Этот большой выставочный зал был создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте помещения Главного буфета Зимнего дворца в 1940 г.
Сейчас в зале расположена выставка, посвященная культуре и искусству Древнего Египта. Cобрание памятников Древнего Египта - монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла - позволяет представить облик великой древней цивилизации практически на протяжении всей ее истории с IV тыс. до н.э. до начала н.э.
Большое и разнообразное собрание коптских памятников Эрмитажа в основном было составлено хранителем Эрмитажа В. Г. Боком во время его командировок в Египет в 1888/89 и 1897/98 гг. Эти поездки В. Г. Бока были весьма удачны, так как помимо основной своей задачи - составить коллекцию коптских древностей для Эрмитажа - ему удалось исследовать ценные памятники коптской архитектуры, а именно Белый и Красный монастыри в Сохаге и некрополь Багауат, в гробницах которого Боком были открыты очень интересные росписи.
Стела начальника гончаров Пепи
Памятники культуры и искусства коптского Египта в Эрмитаже расположены в трех залах, являющихся заключительным отделом анфилады, в которой развернута экспозиция древнего, птолемеевского и римского Египта. Посетитель имеет возможность проследить развитие культуры и искусства Египта, начиная от ее возникновения до арабского завоевания.
Экспозиция начинается показом памятников, позволяющих охарактеризовать положение Египта в составе Византийской империи и общественную жизнь самого Египта. Византийские монеты и монеты александрийского чекана с портретами византийских императоров, папирусы с записями о получении содержания представителями администрации от подчиненных им селений, долговые расписки и другие документы рисуют яркую картину эксплуатации Египта как провинции Византийской империи и непримиримые социальные противоречия в египетском обществе.
Собрание памятников Древнего Египта - монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла - позволяет представить облик великой древней цивилизации практически на протяжении всей ее истории с IV тыс. до н.э. до начала н.э.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.
Высеченная из одного блока известняка скульптурная группа представляет чиновника невысокого ранга Анхуджеса с супругой. Памятник датируется рубежом V-VI династий (XXIV в. до н.э.). Анхуджес показан сидящим с лежащими на коленях руками. На нем короткий, подвязанный поясом передник. Из-под широкого пышного парика видны локоны собственных волос. Круглое лицо с большими глазами, маленьким носом и пухлым ртом не является портретом, а передает обобщенный, идеализированный, характерный для этого времени тип. На базе перед фигурой его супруги выбита иероглифическая надпись: "Правитель Анхуджес, его жена Иинефретеф". Тонкая изящная фигурка Иинефретеф в облегающем платье изображена в значительно меньшем масштабе. Правой рукой она обнимает супруга за плечи. Этот жест, выражающий родственную привязанность, встречается во многих семейных группах. Хорошо сохранилась каноническая раскраска - загорелое тело мужчины передано красно-коричневой охрой, тело женщины - более светлым желтым тоном, одежда - белым цветом, парик и брови Анхуджеса - черным. База и часть блока, оставленного в качестве фона, покрыты черной краской.
Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Древний Египет, XIX в. до н.э.
Статуя Аменемхета III, единственная полностью сохранившаяся каменная царская скульптура в собрании Эрмитажа, является ярким образцом древнеегипетского портретного искусства. Аменемхет III, царь XII династии (XIX в. до н.э.), представлен в традиционной позе - сидящим на кубообразном троне, в царском платке-немесе, увенчанном священной коброй. Парадный костюм царя предельно прост и состоит из передника - шендита и пояса. Художник передает своеобразие широкого скуластого лица Аменемхета III, тщательно прорабатывая мускулатуру, постановку глаз, делая взгляд более живым. Обнаженный торс Аменемхета трактован условно, в традиционном идеализирующем стиле. Египтяне стремились подчеркнуть красоту и силу владык, внешний облик которых олицетворял незыблемость и мощь египетского государства. На передней части трона вырезаны надписи, содержащие титулатуру царя. Фиванское происхождение XII династии (XX-XVIII вв. до н.э.) выдвинуло на первое место главного бога Фив - Амона, имя которого включалось в имена царей ("Аменемхет" означает "Амон впереди "). Аменемхет III - один из самых деятельных правителей Среднего царства. В годы его правления строятся уникальные храмы. Комплекс грандиозного заупокойного храма в районе Фаюмского оазиса (соврем. г. Хавара), олицетворение его могущества, власти и богатства, греки назвали Лабиринтом. Историк Геродот пишет, что "Лабиринт превосходил сами пирамиды".
Осирис вместе со своей женой Есет и их сыном Хором
Саркофаг Нана,жреца бога Птаха,розовый гранит,XIII в. до н.э.Мемфис
Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.
Корнями же своими миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.
Настенная роспись с ОсирисомКорона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.
Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.
[показать]
Царица Клеопатра VII
Описание:
Статуя Царицы Клеопатры VII.
Базальт. Вторая половина I в. до н.э.
[показать]
Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист.
Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище).
Дерево. X век до н.э.
Главное открытие ученых перевернуло все представления музея об этом экспонате. Мумию, которая долгое время хранилась в запасниках Эрмитажа, считали храмовой певицей по имени Бабат, жившей в Фивах во времена царствования фараона Псаметиха Первого. Оказалось, что на самом деле это мужчина. Причем, мужчина-евнух – с большой долей вероятности ученые предположили, что он служил во дворце фараона, передает "ТВ Центр".
