, и моря.
Всё истинное, настоящее, вносит в душу умиротворение, покой. Поэтому эти фильмы можно рассматривать, и как арт-терапию. Как лекарство без лекарства! Известно, что процесс рисования (в умеренных количествах), благотворно влияет на здоровье человека. Конечно, проще всего это делать детям. Они не боятся неудач и, не стесняясь, берут в руки кисти и краски. Для них всё впервые. Мы же, имея опыт, не часто рискуем взяться за это. И время нет, и возможностей порой не хватает. Другое дело наблюдать за кем-то!
Посмотрев один из фильмов серии: «Секреты рождения чуда», мы получаем заряд положительной энергии. Точные и уверенные мазки художника, возвращают нас в равновесное состояние, создают в душе умиротворение, а так же – подтверждают истину, что шедевры создаются всё-таки людьми из плоти и крови.
Ритм фильма задан самим художником. Он, как режиссёр, выбрал наиболее важные моменты. Поэтому, ценность фильма ещё и в том, что мы как бы начинаем дышать с ним одним воздухом, мы входим в унисон с ритмом его сердца, - мы вместе создаём картину. Мы соавторы рождения чуда!
На сайте Владимира Волегова: www.volegov.com, в разделе «галерея» можно посмотреть некоторые из его картин. Можно по годам пройти путь создания произведений художником. Но не менее любопытно посмотреть эти произведения в фильмах, созданных самим автором: «ChildreninArt» (Образ ребёнка в искусстве); «WomeninArt» (Образ женщины в искусстве). Сами названия говорят о том, что они посвящены женщине и детям, образ которых является главным в творчестве Владимира.
Последовательность появления картин в кадре, персоны, которых художник выбрал, музыка, всё не случайно и важно. Это некая нить, которая ведёт нас по пути ассоциаций художника. Согласитесь, было бы интересно посмотреть, какие картины, и в какой последовательности в своём фильме показал бы Веласкес. Какую бы музыку он подобрал в качестве саундтрека. Если бы у нас была возможность посмотреть такой фантастический фильм, это было бы настоящим откровением и чудом! И я очень рад, и благодарен Владимиру, за то, что он нашёл время и силы сделать такие интересные, и полезные фильмы.
Москва была сложным, не лёгким этапом судьбы. Постоянная неустроенность. Вечные переезды со съёмных квартир. Перестройка. Финансовые крахи. Трагический раскол страны. Падение Советского Союза. Метание между Россией и Украиной, где у Владимира много близких людей. Криминальные девяностые годы, когда в странё шёл передел собственности. Опасности со всех сторон, если ты более-менее известный человек! Да и всем было не сладко. В общем, то известное пожелание, которое обычно адресуют недругам: «Что б ты жил в эпоху перемен», коснулась всех нас, в полной мере. Скольких людей это время раздавило, сколько талантов не дошло до стартовой черты- до начала своей реализации. Одному Богу известно! Владимир не смотря ни на что, а в его судьбе были очень страшные и трагические моменты, о которых знают не многие, неизменно оставался самим собой и шёл к намеченной цели. И это движение было к большой, настоящей живописи, которой, он наконец-то, занимается сейчас.
Конечно, в те годы было и что-то хорошее. Жизнь наполнена разными красками! Новые друзья. Новые знакомства. Деловые связи. Работа по специальности, что для художника, уже счастье. Но главное, - это встреча с Екатериной, будущей супругой. Эта встреча произошла в 1999 году, и очень сильно повлияла на художника.
Пришла любовь и изменила мир. Он вспыхнул новыми цветами, стал более живым и ярким. Екатерина смогла внести в несколько сумбурную, как и у любого художника, жизнь, порядок и смысл. И, закономерно, стала музой, другом, женой. Не случайно, её образ мы можем встретить во многих произведениях художника. С появлением Екатерины в жизни Владимира произошёл тот главный поворот, к которому он шёл всю свою жизнь!
Так уж получается, такое создаётся впечатление, что в жизни нас специально ведут через лишения и испытания, сводят с разными людьми, потом разводят, показывают мир с различных сторон, что бы мы смогли выбрать ту, которая нам ближе, и в завершении, этого «фильма», дают приз. Каждому то, что заслужил! Так же было и у Владимира. Он уже не верил, что есть на свете человек, который сможет его по настоящему понять и принять. Он уже и не верил во встречу с таким человеком! Так много было всего…. Но никогда не отчаивался, никогда не говорил, что мир жесток, он верил и работал. Художник – пиши, и всё тебе приложится! Вот и «приложилось». Появилась Екатерина. А позже Господь послал и сына – Антона. ( Антон родился в 200.. году.)
