Это цитата сообщения
willynat Оригинальное сообщениеАх, какой сегодня день-то интересный, оказывается - 28-е января! Павлов день, да еще и день колдунов, и Кудесы - день, когда домового задабривают да кормят.
Из Народного календаря:
День получил свое название в честь церковного праздника — дня памяти преподобного Павла Фивейского. Его также называют Павлом Египетским или Павлом Отшельником. Считается, что Павел Фивейский был первым христианским монахом. По преданию, он прожил в отшельничестве 91 год; питался финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, а от холода укрывался пальмовыми листьями. Согласно житию, Павел скончался во время молитвы. Датой его смерти считается 341 год.
В народе этот день получил еще одно название — День колдунов. Люди верили, что в этот день колдуны и колдуньи могут передавать ученикам свое искусство. Это было чревато разными неприятностями для окружающих — ведь ученикам нужно было опробовать полученные способности.
В Павлов день советовали остерегаться порчи и сглаза. Для этого предпринимались «защитные меры» — как одобренные церковью, так и близкие к языческим обрядам. Люди в Павлов день чаще и молились, и стучали по дереву, и плевали через плечо.
По поводу природных явлений говорили: «Павел день прибавил», «Павел взмок — дня приволок», — замечая, что зима уже неуклонно движется к своему концу, ночи становятся короче, а солнце — ярче. Следили и за погодой. Блестящие звезды в этот день предвещают мороз, тусклые — тепло, а «моргающие» — вьюгу. Если на севере показались тучи — не стоит надеяться на оттепель.
Также по Павлову дню смотрели, каким будет лето: если ясно – то сухим и жарким, если ветрено — то холодным, если идет снег — то дождливым. Идеальным вариантом считалась спокойная пасмурная погода.
Павлов день - праздник, естественно, церковный, а вот Кудесы достались нам от язычества.
И вот что пишут об этом обряде:
Кудесы - день угощения домового. Домовой - запечник, прибаутник, сверчковый заступник.
Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Приговаривают:
«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!».
[600x484]
Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага,
он может превратиться в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.
Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:
«Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!»
А это - цитата из Словаря Брокгауза и Ефрона:
Кудесы - народные представления, которые разыгрываются ряжеными на святках, причем сами ряженые носят древнее название кудесников. Это название существует в некоторых местностях Новгородской губ.
Кудесы, упоминаемые еще в Стоглаве, являются одним из древних видов зарождающейся народной драмы; эти представления носят преимущественно сатирический характер и часто являются даже кощунственными. Иногда Кудесы заключают в себе ряд сцен из народной жизни, напр. диалог глупого барина с плутом слугой или старостой, разбойником, похороны одного из ряженых и т. п. Эти народные сцены однородны с средневековыми немецкими масляничными играми (Fastnachtsspiele), французскими soties и итальянскими импровизированными представлениями (см. Commedia dell'arte). Ср. П. Морозова "История русского театра" (1889, I, стр. 8 и след.); А. Веселовский, "Старинный театр в Европе" (1870, стр. 404 и след.). Мнение о Кудесах, как о музыкальном инструменте вроде шаманского бубна есть у Владимирова: "Несколько данных для изучения сев. великор. нар." (1878, стр. 38).