Певица Бабат окончательно перевоплотилась в жреца Па Кеша, когда выяснилось, что в коллекции Эрмитажа хранятся саркофаги обеих мумий. Первые экспонаты из Египта начали привозить в Россию еще в царские времена, в конце 19 века.
Путаница с мумиями в Петербурге, как выяснилось, образовалась еще в начала 20 века. Дело в том, что до революции ядро египетской коллекции располагалось в другом петербургском музее - в Кунсткамере, поскольку считалось неподобающим хранить фактически умерших людей рядом с покоями здравствующей императорской семьи. После революции коллекция переехала в Эрмитаж, в Египетский зал, но при транспортировке ученые того времени, по всей видимости, перепутали саркофаги.
Конечно, могли перепутать и раньше, еще в Египте перед отгрузкой, говорят исследователи. Но важно сейчас другое: впервые в научно-исследовательской истории Эрмитажа удалось изучить мумию, не прикоснувшись к ней. Всего 47 секунд сканирования – и мумия начинает превращаться в реального человека.
Этот мужчина страдал заболеваниями опорно-двигательного аппарата – ими страдает и современный человек. Здесь есть выраженный остеохондроз шейного отдела, пояснично-крестцового отдела
Коллективное удивление ученых вызвал тот факт, что у этого египтянина, которому сейчас около уже двух с половиной тысяч лет, сохранилось тридцать абсолютно здоровых зубов. Это говорит не только об уникальном мастерстве бальзамирования, но и том, что при жизни в те далекие времена жрец Па Кеш не страдал кариесом.
Современные ученые буквально снимают шляпу перед своими древними предшественниками. Способ пеленания мумии создает настолько глухую оболочку вокруг тела, что через нее не может просочиться ни одна молекула воды – ни изнутри, ни снаружи! Даже несмотря на то, что экспонат хранится в городе со средней влажностью воздуха 80 процентов.
Уникальные исследования позволят ученым, что называется, "собрать паззл" из отрывочных знаний далекой эпохи фараонов. А для посетителей Эрмитажа обещают создать электронную презентацию.
Богиня Мут-Сохмет
Статуя богини Мут-Сохмет (базальт). XV в. до н.э.Сехмет (Сохмет) — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха.
Сехмет ("могучая")- богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона.
Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах
В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.
Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского
Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник
По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".
[показать]
Стела Харемхеба
Древний Египет, Конец XIV - начало XIII вв. до н.э.
Фрагмент убранства гробницы начальника войска царя Тутанхамона Харемхеба в Саккаре близ Мемфиса - подлинный шедевр рельефной пластики постамарнского искусства времени Тутанхамона (середина XIV в. до н.э.). На известняковой плите вырезана сцена поклонения Харемхеба трем богам. Слева показана фигура Харемхеба в сложном парадном одеянии и парике, с поднятыми в жесте молитвы (адорации) руками с браслетами на запястьях. Надпись, содержащая обращение к богу заходящего солнца Атуму, отделяет адоранта от изображений богов. Атум представлен в двойной короне "Владыки Обеих Земель" - Южного и Северного Египта, с ритуальной бородкой, с жезлом "уас" в правой руке и знаком жизни "анх" в левой. За Атумом - изображение царя загробного мира Осириса в виде спеленутой мумии в высокой оперенной короне, с царскими регалиями в руках. Завершает композицию фигурка покровителя саккарского некрополя - Птах-Сокара. Первоначально стела была ярко раскрашена. Во врезанных иероглифах сохранились следы краски. Образы богов и Харемхеба трактованы различно. Черты лица Харемхеба психологически осмыслены в отличие от застывших лиц Осириса и Атума. Реалистично показанное тело вельможи резкоотличается от стройных фигур статуй божеств, переданных более архаично. Стела Харемхеба является верхней частью вертикально вытянутой плиты. Ее нижняя часть (Египетский музей, Каир) содержит гимн Атуму. Аналогичная стела из той же гробницы находится в Лондоне в Британском музее.
Стела Ипи
Древний Египет, Вторая половина XIV в. до н.э.
Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Она относится к кругу памятников, представляющих постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую - с жезлом "уас" - протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов. Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска, выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета - синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.
Фрагмент клепсидры с именем Александра Македонского
Статуя бога Осириса
Осирис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.
https://vittasim.livejournal.com/218451.html
http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/buildings/
Серия сообщений "Эрмитаж":
Часть 1 - СКУЛЬПТУРА ЭРМИТАЖА
Часть 2 - Все картины Эрмитажа
...
Часть 30 - Эрмитажные коты или «Мяу» особого назначения
Часть 31 - Новое открытое хранение "Галерея костюма" в Эрмитаже.
Часть 32 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(4).Коллекции:залы Древнего Египта.
Серия сообщений "Музеи России":
Часть 1 - Государственный музей-заповедник "Гатчина".Часть 2(2)Интерьеры большого дворца
Часть 2 - Всемирное наследие ЮНЕСЕКО: Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» (Архангельская область)
...
Часть 47 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(2)Архитектура
Часть 48 - Государственный Эрмитаж(3).Интерьеры.
Часть 49 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(4).Коллекции:залы Древнего Египта.
Серия сообщений "Древний Египет(мои)":
Часть 1 - Великие тайны истории:Александрийская Дева
Часть 2 - Вторая жизнь Нефертити
...
Часть 33 - Лувр:Древний Египет(1)
Часть 34 - Лувр:Древний Египет(2)
Часть 35 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(4).Коллекции:залы Древнего Египта.