Вероятно, все эти испытания даются для того, что бы мы смогли по-настоящему оценить то, что нам приготовлено судьбой, и смогли принять предлагаемый «приз», как великий дар. И ценить! Вот Екатерина, очевидно, и стала таким своеобразным призом художнику! Как и он для неё. Любая девушка получает того «художника» своей жизни, которого она заслуживает. Екатерина, получила Владимира Волегова.
Что происходит с душой человека, который любит? Что чувствует сердце? Что с самим человеком происходит? Никто не сможет сказать. Нет таких слов! Мы пытаемся их найти, поэты пишут стихи, художники рисуют, это было всегда…, но понять их может только тот, кто с ними говорит на одном языке! Это счастье, когда ты можешь любить, когда ты понимаешь что это не физиология, а что-то неуловимое и необъяснимое, что это не плотское, а духовное, что это Любовь!
В этот миг откроется мир, тот прекрасный мир, который нас окружает. И вот, мы уже видим в каждой травинке и былинке великую красоту и гармонию. Мы чувствуем радость от дуновения ветерка, от блика в простой луже. Мы можем видеть мир через чистое стекло своей души. Любовь сотрёт с неё грязь и копоть. Она прольёт потоки слёз сострадания на то, что её окружает. И разве это не чудо? Любовь – это чудо! А любое чудо, это тайна, которую нам и пытаются открыть Художники.
Путь любого творческого человека, до звания Художник, с большой буквы, - это путь лишений и испытаний, путь в топкой трясине самомнения и сомнения, равнодушия и восхищения других, это огромный труд, и несгибаемая воля, которая под силу, далеко не каждому.
Одно из свойств искусства это передавать чувства. Человек в жизни, что бы их передать, чаще всего использует слова, жесты. Слова, как и чувства, бывают разными, - добрыми и злыми. Мы не можем жить без чувств. Мы впитываем в себя окружающий мир, и, пропустив его сквозь свою душу, выражаем его уже по-своему. И какова наша душа, таково и наше «выражение», таковы и наши чувства. Если пропускать чистую воду, через ржавые, гнилые трубы, без напора и давления, то на выходе вода будет такой же, как «трубы». А если грязную воду пустить по серебряному каналу, да через фильтр, то вода очистится. Вода, сама по себе, - чиста! Так же и наша душа, от грязной «воды», которую через нас пропускают («современная» культура, искусство, включая телевидение и другие СМИ), темнеет, засоряется. В грязную душу не может войти Любовь. Подобное притягивает подобное.
Поэтому, порой, мы, люди, не воспринимаем что-то чистое и светлое, нам необходимо то, что подобно нашей потемневшей душе – новости о происшествиях, о преступлениях. Мы впитываем информацию о пороках других, успокаивая себя мыслей, что мы-то не такие. Нам нужны сильные впечатления со знаком минус. И напитываясь всем этим, и находясь уже во всём этом по горло, мы начинаем захлёбываться. Встаём на мысочки, поднимаем нос. И как спасение, как соломинка для утопающего, в нас теплится желание коснуться чего-то настоящего, прекрасного. И неслучайно поэтому, в нас есть это неистребимо стремление к искусству, к творчеству. К этому волшебному миру, в котором как в кристалле отражается то, что нам больше всего не хватает. В самых жутких нечеловеческих условиях, во время войны, в тюрьме, во время голода и лишений, люди всегда спасали и ценили тех, кто может что-то рассказать, сочинить, придумать, …, кто может наполнить истомившейся дух надеждой. Искусство и культура открывают «двери и окна» нашей души, позволяют нам напитаться чем-то чистым и светлым. И понять, что есть ещё в мире что-то истинное, настоящее.
Образ женщины и образ ребёнка – главная тема в творчестве Владимира Волегова. В последние годы он уделяет ей всё своё внимание. И наверно эта тематика неслучайна. Человек выражает свои чувства через те слова, которые близки его душе. После многих лет скитаний, после потока «воды» нашего мира, которую пришлось пропустить через себя; после образов, которые были написаны, вероятно, он настолько насытился всем этим, что душа сама выбрала то, что будет с нами вечно. Наше детство! Это то, что всегда незримо в нашей душе. Наши родители, наши братья, сёстры, наши дети, мы связаны с ними незримыми нитями, которые помогают жить, которые держат нас на плаву и не дают утонуть в безграничном море безразличия. В нашей душе навсегда останутся образы близких нам людей. И самый главный из них – это образ мамы! Женщина и ребёнок – это первичные понятия в душе любого нормального человека. Потому что, они из детства, из того мира, из которого все мы пришли. Образ женщины в творчестве Владимира Волегова, в моём представлении, символизирует мать, жену, невесту; а образ ребёнка, - нас самих в детстве.
