Загадочная, странная, для многих непонятная, но всегда притягивающая внимание, Рената Литвинова – та актриса, чей образ на экране каждый раз непредсказуем.
Рената Муратовна Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве. Ее родители – врачи. Мама, Алиса Михайловна, до сих пор практикующий хирург. Отец, татарин по национальности, с семьей не жил.
Мама Ренаты обожала кино, часто ходила в кинотеатр и брала с собой дочку. Постепенно эта киномания передалась Ренате. В детстве Рената была довольно замкнутой и одинокой. Помимо кино очень любила читать все книги подряд. К окончанию школы она решила поступать на сценарный факультет ВГИКа. Уже тогда она пробовала писать рассказы.
Стажировку Рената проходила в творческом объединении «Круг» режиссера Сергея Соловьева. В 1991 году ученик Соловьева режиссер Валерий Рубинчик снял по сценарию Литвиновой драму «Нелюбовь».
Следующей работой стал сценарий к фильму «Трактористы-2» (1992), своеобразному римейку старой советской ленты, затем режиссер Юрий Грымов снял фильм «Мужские откровения» (1995) по повести Ренаты «Третий путь».
Тем временем Литвинова начинает проявлять себя и как актриса. В 1994 году она снимается в драме «Увлеченья», поставленной мастером авторского кино Кирой Муратовой. С этого начинается их тесное творческое сотрудничество. В 1996 году Муратова по сценарию Ренаты ставит фильм «Принципиальный и жалостливый взгляд», а в следующем году снимает «черную» криминальную комедию «Три истории», состоящую из трех новелл. В одной из них, по своему же сценарию, Литвинова сыграла медсестру-убийцу. Эта роль вызвала много домыслов, но привлекла внимание критики. Фильм был номинирован на награду Берлинского кинофестиваля и премию «Ника».
Из богемной личности в широко известную актрису Рената превратилась благодаря участию в популярном телефильме «Граница. Таежный роман» (2001). Литвинова сыграла второстепенную роль медика в гарнизоне пограничников, но запомнилась всем зрителям манерой говорить, двигаться и общей «нестандартностью». Фильм был удостоен Государственной премии РФ.
В 2002 Литвинова по мотивам классической картины 1967 года «Еще раз про любовь» вновь пишет сценарий-римейк для фильма «Небо. Самолёт. Девушка.», где исполняет и главную роль. За эту работу актриса номинируется на премии «Ника» и «Золотой орел».
В 2004 Литвинова дебютирует как кинорежиссер с криминальной драмой «Богиня: как я полюбила», в которой также играет главную роль.
В 2006 году известный режиссер Алексей Балабанов (автор фильмов «Брат», «Война», «Морфий») выбрал Ренату на одну из главных ролей в мелодраме «Мне не больно», за которую актриса была вновь номинирована на «Золотого орла», Нику» и кинонаграды «MTV-Россия».
В этом же году Литвинова после пяти лет брака развелась со своим вторым мужем, бизнесменом Леонидом Добровским. Их дочь Ульяна, родившаяся в 2001 году, по решению суда осталась с матерью. Про первого мужа, кинопродюсера, актриса никогда не позволяет себе никаких высказываний.
В 2009 году готовится к выходу очередной фильм с Ренатой Литвиновой «Поколение П» снятый по роману модного писателя Виктора Пелевина. Книгу тривиальной не назовешь, судя по всему, и кино окажется нетипичным. Как и сама Литвинова.
Кира МУРАТОВА, режисеер:
«Раньше она была пухленькой, а сейчас - худая»
- Увидела я Ренату впервые на фестивале «Арсенал» в Риге, уже не помню, в каком году.
Общалась с ней как со сценаристкой. А у меня так часто бывает - смотрю на человека, который актером не является, и хочу его снимать. И выразительный, и интересный... В тот момент у меня для нее роли не было, и я ее как бы «заложила» про запас. Потом стала снимать «Увлеченья» - и снова для нее не было роли, а та, на которую мы ее пробовали, не подходила, у нее не получалась циркачка. Она ее не могла играть, так как была довольно пухленькой. А сейчас она худая... Потом она как-то достала свои сценарные записи, показала, предложила что-то использовать. Я увидела, как это замечательно, и стала присобачивать к своему сценарию - так появилась медсестра. И на следующий же день после выхода фильма Рената стала знаменитой.
Я даже не могу описать своего к ней отношения - настолько оно богатое и волшебное. Я даже видела ее в некоторых фильмах, которые мне не нравились, но мне всегда нравилась Рената. Я бы ей сказала на день рождения, что счастлива быть ее современницей.
Светлана СВЕТЛИЧНАЯ, актриса:
«Наша с ней связь меня заинтересовала»
- Я ей благодарна буду бесконечно, потому что она меня пригласила в свою картину «Богиня» после какого-то забытья, когда кинематографисты вообще забыли, что я существую.
Она меня вернула к творчеству, будем так говорить. Было работать очень интересно - у нее манера очень своя как с западными режиссерами. Потом, мне приятно работать с людьми, у которых есть вкус. Она красива, она женственна. Это все очень важно. Я чувствовала, что она очень довольна, что утвердила меня. И я очень рада, что мы снялись с ней в картине «Девушка и смерть» голландского режиссера Йоса Стеллинга, где я играю 80-летнюю маму 35-летней Ренаты. И вот эта связь - сначала в одном фильме, потом в другом - меня очень заинтересовала. И я счастлива, что прикоснулась к Ренате - имею в виду творчески.
Сергей СОЛОВЬЕВ, режиссер:
«Во ВГИКе ее часто не понимали»
- Я ее знаю еще со ВГИКа - исключительно одаренной и своеобразной личностью и поразительно красивой женщиной. Это редко когда сочетается. Я такое встретил впервые в жизни. К тому же она - отличный прозаик. Когда она только начинала и стали снимать по ее сценариям, у нее всегда была чудовищная горечь от того, что она видела на экране. Говорила: «Посмотри, это же совсем не то, что я писала!» И тогда я взял на себя смелость посоветовать Ренате снимать самой. И я счастлив от того, что мой совет ей пригодился в жизни. Во ВГИКе ее часто не понимали, много говорили всяких глупостей, но я прочитал первые странички ее сочинений и влюбился в то, что она делает.
Очень трудно жить со всеми ее дарованиями - кажется, что можно просто жить и посвистывать с такими подарками от Бога. Желаю ей сил и здоровья, чтобы эти дары ей хватило сил нести - и ни в коем случае их не растерять, а приумножить.
Сейчас ведет на канале 'Культура' передачу ' Красота скрытого'