Нам сейчас сложно вспомнить то, какими мы были, тогда, в детстве. Мы настолько напитались современным миром, в нас столько комплексов и предрассудков, что мы, к сожалению, порой не можем понять детей. Но всё равно, что бы с нами не происходило, когда мы видим ребёнка, мы радуемся, глядя на него. Он напоминает нам нас, и то время, когда мы сами были такими же чистыми и беззащитными.
Смотря на картины Владимира, я всегда испытываю чувство радости. Мир его полотен прост и естественен. Здесь нет эстетских изысков, вычурной новизны, желания поразить явно выраженным метафизическим подтекстом. Здесь всё как в жизни! Образы реалистичны и правдивы. Даже слишком правдивы. Хочется задать вопрос, где он находит свои темы, в какой стране, в каком мире живут такие прекрасные люди, которых он пишет. Мы смотрим вокруг и не видим их! Не смотря на то, что прототипы всех картин реальные люди, трудно поверить, что они живут рядом с нами. Они как будто с другой планеты, из мира, где много света и добра, где человек любит, и любим. Это мир, которого мы, к сожалению, не видим в жизни. А может, и не хотим видеть!? Не хотим замечать!
Художник, пропустив через волны своей души живую реальность, смыв с неё налёт современного мира, переносит на свои полотна прекрасные мгновенья великой красоты. Он скромно стоит перед дверями нашего сознания, и ждёт, когда мы увидим это чудо, которое всегда в нас, и вокруг нас. Когда мы увидим этот чудесный мир! Остановимся в бешеной гонке, и посмотрим.
Глядя на одну из картин Владимира Волегова, 2009 года «После Рождества» («AfterCrimsons») , я неизменно чувствую, как у меня сжимается сердце и к горлу подступает комок. Вроде ничего особенного. Девочка лет пяти сидит у окна и смотрит на маленького игрушечного медвежонка. За окном снег, ели, тишина. Какая бездна всего во взгляде этой маленькой девочки. Здесь и еле заметная улыбка – воспоминание о прошедшем Рождестве. Мы видим ёлку, маму, папу девочки, родных, счастливые улыбки, весёлый смех. И ласковый взгляд, обращённый на маленького друга – медвежонка. И снисхождение, к наивному медвежонку, который может быть, непослушно себя вёл. Возможно, она что-то рассказывает ему. Посмотрите, медвежонок, опустил голову, - слушает. А девочка словно говорит: «Миленький ты мой, ну что же ты такой непослушный, я ведь говорила тебе, что бы ты лучше одевался …. Вот видишь, простыл!»
Где-то в парке («В парке» («IntheGarden») 2009 №5), рядом со старым сарайчиком садовника стоит лавочка. На этой лавочке сидят двое. Девочка, лет пяти и котёнок, месяцев четырёх.
Смотря на картину «Тихий день»(«SilentDay». 2009 год .№14), мы вспоминаем, эти, уже забытые, ощущения спокойствия и умиротворения.
Этот приём, – отражение невидимого (вспомните отражение невидимой оконной рамы на полу, в картине «Маленькая балерина»), Владимир, может быть и неосознанно, но очень удачно использует.Сразу вспоминается этот же приём, в шедевре гениального Веласкеса «Менины», где в зеркале отражаются невидимые, но очень важные персонажи – король и королева…
А вот другой «читатель»! Картина «Хочешь, почитаю» (HocheshPochitayu.«Wanttoread» 2010 № 8). Этот читатель читает другую «книгу жизни»….
Каким бы не был важным гусь, но если вопрос касается удовольствия, угощения, то любая птица перешагнёт через свою гордость! Картина «Поделиться» ( Share2009 № 38)
Тишина. Стрекотание кузнечиков, и лёгкий шелест ветра. Невдалеке гуляет стая гусей.
Как Владимир писал эту картину можно посмотретьна «You Tube» в фильме «Step by Step: Painting by Vladimir Volegov», из серии «Секреты рождения чуда»
Конечно, я описал лишь одну версию из сотни других возможных, которые воплотились в этой замечательной картине. У каждого свой взгляд, каждый увидит, что-то своё. Но я уверен, что у каждого зрителя эта картина вызовет улыбку, и самые добрые чувства.
Картина «Рядом с забором» ( «NearFence» 2009год. № 37). По-моему, тот же самый дом. Очень похоже на тот, что мы видели в картине «Поделиться». Те же самые переплёты оконных рам; красный, потёртый временем кирпич, кусты роз. Только не маленькая девочка, а теперь – девушка, молодая женщина.
Она стоит рядом с невысоким старым заборчиком. Такое впечатление, что девушка пытается опереться на него, и прежде чем это сделать, изучает подпорку, которая держит забор. Она смотрит на этого «старичка» и неосознанно думает: «Выдержит или не выдержит? » Заборчику, точно, лет за пятьдесят – шестьдесят. (Кстати, эту картину в начале 2010 года во Франции приобрёл очень зрелый и опытный мужчина – итальянский премьер министр СильвиоБерлускони… Может быть, неслучайно.) …
Какой необыкновенно женственный образ! Какая естественность и непринуждённость!
«Женщины из стали!» - это, к сожалению, реальность нашего времени. Но успокаивает то, что это не единственная реальность; что это реальность, которую насаждают через средства массовой информации. А есть другой мир, - его становится всё меньше и меньше, но он всё же есть! Его и показывает в своих работах Владимир Волегов. Это мир, где нет … искусственного блеска и лоска; где нет модных интерьеров, одежд от кутюрье; где нет и персон, которые своим обликом вызывали бы у нас зависть, раздражение, вожделение…
Работы Владимира Волегова находятся в частных собраниях, и галереях России, Италии, Германии, Испании, Финляндии, Дании, Франции, Австрии,Америки, Японии иво многих других странах.Его полотна приобретают во всём мире и простые люди, и сильные мира сего. Владимир Волегов уже сейчас может считать себя состоявшимся художником, работы которого уверенно растут в цене.
Художник, - пиши! не смотря ни на голод, и безызвестность, в минуты начала творческого пути;
Творчество и семья - величины, как правило, трудно сочетаемые. Настоящий живописец – это, всё-таки, чуть-чуть не нормальный человек. Обычные, нормальные люди любят хорошо покушать, разные напитки попить, любят в театр, в кино сходить, на диване полежать, телевизор посмотреть. А живописец, и особенно, если он настоящий, он что? Он всё пишет и пишет! Как Владимир...
Наверно не сложно представить себе такую, может быть, характерную для семьи художника сцену: Солнечный летний день. Жена Владимира, Екатерина, говорит:
-Володя, ты всё работаешь и работаешь! Ну нельзя же так…, может быть прервёшься, пойдём, прогуляемся, день-то какой! –
А он ей в ответ:
- Извини, пожалуйста, Катя, надо ещё…! - и всё пишет и пишет. Виртуозно и без остановки.
Екатерина несколько раз попытается уговорить Владимира сделать паузу. Но всё бесполезно, у художника один ответ:
- Извини, Катя, надо ещё…! - И всё пишет и пишет!
И только когда сынишка, как маленький ураган, вбежит в мастерскую, обхватит отца, и звонко закричит:
- Папа, хватит, пойдём гулять! - художник остановит свой «танец», отложит кисти, вытрет тряпкой руки. На его лице, тронутом щетиной, появится улыбка.
Он возьмёт сына на руки, слегка подбросит к потолку; от чего тот весело засмеётся, и потребует: «Ещё, ещё папа!»; и наигранно строго спросит:
- Ну что, Антошка, пойдём чаек кормить?
- Пойдём, пойдём! – радостно ответит Антон.
И после недолгих сборов семья в полном составе: Владимир, Екатерина и Антон, выйдут из своего дома и пойдут к морю. Мы будем смотреть им вслед, и будем верить, что счастье в мире есть! Что любовь простых и добрых людей может отразиться в их детях. И что эта волшебная нить любви передастся в века грядущим поколениям. Глядя вслед, этим счастливым людям мы поймём, почему в каждой картине художника нам светит лучик большой и настоящей Любви! Ведь талант, так же как и любовь, не возможно утаить! Попробуйте спрятать свет. Не получится. Тьма неизменна и конечна. Свет не имеет пределов, он бесконечен, как Любовь. И до той поры, пока Небо, будет отражаться в произведениях художников, которые являются настоящими волшебниками, до тех пор и будет существовать наш Мир. И я верю, что он обязательно станет добрей! А это и есть настоящее предназначение искусства - делать мир добрей.
Наша жизнь коротка, и мы так заняты поиском личного счастья, что иногда забываем отдать должное добрым и честным людям, которые нас окружают. Мы боимся показаться нелепыми, говоря о них что-то хорошее. Наши комплексы - показаться наивным, закрывают нам рот и сковывают душу. Мы боимся быть искренними! А это нелепо. Это то же самое, что «хоронить» свой талант! Ужасная ошибка, стесняться быть самим собой – немного наивными и искренними, как дети. В конце концов, все мы дети, которые незаметно подросли.
Я попытался передать те добрые чувства, которые испытываю к своему другу, замечательному художнику и удивительному человеку Владимиру Волегову. Искренне завидую тем, кто впервые, или по-новому откроет для себя волшебный мир его картин и увидит частичку настоящей Любви в его искусстве.
2010 год. Белкин Евгений.